Автор: С.Г.Зубанова – д.и.н., профессор, зам. декана по науке, зав. кафедрой иностранных языков Факультета иностранных языков МАИ (НИУ), соучредитель Всероссийского теологического общества, председатель ГАК по «Теологии» ПГЛУ и ТулГУ
Особую роль в формировании духовно-нравственных ценностей и предпочтений молодежи играет религиозное образование, опыт реализации которого в современной отечественной высшей школе имеют многие государственные и негосударственные вузы.
Изучение наследия Православия, святоотеческой литературы позволяет глубже осмыслить процессы формирования духовности российского общества и составить полное представление об истории и культуре нашей страны и ее народа. Обучение основам веры своего народа, истории религиозной традиции культурообразующих вероисповеданий России (в первую очередь – Православия) – должны быть необходимой частью педагогической деятельности современных российских учебных заведений.
В отечественной Высшей школе можно получить образование по «религиоведению» и по «теологии». Спор о том, что важнее, бесполезен. В числе воспитательных задач, которые сегодня стоят перед отечественным образованием, — это передача подрастающему поколению духовного наследия и лучших традиций нашего народа, привитие молодежи мировых общечеловеческих норм духовности, нравственности и этики.
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл на архиерейском совещании, проходившем в Москве 28-29 ноября 2012 года, дал такую оценку роли университетского теологического образования: «Университет призван открывать доступ к многообразию человеческого опыта, создавать возможность приобщиться к избранным сферам знания, в том числе и к религиозному знанию, выражением и изложением которого является теология».
Порядка 50 вузов в нашей стране готовят теологов. Совсем недавно, осенью 2013 года Министерством образования и науки РФ принято судьбоносное решение: теология выделена в одноименную укрупненную группу в предметной области «гуманитарные науки» в перечнях направлений подготовки бакалавриата, магистратуры и аспирантуры (адъюнктуры). Впервые, спустя почти 100-летие, выпускники кафедр теологии получат возможность продолжать обучение в аспирантуре по научной специальности «Теология». До сегодняшнего дня это вызывает споры в обществе и научно-педагогической среде. Важным аргументом расширения образовательно-научного поля теологии является сравнение с дореволюционной ситуацией в России: тогда объем богословских исследований был вполне сопоставимым с результатами любого университетского факультета. Известно, что на протяжении всего периода действия системы научной аттестации Российской империи (XIX – начало XX в.) по богословию присуждались степени трех ступеней: кандидата, магистра и доктора, имевшие государственный статус и дававшие право занимать кафедры не только в духовных академиях, но и богословские кафедры в университетах и прочих высших учебных заведениях.
Лица, имевшие ученые степени кандидата, магистра и доктора богословия, доктора церковной истории и доктора канонического права обладали теми же правами, что и лица, получившие ученые степени по всем прочим университетским наукам, а именно: право занимать университетские кафедры, соответствующее положение в табели о рангах и т. д. Большинство ученых-богословов – по крайней мере, докторов и магистров богословия, профессоров духовных академий составляли миряне. Так, в 1869–1918 гг. от 60 до 80 % докторов богословских наук клириками не были.
Православное богословие (теология – в современной системе ВПО) всегда было сферой особой ответственности России, ее вкладом в мировую гуманитарную науку.
Проблема отставания российской богословской православной научной школы по сравнению с передовыми странами мира актуальна — 70 лет атеизма существенно попрепятствовали развитию научного поиска. Сотрудничество с западными научными школами, изучающими православную теологию, должно быть нацелено, в первую очередь, на возрождение и развитие отечественных богословских школ.
Современное теологическое образование не лишено и других трудностей и различных преград в своем развитии, о которых нам известно из личного многолетнего опыта работы заведующей кафедрой теологии и председателем Государственных аттестационных комиссий по «Теологии» некоторых российских государственных ВУЗов, в частности, — ТГУ, МурмГУ и РГУ (Тульского, Мурманского, Рязанского, Московского гуманитарного им. М.Шолохова университетов). Одна из проблем — это отсутствие достаточного количества компетентных кадров усугубляется отсутствием законодательных решений по целому ряду позиций в организации обучения религиозным дисциплинам. Заметим, что Святейший Патриарх Кирилл на совещании ректоров духовных учебных заведений поставил «цель, к которой нужно идти: цель заключается в том, чтобы каждый священник имел признанное государством высшее образование», чтобы они имели возможность профессионально помочь в учебном процессе кафедр теологии.
Серьезной проблемой современного теологического образования является отсутствие системы распределения выпускников, получивших высшее профессиональное теологическое образование. На сегодня не сложилась система формирования государственного и социального заказа на специалистов этого профиля. Понятно, что в преподавателях ОПК нуждается отечественная средняя школа, а в преподавателях-теологах нуждаются кафедры теологии Российских ВУЗов. Однако остается не ясным (в виду отсутствия статистики и сформулированных запросов), сколько нужно таких специалистов примерно ежегодно?
Скажем еще об одной серьезной проблеме, на которую обращает внимание в своих выступлениях патриарх: это недостаточный и порой малоэффективный процесс взаимодействия кафедр теологии светских вузов и духовных школ. Казалось бы, самое поле для сотрудничества: обучение в духовной школе дает возможность стать священнослужителем; обучение в светском вузе на направлении «теология» дает возможность стать аспирантом и преподавателем школы или вуза. Мы знаем много примеров, когда выпускники кафедр теологии становились семинаристами, а выпускники семинарий становились студентами кафедр теологии. Сотрудничество двух этих школ должно быть как можно теснее.
Несмотря на многочисленные трудности, связанные с утверждением позиций «Теологии» в отечественной системе образования, очевидно, что за последнее десятилетие в России была создана необходимая правовая, организационная и методическая база, способствующая позитивному развитию специальности (направления подготовки) теологов .
Совместная деятельность (соработничество) государства и Русской Православной Церкви в сфере воспитания, образования и науки — это один из главных факторов возвращения к духовным основам отечественной культуры и оздоровления нравственной атмосферы российского общества. Такое соработничество в форме религиозного образования в высшей школе России дает свои первые хорошие результаты во благо людей, их социальной жизни и развития государства. Заметим, что складывающаяся отечественная практика вполне сравнима с имеющимся опытом развитых стран, где система религиозного образования повсеместно является областью социального партнерства государства и культурообразующих конфессий.
Завершая, подчеркнем, что Православие веками формировало культуру России, нравственность общества, созидало духовные силы российской семьи, оказывало огромное воздействие на развитие всех сфер жизни российского государства. История наглядно показала, что именно христианское, православное мировоззрение явилось цементом, сплотившим россиян и способствовавшим созданию великого государства. Православие дало нашему отечеству А. Невского, Д. Донского, А. Суворова, Ф. Ушакова, а также А. Рублева, Державина и многих других. Православие создало Россию, и она не мыслима без Православия, без его всеобъемлющего, высоконравственного, глубоко человечного и несокрушимого морального кодекса. Вне духовно – нравственной патриотической этики Православия невозможно истинное понимание отечественной истории, литературы, искусства.
Сегодня очевидно: в тех вузах, в факультетских коридорах встречаются священнослужители, спешащие на занятия к студентам; где есть кафедры теологии; открыты университетские храмы; действуют молодежные православные организации – в этих вузах духовно-нравственный климат существенно отличается своим здоровьем.