«Попечение Церкви о душевнобольных людях: эмоциональные расстройства в практике пастыря, врача-психиатра и психолога». Под таким названием 26 января 2024 г. в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата прошла секция XXXII Международных Рождественских образовательных чтений. Она была организована совместно ОВЦС и Комиссией по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия, в рамках которой действует экспертная рабочая группа по пастырскому попечению о душевнобольных. Секционные заседания по этой проблематике проводятся ежегодно с 2018 г.
Заседание возглавил председатель экспертной рабочей группы митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. Куратор секции – секретарь Комиссии по церковному просвещению и диаконии, сотрудница ОВЦС Нелюбова М.Б. В работе секции приняли участие около 60 человек: священнослужители и миряне из 22 епархий Русской Православной Церкви, представители Римско-Католической Церкви, протестантских общин, ученые-психиатры, сотрудники Научного центра психического здоровья (НЦПЗ), Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского, Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева, врачи, церковные социальные работники, студенты духовных и светских учебных заведений.
В своем вступительном докладе митрополит Сергий отметил, что сегодня объемы информации, высокие темпы ее подачи оказывают сильное воздействие на психическое состояние людей и вызывают эмоциональные нарушения. «Утрата традиционных христианских ценностей в сочетании с пресыщением ненужной информацией, а также неумением выстроить четкие границы собственного информационного поля зачастую приводят к психическим срывам, а в дальнейшем порождают обширный комплекс негативных эмоций и греховных привычек;… существует тесная связь между увлеченностью греховными привычками и их гибельными последствиями для физического здоровья». Владыка подчеркнул, что в современной психологии и психиатрии существует тенденция сводить к минимуму негативные эмоции по поводу совершенного греха и преуменьшать значение голоса совести, что очевидно противоречит святоотеческому учению о грехе и страстях. Болезни душевные и духовные нередко имеют значительное сходство, но их разграничение требует совместного комплексного подхода врача и священнослужителя. «Поэтому так важно и необходимо развивать диалог Церкви и медицины в области психиатрии, продолжать тесное взаимодействие духовенства и врачей, сотрудничество религиозных и медицинских организаций, укрепившееся в последние годы».
Проф. Каледа В.Г., заместитель директора НЦПЗ, председатель секции Российского общества психиатров «Клиническая психиатрия, духовность и религиозность» посвятил свое выступление вопросу об эмоциональных расстройствах в психиатрической практике.
Он дал определение понятия «эмоции» и отметил, что обобщенное эмоциональное состояние – настроение – может сочетать в себе и положительные, и отрицательные эмоции, проявляется во всех сферах жизни, влияя на общение, на профессиональную деятельность и на отношение человека к действительности в целом.
С точки зрения психиатрии, расстройства настроения (депрессивные, подавленные состояния или противоположные им маниакальные эйфорическое состояния, а также смешанные состояния) проявляются и в изменениях двигательной и психической активности. Василий Глебович подробно описал проявления этих состояний. Сегодня одним из распространенных психических расстройств стала депрессия, от которой страдает около 5% населения земли, т.е. более 350 млн. чел. всех возрастов. Распространенность депрессий за последние десятилетия увеличилась в несколько раз. Женщины в большей мере подвержены депрессии, чем мужчины (20-26% против 8-12% соответственно). До 20% рожениц становятся жертвами послеродовой депрессии. Ученые предполагают, что к 2030 г. она станет первой по распространенности причиной нетрудоспособности населения планеты.
Выступающий рассказал о классификации депрессий в зависимости от их протекания и тяжести, а также о их проявлениях в духовной жизни. При легкой депрессии человек становится «глубже», ощущает особую близость к Богу, сосредоточенность на духовной жизни. При тяжелой, наоборот, испытывает холод на сердце, окамененное бесчувствие, отчаяние, раздражение, ропот на Бога вплоть до полной потери веры и отчаяния. До 70 % депрессивных больных всерьёз задумываются о самоубийстве, а 15 % из них совершают суициды. В окружении каждого человека, покончившего с собой, в среднем остается 6 человек, для которых его самоубийство является тяжелой душевной травмой.
