«Социальное партнёрство как инструмент подготовки педагога к деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания. опыт сотрудничества ИРО Кировской области и епархий Вятской митрополии»
Доклад в рамках XXХII Международных Рождественских образовательных чтений
«Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»
Конференция «Основы православной культуры. Опыт взаимодействия школы и Церкви»
25 января 2024 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
«Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». Поднятая в теме Международных Рождественских образовательных чтений проблема крайне актуальна, но чтобы православная культура стала образом будущего, необходима консолидация усилий государства, общества, системы образования в Российской Федерации, общественных и религиозных организаций в этой сфере.
Богатые духовные традиции Вятской земли позволили реализовать соработничество системы образования и Церкви в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на Вятской земле в полной мере: «Мы, вятские люди, часть великой России, призваны жить соборно и работать в единстве Духа Божия. Это единство делает весь наш народ сильным, устойчивым в добре, непоколебимым в любви к своей Родине и Церкви,» — утверждает митрополит Вятский и Слободской Марк. [1]
На максимальную реализацию потенциала социального партнерства в сфере духовно-нравственного воспитания нас ориентирует Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Важно то, что этим указом «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» определяется как стратегический национальный приоритет и вопрос национальной безопасности. Основанием для определения формата сотрудничества служат следующие положения Указа: «п. 24 ж — «поддержка религиозных организаций традиционных конфессий, обеспечение их участия в деятельности, направленной на сохранение традиционных ценностей»; п.26 д — «привлечение институтов гражданского общества, в том числе религиозных организаций, к участию в реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей». [2]
Основу социального партнерства, задачей которого является решение всего комплекса задач духовно-нравственного воспитания в регионе, составляет Соглашение о сотрудничестве министерства образования Кировской области и епархий Вятской митрополии (Вятской, Уржумской, Яранской), которое ежегодно пролонгируется и выполняется через План реализации соглашения. Для реализации плана создана региональная рабочая группа. Соглашением регулируется взаимодействие системы образования региона с епархиями Вятской митрополии при организации и проведении регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений, методическом сопровождении педагогов в процессах духовно-нравственного воспитания, проведении важнейших социальных акций и конкурсов.
Считаем важным, что в настоящее время разработаны и реализуются планы взаимодействия всех муниципальных органов управления образования и религиозных организаций.
Вместе с тем, «Именно от педагогов во многом зависит не только интеллектуальный и культурный уровень подрастающего поколения, но и их духовно-нравственное состояние, а значит, и моральный облик будущего нашего общества», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в выступлении на пленарном заседании ХХХ международных Рождественских образовательных чтениях в мае 2022 года. [3]
Введение федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования второго поколения в перечень обязательных для изучения предметных областей «Основ религиозных культур и светской этики», сохранение модульной структуры курса ОРКСЭ в обновленных стандартах обозначили серьезную проблему в подготовке педагогов к реализации, прежде всего, религиозных модулей. Это обусловлено тем, что большинство педагогов не имеют серьезной подготовки в области религиоведения и не являются носителями религиозной культуры, что особенно важно для учителей, ведущих религиозные модули курса ОРКСЭ.
Для решения этой проблемы по благословению первого правящего архиерея Уржумской епархии Даниила была начата разработка программы повышения квалификации «Основы православной культуры». Программа была утверждена Ученым советом Института развития образования Кировской области и предложена для реализации на внебюджетной основе. Но этот вариант реализован не был. В 2015 году нами был выигран грант грантового конкурса «Православная инициатива» и были проучены первые сто педагогов региона по данной программе. Именно в проведении занятий по программе «Основы православной культуры» были установлены серьезные деловые контакты с отделом образования и катехизации Вятской епархии, который внес значительный вклад и в организацию, и в подбор преподавателей. Курсы, проведенные благодаря этому сотрудничеству на высоком уровне, были включены в госзадание ИРО и сейчас реализуются ежегодно.
Программа курса постоянно совершенствуется во взаимодействии с образовательным отделом Вятской Епархии. Важно то, что содержание курса «Теория и практика преподавания основ православной культуры в условиях реализации ФГОС» (таково название курса сейчас) реализует две очень важных принципиальных позиции. Структура курса, содержание модулей позволяют в полной мере дать основы знаний об основах православной культуры и реализовать культурологический подход. Вот названия некоторых тематических блоков программы курса, позволяющих осветить важнейшие теоретические аспекты программы модуля «Основы православной культуры» и одноименного учебника под редакцией О.Ю Васильевой для 4 класса:
- Христианство как содержательная основа нравственных позиций в православии;
- Православное вероучение как основа христианского мировоззрения;
- Базовые национальные ценности в православной традиции;
- История России и история Русской Православной Церкви;
- Православное богослужение как способ формирования духовных и нравственных ценностей личности;
- Православная традиция в русской национальной культуре.
