Автор:
Филиппов Владимир Михайлович
Доктор физико-математических наук
Академик РАО
Председатель ВАК Минобрнауки России
Ректор ФГБОУ «Российский университет дружбы народов»
Российская высшая школа прошла длительный исторический путь развития. В ХХ век Россия вступила со стройной, сложившейся, многопрофильной системой образования и стремлением общества и государства развивать и совершенствовать ее.
История отечественной школы в советский период развивалась крайне драматично и противоречиво. В ней прослеживаются несколько крупных этапов, в основном совпадающие с важными периодами в развитии страны.
Так, В.И. Ленин видел в социалистической революции возможность быстрейшего преодоления экономической и культурной отсталости страны. Скачок в культурном отношении, или культурная революция, включала широкий комплекс задач социалистического и коммунистического строительства в области культуры. Школе в культурных преобразованиях отводилась особая роль как образовательному институту и инструменту коммунистического воспитания.
Высшая школа была объектом пристального внимания новой власти. Основными направлениями формирования советской интеллигенции были привлечение на свою сторону старой, дореволюционной интеллигенции и создание новых кадров — из рабочих и крестьян. После принятия в августе 1918 г. декрета, открывшего дорогу в вузы рабоче-крестьянской молодежи, в Московский университет было подано более 8 тыс. заявлений от лиц, не имевших среднего образования. Прием в университет 1918 г. более чем в 5 раз превысил прием 1913г. Но обучаться в вузах большинство принятых не могли, так как не обладали для этого необходимыми знаниями. Требовались чрезвычайные меры. Такой мерой стали рабочие факультеты, создаваемые с 1919 г. по всей стране. В конце восстановительного периода выпускники рабфаков составляли половину принятых в вузы студентов.
Вторым направлением работы партии и Советской власти в высшей школе была перестройка преподавания общественных наук, борьба за утверждение марксистской идеологии. В 1918 г. была открыта Социалистическая академия (в 1924 г. переименована в Коммунистическую), на которую возлагалась задача разработки актуальных проблем теории марксизма, в 1919 г. — Коммунистический университет им Я.М. Свердлова для пропаганды коммунистических идей и подготовки кадров идеологических работников. После окончания гражданской войны была создана разветвленная сеть научных и учебных учреждений, ставших центрами марксистского обществоведения: Институт К. Маркса и Ф. Энгельса (1921), Истпарт (1920), Институт красной профессуры (1921), Коммунистические университеты трудящихся Востока (1921) и национальных меньшинств Запада (1921).
В 1921 г. декретом Совнаркома РСФСР был принят новый устав высшей школы, ликвидировавший ее автономию. Введение в вузах с 1921 г. обязательного изучения марксистских общественных дисциплин, а также закрытие юридических (частично восстановленных через год) и философских факультетов вызвало сопротивление старых преподавательских кадров, которые в массе своей восприняли реформу как посягательство на свободу научного творчества. Перелом в преподавании общественных наук наступил в 1924 г., когда состоялся первый выпуск из Института красной профессуры. Для лояльной части старых профессоров было организовано изучение марксизма; выдержавшие специальный экзамен допускались к преподаванию общественных наук. Отмена в 1919 г. ученых степеней облегчила возможность продвижения на профессорские места молодых представителей «красной профессуры». В 1928 г. более 25% должностей профессоров и ассистентов в вузах были незанятыми.
Советская система высшего образования сложилась в своих главных чертах к 1927 г. Поставленная перед вузами задача — профессионально готовить специалистов-организаторов, хотя и была более узкой, чем задача высшей школы в дореволюционной России, тем не менее требовала определенных условий для ее выполнения. Было сокращено количество скороспелых вузов, открывшихся сразу после революции, значительно сокращен прием студентов, восстановлены вступительные экзамены. Нехватка средств и квалифицированных преподавателей сдерживали расширение системы высшего и среднего специального образования. К 1927 г. сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов с числом студентов 114,2 тыс. и 672 техникума с числом учащихся 123,2 тыс.
С начала 30-х гг. особенно быстро развивалась сеть инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических учебных заведений. В годы первой пятилетки была сделана попытка форсированной подготовки инженерно-технических кадров. Руководство техническими вузами было передано соответствующим наркоматам. Вузы стали готовить специалистов узкого профиля в сжатые сроки, часто используя бригадные методы обучения, отменяя экзамены и т. п., что привело к снижению качества подготовки специалистов. С 1932—1933 гг. были восстановлены традиционные, проверенные временем методы обучения, расширена специализация в вузах. В 1934 г. были установлены ученые степени кандидата и доктора наук и ученые звания ассистента, доцента и профессора.
Возможности учиться по своей специальности появились у выдвиженцев. Были созданы специальные учебные заведения по подготовке руководящих кадров — промышленные академии. Возникло заочное и вечернее обучение в вузах и техникумах. На крупных предприятиях получили распространение учебные комбинаты, включавшие втузы, техникумы, школы, курсы повышения квалификации. Общее число высших учебных заведений в РСФСР составило в 1940 году 481 учреждение.
