Автор: Полищук Е. С., заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии
1. Биография доцента А.В. Ведерникова – автора курса истории русской религиозной мысли в МДА
а) Происхождение, учеба в институте слова.
б) Возрождение московских духовных школ (1944 г.), деятельность Ведерникова в качестве инспектора и секретаря правления этих школ, а также преподавателя Семинарии.
2. Общая характеристика курса
Историю русской религиозной мысли Ведерников рассматривал в хронологических рамках XVIII — первой половины XIX века, излагая материал не отвлеченно, но главным образом через повествование о жизни и судьбах наиболее выдающихся представителей этой мысли. Из деятелей XVIII века – это архиереи времен Петра I митрополит Стефан (Яворский) и архиепископ Феофан (Прокопович), святитель Тихон Задонский, митрополиты времени Екатерины II Гавриил (Петров) и Платон (Левшин), преподобный Паисий (Величковский), первый русский публицист И. Т. Посошков, издатель Н. И. Новиков и два выдающихся поэта этого века: М. В. Ломоносов и Г. Р. Державин. XIX век был представлен святителем Филаретом Московским, славянофилами И. В. Киреевским и А. С. Хомяковым, поэтами В. А. Жуковским и А. С. Пушкиным.
Следует отметить новизну предмета, отсутствовавшего в учебной программе дореволюционной духовной школы. Курс А. В. Ведерникова типологически сходен с известным трудом протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия», опубликованным в Париже в 1937 году. Книга Ведерникова написана совсем в других условиях и адресовалась другому кругу читателей. Тем не менее автору удалось сделать обзор главных достижений русских мыслителей, «пройти по вершинам человеческого духа, из которых каждая есть человек с его стремлением к Высшему Началу Бытия, с его неугасимым желанием установить свое постоянное отношение к Богу».
Говоря об ученых (Ломоносов) или о поэтах (Пушкин), Ведерников останавливался не на их научных или литературных достижениях, а на религиозной судьбе этих людей, на тех путях, «на которых силою благодати Божией совершается спасение человека для Вечности». Тот факт, что величайшие представители русской культуры в большинстве своем были религиозны, с точки зрения автора, имеет громадное значение для оценки исторических путей нашего народа. При этом, прослеживая жизнь своих персонажей, Ведерников не закрывает глаза и на свойственные им болезни человеческого духа, на их взлеты и падения, анализ которых позволяет, «проникая в природу греховных искушений, успешнее бороться за восстановление нравственного достоинства личности в себе и в других».
3. План курса
Реформы Петра I, их положительные и отрицательные стороны.
Противостояние митрополита Стефана Яворского и архиепископа Новгородского Феофана Прокоповича.
Жизнь и труды Ивана Тихоновича Посошкова.
Развитие религиозного просвещения в эпоху императрицы Елизаветы, благоприятную для Церкви в материальном отношении, появление высокообразованных архиереев. Однако никто из них не проявил себя в области религиозной мысли, блистая более красноречием, ибо, по мысли автора, преуспеяние материальное не способствует созидательной работе в области духовного.
М. В. Ломоносов, поднявший русский ум на высоту научного миросозерцания, но оставшийся верным сыном Церкви и считавший знание и веру родными сестрами, дочерьми одного Всевышнего Родителя.
Проникновение в Россию при Екатерине II идей западной «просветительной» философии, их положительное и отрицательное влияние на русское общество. Увлечение вольтерьянством.
Митрополит Московский Платон (Левшин) и его борьба с вольнодумством своего времени.
Святитель Тихон Задонский и его духоносные творения.
Усиление мистических настроений во второй половине XVIII века как протест против рационалистических и материалистических идей просветительной философии. Русское масонство как форма выявления общественной инициативы. Просветительная деятельность Николая Ивановича Новикова и И. Г. Шварца. Критика масонства как направления мысли и чувства.
Проповедь идей правды, справедливости, закона, долга, бессмертия души у русских поэтов – Державина, Жуковского и Пушкина. Их религиозная оценка.
Спор славянофилов и западников. Алексей Степанович Хомяков как основоположник славянофильства. Его религиозная судьба и богословие.
Мистицизм в эпоху императора Александра I. А. Ф. Лабзин и мистическая литература начала XIX века. Представители православной мистики – митрополит Михаил (Десницкий) и святитель Филарет Московский.
Митрополит Филарет как богослов.
Школа православного мистицизма в монашестве: Сергий Радонежский, Нил Сорский и его спор с Иосифом Волоцким.
Старец Паисий Величковский и его русские ученики. Оптина пустынь.
Иван Васильевич Киреевский.
4. А.В. Ведерников после увольнения из МДА
а) Приход в Издательский отдел Московской Патриархии.
Вторжение в запретные в то время мировоззренческие сферы преподавателя-первопроходца, разрабатывавшего тезис о религиозности основных деятелей русской культуры, не могло остаться для него безнаказанным, и в 1948 году внезапно Ведерникова отстранили от преподавания и уволили из Академии. Однако был «репрессирован» (и на многие десятилетия!) только читаемый им курс, сам же лектор, по милости Божией, остался на свободе и через некоторое время был призван на новую работу – в издательский отдел Московского Патриархата, став ближайшим сотрудником и помощником возглавлявшего его в то время митрополита Николая (Ярушевича).