В проведении курсов в очном формате принимают участие преподаватели Центра подготовки церковных специалистов «Вятское духовное училище», Вятского государственного университета, сотрудники государственной универсальной областной научной библиотеки им. А.И.Герцена, победители регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя», опытные педагоги города Кирова и области, сотрудники учреждений культуры. Курсы сопровождаются богатой экскурсионной программой, знакомящей с духовными ценностями Вятской земли. Практические занятия проводятся в Вятской православной гимназии во имя преподобного Трифона Вятского, которая является ресурсным центром Института развития образования в сфере духовно-нравственного воспитания.
Востребованной формой методической поддержки педагогов в межкурсовой период стали экскурсионно-образовательные поездки «Святыни родной земли», которые являются совместным проектом Института развития образования Кировской области, отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии и туристического агентства «СВЯТКИ». Они организуются с 2017 года, и в настоящее время состоялось уже пять таких поездок. Цель проекта — изучение педагогами культурного наследия России как содержательной компоненты духовно-нравственного воспитания обучающихся. Педагоги посетили святыни и объекты культурного наследия Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Подмосковья, земли Псковской. Интересными стали поездки по маршрутам Золотого кольца России, одна из которых рассказывала об объединении Русских земель вокруг Москвы, вторая о Смутном времени и начале царствования династии Романовых. Логическим продолжением этой темы стала поездка на Урал по местам, связанным с последним периодом жизни Царственных страстотерпцев.
Большую работу по обобщению и распространению положительного педагогического опыта в сфере духовно-нравственного воспитания Институт развития образования во взаимодействии с отделом религиозного образования и катехизации Вятской епархии проводит в период подготовки и проведения регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя». Коллектив экспертов оказывает серьёзную поддержку участникам конкурса и в серии вебинаров, и организуя индивидуальные консультации. Не случайно работы-победители регионального этапа конкурса становятся победителями второго этапа конкурса в Приволжском федеральном округе. Традиционно работы-победители представляются педагогической общественности на областном семинаре «Подвиг и служение учителя в духовно-нравственном воспитании», проводимым в рамках Свято-Трифоновских образовательных чтений Институтом развития образования и отделом религиозного образования и катехизации Вятской Епархии.
Говоря об эффективных формах сопровождения педагогов в сфере духовно-нравственного воспитания, необходимо остановиться и на инновационной деятельности Института развития образования Кировской области в данном направлении. В Информационно-методическом центре системы образования города Кирова работает региональная инновационная площадка «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы в условиях реализации рабочей программы воспитания». Творческой группе воспитателей во взаимодействии с отделом религиозного образования и катехизации Вятской епархии удалось создать комплекс методических материалов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, который востребован не только педагогами детских садов, но и школ.
В Вятской православной гимназии во имя преподобного Трифона Вятского города Кирова в рамках региональной инновационной площадки «Гимназия как ресурсный центр методического сопровождения педагогов региона в сфере духовно-нравственного воспитания и преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» формируется модель методического сопровождения педагогов региона в сфере духовно-нравственного воспитания и преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», при этом максимально используется опыт, накопленный гимназией в Ассоциации православных гимназий Приволжского федерального округа.
Особый интерес представляет действующая в Слободском колледже педагогики и социальных отношений региональная инновационная площадка «Создание условий для формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в области преподавания образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы православной культуры)», в реализации программы которой активное участие принимает отдел религиозного образования и катехизации Вятской епархии. Результатом деятельности такой площадки должны стать программа и учебно-методический комплект для подготовки студентов профессиональных образовательных организаций педагогического профиля к преподаванию образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы православной культуры), востребованная во всех организациях профессионального образования педагогического профиля в регионе.
Сложившаяся система подготовки педагога к реализации задач духовно-нравственного образования и воспитания не решила, однако, проблемы влияния субъективных факторов на выбор модулей ОРКСЭ и выбор форм и содержания мероприятий по духовно-нравственному воспитанию. Мы связываем это с недостаточной методологической грамотностью управленческого корпуса в вопросах духовно-нравственного воспитания, неверной трактовкой ведущих понятий методологии этого направления воспитания, особо выделенного в обновленных ФГОС всех уровней общего образования, опорой ряда руководителей управлений образования, образовательных организаций на советские стереотипы в воспитании. Для актуализации вопросов духовно-нравственного образования ИРО Кировской области и ЕОРОиК Вятской епархии проводит следующие мероприятия:
- семинары для руководителей «Нормативно-правовые основания духовно-нравственного образования в образовательной организации» на окружном и муниципальном уровнях;
- консультирование учреждений образования по разработке планов сотрудничества с религиозными организациями и помощь в реализации этих планов;
- актуализация Регламента выбора модуля ОРКСЭ, вопросов преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР в условиях реализации обновленных ФГОС на Директорском часе и совещаниях руководителей;
- углубление сотрудничества образовательных организаций и Церкви через расширение регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений чтениями муниципального уровня.
