Мурадова Екатерина Тофиковна, учитель истории и обществознания СМОТРЕТЬ методическую разработку классного часа «Помним всех!» |
«О роли школы в развитии межконфессиональных, межэтнических отношений, о важной роли образования в формировании правильного отношения к политике России»
Доклад в рамках XXХII Международных Рождественских образовательных чтений
«Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»
Секция «Опыт форума «Встреча с личностью»: встречи с неравнодушными делателями на ниве духовно-нравственного просвещения»
25 января 2024 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
В своём выступлении на пленарном заседании Рождественских образовательных чтений Святейший Патриарх Кирилл говорил о тех проблемах, которые стоят перед российским обществом в целом и каждым конкретным человеком в отдельности. Любой из слушателей нашёл ответы на свои вопросы. Мне лично понравились следующие слова «От каждого из нас зависит, в какой стране мы будем жить, насколько справедливым будет социальное устройство, сколько в нашем мире будет любви, доброты и сострадания» [7]. О высоком уровне межконфессиональных отношений в РФ говорилось на встрече 14 марта 2024 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с делегацией исламских лидеров во главе с руководителем Духовного собрания мусульман России, муфтием Москвы Альбиром Кргановым[9].
В Российской Федерации уделяется большое внимание духовно-нравственному воспитанию школьников и их гармоничному развитию. В 2009 году была принята Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [5], разработанная в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»)[1], а также проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [6], подготовленным Российской академией образования. В документе говорится: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [6].
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания.
С 2013 года в Чеченской Республике по поручению Главы Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова принята и реализовывается «Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики» [4], утвержденная в соответствии с Указом Главы Чеченской Республики от 5 октября 2021 г. № 177 [3].
В 4-м разделе Концепции «Межнациональные и межконфессиональные отношения в контексте духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения» говорится: «Национальная политика Чеченской Республики строится на ясных и четких принципах поиска межэтнического взаимодействия, общественной стабильности как базы справедливого решения национального вопроса, верховенства закона» [5].
На заседании Совета по межнациональным отношениям под председательством Президента России Владимира Путина Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов заявил о ключевой роли образования в сфере межнациональных отношений. Президент РФ В.В. Путин напомнил, что «важно формировать гражданское сознание и патриотизм у молодых людей «Гражданское сознание и патриотизм, также, как и патриотизм, у молодых людей, не даётся при рождении, они формируются. Формируются поступками взрослых, моделями поведения и образами, которые транслируют средства массовой информации, всей нашей общественной средой, наукой, образованием. Всё это наравне с традициями семьи вносит свой вклад в воспитание молодёжи» [7].
Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. В «Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» [2] указывается статистика, говорящая о том, что на территории страны проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан) В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 – в качестве языка обучения, 59 – в качестве предмета изучения. Среди традиционных религий России: христианство, ислам, буддизм, и иудаизм.
До начала 90-х годов XX в. на территории Чечено-Ингушской АССР проживали представители многих народов. Помимо чеченцев и ингушей проживало много русских, украинцев, азербайджанцев, армян, евреев и представителей других народов. Произошедшие события кровавые событья привели к их оттоку из республики. В настоящее время несмотря на то, что в республику приезжают из других регионов для работы, основная часть населения — это чеченцы. Проживают также русские, ногайцы, аварцы, ингуши, турки-месхетинцы, немцы, гребенские татары, терские кумыки и другие. Эти обстоятельства учитываем в своей работе. Представители старшего поколения выросли в поликультурной среде.
Дети же растут в основном в моноэтнической среде. И нужно рассказывать им о других культурах и религиях. Важно помогать им устанавливать дружеские отношения с другими детьми, приобщать их к мировой цивилизации. Важно ломать стереотипы, сложившиеся у народов. В истории чеченского народа было много трагических страниц. Это и события времен Русско-кавказской войны XIX в., годы коллективизации, депортация, а также 1990-е – начало 2000-х годов. Но важно находить точки положительного соприкосновения народов, а не то, что нас разъединяет.
Педагогу при работе с учащимися быть человеком творческим, думающим, готовым не просто рассказывать о каких-либо пришедших событиях, а помочь детям анализировать и думать с точки зрения гражданской позиции.
