Алейникова Ирина Стапановна,
директор ГБОУ СОШ «Надомного обучения» № 388 СВАО г. Москвы
«Создание необходимых условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья как один из аспектов реализации ФЗ «Об образовании в РФ»
(Из опыта работы школы надомного обучения №388 города Москвы)».
Доклад на конференции «Инклюзивное и коррекционное образование в современных условиях» XXIII Международных Рождественских образовательных чтений,
23 января 2015 г., Москва
Статья 79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п. 4.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Слайд 2
Школа № 388 была открыта в 1996 году как школа для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с сохранным интеллектом. Успешно пройдя период становления, школа является функционирующим общеобразовательным государственным учреждением, где одновременно решаются задачи специального реабилитационного характера, а также организуется обучение, воспитание, социальная адаптация и интеграция в общество детей, которые по состоянию здоровья не могут систематически посещать занятия в массовой общеобразовательной школе.
Комплектование школы осуществляется медицинскими учреждениями в соответствии с перечнем заболеваний для определения ребенку особых условий обучения, на основании рекомендаций ГМПК и индивидуальной программы реабилитации детей-инвалидов.
Статьей 2.п.16 ФЗ определено понятие обучающийся с ОВЗ
Таким образом, для данной категории детей должен быть установлен коэффициент к нормативным затратам, на оказание государственной услуги, для создания специальных условий.
Слайд 3
Особые условия обучения реализуются в нашей школе различными формами, которые закреплены локальными актами. Эти формы определяются самим общеобразовательным учреждением на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме в соответствии с особенностями психофизического развития и возможностями обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностями эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендациями лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, государственной службы медико-социальной экспертизы.
Слайд 4
Наша школа организует обучения по следующим формам:
Классно – урочной (от 5 до 8 человек);
Групповой (до 4-х человек);
Индивидуальной(надомной);
Смешанной.
В состав школьного психолого- медико-педагогического консилиума входят: педагог- психолог, учитель дефектолог, учитель логопед, социальный педагог, врач, учителя.
Для детей в школе организованно бесплатное двухразовое питание.
До сегодняшнего дня школа комплектовалась учащимися, имеющими потребность в создании особых условий и проживающих в СВАО.
Слайд 5
Дети, обучающиеся в школе, имеют различные диагнозы и наша задача создать необходимые условия получения качественного образования для каждого ребенка.
В школе сегодня обучаются 185 детей, из них 80 детей-инвалидов, 105 детей с ОВЗ.
Миссия нашей школы, как социально ответственной системы определяется с учетом возможностей и интересов учащихся с ОВЗ, заказчиков, т.е. родителей, а самое главное, выражает интересы всего населения данной территории. Таким образом, миссия нашей школы отражает смысл её существования.
Социальный заказ общества, предъявляемый нашей школе, очень труден и специфичен и требует от всего педагогического коллектива высокого мастерства.
Учитель в нашей школе это не просто преподаватель-предметник, а специалист, владеющий современными педагогическими технологиями в работе с детьми с ОВЗ. Ежегодно в наш коллектив вливаются молодые специалисты, с которыми работают опытные наставники.
Слайд 6
Основной в работе является субъектно-ориентированная технология, признаками которой являются следующие:
— проявление и развитие индивидуальности, личности ребенка;
— возможность для ребенка удовлетворить свои интересы и потребности;
— самостоятельность постановки учеником образовательных задач и поиска путей их решения;
— удовлетворенность собственной деятельностью и её результатами;
— рефлексивность отношения учащегося к собственной деятельности;
— диалоговый, партнерский характер взаимодействия педагога и учащегося.
По характеру взаимодействия педагога и ребенка, применяются следующие технологии:
— технология воздействия;
— технология взаимодействия;
— технология сопровождения.
В школе также успешно применяются, особенно для детей находящихся на длительном лечении, дистанционные технологии.
