Симашкова Наталья Валентиновна,
д.мед.н., руководитель отдела по изучению проблем детской психиатрии
Научного Центра Психического Здоровья РАН;
Голубева Наталья Ивановна,
старший научный сотрудник, к. мед. н, врач высшей категории
«Виды инклюзивного образования при некоторых формах патологии».
Доклад на конференции «Инклюзивное и коррекционное образование в современных условиях» XXIII Международных Рождественских образовательных чтений,
23 января 2015 г., Москва
Слайд 1 «Возможности и ограничения инклюзивного образования» на примере пациентов с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Симашкова Наталья Валентиновна, доктор медицинских наук, руководитель отдела психопатологии детского и подросткового возраста, ФГБУ «НЦПЗ» РАМН
Голубева Наталья Ивановна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отдела психопатологии детского и подросткового возраста ФГБУ «НЦПЗ» РАМН
Уважаемый председатель, коллеги! Позвольте нам представить свою точку зрения на организацию инклюзивного образования в нашей стране.
Слайд 2 инклюзивное образование на территории РФ регулируется основным законом РФ и статьей 24 ратифицированной конвенции ООН «О правах инвалидов»[1]
Слайд 3 Организация и подходы в реализации инклюзивного образования.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ
Как говорил В.В. Путин на расширенном заседании коллегии РАН в октябре 2014 года, состоявшейся в С.-Петербурге, в современной науке основной подход должен быть конвергентным, т.к. именно на стыке основных научных направлений можно ожидать новых открытий и инновационных разработок. Аналогичный подход должен быть осуществлен и в организации инклюзивного образования, когда реализуется право человека с ограниченными возможностями на получение образования на общих основаниях с другими детьми. Необходимо учитывать возможности детей реализовать это свое право на образование. При этом неплохо было бы также воспринимать и зарубежный опыт, который свидетельствует о системном недостатке инклюзивного подхода. Так, по данным американских психиатров Патрисии Кериг и Чарлза Венара[2], чей учебник был переведен и издан в 2004 году в РФ, говорится о том, что последствием инклюзивного образования на территории США в течение 20-ти летнего периода, явилось падение общего образовательного уровня молодежи. Это объяснялось ими тем, что детям не свойственно стремится к высотам познания, если учитель вынужден снижать нагрузку и требования, ориентируясь на когнитивный уровень детей с ограниченными возможностями. По нашему мнению, именно в момент выявления трудностей в образовании необходимо присоединение к педагогической работе специалистов других дисциплин: врачей психиатров и неврологов, психологов, дефектологов, которые будут помогать детям – инвалидам реализовывать свое право на образование с учетом их реальных возможностей.
МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ необходима тесная взаимосвязь и преемственность таких специалистов разных областей педиатров, неврологов, педагогов, а также психиатров, психологов, дефектологов и специалистов социального сопровождения. На сегодняшний день правительством РФ принят закон N 1346 от 21.12.2014 об обязательной диагностике детей психиатром в раннем возрасте. Психиатр осматривает ребенка в 1,3,7,10, 14 – 17 лет. Потому как, если ребенок с проблемой когнитивного дизонтогенеза в возрасте 4 лет попадает на прием к психиатру, часто ему невозможно эффективно помочь, т.к. упущен сенситивный период онтогенеза. Возможно, только оформить инвалидность. Чем раньше ребенок попадает в поле зрения специалиста, тем благоприятнее для него прогноз. Поэтому мы обращаем Ваше внимание, что нарушения развития, его задержка это во многом проблема медицинская.
МЕДИЦИНСКАЯ ПРОБЛЕМА на примере детей с РАС можно достоверно говорить, что часть детей в силу нестабильности состояния, обусловленного основной психопатологией будет вынуждена обращаться за лечением, даже в условиях стационара, на длительное время выпадая из общего образовательного процесса. РАС – это болезнь, без врачебной курации нельзя решать проблемы образования.
Слайд 4 Определение понятия Расстройства аутистического спектра — это группа комплексных нарушений психического развития, объединенных разной глубиной аутистических нарушений, характеризующихся отсутствием способности к социальному взаимодействию, стереотипностью поведения. Для больных характерны также фобии, двигательное возбуждение, особенности пищевого поведения и другие неспецифические симптомы.