Необходимо использовать методы воспитания толерантного сознания. В этой работе мы знакомим учащихся с памятниками культурного наследия. Это мы делаем на уроках в школе, а также используем один из путей – распространение памятников письменного творчества. Так недавно, ученикам моего класса были переданы книги, посвященные чеченским писателям и поэтам («Литературно-географический атлас Чеченской Республики», 2018). При проведении уроков мы, педагоги, стараемся заинтересовать детей поэзией, прозой народов России, а также других народов. Через призму межнациональных, межкультурных, межрелигиозных связей показываем детям важность понимания представителей других народов и других религий. В процессе подготовки и проведения подобных мероприятий для нас важно увлечь детей, помочь раскрыть им свой творческий потенциал. Дети нашей школы участвовали в 2022 в викторине «Родной край – сердцу рай», где заняли II место. Дети подошли творчески при подготовке к мероприятию: придумали название команды, девиз, а также стенгазету.
Немаловажно не забывать о собственных корнях, ведь если человек будет знать и гордиться культурным наследием своего народа, он будет больше стремиться понять другие народы. Дети участвовали в 2022 году в викторине «Иллешкахъ буьйцу турпалхой», организованной Республиканской детской библиотекой, где заняли 1 место. Проводится совместная работа с детьми по нахождению необходимого материала о национальных достоинствах своего народа в области литературы, музыки, фольклора. Так, итогом совместной работы стало школьное мероприятие «День джигита». Совместно с учащимися был подготовлен сценарий праздника, аналога которому нет. Дети представили зрителям сценки, песни, танцы, викторину на знание чеченских традиций и обычаев, по окончании праздника каждому участнику был вручен подарок.
Деятельность по воспитанию детей нужно проводить постоянно, в том числе и в процессе преподавания гуманитарных предметов – на уроках обществознания и истории, избегая как евроцентристского, так и восточно-центристского подхода. Так, при изучении обществознания следует помочь понять и донести до каждого ребенка идею о важности каждого народа и каждой культуры, каждой человеческой цивилизации. Следует показывать многовековые связи народов и культур, значение культурных контактов с окружающим миром при создании и обогащении величайших цивилизаций (например, роль пришедшего из Индии буддизма в духовной жизни Китая и Японии). На одном из уроков истории один мой ученик сказал такую фразу: «Какое отношение Чечня имеет к истории Первой Мировой войны?» Я в процессе дискуссии рассказала о Кавказской туземной конной дивизии, также известной как «Дикая дивизия». Важно объяснить детям, что народы никогда не жили изолированно от других народов, а активно взаимодействовали друг с другом.
Важно участие учащихся в исследовательской, проектной и творческой деятельности, в процессе которой формируется гражданско-патриотическое мышление, раскрывается творческий потенциал детей. В нашей школе проводится работа по сохранению исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны. Необходимо упомянуть о Межрегиональной онлайн-конференции под названием “Битва за Кавказ”. В конференции приняли участие курсанты и кадеты военно-патриотического клуба “Беркут” (г. Кисловодск), а также учащиеся 10-х классов СОШ № 48 города Грозный (25.03.2021). Темой телемоста послужило празднование 80-летней годовщины начала Великой Отечественной войны. Сейчас, в начале XXI века, после сокрушительных и страшных Мировых войн в XX веке, мир вновь стоит на пороге тяжёлых событий. Они, собственно, уже происходят. Не все люди смогли выучить уроки Первой и Второй Мировых войн. В некоторых странах поощряется осквернение памяти погибших людей, погибших в годы испытаний. Дети представили свои доклады, презентации, видеоролики. Было важно и то, что они получили опыт общения с такими же подростками из другого региона России.
Мой ученик Байсангур Даудов, принял участие во Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ «Отечество», который проводится Министерством просвещения РФ и Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения (22.04.2022) в номинации «Великая Отечественная война». Он представил проект, посвящённый уроженцу г. Грозного, русскому по национальности, В.З. Пивоварову, который героически погиб в годы Второй Мировой войны в 1944 году в Италии, участвуя в Итальянском движении Сопротивления. В своей работе Байсангур показал межконфессиональное единство в поисковой работе: сохранение памяти о защитниках г. Грозного, представителях разных народов, в годы Великой Отечественной войны. Работа получила поддержку на региональном уровне, а также стала победителем в финале на Всероссийском уровне (I место в финале).
