Автор: Ливцов В.А., профессор ОГУ.
Высшее образование в России корнями уходит в духовное образование. Первыми высшими учебными заведениями в петровскую эпоху стали Киевский коллегиум и Славяно-латинская академия реформированная Стефаном Яворским. Но там царили латинский язык и схоластика. Первые высшие светские образовательные учреждения имели практическую направленность. Фундамент для создания духовно-нравственного образования был заложен в 1721 г. «Духовным регламентом», отразившим и близкие к протестантским взгляды Феофана Прокоповича. В 1755 г. основан Московский университет. Образцом для его устава стал устав Лейденского университета. Богословского факультета там не было.
В царствование Екатерины II на первом этапе (1760-е гг.) заметно влияние французского Просвещения. С 1780-х гг. императрица использовала германский педагогический опыт. В Московской духовной академии на первый план вышло изучение греческого языка в связи с «греческим проектом» завоевания Константинополя. Но начался отход от схоластики.
В основе образовательных реформ Александра I лежали мистические представления о евангельском просвещении, без различий христианских конфессий. Созданное Министерство народного просвещения было объединено с Управлением делами всех вероисповеданий и делами Синода. Но была создана стройная система: духовное училище – семинария – академия и заложен фундамент русского богословия.
Взгляды Николая I определялись соображениями государственной пользы. Однако он хотел усилить роль народного языка и церковности. Наметилась национальная линия в богословии.
При Александре II была смягчена цензура, но рос нигилизм. Впервые появляется мысль о проведении духовно-нравственного воспитания в светской высшей школе. Богословие стало обязательным для всех факультетов вузов. Было сокращено преподавание естествознания в семинариях, расширились пастырские дисциплины. С 1866 г. граф Д. А. Толстой объединил должности министра народного просвещения и обер-прокурора Синода. Подъем научного уровня Духовных академий пошел на пользу Вселенскому православию.
При Александре III наступил конец реформ, но в вузах усилились исторические дисциплины. В Духовных академиях появились духовники.
После 1910-11 гг. студенты и преподаватели Духовных академий уже были обязаны соблюдать посты, посещать богослужения.
После революции традиционное духовно – нравственное воспитание было отвергнуто. Правда, в послевоенные годы были открыты Духовные академии. Но духовное и светское образование в СССР было разделено.
После реформ 1990 х гг., хотя гуманитарная культура составляет единый пласт, гуманитарное образование высшей школы продолжает основываться на искусственном разделении светского и духовного просвещения, что снижает общекультурный уровень выпускников вузов.