В 1930-е гг. коренным образом изменился состав студенчества. Этому способствовали различные курсы подготовки рабоче-крестьянской молодежи в вузы, рабфаки. Численность интеллигенции росла очень быстро, к концу 30-х годов новое пополнение этого слоя составило 80—90% от общей численности интеллигенции. Однако по уровню образования, интеллектуальному развитию это была уже другая, социалистическая интеллигенция. Именно в 30-е гг. произошел разрыв в восприятии традиций русской культуры у новой интеллигенции. Возможности для духовного развития интеллигенции были ограничены, ее творческий потенциал использовался не столько в интересах всего общества, сколько для укрепления системы.
В чрезвычайно тяжелых условиях оказалась высшая школа в годы Великой Отечественной войны (1941—1945). В 1941—1942 учебном году в РСФСР школу не посещали 25% учащихся. Условия войны привели к изменениям в подготовке кадров специалистов. В 1941 г. прием в вузы был сокращен на 41%, по сравнению с мирным временем, число вузов уменьшилось с 817 до 460, численность студентов сократилась в 3,5 раза, более чем в 2 раза уменьшилось количество преподавателей. Сроки обучения за счет уплотнения сокращались до 3—3,5 лет, многие студенты при этом работали.
По мере военных успехов Советской Армии были демобилизованы часть вузовских преподавателей, освобождались от призыва студенты некоторых технических вузов. К концу войны количество высших учебных заведений и численность студентов приблизились к довоенному уровню. Контингент учащихся средних специальных учебных заведений составляла молодежь допризывного возраста.
В послевоенный период началось восстановление системы образования. Так, в 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР. До 1946 г. вузы имели двойное подчинение (ВКВШ и хозяйственные наркоматы), что мешало их работе. Несмотря на быстрый рост системы высшего образования, потребности страны в специалистах полностью не удовлетворялись. Не хватало квалифицированных вузовских преподавателей, ряды которых заметно поредели в результате репрессий 30-х гг., военных потерь и проработочных кампаний, в частности по борьбе с космополитизмом, 40-х годов. Высшая школа испытывала острую нехватку преподавателей общественных наук. Для подготовки партийных кадров и идеологических работников в 1946 г. была создана Академия общественных наук при ЦК ВКП(б).
Новые правила приема в вузы давали преимущество лицам, имеющим стаж работы не менее 2 лет или демобилизованным из рядов Советской Армии. Большое внимание уделялось высшему заочному и вечернему образованию людей, занятых на производстве. Если в 1945—1946 году на вечерних и заочных отделениях вузов учились 28% всех студентов, то в 1960— 1961 учебном году — 51,7%.
Во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг. руководством СССР были предприняты попытки модернизации профессионального образования, что было вызвано необходимостью модернизации всей системы подготовки кадров. Задача состояла в том, чтобы сделать её адекватной новейшим реалиям, способной своевременно и гибко реагировать на меняющиеся требования экономики, запросов общества, соответствовать мировым стандартам. Главным документом, определяющим основные направления реформ системы профессионального образования этого периода, стало утвержденное 18 марта 1987 г. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране».
Для выхода из кризиса предполагалось осуществить блок преобразований, в том числе усилить интеграцию образовательной системы с наукой и производством, а подготовку специалистов осуществлять с учетом современных требований экономики. Рост эффективности подготовки специалистов связывался с повышением качественного состава научно-педагогических кадров вузов за счет расширения отделений аспирантуры и докторантуры, усиления морального и материального стимулирования работников образования. Существенное внимание уделялось техническому переоснащению вузов, расширению учебных и жилых площадей, поставок лабораторного и другого оборудования.
В условиях набирающего силу кризиса программа реформ 1987 г. стала декларацией о намерениях, в которой отмечались недостатки системы и намечались необходимые пути их преодоления, но решение возникших проблем привычными директивными методами оказывалось невозможным.
Трансформации в процессе подготовки специалистов тесно связывались с усилением самостоятельности учебных заведений. Это касалось вопросов построения программ подготовки специалистов, методов их обучения, подбора квалифицированных преподавательских кадров и т.д.
На Всесоюзном съезде работников образования, проходившем в конце 1988 г., были сформулированы основные принципы новой образовательной политики. Базовым посылом для реформирования образовательной системы становилась ее демократизация, включающая децентрализацию управления, расширение полномочий и повышение самостоятельности образовательных учреждений от опеки органов власти. Особое место отводилось регионализации, т.е. праву субъектов федерации на формирование собственных образовательных стратегий и программ развития, которые отвечали бы потребностям территорий. Допускалось многообразие в целях, задачах и технологиях, а также формах собственности образовательных учреждений.
К 1990 г. направления будущих реформ получили более четкие очертания. К этому времени был подготовлен проект «Государственной программы развития высшего образования в РСФСР». Он был рассмотрен и одобрен 20 сентября 1990 г. Коллегией Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы, и дважды: в январе и апреле 1991 г. рассмотрен правительством России». По проекту предусматривалось постепенное сближение отечественного высшего образования с западным. В порядке эксперимента в ряде советских вузов и техникумов началось обучение специалистов по программам, отличным от принятых в отечественной высшей школе. Общие структурные преобразования в этих учебных заведениях сочетались с обновленной структурой профессиональной подготовки – введением многоуровневого обучения. Экспериментальные учебные заведения должны были с течением времени показать дееспособность новой структуры образования. Предполагалось, что в них, помимо проверки новых программ обучения студентов, удастся отработать и ряд механизмов деятельности самих учебных заведений в условиях новых социально-экономических контуров государства.
