Автор: Реснянский С.И., д.и.н., профессор
Образование, на мой взгляд, это прежде всего формирование личности, ибо восстановление духовного в человеке – самая главная проблема XXI. В то время как в современном образовании делается, главным образом, акцент исключительно на знаниях. Без духовно-нравственного стержня воспитывается, по-моему, культурный зверь. А между тем молодые люди в большей степени лишены чувства исторической традиции, исторической ответственности. Сегодня же настойчиво деформируется ретроспектива российского прошлого, в то время как прошлому необходима позитивная стабильность, ибо, несомненно, что утрата духовных ориентиров делает невозможной любую попытку ориентации в историческом пространстве. Отсюда актуальность соработничества Церкви и государства в таких пространствах как образование и культура.
В отечественной истории и русской духовной культуре исторически духовное сознание определялось в ценностно- смысловом поле восточно- христианской онтологии. Православие несёт в себе всеобъемлющий идеал переустройства как внутреннего человека, так и всего окружающего человека мира. Действительно, очень важно мировоззренческое ценностное основание, на котором человек строит свой духовный дом, своё представление о мире, структурирует своё историко- культурное пространство. « Просвещение одной только наукой, одного только ума, односторонне и не ведёт к добру», — писал В.И.Даль. Каков аксиологическо- этический окрас сегодняшней науки? Это очень важная проблема, ибо известно, что энергия мысли не может быть духовно нейтральной. В этой связи становится понятным, что голос Бога: « Адам, где ты?» и вопрос Понтия Пилата: « Что есть истина?»- отнюдь не метафоры. Они вкоренены в ткань мировой истории , будучи нервом мировой культуры. К сожалению, студентам высших учебных заведений пытаются представить обобщённую картину мирового историко-культурного пространства, унифицируя под неё культурно-национальные компоненты. Это, на мой взгляд, напоминает интеллектуальную игру в бисер Германа Гесса, где отсутствуют национальные традиции. Это некорректно, как мне представляется, в условиях сегодняшнего жёсткого «вызова мира». В такой трактовке преподавания нет самого главного: любви к своей родной истории и культуре, своим историческим традициям, своим духовно- нравственным ценностям. И ,конечно, духовно- нравственное воспитание студенческой молодёжи требует сегодня новых, нестандартных форм и методов преподавания, диктуемых самой природой гуманитарных дисциплин.