Слайд 5
Актуальность изучения расстройств аутистического спектра, специалистами разных направлений, определяется их высокой распространенностью в детской популяции [62:10 000 детского населения ВОЗ, 2014)], трудностями диагностики, дифференциации, социализации. К этим расстройствам относятся, такие расстройства, которые в МКБ-10 рассматриваются в в следующих рубриках:
F84 Общие расстройства психического развития включают:
F84.0 Детский аутизм. Инфантильный психоз. Синдром Каннера
F84.1 Атипичный аутизм. Атипичный детский психоз. Умственная отсталость с чертами аутизма
F84.2 Синдром Ретта. F84.5 Синдром Аспергера
F84.3 Другие дезинтегративные расстройства (синдром Геллера)
В DSM-5 (2013) отмечено, что проявления заболевания сильно различаются в зависимости от тяжести аутизма, уровня развития, хронологического периода. Поэтому используется термин «спектр аутистических расстройств».
Подчеркнуто, что расстройства аутистического спектра – [299.00 (F84.00)] охватывают выделенные ранее в DSM-IV и других классификациях: ранний детский аутизм, детский аутизм, аутизм Каннера, высокофункциональный аутизм, атипичный аутизм, дезинтегративные расстройства, синдром Аспергера.
Слайд 6 Структура РАС
На схеме, предоставленной Н.В. Симашковой, показан континуум расстройств аутистического спектра, отобранных по тяжести психического заболевания.
На одном полюсе наиболее легкие из этих тяжелых нарушений – Синдром Аспергера или Эволютивный аутизм. Из самого названия становиться понятно, что с возрастом данные расстройства нивелируются. Детям с подобным расстройствами будет довольно комфортно в массовой школе. При условии, что родители использовали все возможности реабилитации дошкольного учреждения и предоставили ребенку возможность получить необходимые знания как в школьной программе, так и в социальной жизни. В центре схемы располагаются более тяжелые ядерные состояния: детский аутизм Каннера и инфантильный психоз. На другом полюсе – самые тяжелые, инвалидизирующие расстройства: УМО с чертами аутизма. Атипичный детский психоз синдромальный при УМО, атипичный детский психоз эндогенный или детская шизофрения. Последние расстройства сложны и неоднозначны, в периоде обострения эти дети не подлежат обучению в школе, только по индивидуальной программе в домашних условиях, после обострения некоторые могут быть включены в инклюзивный процесс, при условии строго индивидуального подхода в сопровождении специалистов. Другие же требуют диагностики когнитивных возможностей на ПМПК, если болезнь течет злокачественно и выражены признаки регресса в психике, необходимо подобрать специализированное учреждение.
Слайд 7
Организация образовательного процесса с учетом когнитивных возможностей детей инвалидов.
Первоначально ребенок проходит ПМПК, где компетентная комиссия специалистов выявляет уровень когнитивных возможностей и дает свои рекомендации по виду образования и типу образовательного учреждения. Подбирая адекватные когнитивному уровню образовательные программы и типы обучения (надомное, индивидуальное по массовой или адаптированной программе).
Необходимо осуществлять инклюзивное образование с учетом уровня когнитивных возможностей, изучая на протяжении работы с ребенком зоны его ближайшего развития и привлекая его в учебный процесс адекватный его возможностям, на всех уровнях влияя на их прогресс.
Слайд 8 Возможные трудности и осложнения инклюзивного образования.
- реактивные состояния: депрессия, психосоматические расстройства, нарушения адаптации, расстройства поведения
- условия пребывания – отдельные помещения, расположенные на первом этаже здания, с отдельным пандусным входом
- тяжелые формы нарушений: с-м дауна, тяжелые формы аутизма могут включаться в инклюзивное образование только по уровню когнитивных возможностей, определяемых на ПМПК
Слайд 9 Заключение
- приоритет развития совместного образования детей ОВЗ и здоровых обучающихся не означает отказа от лучших достижений российской системы специального образования
- необходимо сохранить и совершенствовать существующую сеть коррекционных учреждений.
- для части детей более целесообразным является обучение именно в коррекционном учреждении
слайд 10 благодарю за внимание
[1] Данные о законах на слайде.
[2] Чарльз Венар, Патрисия Кериг. Психопатология развития детского и подросткового возраста. 5-е международное издание. — СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК»., М.: «ОЛМА-ПРЕСС».,2004., -384с. ISBN 5-93878-110-8