Василий Глебович рассказал о том, как святые отцы описывали страсти печали и уныния, включая те моменты, которые выходят из области настроения и эмоций, и отметил, что в ряде случаев печаль и уныние являются самостоятельными духовными состояниями, а иногда – элементами депрессии. Он также рассказал об эмоциональных состояниях при маниях, биполярном аффективном расстройстве, заболеваниях шизофренического спектра. Он адресовал участников к документу Межсоборного присутствия «Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных людях», где описаны эмоциональные состояния, при которых священнику стоит рекомендовать человеку обратиться к психиатру.
Психологи из НИУ «Высшая школа экономики» Витко Ю.С. и Лебедева А.А. в докладе «Духовный смысл и его функция в эмоциональном опыте» рассказали о результатах феноменологического исследования человека, страдающего шизофренией. При расстройствах шизофренического спектра пациенты имеют затруднения в выражении своих чувств, а их эмоциональная жизнь характеризуется выхолощенностью и уплощенностью; при этом они испытывают такое же количество эмоций, как и другие люди, но в них больше негативных и беспокоящих эмоций. Используя метод психотехнической беседы, исследователи помогли человеку преобразовать его эмоциональный опыт через поиск духовных смыслов произошедшего; понять, что духовный смысл может «находиться» у Бога и быть не явлен в сознании человека; и что духовный смысл возникает в диалоге с Другим, например, с духовником, с Богом.
Семенова Н.В., заместитель директора Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург) выступила с докладом «Духовно-нравственная составляющая реабилитации после тяжелых психотравм». Она рассказала, что проблема психотравматических расстройств актуальна не только для людей, непосредственно участвующих в военных действиях, но и для их родственников, а также для тех, кто находится на территориях, где могут вестись военные действия и информационные атаки. Эти расстройства в большей степени распространены среди непрофессиональных военных. Распространенность ПТСР в группах риска (пострадавшие от стихийных бедствий, катастроф и военных конфликтов) составляет до 73-92% от обследуемого населения.
Постстрессовые расстройства влекут за собой комплекс проблем, связанных с физическим здоровьем, злоупотреблением ПАВ, нарушением социальных взаимосвязей, безработицей, склонностью к агрессивному поведению, высокому суицидальному риску. Только у одной трети страдающих от ПТСР наблюдается улучшение, у 2/3 расстройство переходит в хроническую форму.
За 2023 г. психиатрическая служба РФ претерпела большие преобразования: установлен новый порядок оказания психиатрической помощи, появились новые структурные подразделения – психотерапевтические кабинеты медико-психологической помощи, кабинеты медико-психологического консультирования. В начале 2023 г. были утверждены Клинические рекомендации F43.1 по лечению ПТСР (Приказ Минздрава России от 21.06.2023 N 311н). За последние 2-3 года выпущено большое количество методических рекомендаций и пособий для врачей и психотерапевтов по лечению ПТСР. Достаточно отработаны схемы медикаментозного лечения и рекомендации по психотерапии. Работа ведется во взаимодействии с фондом «Защитники Отечества».
«Однако у пациентов возникают проблемы, выходящие за рамки медицины – тяжелые душевные переживания, связанные с внутренними конфликтами: между понятиями добра и зла; долга, чести и совести; с переживаниями внешне тяжелых и ужасных ситуаций через призму того, достаточно ли правильно, честно, храбро вел себя человек в этих ситуациях. Хотя психотерапевты и работают с этими переживаниями, но опыт показывает, что пациенты, особенно имеющие не только душевные, но и физические ранения, нуждаются в прощении и покаянии. Это то, чего врачи дать не могут», – сказала Наталия Владимировна. Характер протекания расстройств, связанных со стрессом, зависит не только от того, как человек их переживает в настоящее время, но и от тех установок, с которыми он пошел участвовать в военных действиях: пошел выполнять свой долг, работать по контракту.
Наталия Владимировна обозначила еще одну проблему: бойцы не готовы делиться своими переживаниями с гражданскими. Поэтому через ветеранские объединения специально обучают волонтеров вести беседу в ситуации острых травмирующих переживаний с тем, чтобы потом мотивировать комбатантов обратиться за профессиональной помощью к специально подготовленным психотерапевтам, которые знают специфику контингента.
«Для реабилитации страдающих ПТСР важно долгосрочное сопровождение, а также совместные усилия не только психиатрической службы, общемедицинской сети, но и всего общества. Важнейшее значение имеет и духовно-нравственная составляющая реабилитации демобилизованных, которые не могут вернуться в свою нормальную жизнь… Некоторые из них не в состоянии сразу пойти в храм, в этом им нужна помощь… Важно, чтобы и врачи понимали, для чего в больницу приходят священнослужители или с какой целью врачи могут направить пациента к священнику, чтобы быть уверенными, что не возникнет противоречий в совместном движении к общему благу», – заключила выступающая.
Попович У.О., старший научный сотрудник отдела юношеской психиатрии НЦПЗ выступила с докладом «Эмоциональные расстройства в юношеском возрасте». Она рассмотрела эмоции в норме и патологии, а также особенности юношеского возраста, который считается решающим в нравственном становлении личности; она отметила его дихотомичность: с одной стороны, человек переживает пик физического здоровья, силы; активное развитие когнитивных способностей; а с другой стороны, на этот возрастной период приходится рост числа случаев неоправданно рискованного поведения, противоправных поступков, самоубийств. По некоторым данным, увеличение смертности в этом возрасте составляет 200-300%. «Юноши и девушки зачастую готовы на все в этом возрасте, лишь бы выделиться и доказать окружающим свою состоятельность путем борьбы за независимость и стремление к крушению догм и войны с авторитетами», — отметила Ульяна Олеговна.
Она рассказала о юношеских маниях, при которых преобладает протестно-дисфорическое настроение, ускоряются ассоциативные и мыслительные процессы, нарушается поведение и теряется критическое отношение к нему, растормаживаются различные влечения, формируется сверхценное отношение к значимым для подростка явлениям, переоценивается собственная личность и сужаются реальные интересы, появляется склонность к демонстративным импульсивным антисоциальным поступкам.
Еще одним распространенным расстройством в этом возрасте являются юношеские депрессии, которыми страдают до 28% молодых людей в возрасте 15–25 лет, а во время эпидемии ковида – 50% молодежи (18-24 года). По статистике, до 24% молодых людей перенесли по меньшей мере один большой депрессивный эпизод в юношеском возрасте, около 40% молодёжи сообщают о симптомах аффективных расстройств депрессивного спектра. Депрессия характеризуется снижением настроения, темпа мышления, двигательной активности. Но в юношеском возрасте снижение настроения не так заметно, как повышенная тревожность, болезненная рефлексия с ощущением собственной неполноценности и чувством духовной пустоты. Она рассказала о том, как депрессия проявляется в поведении молодых людей, о риске несуицидальных самоповреждений и суицида. Пик суицидов в общей популяции населения приходится на возрастную группу от 15 до 25 лет. Около 95 % подростков-самоубийц имеют психологическое расстройство на момент его совершения. «Зачастую юноша и сам до конца не понимает, что с ним происходит. Неважно, каким бы нелепым, глупым и неуместным протестом ни выглядели эти поступки, нужно стремиться понимать, что стоит за его поведением».
Пищикова Л.Е., руководитель отделения геронтопсихиатрии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, (Москва) представила доклад «Взаимодействие религиозной духовности и психических расстройств в позднем возрасте».
Она отметила, что с точки зрения медицины, старение человека сопровождается постепенным снижением биологических, психических, социальных функций и адаптационных возможностей. Вместе с тем действуют и адаптационно-регуляторные механизмы, способные поддерживать функционирование организма на оптимальном уровне, направленные на выживание, повышение жизнеспособности, увеличение продолжительности жизни. Эффективность этих механизмов увеличивается посредством разнообразных когнитивных, эмоциональных, поведенческих адаптивных действий, например, оптимизма, позитивного настроя, а также религиозной веры. По мнению отечественных исследователей, большинство российских геронтопсихиатров почти не учитывают и не изучают такие базисные свойства личности больных как мировоззрение, убеждения, духовные ценности и потребности, религиозное сознание; не анализируют их значение в возникновении и развитии психических расстройств, их лечении и профилактике.
