Соавторы:
Анастасия Анатольевна Атабекова
Доктор филологических наук, зав.кафедрой иностранных языков Юридического института РУДН
Людмила Александровна Букалерова
Доктор юридических наук, профессор, зав. каф. уголовного права, уголовного процесса и криминалистики РУДН
Мария Александровна Симонова
Доктор исторических наук, директор УНИСОП РУДН
2 марта Комитет министров Совета Европы, членом которого является Россия, принял Стратегию по правам ребенка (2016 — 2021 г.г.)[1] – (далее Стратегия). Документ продолжил серию международных актов о правах несовершеннолетних, таких как: Декларация прав ребенка (принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)[2]; Конвенция о правах ребенка» (заключена 20.11.1989)[3]; Европейская конвенция об осуществлении прав детей» (заключена в г. Страсбурге 25.01.1996 г.)[4]; Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей (заключена в г. Гааге 19.10.1996)[5]; «Модельный закон об основных гарантиях прав ребенка в государстве», принят в г. Санкт-Петербурге 16.10.1999 Постановлением 14-9 на 14-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)[6]; «Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей» (Заключена в г. Гааге 19.10.1996)[7].
В целом, Cтратегия направлена на рассмотрение всех категорий прав человека и подтверждает приверженность Совета Европы и государств-членов Совета Европы сделать эти права реальностью для всех детей. Необходимо учитывать, что работа Совета Европы в области защиты прав ребенка основывается четырех общих принципах: отсутствие дискриминации; наилучшее обеспечение интересов ребенка; право на жизнь, выживание и здоровое развитие ребенка; право свободно выражать взгляды.
Стратегия справедливо охватывает пять приоритетных областей, гарантирующие права ребенка: равные возможности для всех детей; содействие всем детям; жизнь без насилия для всех детей; правосудие, отвечающее интересам всех детей; соблюдение прав ребенка в цифровом пространстве. Безусловно, дети в государствах-членах Совета Европы, имеют право пользоваться всеми правами человека, гарантированными Европейской конвенцией о защите прав человека, Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка (КООПР) и другими международными документами по правам человека. К ним относятся гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права.
Следует учитывать, что по своему статусу Стратегия не создает обязательств для России, так как является «рекомендацией» Комитета министров Совета Европы и в отличие от конвенций и других договорно-правовых актов Совета Европы не имеет юридически обязывающего характера.
Наиболее активно включились в борьбу против этого документа движения АРКС (Ассоциация Родительских Комитетов и Сообществ России) и РВС (Родительское Всероссийское Сопротивление), которые, опираясь на мнения юристов и детских психологов, аргументировано указывали на негативные положения Стратегии по отношению к российскому менталитету, традиционным семейным духовно-нравственным и ценностям.
Вместе с тем отметим, что в России уже разработана и принята Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Данная Национальная стратегия направлена на формирование государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, основана на российских национальных интересах и цивилизационных ценностях[8]. Кроме того, права ребенка отражены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 09.10.2007 N 1351, также принят Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Необходимо уточнить что понимается под «традиционными духовно-нравственными ценностями» в России.
П. 11 Указа Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» гласит о возрождении традиционных российских духовно-нравственных ценностей, о консолидации гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм. А согласно п. 78 к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся: приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины[9].
Остановимся лишь на нескольких, с нашей точки зрения, спорных моментах Стратегии, так одним их принципов документ называет «Отсутствие дискриминации», под которой, в частности понимает дискриминацию по сексуальной ориентации. В России законодательство, в частности уголовное, охраняет половую неприкосновенность несовершеннолетних, коими признаются лица, не достигшие 18 летнего возраста. Не совсем ясно, в чем может выражаться такая дискриминация на практике?
Затруднительно толкование принципа «право свободно выражать взгляды», который предусматривает «вовлечение детей в процесс принятия решений на индивидуальном, семейном, организационном и политическом уровне». Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей относит и информацию, отрицающую семейные ценности, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» гласит, что государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ исходит из постулата, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста (ст.ст. 1 и 12). Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет и только при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.
Таким образом, традиционная российская семья – это союз мужчины и женщины, достигших 18 лет. Стратегия же предназначена для детей, то есть лиц в возрасте до 18 лет (п. 8).
Заметим, что и в Джокьякартских принципах речь шла о сексуальных взаимоотношениях между лицами только того возраста, с которого в стране разрешено вступление в половые отношения по взаимному согласию. Так в них сказано, что страны должны отменить нормы уголовного и иного законодательства, запрещающие или фактически используемые для запрещения добровольных половых отношений между лицами одного пола, достигшими возраста, с которого разрешается вступление в половые отношения по взаимному согласию, а также обеспечивают равенство такого возраста для половых отношений между лицами как разного, так и одного пола[10].