Одновременно шла разработка нового проекта основного нормативно-правового акта об образовании. К 1991 г. проект закона РСФСР «Об образовании» был принят к рассмотрению. Его основные постулаты базировались на принципах либеральной идеологии и демократических основах развития российского общества. Система образования объявлялась приоритетной отраслью политики в РСФСР. Ее важнейшей частью становилось увеличение объемов финансирования, льготное налогообложение, обеспечение социальных гарантий учащихся и работников образования. Экономической базой высшей школы выступала система многоканального финансирования.
Были намечены три этапа реформирования системы российских вузов. Каждый из них имел свою концепцию, цели, программу действий и ресурсы:
Первый этап (1991-1992 гг.). Конечный результат этапа – реформа существующей системы высшего образования, формирование новой системы и механизмов ее функционирования.
Второй этап (1993-1995 гг.). Конечный результат – завершение формирования и стабилизация новой системы, практическая отработка и оценка эффективности ее механизмов, начало интеграции в международную систему.
Третий этап (1996-2005 гг.). Конечный результат – наращивание потенциала и качества системы, включение в мировую систему высшего образования и разделения труда, обеспечение конкурентоспособности.
Последующие политические реформы в стране, изменение режима работы экономики, перемены в обществе и сфере идеологии показали, что преобразования высшей школы пришлись на переходный период. За 1985-1991 гг. методом проб и ошибок удалось определить будущее направление развития отечественной высшей школы, базой которого служили общая демократизаций системы подготовки кадров, либерализация отношений, внедрение хозрасчетных механизмов, а также наметить ориентиры в вопросе о распределении полномочий между властью в центре, на местах и отдельных учебных заведений. Многие из предложенных мер являлись новинками для советской высшей школы, а потому создавали иллюзию скорого достижения положительных результатов, прогноз которых еще не был завершен.
Важнейшее реформаторское положение закона — допущение наряду с государственным негосударственного образования, что, при отсутствии бюджетных средств на развитие образования в стране, в короткий срок обеспечило негосударственное финансирование этой сферы и привело к началу настоящей образовательной революции.
В 1992/93 учебном году в стране негосударственных вузов не было (исключения — вузы при общественных организациях, например, Институт молодежи, ныне Московский гуманитарный университет, основанный в 1944 году как ВКШ при ЦК ВЛКСМ). Государственных вузов было 535. Через три года, в 1995/96 учебном году их стало на 6 % больше, а негосударственных — 193 (то есть возникла первоначальная сеть). Еще через 5 лет государственных вузов стало на 6 % больше по сравнению с предыдущей цифрой, а негосударственных — на 85 %. За это пятилетие количество студентов увеличилось в государственных вузах на 61 %, а в негосударственных на 246 % (хотя и составило в 2000/2001 учебном году около 10 % всех студентов)» Тем самым произошло резкое увеличение вузов, что не всегда позитивно сказалось на качестве образования.
В 1996 году был принят закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В этом законе впервые цель образования была сформулирована исходя из потребностей личности: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; развитие наук и искусств посредством научных исследований и обучения.
В 2000-е гг. в складывающейся геоэкономической и геополитической ситуации обеспечение стратегической конкурентоспособности России ставит перед ней, по крайней мере, четыре группы связанных задач:
- Во-первых, обеспечить стратегическую перенастройку существующего сырьевого комплекса, включая использование таких биосферных ресурсов как воздух, почва и чистая вода, расчленив ответы на вопрос: что, в каких количествах и когда есть смысл добывать и использовать, и что, напротив, составляет стратегический резерв развития страны;
- Во-вторых, обеспечить процесс хозяйственного переосвоения пространства России под новую экономику, создать необходимый для этого комплекс коммуникационных инфраструктур, а также определить основные «опорные регионы», которые станут приоритетами политики развития на долгосрочную перспективу, учитывая необходимость оптимизации использования гигантского пространства страны в условиях демографического сжатия;
- В-третьих, обеспечить инновационный шаг развития социальной системы, опирающийся не только на коммерциализацию и внедрение научных и проектных разработок советской эпохи, но и на восстановление творческой подсистемы национальной инновационной инфраструктуры, способной обеспечить синтез прорывной науки с инновационным образованием и подготовкой кадров.
- В-четвертых, обеспечить воссоздание единства образования и воспитания с целью сохранения культурной идентичности российского гражданина. Данные вызовы определяют направления реформирования высшей школы в России в 2000-е гг.
Таким образом, образование — это живой организм, который рос и развивался вместе со страной, как в зеркале отражая все ее успехи и поражения, оказывая, в свою очередь, сильное воздействие на социально-экономическое и культурное развитие России. Очень сложным и противоречивым был советский период в истории образования, оставив после себя многочисленные и глубокие проблемы, но и несомненные достижения.