Любовь Евгеньевна рассказала о причинах игнорирования духовности психиатрами, а также об исследованиях влияния религиозности на психическое здоровье, которые были сделаны в последние десятилетия, в частности Полищуком Ю.И., Мелеховым Д.Е., Кондратьевым Ф.В., Кекелидзе З.И. Они указывали на то, что «христианский подход не заменяет и не подменяет медико-биологический подход, а лишь его дополняет и обогащает»; что религиозная вера, является важнейшим элементом структуры личности человека. Вера оказывает упорядочивающее и направляющее влияние на психическое состояние и поведение человека, определяет содержание его духовной жизни, формирует его мировосприятие и мировоззрение, служит опорой и утешением в трудные периоды жизни. Она повышает стрессоустойчивость личности и облегчает страдания (Полищук Ю.И.).
Выступающая рассказала, каким образом происходит позитивное влияние религиозной духовности на течение аффективных расстройств в позднем возрасте, в частности при патологической реакции горя. В заключение она подчеркнула, что при лечении верующих пациентов позднего возраста психиатрам следует уделять внимание выявлению связи психических расстройств с нарушениями в их духовной сфере. При наличии такой связи необходимо привлекать к психотерапевтическому и психопрофилактическому сотрудничеству опытных священников.
Иерей Николай Устинов, клирик храма прп. Евфросинии Московской в Котловке, руководитель семейного клуба трезвости выступил на тему «Пастырское душепопечение лиц с эмоциональными расстройствами». В своем докладе отец Николай изложил основные положения православной антропологии, которыми руководствуется священник при пастырском душепопечении лиц с психическими и эмоциональными расстройствами. Исходя из своего пастырского опыта, он обозначил зоны, в которых компетенция священника ограничена и ему необходимо обратиться к специалистам-медикам, чтобы предоставить страждущему комплексную помощь. В заключение своего выступления он рассказал о том, как реализуется мультидицисциплинарный подход на примере работы Душепопечительского центра им. сщмч. Владимира (Богоявленского) при храме прп. Евфросинии Московской, в котором просветительская, образовательная, терапевтическая, консультативная и социальная работа ведется в сотрудничестве со специалистами НПЦЗ.
Надюк Р.И., декан факультета дополнительного образования служителей, начальник отделения душепопечительства Семинарии Евангельских Христиан рассказал о ресурсах душепастырской помощи в работе с патологическими состояниями обиды и личной неудовлетворенностью жизнью. Он отметил, что в пастырской работе следует различать обиду как эмоциональную реакцию на нарушение личных границ, и обидчивость как устойчивое свойство неудовлетворенной жизнью личности. Если обида обычно поддается коррекции и ее можно преобразовать в опыт проживания прощения, то обидчивость или патологическое состояние обиды деструктивно, содержит признаки различных видов отклоняющегося поведения, всегда требует пролонгированного духовно-воспитательного, часто профессионального терапевтического влияния на глубинные мотивы, жизненные установки и адаптивные стратегии поведения. Патологическую обидчивость можно воспринимать как страсть – сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Душепастырь может помочь конвертировать опыт обиды в ресурс самопознания, самообучения и прощения. Патологическая же обидчивость, несмотря на неоднократно оказанную духовную и консультативную помощь, проявляется в повторяющихся «срывах» обидчивости, чаще всего из-за доминирующих в сознании человека эмоционально травмирующих переживаний, и требует соработничества священника и психотерапевта.
Иванин Д.А., аспирант Сретенской Духовной Академии в докладе «Депрессия, печаль, уныние в истории человеческой мысли» рассказал об эволюции понятий, описывавших состояния, похожие по симптомам на депрессию (понятие «депрессия» вошло в обиход в 1908 г.). Эти понятия не сменяют друг друга, а продолжают использоваться, выражая разные эмоциональные, физиологические, духовные состояния. «Человек ищет причину своего состояния и пытается создать новые понятия, чтобы отразить множественность его причин», — отметил Дмитрий Алексеевич. За каждым понятием стоит отдельный вид помогающей практики, свой особый язык описания, с помощью которого происходит процесс осмысления и выражения содержания деятельности и подходов. Основываясь на типологии критических ситуаций (по Ф.Е.Василюку), он проанализировал понимание и пересечение деятельности врача, священника и психолога по ряду параметров: предмет, конечная цель, ценностные основания деятельности, метод и пр.