Макаренко Светлана Александровна,
руководитель отделения психолого-педагогической коррекции АНО ЦО «Знак»,
канд. пед наук, почетный работник общего образования РФ
Работа с «особым» ребёнком.
Доклад на конференции «Инклюзивное и коррекционное образование в современных условиях» XXIII Международных Рождественских образовательных чтений,
23 января 2015 г., Москва
Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал, что есть души настолько хрупкие, что они разбились бы о грубость и жестокость окружающего мира. И Господь допускает, что между ними и миром опускается пелена психической болезни, чтобы отделить эти души от того, что могло бы разрушить их цельность.
Говорят, что дети сами выбирают себе родителей, приходят в этот мир и уже знают, кем будут их мать и отец. Исходя из такого суждения, можно предположить, что ничего не бывает случайно. И каким бы ни был ребенок, для мамы и папы он будет самым любимым, самым особенным. Но иногда это слово особенный приобретает другой, более конкретный смысл. Что делать, если ваш ребёнок на самом деле отличается от других детей, от своих сверстников?
Особенные дети — дети, которых по самым разнообразным причинам называют именно так. Не важно, какой ребенок — одаренный или, наоборот, с ограниченным развитием, но он всегда будет особенным для других…
Если говорить по определению, то ребенок с особенностями психофизического развития – человек, у которого есть физические и (или) психические нарушения, препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий. Данное определение звучит очень официально. Если говорить простым языком, то получается, что «особенный» ребенок- это человек, который по каким-то признакам: внешнему виду, поведению, особенности интеллекта не вписывается в социальные рамки, принятые нашим обществом. Другими словами не дотягивает до среднестатистических показателей.
Чаще всего в образовательных организациях мы встречаемся с гиперактивными детьми. Кто такой ««гиперактивный ребенок»? Это состояние было признано «минимальной мозговой дисфункцией» и занесено в Международную Классификацию Болезней (МКБ) под названием: «Синдром нарушения внимания с гиперактивностью» — СНВГ.
Справка: СНВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2.2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие СНВГ, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании. СНВГ встречается у мальчиков и 4-5 раз чаще, чем у девочек.
На деле мы имеем ребёнка — егозу, который ни минуты не может сидеть спокойно, вскакивает с места без разрешения, для такого ребёнка 30 минутное занятие – пытка. Вскочив, он бесцельно бегает, прыгает, ёрзает. А если снова его педагог или родитель усаживают на место, то ребёнок сползает под стол. Он выкрикивает ответ, не дослушав вопрос. Он спрашивает и, не дожидаясь ответа, действует. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому, чтобы точно так же его не завершить. Он вообще не способен сосредоточиться ни на чем. Чрезвычайно болтлив, не соблюдает субординации. Быстро теряет интерес к новым игрушкам, вещам. Спокойные и тихие игры не для таких детей. Они не предвидят последствия своих поступков и не отвечают за них. Часто забывают и теряют вещи, причем не только свои.
В школе таким непоседам бывает трудно обучаться. Они истощаемы, не могут сохранять усидчивость и работоспособность в течение урока. Эти ребята не могут усвоить учебный материал в полном объеме. По той же причине такие дети нарушают дисциплину, быстро переходят в разряд «хулиганов». Прежде всего, такие дети нуждаются, по медицинским показаниям, в оптимальном режиме нахождения в детском саду, если это дошкольник и индивидуальной образовательной программе для школьника.
Действительно ли фраза «особый ребенок» таит в себе что-то плохое? Почему родители пугаются этого определения? На самом ли деле гиперактивный ребенок чем-то болен?
Да и как не пугаться родителям, если они только и слышат от воспитателей или школьных учителей, что их ребёнку нужен врач, он ненормальный, что его надо лечить, что он опасен в общении с другими детьми.
Конечно, родителям следует объяснить, что консультация врача и психолога будет нелишней, но родители должны знать, что их сын или дочь в своем развитии не уступают остальным детям. Вполне вероятно, что из маленького непоседы родители вместе с учителями и тренерами воспитают великого спортсмена, прекрасного бизнесмена, бесстрашного военного или будущего вождя. Как правило, гиперактивные дети, согласно теории системно-векторной психологии, имеют кожный вектор. Для таких детей спорт, а особенно победа и движение представляют больший интерес, нежели сидение за учебниками. Таких детей ни в коем случае не следует заставлять заниматься силой — эффект будет прямо противоположным.
Системно-векторая психология исходит из основных инстинктов человека, как известно человек создан для жизни в группе, поэтому должен выполнять строго определенную роль в этой группе. Лучшим выходом из ситуации будет попытка пробудить в гиперактивном ребёнке соревновательный дух и представить в наиболее выгодном свете то, что он получит, сделав все уроки: «Посмотри, тебе осталось решить только одну задачу — ты сделаешь это моментально! Ребята тебя ждут на катке, без тебя они не начнут играть в хоккей!».
Кожный вектор психически и физически подвижен. С детства не может усидеть на месте и долго сосредотачиваться на чем-то одном. Психическое состояние кожного человека также требует смены обстановки, движения, что заставляет их менять сферу деятельности кружки по интересам, спортивные секции и пр. Они любят все новое. Новые гаджеты всегда лучше старых, даже если в новой модели просто изменилась форма кнопок или цвет.