Учащиеся принимали активное участие в V Всероссийских историко-культурных Чтениях школьников и педагогов к 100-летию образования СССР (19 мая 2022), которые проводил Департамент образования Администрации г. Иркутска. Важно было познакомить жителей других регионов России с Чеченской Республикой. Ученик Китаев Берс рассказал об истории своего рода, а Пайзулаева Элина – о герое Великой Отечественной войны Мовлади Висаитове. Оба учащихся стали дипломантами конкурса.
Команда детей «Умники и умницы» принимала участие в Республиканском турнире на Кубок Совета при Главе ЧР по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) и Межрегиональной ассоциации общественных объединений «Национальный Совет молодежных и детских объединений» по интеллектуальной игре «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (Донбасс–2022), где заняла III место из 19 команд.
Важно рассказывать об истории региона, устанавливать контакты с представителями других частей России, больше узнавать о них. Так, учащаяся Пайзулаева Элина приняла участие во Всероссийском конкурсе «История местного самоуправления моего края» (22.07.2022). Соорганизаторами этого конкурса являются Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, Общественная Палата РФ, Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления, ФГБОУ «Институт российской истории» РАН, Общероссийская ассамблея развития территорий и общественного самоуправления. Темой ее доклада стала «Конституция Чеченской Республики» (III место в финале конкурса).
Одним из важнейших направлений является участие в патриотических акциях и проектах. Мы участвуем во Всероссийской патриотической акции «Я вернулся, мама», а также во Всероссийском патриотическом проекте «Последний рубеж» (при поддержке Министерства Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации, Военно-патриотического клуба «От героя к герою»). Эти проекты способствуют сохранению исторической памяти о защитниках Северного Кавказа в ходе Великой Отечественной войны, объединению людей вне зависимости от нации и религии. Ведётся поиск родственников, захороненных в Братской могиле в г. Грозном. Удалось найти родственников многих десятков воинов, оставшихся навечно в Грозном. Это люди принадлежали ко многим народам и религиям: осетины, русские, буряты, украинцы, азербайджанцы, армяне и многие другие. В рамках проекта проводятся субботники на территории кладбища, встречи. Я являюсь координатором проекта по Азербайджанской Республике. Дети должны понимать важность единения народов, когда Родине грозит опасность. Нужно сохранять связи между народами, развивать их и углублять.
Мы с детьми участвуем в мероприятиях, проводимых общественной организации «Наш дом – город Грозный». Эта организация на протяжении многих лет объединяет людей, малая Родина которых – город Грозный. Кстати, этими проектами руководит один и тот же человек – Гучигов Сайпуддин Баудинович, который на протяжении многих лет занимается патриотическими, межнациональными проектами. Являясь чеченцем по нации и мусульманином по религии, он ухаживает за могилами русских, которые захоронены на кладбищах г. Грозного.
Важно правильно доносить и объяснять решения по важным вопросам внутренней и внешней политики, важно формировать у учащихся верную гражданскую позицию. С 2022 года Российская Федерация проводит Специальную военную операцию, которая направлена на защиту населения Донбасса, демилитаризацию и денацификацию Украины. Необходимо проводить с детьми разъяснительную работу о том, что эта мера была вынужденной, но необходимой. Так, в 2023 г. я совместно с учениками МБОУ «СОШ №3» г. Аргуна участвовала в XVIII ежегодном Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» по Северо-Кавказскому федеральному округу – проект «Вспомним всех». Мероприятие было посвящено героям СВО и в его ходе рассказывалось о том, что в решении задач принимают участие представители всех народов, живущих в России. Проект занял I место в СКФО и стал финалистом.
Мы сотрудничаем с с ветеранскими организациями: ЧРОО «Союз ветеранов Группы советских войск в Германии ЧР(ГСВГ), «Союзом ветеранов Афганистана, локальных войн и военных конфликтов» и другими.
Ведется сотрудничество с детскими организациями: Межрегиональной ассоциацией общественных объединений «Национальный совет молодёжных и детских объединений»; Региональным подростковым слетом «РосПодрос».
Также сотрудничаем с государственными организациями:
– Национальное агентство по связям с соотечественниками Чеченской Республики «ОРЦА»;
– Аппарат уполномоченного по защите прав ребёнка в ЧР и другими организациями.
Ведется сотрудничество с общественной организацией «Российское военно-историческое общество» в Чеченской Республике.
Частью воспитательной работы является участие в патриотических проектах. Так, совместно с учащимися совершали ознакомительную поездку – экскурсию к «Поезду Победы». Также участвовали в проведении тренингов для формирования качеств толерантной личности в ходе работы V Межнационального патриотического слета «Патриоты России» (август 2022).
Для развития кругозора и познания детей необходимо привлекать к участию в культурных мероприятиях. Мы принимали участие в «Библионочи», а также в «Ночи музеев».
Хотелось бы высказать конкретные предложения по теме.
- СВО показало, что нужны духовники в армии (традиционных конфессий России). Это поднимает дух солдат.
- Я понимаю, что в нашем государстве Церковь отделена от государства, однако долгие годы секуляризации привели к состоянию бездуховности нашей молодёжи. Духовники нужны и в учебных заведениях. Можно использовать опыт Чеченской Республики, где в штате школ, техникумов, ВУЗов есть ставки духовников.
- Также нужна более тщательная экспертиза учебной, научной литературы на предмет разжигания национальной вражды, несоответствия традиционным духовным ценностям народов России. К сожалению, подобные моменты ещё встречаются в учебной литературе.
- Необходимо проводить встречи, конференции между представителями различных конфессий. Особенно это актуально на территории Северного Кавказа. В том числе в ходе проведения Международных Рождественских образовательных чтений следует продумать организацию отдельной дискуссионной площадки, где собрались бы за одним столом представители традиционных конфессий России для обсуждения проблем, которые беспокоят все наше общество.
- Следует разработать программы адаптации детей, прибывших из ближнего и дальнего зарубежья (детей мигрантов). Не все они могут адаптироваться к традиционным культурным ценностям России, часто вовлекаются в деятельность экстремистских организаций. В связи с этим у них формируется асоциальное поведение.
- Необходимо уделять проблематике межконфессиональных, межэтнических отношений, при разработке учебных программ, внеучебной деятельности.
- Важно больше внимания уделять формированию правильного отношения к политике России как в самой России, так и за ее пределами.
- Шире привлекать школьных учителей и педагогов дополнительного образования к осуществлению программ по развитию межнационального и межконфессионального сотрудничества, а также приглашать педагогическое сообщество на мероприятия, направленные на предупреждение экстремизма и асоциальных явлений в молодёжной среде.
- На ТВ важно уделять особое внимание развитию межнациональных и межконфессиональных отношений. К сожалению, этому уделяется весьма мало внимания.
- Для стимулирования интереса молодёжи к участию в конкурсах, олимпиадах, исследовательской деятельности, следует поощрять активную молодежь поездками по знаменательным местам истории России за счёт региональных и федеральных бюджетов, приглашать для обучения в вузах центральных регионов, осуществлять денежные выплаты и грантовую поддержку на продолжение исследований. Все эти меры будут способствовать тому, чтобы достижения и находки имели продолжение, и служили примером, а также приобщали бы к такого рода работе других ребят.
Большое спасибо за внимание!
Ссылки на источники
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) .-Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/15956ae575273a483e753fc119fb41fc4c37f846
- Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями и дополнениями).-Режим доступа: https://base.garant.ru/70284810/
- Указ Главы Чеченской Республики от 5 октября 2021 г. № 177 «Об утверждении Единой Концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики.-Режим доступа: https://chechnya.gov.ru/wp-content/uploads/documents/177-9.pdf
- Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики. Утверждена 14.02.2013 -Режим доступа: https://grozdepobr.ru/images/2019/DuhovnoNravstvennoeVospitaniya/%D0%95%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F.pdf
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.-Режим доступа: https://sc4.ucoz.net/koncepciyadux-nravvospitpdf.pdf
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования .-Режим доступа: https://fgos.ru/
- Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXХII Международных Рождественских образовательных чтений.-Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/6096894.html
- Кравцов С. Сергей Кравцов: «Образование играет ключевую роль в сфере межнациональных отношений». -Режим доступа: https://edu.gov.ru/press/3557/sergey-kravcov-obrazovanie-igraet-klyuchevuyu-rol-v-sfere-mezhnacionalnyh-otnosheniy
- Святейший Патриарх Кирилл встретился с руководством Духовного собрания мусульман России.-Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/6111491.html?ysclid=lttyzidlta169013473
СМОТРЕТЬ методическую разработку классного часа «Помним всех!»