Для повышения уровня взаимодействия образовательных и религиозных организаций вопросы нормативно-правовых аспектов и эффективной практики взаимодействия образовательных и религиозных организаций включены в программы повышения квалификации священнослужителей.
Проблему изучения и распространения опыта участия родителей, обучающихся в духовно-нравственном воспитании на многонациональной Вятской земле мы решаем посредством уникального форума Межрегиональных Благовещенских образовательных чтений. В 2014 году Институт развития образования Кировской области и отделы религиозного образования и катехизации Вятской и Уржумской Епархий поддержали инициативу учителей Вятскополянского района Кировской области о проведении Благовещенских образовательных чтений, которые являются площадкой межнационального и межконфессионального общения. Именно родительскому воспитанию посвящены эти чтения, и время их проведения выбрано не случайно, поскольку они приурочены к православному двунадесятому празднику Благовещения Пресвятой Богородице, которая традиционно считается образцом материнской любви и мудрости.
«Родительское воспитание детей — первооснова формирования личности человека» – такова тема первых Благовещенских чтений, в которых приняли участие всего 50 человек, 41 взрослый и 9 детей.
В настоящее время состоялось уже восемь Благовещенских образовательных чтений. Главной их целью традиционно является объединение усилий педагогов и родителей, ученых, деятелей культуры, широкой общественности в сфере культурного, духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, укрепления единого культурно-образовательного пространства региона, развития лучших традиций отечественного гуманитарного образования.
«Единением и любовью спасемся» (посвящены 220-летию образования Вятской губернии и 80-летию Кировской области), «Завещанный нам образ родного языка», «От сердца к сердцу», «России славные сыны», «Отец – это звучит гордо. Роль отца в воспитании детей» — таковы темы чтений.
За время их проведения значительно обогатился формат проведения чтений. Украшением Чтений являются яркие фестивали, литературные праздники, композиции с участием взрослых и детей, фотовыставки, презентации книг и, конечно, «Золотые лекции» лауреатов Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», научных сотрудников государственной универсальной областной научной библиотеки имени А. И. Герцена, представителей отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии и Конгресса татар Кировской области.
Обязательная составляющая Чтений – педагогическая секция, на которой происходит обмен опытом семейного воспитания во взаимодействии с педагогами образовательных организаций, и детская секция, на которой ученики и родители представляют исследовательские работы, связанные с историей и традициями семьи. В рамках Благовещенских чтений проходят презентации творческих работ детей, их родителей, семейных работ.
С 2017 года Благовещенские образовательные чтения вошли в план реализации Соглашения о Сотрудничестве епархий Вятской митрополии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и Министерства образования Кировской области и приобрели статус межрегиональных. В чтениях участвуют представители Кировской области, Республики Татарстан, Республики Удмуртия.
Об эффективности и востребованности такой формы взаимодействия всех участников образовательного процесса, представителей органов власти и широкой общественности, религиозных организаций в духовно-нравственном воспитании говорит то, что 2023 году только в очных мероприятиях чтений приняло участие 723 человека, и 7636 человек приняли участие в интерактивном голосовании для определения победителей в фотовыставке «Загляни в семейный альбом: я и мой папа» и конкурсе видеороликов «С папой интересно».
В апреле 2023 года Совет Кировской области по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений при губернаторе области Александре Валентиновиче Соколове одобрил опыт проведения Благовещенских чтений и рекомендовал его к распространению на территории региона.
Таким образом, многообразие форм взаимодействия Института развития образования Кировской области и епархий Вятской митрополии в методическом сопровождении педагогов в сфере духовно-нравственного воспитания, преподавания образовательных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России» позволяет погрузить педагогов в мир православной и русской классической культуры, и делает такое сопровождение не только эффективным, но и открывает перспективы дальнейшего совершенствования.
Ссылки на источники:
[1] Выступление митрополита Вятского и Слободского на пленарном заседании XXVII Свято-Трифоновских образовательных чтений
URL: https://вятская-епархия.рф/news/eparchy/59270/?sphrase_id=59542
[2] Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
[3] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXХ Международных образовательных чтений
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5928249.html