К сожалению, на сегодняшний день, правовые, медицинские, психологические вопросы по проблемы с детьми ЛГБТИ еще достаточно не исследованы учеными.
В п. 13 говорится о «большом количестве детей по всей Европе, которые чувствуют себя обделенными и определяют дискриминацию как ключевую проблему для решения. Не имея возможности получить образование, играть и проводить досуг с другими детьми, или будучи подвергающимся издевательствам из-за этнической принадлежности, сексуальной ориентации или иного статуса, все это перенесенное детьми, оставляет след на протяжении всей их жизни».
В РФ Конституцией РФ и ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется право каждого человека на образование, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Причем образование общедоступное и бесплатное.
Противоречит отечественной статистике и следующий постулат Стратегии: «Большая часть насилия, которому подвергаются и свидетелями которого являются дети, происходит в рамках семьи» (п. 19). Точной статистики не опубликовано, такие преступления высоко латентны, есть данные, что в 2014 году зарегистрировано около 42 тысячи преступлений в отношении членов семьи[11]. Учитывая количество несовершеннолетних в России (на 2014 год — 27 374 тысяч человек) эта цифра не совпадает с указанными в Стратегии параметрами.
В России насилие над детьми и подростками, как правило, происходит в следующих группах семей: алкоголики и наркоманы; малообеспеченные семьи; семьи, в которых один из родителей или оба безработные.
Следует остановиться на п. 36 Стратегии: «На основании Рекомендации CM/ Рек. (2010) 5 о мерах по борьбе с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности, Совет Европы будет проводить исследования по вопросу положения детей интерсексуалов и ЛГБТ в отношении реализации их прав».
В России не рассматриваются отдельно права детей интерсексуалов и ЛГБТ.
Не можем согласиться с намерением Совета Европы выйти на взаимодействие с детьми и теми, кто заботиться о них и работает с ними, через веб-сайты, приложения, социальные медиа, игры, публикации и другие рассчитанные на детей средства. Особенно с детьми из числа меньшинств. Возможна потеря контроля за тем, что будет транслироваться таким детям, не будет ли это информацией, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи, той, которая признана причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей ФЗ Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ст. 5).
Безусловно, мы разделяем позицию официального представителя МИД России М. В. Захаровой, которая в комментарии по Стратегии указала, что в ней содержится ряд неприемлемых для нас пунктов, в связи с этим при принятии Стратегии в Комитете министров Совета Европы представитель России сделал интерпретирующее заявление, в котором было обращено внимание на её положения, противоречащие Концепции государственной семейной политики России на период до 2025 года. Российская сторона не может принять Стратегию в ее целостном виде и оставляет за собой право принимать решение о реализации тех направлений документа и об участии в тех конкретных профильных форумах, которые отвечают национальным интересам Российской Федерации[12].
[1]https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMContent?documentId=090000168066cff8.
[2] Права и свободы личности. Библиотечка «Российской газеты» совместно с библиотечкой журнала «Социальная защита». Вып. 11.- М., 1995. С. 191 — 194.
[3] Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 7 ноября 1990 г. N 45. Ст. 955.
[4] Международные акты о правах человека. Сборник документов.- М.: Норма-ИНФРА-М, 2002. С. 733 — 740.
[5] Собрание законодательства РФ. 12 августа 2013 г. N 32. Ст. 4297.
[6] Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2000. N 23. С. 134 — 154.
[7] Собрание законодательства РФ. 12 августа 2013 г. N 32. Ст. 4297.
[8] Шишкина Н. И. Стратегия совета Европы по обеспечению прав ребенка (2016-2021)// https://yandex.ru.
[9] Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
[10] Джокьякартские принципы применения международно-правовых норм о правах человека в отношении сексуальной ориентации и гендерной идентичности были сформулированы по результатам международного семинара, проходившего в Университете Гаджа Мада в Джокьякарте (Индонезия, 6 — 9 ноября 2006 г.) // https://ru.wikipedia.org/wiki/2006.
[11] 13 октября 2015 Е. Масюк «25 процентов убийств совершается в семье… Это вообще как?! От этого просто столбенеешь // Новая газета https://www.novayagazeta.ru/articles/2015/10/13/65987-171-25-protsentov-ubiystv-sovershaetsya-v-semie-8230-eto-voobsche-kak-ot-etogo-prosto-stolbeneesh-187
[12] http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2247753