На этом посту талант Ведерникова как церковного литератора, редактора и организатора раскрылся в максимальной степени. Первой значительной работой на церковные темы (еще в бытность доцентом МДА) была большая статья «Русская Православная Церковь после кончины Патриарха Сергия», вошедшая в сборник статей «Патриарх Сергий и его духовное наследство» (М., 1947) и изданная также отдельной книгой. Другой большой работой, подготовленной Ведерниковым к сорокалетию восстановления патриаршества, но вышедшей в силу своего официального характера без его подписи, была книга «Русская Православная Церковь» (М., 1958).
б) А.В. Ведерников – ответственный секретарь ЖМП.
Новый этап в деятельности Ведерникова наступил в конце 1953 года, когда после представления Святейшему Патриарху Алексию I докладной записки, посвященной делу улучшения и реорганизации «Журнала Московской Патриархии», он был назначен ответственным секретарем ЖМП. Перед ним встали новые задачи: следить за направлением журнала, выдвигать актуальные темы, организовывать работу редколлегии.
Одной из важнейших задач начального периода его работы в качестве ответственного секретаря ЖМП было привлечение в него новых сотрудников, которых Ведерников нашел, в частности, среди молодых выпускников ЛДА – это были П. В. Уржумцев и Е. А. Карманов (последний впоследствии стал преемником Анатолия Васильевича на посту ответственного секретаря редакции).
С 1957 года началась подготовка к выпуску ежегодных сборников «Богословские труды», призванных отражать научно-богословскую мысль Русской Православной Церкви, содействовать развитию научных исследований в Академиях. В организации этого издания Ведерникову также принадлежит немалая заслуга.
Еще одно направление деятельности издательского отдела – это переиздание книг Священного Писания. Немалых трудов потребовала от Ведерникова и его сотрудников подготовка издания первой за время советской власти Библии, вышедшей в 1956 году уже в новой русской орфографии. В те же годы был выпущен и весь корпус необходимых для жизни Церкви богослужебных книг – Служебник, Требник, Типикон, Псалтирь следованная, Минея общая и др.
А.В. Ведерников был не только церковным организатором, но и активно публикующимся церковным писателем. Всего за неполные двадцать лет своего сотрудничества в ЖМП он напечатал около 150 статей и заметок – притом в эту цифру включены лишь подписанные им работы (фамилией Ведерников или одним из его псевдонимов: А. Васильев, А. Столяров, А. Крашенинников и др.). Анатолий Васильевич писал на самые различные темы; здесь были и статьи о жизни и подвигах русских святых (преподобного Стефана Пермского, преподобного Никона Радонежского, святителя Алексия Московского и других), и статьи о церковных деятелях недавнего прошлого – еще не канонизированном в то время Патриархе Тихоне, митрополите японском Сергии (Тихомирове, †1945), ректоре МДА профессоре-протоиерее Н. В. Чепурине (†1947), профессоре-протоиерее В. В. Платонове (†1948), управляющем русскими православными приходами в Болгарии и церковном писателе архиепископе Серафиме (Соболеве, †1949) и других. Одной из тем его публикаций были обзоры состояния церковных дел Православных автокефальных Церквей за рубежом (в Болгарии, Польше, Финляндии и др.).
Последняя статья Анатолия Васильевича в ЖМП была опубликована в 1989 году: это был некролог на смерть монахини-иконописца Иоанны (Рейтлингер) – духовной дочери отца Сергия Булгакова.
6. Последний период жизни
Немало потрудился Анатолий Васильевич Ведерников на ниве православного печатного слова и сделал бы еще более, но в его судьбу опять вмешалась политика. С осени 1958 года начались новые гонения на Церковь. Митрополит Николай (Ярушевич) был одним из немногих высших иерархов, активно сопротивлявшихся притеснениям, что предрешило его судьбу: в 1960 году он был снят со всех своих постов и отправлен на покой. Это определило и судьбу Ведерникова, ближайшего сотрудника опального митрополита: в ноябре 1962 года он также был уволен на пенсию.
Главным для него в этот последний период жизни стало простое человеческое общение. Его дом, и прежде едва выдерживавший наплыв посетителей, сделался буквально местом паломничества, особенно в кругах московской интеллигенции – музыкальной, художественной, научной; воцерковление многих его собеседников – непосредственная заслуга Анатолия Васильевича. Кого только не было среди его гостей – от митрополита Сурожского Антония (Блума), который неизменно навещал Анатолия Васильевича во время своих приездов в СССР, до пианистки Марии Юдиной и художника Ильи Глазунова. Но кто бы ни приходил к нему в дом – люди именитые или никому не известные – все находили здесь ласковое слово, душевную теплоту, внимание к своим заботам и нуждам, многообразную помощь – советом, знаниями, книгами.
Последний раз Анатолий Васильевич Ведерников приезжал в Троице-Сергиеву Лавру в 1985 году, на юбилейные торжества по случаю 300-летия основания Московской Духовной Академии. Тогда же, в ходе этих празднеств, он был награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского I степени.