Автор: И.В., Королькова кандидат педагогических наук, директор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений Тема доклада: «Высшие Богословские Курсы как пример сетевого образовательного центра духовных и светских высших школ».
Тезисы доклада.
1. Уважаемые участники «круглого стола», в настоящее время происходит восстановление единой православной среды, на протяжении столетий формировавшейся в России благодаря соработничеству Церкви и государства. От православного образования и воспитания общество и государство сегодня ждут формирования целостного христианского мировоззрения у подавляющего числа жителей страны.
2. Особым авторитетом пользуются богословские курсы при академиях, семинариях, монастырях – там, где идет постоянная молитва, общинная христианская жизнь, совершается духовное окормление. Кроме того, богословские курсы являются православными центрами повышения квалификации и профессиональной переподготовки для всех, кто хотел бы послужить Отечеству на ниве духовного просвещения: работать в воскресных школах, православных гимназиях, на приходах.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно подчеркивал: «Церковь не должна уклоняться от ответственности за подготовку педагогов. Я хотел бы призвать в первую очередь наших владык к тому, чтобы вместе с областными властями продумать систему взаимодействия институтов повышения квалификации с епархиальными управлениями и семинариями, а в областных центрах, где нет семинарий, — с богословскими факультетами».
3. Таким образом, институциализация дополнительного образования необходима как в связи с необходимостью создания системы повышения квалификации клириков (Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011, п.20), так и с необходимостью системного решения задачи кадрового обеспечения образовательной деятельности Церкви. Одним словом, создаваемая система дополнительного образования должна стать неотъемлемой частью общей системы духовного образования.
4. При Педагогическом кабинете Московской духовной академии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 2001 года действуют Высшие Богословские Курсы. Педагогический кабинет, на основании заключаемых МДАиС соглашений и договоров, участвует, от лица МДАиС, в организации сетевой формы реализации образовательных программ.
5. Программа курсов универсальна. Она создавалась педагогами и организаторами, имевшими несколько высших образований, священнослужителями и, в первую очередь, самими учащимися, жаждавшими получить богословское образование. Вторая причина универсальности программы – совмещение состава предметов семинарской и академической программ, а также блока методико-педагогических дисциплин в православном понимании.
Традиционно курсы дают возможность повысить квалификацию выпускникам духовных учебных заведений, священно- и церковнослужителям, специалистам, имеющим опыт церковно-педагогической деятельности, что позволяет слушателям курсов участвовать в общественно значимых православных культурно-просветительских проектах.
6 В рамках дополнительного образования реализуются следующие типы образовательных программ:
1) Богословские образовательные программы дополнительного образования на основе современных богословских знаний; этот тип образовательных программ завершается итоговым аттестационным экзаменом.
2) Образовательные программы дополнительного образования, ориентированные на решение вопросов современной церковной практики; этот тип образовательных программ завершается защитой церковно-практического проекта.
3) Образовательные программы дополнительного образования специальной подготовки для осуществления миссии Церкви в современном мире; этот тип образовательных программ завершается квалификационным экзаменом.
Виды образовательных программ определяются целевой аудиторией (адресатом) такой программы, классом задач, которые необходимо решать соответствующему адресату. Например, задачи монастыря, сельского прихода, городского прихода, епархиального отдела, синодального отдела, благочиния.
В настоящее время проводится работа по подготовке к аттестации образовательных программ по катехизации в соответствии со стандартом, разработанным ОРОиК РПЦ.
Кроме этого, подготовлен проект концепции дополнительного образования, которая ориентирована на осуществление непрерывного церковно-практического образования будущих священнослужителей, церковнослужителей и церковных специалистов, в том числе выпускников и преподавателей духовных учебных заведений.