С 2011 года школа – участник приоритетного национального проекта «Образование», работа ведется в рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».
С 2012 года школа-участник Государственной программы «Доступная среда».
Слайд 7
Важнейшим правовым актом, устанавливающим определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность образовательных организаций, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья, является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
Реализация разрабатываемых стандартов, прежде всего, в той части, которая касается образования детей с ограниченными возможностями здоровья: во-первых, будет способствовать расширению вариативности и доступности образования для всех групп детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей со сложными дефектами; во-вторых, обеспечит детям с высоким потенциалом развития возможность перехода на любом этапе обучения на образовательные программы общего образования, либо после завершения ступени начального образования продолжения образования по общеобразовательной программе на ступени основного образования.
Слайд 8
Обучение осуществляется в единстве с воспитательной работой. Воспитание, социализация , развитие учащихся в школе обеспечивается интеграцией урочной и внеурочной деятельности учащихся. В школе сложились свои традиции. Ребята активно участвуют в различных творческих и спортивных конкурсах, занимают призовые места.
Слайд 9
В школе успешно работают два сертифицированных музея « Русский быт» и
« Боевая Слава России». Работы, выполненные на базе школьных музеев, ежегодно становятся победителями городских и всероссийских конкурсов ,таких например как «Путь поколений», «Времен связующая нить».
Слайд 10
Успешность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья во многом обеспечивается психологическим, логопедическим, дефектологическим, медицинским и социальным сопровождением, которое осуществляется через:
- диагностику и выявление индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ;
- подбор или разработку коррекционных программ;
- конкретную коррекционную и реабилитационную помощь учащимся;
- учебные занятия специалистов по развитию у учащихся навыков самопознания и рефлексии, коммуникативной сферы и социальную адаптацию;
- просветительскую и консультационную работа среди учащихся, учителей и родителей.
Слайд 11
В школе постоянно ведется экспериментальная и инновационная работа. С 2001 года по 2011 год школа была городской экспериментальной площадкой.
С 2006 года мы активно включились в эксперимент по безотметочному обучению учащихся начальной школы. В течение трех лет учителя начальной школы осваивали и внедряли в учебный процесс технологии обучения детей самооцениванию на критериальной основе и рефлексии. Таким образом, школа была подготовлена к переходу к новым ФГОС начального образования.
В ходе многолетней научно-практической деятельности разработаны методические пособия для работы с детьми ОВЗ, выпущены сборники «Система образования для детей с проблемами в здоровье», проведены конференции, семинары, круглые столы. Меняющиеся условия , в том числе, социально-экономические сподвигают нас на поиск все новых путей решения вопросов обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Слайд 12
Большое внимание уделяется работе с семьей.
В связи со спецификой нашей школы большинство семей можно отнести к «группе риска». Наличие в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья накладывает на неё особые проблемы, они касаются позиции родителей и других членов семьи по отношению к ребенку, характера взаимоотношений между взрослыми и ребенком, между ребенком и другими детьми, между самими взрослыми, материальные проблемы и другие. Социальные педагоги, педаго-психолог классные воспитатели находятся в контакте с родителями, нуждающимися в поддержке.
Слайд 13
С 2010 по 2015 годы в нашей школе реализуется программа развития школы как адаптивной школы надомного обучения акмеологической направленности.
Акмеологический подход, в настоящее время, является одним из перспективных и прогрессивных для современной школы. При акмеологическом подходе в школе главным становится реализация индивидуальных качеств каждого ребенка через развитие его личностных качеств и творческих способностей.
Необходимость акмеологического подхода в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы очевидна, так как общество ожидает, что выпускники школы будут личностями: коммуникабельными; креативными; самостоятельно мыслящими; стремящимися к успеху. Фактически это социальный заказ школе.