Гиперактивные подростки – это адреналиновые наркоманы. Всё что связано с риском, экстримом затягивает и делает их зависимыми. Они ищут остроту ощущений. Создают ситуации, чтобы доставить себе удовольствие возможностью быстро двигаться, быстро реагировать. Эти ребята быстрые, легкие на подъем, готовые к действиям, если это принесет им пользу или удовольствие.
Такие дети, как правило, очень неудобные для школы, они составляют группу риска.
Другой тип особого ребенка – ребенок гипоактивный – имеет звуковой вектор.Весь мир такого ребёнка сосредоточен в его голове, то есть, внутри, он часто уходит в себя, размышляя о своем. И в такие моменты, конечно же, теряет концентрацию. Про него говорят: «Не от мира сего… Странный он какой-то, чудаковатый, молчун с избирательным контактом». Это первые определения, часто наблюдаемые окружающими, которые получает звуковой вектор в системно векторной психологии.
Гипоактивные дети-интроверты, они закрыты в панцире собственного тела. Они как бы развернуты внутрь себя, всецело сосредоточены на себе, на своих проблемах, своём состоянии. Говорят эти дети тихо, не любят и пугаются громкоголосых. Перед тем как ответить на поставленный перед ним вопрос будет переспрашивать, уточнять, словно не расслышал вопроса. Этот тайм –аут даёт ребёнку как бы выйти из внутреннего состояния и полноценно дать ответ. В разговоре такие дети часто делают паузы. Как бы зависают, задумываются. «Звуковой» ребенок обращен в себя, поэтому его воспитание требует особой чуткости. Живому общению тихие, гипоактивные дети, нередко предпочитает невербальное общение в Интернете. Таким ребятам проще написать то, что он хочет сообщить другому человеку, даже находящемуся с ним в одном помещении, чем сказать голосом. Он предпочитает общаться с таким же, как он сам. Такие «особенные» дети понимают друг друга без слов, они так и говорят: «Нам приятно помолчать вместе». Звуковой ребенок тише остальных, не бегает и не шумит на переменках вместе со всеми, предпочитая уединение. Чудаковатый тихоня с серьёзным задумчивым глубоким взглядом и малообщительный. Лицо таких детей амимично и совсем не отражает эмоций. Вместе с тем, эмоции у них ничуть не менее сильные и даже более глубокие, чем у других, только не выносятся наружу.
То, как проявляет себя гипоактивный ребенок (или звуковой ребёнок) в школе, во многом говорит о его состоянии. Ребенок замкнут и отчужден. Ему сложно найти общий язык со сверстниками. Он редко высыпается, живет в своём мире идей, музыки и фантазий. Как результат в первой половине дня он пребывает в состоянии полудремы, проваливая контрольные, которые так часто дают именно на первых уроках. Такой ребенок рискует попасть в разряд неуспевающих, может даже по ошибке получить штамп умственно отсталого.
Такой же ребенок при адекватном развитии, в хороших для звукового вектора условиях показывает блестящие интеллектуальные способности и хорошую обучаемость. Часто ему особенно легко дается изучение языков. Они единственные обладают абстрактным мышлением, могут решать сложнейшие задачи по физике и математике. Лучшие из лучших в этих областях, они становятся призерами олимпиад.Звуковик — абсолютный эгоцентрик. Он высокомерен, в собственных ощущениях он — самый умный, «выше всех», поэтому его могут считать заносчивым.
Ключевым моментом становится правильный подход к таким детям. Родители таких детей должны обеспечить своему ребенку максимально благоприятную среду: тишину и возможность уединения. Громкие звуки — вредоносны для такого ребенка. На звукового ребенка ни в коем случае нельзя кричать, его нельзя оскорблять: «Ну что ты за идиот такой, зачем я тебя родила!» Унижение и частые скандалы между родителями могут значительно снизить его способность к обучению и контакту с другими людьми. Так происходит первый удар по сенсору гипоактивного ребёнка звуковика.
Аутист — это травмированный звуковик, а крайняя степень стресса звукового ребенка оборачивается звуковым неврозом — шизофренией.
Каждый ребёнок тянется к неизвестному, познаёт мир, осваивает новые возможности и верит, верит взрослому человеку. Болезни и физический недуг лишь увеличивает число препятствий, которые приходится преодолевать ребёнку. Преодолеть же он сможет только с помощью окружающих его взрослых. Особый ребёнок нуждается в нашей поддержке, помощи, реабилитации. И мы — взрослые обязаны сделать этих детей счастливыми. Не важно, имеет ребенок особенности в своем развитии или нет, все равно дети – есть дети. Им очень, нужна наша любовь, забота, ласка, тепло. Необходимо помочь семье поверить в свой потенциал. С точки зрения оказания психологической помощи семье, имеющей особого ребенка, к родителям и детям следует подходить в работе и оказание помощи, как и к семьям, имеющим обычных детей. Главное родителям понять и принять своего ребёнка таким, какой он есть.
В заключении хочу сказать словами Яна Амоса Коменского: «Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом»