Митина Ирина Викторовна, учитель технологии и основ православной культуры ГБОУ города Москвы «Школа №1474» |
«Приобщение детей к культурному наследию через участие в метапредметном проекте на примере проекта «Рождественский вертеп»»
Доклад в рамках XXХII Международных Рождественских образовательных чтений
«Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»
Круглый стол «Отечественная культура и православная традиция в образовании:
формируем образ будущего»
(Отдел религиозного образования Московской (городской) епархии)
25 января 2024 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
Каким мы хотим видеть наше будущее? Наверное, это во многом зависит от тех принципов, которые будут заложены в сознании у детей. Каков человек, такого его деятельность и таков мир, который он создал вокруг себя.
Я считаю, прежде всего, человека характеризует культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным и верящим в возможность совершенствования мира.
У меня, как у учителя технологии и основ православной культуры, есть возможность приобщить детей к труду и к истории Отечества через творческую деятельность, участвуя в фестивале «Рождественский вертеп»
Для этого я поставила перед собой следующие задачи:
1. Продолжить в средней школе традиции участия учеников класса в фестивале. В данном фестивале класс участвует пятый год
2. Продолжить знакомить учащихся с традициями православной культуры. Дети слушали рассказы о первых христианах (как жили, какими морально-духовными ценностями обладали, как трудились, какие инструменты применяли для работы, как берегли вещи, как делали игрушки из вышедшей из употребления одежды).
3. Сплотить коллектив детей и их семей в процессе работы над проектом. Дети научились работать в мини группах, разделять обязанности между собой, прислушиваться к советам родителей).
4. Развивать эстетический вкус учащихся ( выбрать материал для изготовления вертепа, определить размеры фигурок, подобрать декор). При создании вертепа дети использовали фетр, палочки от мороженного, втулки от бумажных полотенец, пяльцы из дерева, кусочки старых тканей, обрезки ковриков, картон, старую пряжу, проволоку).
Получилось очень красиво, а главное, экологично. Ведь сейчас, как никогда ранее, возрастает популярность вторичной обработки материалов.
5. Использовать в работе различные инструменты и приспособления. Для изготовления фигурок учащиеся научились пользоваться портновскими ножницами, ножницами для фигурной резки ткани (зигзаг), кусачками для проволоки, канцелярским ножом, клеевым пистолетом.
Это тоже культурная традиция Руси – с детства приучать детей к ответственности и к труду, постигать основы мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов.
6. Развивать навыки представления работы публике.
Свою работу учащиеся демонстрировали всему классу. С гордостью отвечали на вопросы не только по созданию Рождественского вертепа, но и по самой истории самого светлого христианского праздника.
В классе состоялось торжественное награждение учеников, принимавших участие в проекте. Свой опыт создания Рождественского вертепа дети передали ученикам начальной школы.
Я считаю, что вертепы несут познавательную миссию, так как с их помощью можно рассказывать рождение Иисуса Христа. Даже с парой-тройкой игрушек можно создать рождественскую сцену, которая принесет в дом праздничную атмосферу. Переставляя фигурки и разговаривая за них, дети будут лучше узнавать историю рождественского праздника и традиции, с ними связанные. Ведь традиции продолжают жить в народе и вызывают к себе интерес у подрастающего поколения. И задача нас, взрослых, в том, чтобы сохранить эти традиции для себя и потомков.
А еще это время родителям и детям быть вместе, ведь Рождество дарит тепло и веру.