7. В рамках реализации Концепции дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви (принята на заседании Священного Синода от 22 марта 2011 г., журнал № 11) проводится работа по дальнейшему развитию условий для плодотворного и душеполезного привлечения мирян в деятельность Церкви посредством расширения возможностей дистанционного образования с помощью вновь создаваемой электронной образовательной среды на базе ВБК.
В 2011-2012 гг. серьезные преобразования были проведены на дистанционном отделении ВБК МДА. Понимая важность развития данного направления и учитывая возросшие духовные запросы граждан, специалистами ВБК в рамках подготовленного и полученного президентского гранта был подготовлен важный социальный проект по разработке контентов электронных версий по двум образовательным дисциплинам: «Агиографии» и «Основы православного вероучения». В 2013 году специалисты ВБК МДА подготовили и провели ряд семинаров для слушателей ВБК, на которых профессионально представили важные аспекты современной информационной среды, широко осветили необходимость развития дистанционного образования по предметам духовно-нравственного и богословского направления. Взаимодействие с ведущими университетами г. Москвы: Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Современная гуманитарная академия» и Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Евразийский открытый институт», в рамках президентского гранта, показало большой интерес светских образовательных учреждений к размещению в своей информационной среде программ ВБК. Выстраивание взаимодействия, согласование вопросов совместного использования информационной среды — все это результат того, что ведущие университеты видят во взаимоотношениях с ВБК МДА большие перспективы. Для специалистов ВБК очень важно, что в рамках взаимодействия с ведущими университетами заложена возможность обучения администраторов и методистов ВБК по подготовке образовательных контентов, а для университетов получение продуктов духовной содержания и возможности впервые реализовать их на площадках светских образовательных учреждений.
Дистанционное отделение ВБК позволяет организовать духовное обучение на месте проживания слушателей, в том числе в районах, отдаленных от крупных образовательных центров, а также для людей с ограниченными физическими возможностями.
Дистанционное образование сегодня стремительно развивается. Православное дистанционное образование – одно из важнейших направлений миссии Церкви в современных условиях. Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Миссия Церкви может и должна быть широко распространена в интернет-пространстве. Блоги, социальные сети — все это дает новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там — значит, расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев. Сейчас, когда к церковной жизни в социальных медиа проявляется огромный интерес, пусть и не всегда здоровый, наш долг — обратить его во благо, создать условия для того, чтобы молодежь знала о Христе, знала правду о жизни людей Церкви. Это большая и кропотливая работа, к которой мы все призваны». (Доклад на Архиерейском соборе, 2013 г.)
Высшие Богословские Курсы при Московской духовной академии являют собой одно из звеньев современной системы дополнительного богословского образования, становление которой позволит решить приоритетные задачи, поставленные перед духовными учебными заведениями священноначалием Русской Православной Церкви.
Предложения в итоговый документ МРОЧ:
В настоящее время происходит восстановление единой православной среды, на протяжении столетий формировавшейся в России благодаря соработничеству Церкви и государства. От православного образования и воспитания общество и государство сегодня ждут формирования целостного христианского мировоззрения у подавляющего числа жителей страны. Особым авторитетом пользуются богословские курсы при академиях, семинариях, монастырях – там, где идет постоянная молитва, общинная христианская жизнь, совершается духовное окормление. Кроме того, богословские курсы являются православными центрами повышения квалификации и профессиональной переподготовки для всех, кто хотел бы послужить Отечеству на ниве духовного просвещения: работать в воскресных школах, православных гимназиях, на приходах.
Иституциализация дополнительного образования необходима как в связи с созданием системы повышения квалификации клириков (Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011, п.20), так и с необходимостью системного решения задачи кадрового обеспечения образовательной деятельности Церкви. Одним словом, создаваемая система дополнительного образования должна стать неотъемлемой частью общей системы духовного образования.
Одной из форм очного, заочного и дистанционного обучения могли бы стать сетевые образовательные центры, организованные по аналогии с Сетевым образовательным центром «Высшие Богословские Курсы» Педагогического кабинета МДАиС.