Слайд 14
Наша школа — адаптивная для детей с ОВЗ- разноуровневая и многопрофильная с огромным комплексом педагогических задач. Такая школа позволяет учить всех детей без исключения, независимо от их способностей, склонностей, индивидуальных различий. Она адаптируется к каждому школьнику, учитывая:
- состояние здоровья,
- характер протекания мыслительных процессов,
- уровень знаний и умений,
- работоспособность,
- уровень познавательной и практической самостоятельности и активности,
- темп продвижения от незнания к знанию,
- отношение к учению,
- особенностей семейного воспитания ребенка и условий его социализации.
Результатом успешной работы школы являются личные достижения каждого ученика. Показателями качества работы можно считать результаты итоговой аттестации и дальнейшее трудоустройство выпускников.
Слайд 15
В настоящее время в стране реализуются мероприятия в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в том числе и в части касающейся организаций, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку:
— новая школа — это школа для всех, которая должна обеспечить успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени;
— новая школа — это учителя с высоким уровнем профессиональной подготовки, готовые к инновационной деятельности, глубоко знающие детскую психологию и особенности развития школьников, также при наличии ограничений здоровья, чуткие и внимательные к интересам и потребностям школьников;
— новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы, что имеет особое значение для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Школа для детей с ОВЗ может стать также центром научно-методической поддержки учителей, работающих в условиях инклюзивного образования, или центром психолого-педагогической поддержки учащихся в условиях инклюзии.
— новая школа – это современные материально-технические условия реализации образовательных программ, которые включают: доступность безбарьерной среды для всех обучающихся, современное высокотехнологичное учебное оборудование, интерактивные учебные пособия и учебники, соответствующие специфике развития и образовательным возможностям разных групп детей, условия для занятий спортом и творчеством.
И вся деятельность коллектива нашей школы по организации обучения детей с ОВЗ наилучшим образом отвечает требованиям данной инициативы.
Слайд 16
Анализируя опыт работы нашей школы, мне хотелось бы коснуться еще одного вопроса, который сегодня широко обсуждается. Это вопрос инклюзивного образования. Существует много мнений «за» и «против».
Мы не будем говорить, кто прав, кто неправ. У каждого свой опыт, свои знания. Это тема важная, серьезная и неоднозначная. И, надеюсь, что опыт нашей школы по «мягкой инклюзии», то есть внедрение ребенка обучающегося на дому в социальные программы и коррекционную работу является весьма полезным.
Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями и по своему составу чрезвычайно неоднородны. И даже имея один и тот же диагноз, развитие личности происходит по-разному. При правильной организации и вовремя начатом обучении одни дети к семи годам достигают близкого к норме уровня психического здоровья, а другим необходимо создавать специальные условия для эффективного обучения. Иногда, дети, получив правильную комплексную помощь в специальных дошкольных учреждениях, использующих научно-обоснованные и экспериментально проверенные формы организации обучения, спокойно вливаются в совместное обучение со здоровыми детьми. Но, в большинстве случаев, обучение детей с ОВЗ основывается на получении адекватного их возможностям и потребностям образования. Не все дети с ОВЗ способны осваивать цензовое обучение. Для большинства детей с ОВЗ необходимо создавать адаптивную образовательную программу, учитывающую их психофизические возможности.
Слайд 17
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 года № ИР-535/07
«О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
«Развитие совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказа от лучших достижений российской системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том числе об определении формы и степени его инклюзии(интеграции) в образовательную среду, должен решаться психолого-медико-педагогическими комиссиями исходя, прежде всего, из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей.»
Слайд 18
На сегодняшний день наша школа находится в стадии реорганизации, результатом которой станет создание образовательного комплекса, с сохранением системы работы с детьми, имеющими проблемы в здоровье. Мы обладаем большим опытом работы с детьми с ОВЗ, и все равно постоянно ищем новые пути и подходы для эффективного обучения. Потребность в нашей школе с каждым годом увеличивается. Это говорит о том, что родители видят результат нашей работы и доверяют нам.