23 января 2015 г. в конференц-зале Даниловского монастыря впервые в рамках Международных Рождественских образовательных чтений состоялась секция «Инклюзивное и коррекционное образование в современных условиях». С приветственным словом выступил председатель секции епископ Нарвский и Причудский Лазарь. Владыка также рассказал о положительном опыте инклюзивного образования православной школы своей епархии.
В работе секции приняли участие около 50 слушателей из Москвы, Подмосковья и регионов России.
Единодушный отклик получил доклад директора Института проблем инклюзивного образования МГППУ С.В. Алехиной, подчеркнувшей, что милосердие – основной условие развития инклюзивного процесса.
Н. И. Голубева, старший научный сотрудник Научного Центра Психического Здоровья РАН, познакомила слушателей с точкой зрения на возможности и ограничения организации инклюзивного процесса для детей с некоторыми формами патологии.
О своем опыте в области инклюзивного образования рассказали директор школы надомного обучения № 388 г. Москвы И.С. Алейникова, педагоги НОУ «Пироговская школа» А.А. Комарова и Центра образования «Знак» С.А. Макаренко.
Особый интерес вызвали доклады Е.Е. Мень, директора Центра проблем аутизма, и А.И. Козорез, специалиста ГБОУ ЦПМССДиП МГППУ, рассказавших о возможностях и преимуществах инклюзивного образования, о моделях построения образовательного процесса с использованием ресурсного класса, реализуемых в средних общеобразовательных школах №1465 и №1447.
О перспективности инклюзивного дополнительного образования в рамках досуговой деятельности рассказал директор по развитию Центра культуры и досуга «Академический» Д. К. Тюттерин.
Психологи Центра «Ирида» И. Э. Гришина и Ю. А Фролова познакомили с замечательным опытом социализации и коррекции особых детей методом канис-терапии.
Завершилась конференция выступлениями заместителя руководителя Департамента социальной защиты населения г. Москвы Т. М. Барсуковой, подчеркнувшей необходимость межведомственного подхода в решении проблем образования детей с особыми потребностями, и эксперта Общественной палаты РФ, члена Совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов Е.В. Багарадниковой, призвавшей педагогов опираться на силу родительской общественности.
В докладах выступавших прозвучали предложения:
— о необходимости наряду с развитием инклюзивного процесса сохранить систему коррекционного образования, предоставить родителям выбор формы обучения ребенка с особыми образовательными потребностями;
— о необходимости принятия законодательных актов субъектов Федерации, позволяющих финансировать образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья по тем же нормативам, что и для детей-инвалидов.
С данными предложениями было принято обращение к Председателю комиссии по образованию Московской городской Думы.
По окончании работы конференции слушатели горячо поблагодарили выступавших и организаторов за актуальность обсуждаемых проблем и содержательные доклады. Было предложено продолжить работу секции на следующих Рождественских чтениях, а также включить тематику дошкольного инклюзивного и коррекционного образования. Участники отметили, что времени работы секции было недостаточно, желательного выделить полный день для обсуждения столь сложных и столь важных вопросов. Также было предложено шире освещать работу секции.
Материалы:
- Епископ Нарвский и Причудский Лазарь «Приветственное слово».
- Барсукова Татьяна Митрофановна, заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения г. Москвы: «Профессиональное сообщество специалистов: потенциал духовности».
- Алехина Светлана Владимировна, директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ, кандидат психологических наук, почетный работник общего образования, «Условия развития инклюзивного процесса в образовании».
- Иеромонах Мелитон (Присада), член Комиссии по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях при Патриархе Московском и всея Руси, директор Благотворительного фонда имени преп. Сергия Радонежского, «Духовное руководство детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей».
- Симашкова Наталья Валентиновна, д.мед.н., руководитель отдела по изучению проблем детской психиатрии Научного Центра Психического Здоровья РАН, Голубева Наталья Ивановна, старший научный сотрудник, к. мед. н, врач высшей категории, «Виды инклюзивного образования при некоторых формах патологии».
- Мень Екатерина Евгеньевна, директор Центра проблем аутизма, член Общественного совета при Министерстве здравоохранения РФ». «Опыт ГОУ СОШ №1465 и АНО Центр проблем аутизма. Включение детей с аутизмом в общеобразовательный процесс».
- Макаренко Светлана Александровна, руководитель отделения психолого-педагогической коррекции АНО ЦО «Знак», канд. пед наук, почетный работник общего образования РФ, «Работа с особым ребенком».
- Комарова Александра Анатольевна, Цициашвили Екатерина Томазовна, педагоги НОУ СО «Пироговская школа», «23-летний опыт инклюзивного образования».
- Алейникова Ирина Стапановна, директор ГБОУ СОШ «Надомного обучения» № 388 СВАО г. Москвы, «Создание необходимых условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья как один из аспектов реализации ФЗ «Об образовании в РФ» (Из опыта работы школы надомного обучения №388 города Москвы)».
- Тюттерин Дмитрий Константинович, главный редактор журнала «Дошкольное образование», директор по развитию ГУБК ЦКиД «Академический», «Инклюзия в рамках дополнительного образования и досуговой деятельности».
- Гришина Ирина Эдуардовна, психолог высшей категории, канистерапевт; Флорова Юлия Александровна, психолог первой категории, коррекционист, канистерапевт. «Канистерапия в социальной и психологической реабилитации в ЦППРиК «ИРИДА» г. Москва».
- Козорез Анастасия Ивановна, специалист ГБОУ ЦПМССДиП МГППУ, «Возможности и ограничения ресурсного класса при инклюзии детей с особыми потребностями».
- Багарадникова Елена Вячеславовна, эксперт Мосгордумы, член Координационного Совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты РФ, член Совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов, исполнительный директора РОО помощи детям с РАС «Контакт». «Проблемы и возможности вариативных форм образования на примере Москвы».