27 января 2017 г. в Аванзале Храма Христа Спасителя прошел семинар «Традиционная православная культура русского народа как элемент системы духовно-нравственного образования и воспитания», в котором приняли участие более 220 педагогов из 58 епархий России и стран зарубежья.
В рамках семинара были рассмотрены вопросы применения различных форм и элементов традиционной народной культуры в деятельности православных образовательных организаций, воскресных школ, а также в рамках направления «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных школах России.
Организаторами семинара стал сектор Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Отдел русского народа Института этнологии и антропологии Российской академии наук и Культурный центр национального искусства и народного творчества «Чаепитие по-русски» (г. Москва). Возглавила работу семинара ведущий научный сотрудник ИЭА РАН, доктор исторических наук Кира Цеханская.
Во вводном слове к участникам мероприятия куратор семинара со стороны Синодального отдела религиозного образования и катехизации, ведущий специалист сектора ОПК диакон Георгий Юренко отметил, что с каждым годом повышается интерес педагогов к применению элементов традиционной народной культуры и ремесла в образовательном процессе:
«Год от года все больше педагогов включают в свой педагогический репертуар элементы традиционной народной культуры. Миссия нашего семинара состоит в том, чтобы обеспечить площадку встречи между академической наукой и практической педагогикой, площадку, на которой ученые и педагоги могли бы взаимно обогатить друг друга. Радостно, что с каждым годом растет количество участников нашего семинара, и те, кто хоть раз работал с нами на Рождественских чтениях, непременно возвращаются к нам в дальнейшем».
Участникам были предложены тематические мастер-классы, посвященные традициям московского чаепития, росписи традиционной игрушки, жемчужному низанию, декоративной резьбе по дереву, гончарному делу, женскому парадному головному убору, а также дефиле «Реконструкция народного костюма «Времен связующая нить» от студентов кафедр декоративно-прикладного творчества и истории народной художественной культуры Московского государственного института культуры (МГИК).
В научно-педагогической программе семинара был представлены результаты теоретических исследований и практический опыт специалистов из Москвы, Цюриха, Вологды, Воронежа, Краснодара, Костромы, Тамбова, Старого Оскола и других городов.
Большой отклик слушателей вызвали выступления заслуженного работника культуры Российской Федерации, писателя и тележурналиста Анатолия Ехалова (г. Вологда) о роли традиционной крестьянской культуры в жизни современной Российской глубинки; Ольги Александрэ, директора русского детского центра «Матрешка» (г. Цюрих, Швейцария) о том, насколько важным и культуроформирующим является изучение народной культуры в среде детей русских эмигрантов, постоянно проживающих в Европейском Союзе; Алексея Смирнова, преподавателя лозоплетения из православной школы «Образ» (г. Малаховка, Московская область), сделавшего акцент на принципиальной важности того, чтобы навык творческого, созидательного отношения к жизни, приобретаемый на уроках ремесла, ребеноком мог быть актуализирован в окружающем его пространстве.
Также вниманию участников было представлено Рождественское вертепное представление педагогов и воспитанников Детской школы искусств им. М. А. Балакирева; музыкальные номера фольклорного ансамбля «Вечорка» ДШИ им. Н. Г. Рубинштейна и детского образцового фольклорного ансамбля «Топотушки» (пос. Архангельское, Московской области).
Завершился семинар камерным концертом, в рамках которого студенты факультета музыки Московского педагогического государственного университета МПГУ (класс профессора В. А. Родина) под руководством обладателя гран-при V Молодежного международного фестиваля народной культуры «Русская Тройка – 2016» Георгия Власова представили вниманию слушателей произведения отечественных и мировых композиторов в аранжировке для баяна и аккордеона.
Материалы семинара в ближайшее время станут доступными на официальном портале Международных Рождественских образовательных чтений.
МАТЕРИАЛЫ:
- Цеханская Кира Владимировна, д. ист. н., в. н. с. Отдела русского народа Института этнологии и антропологии Российской академии наук (ИЭА РАН). «К истории формирования русской православной духовности».
- Царева Тамара Вадимовна, к. и. н., н. с. Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук (ИЭА РАН). «Вера – дар Божий или результат воспитания?».
- Лактионова Наталья Яковлевна, к.и.н., с. н. с, Центра внешней политики Института экономики Российской академии наук. «Традиция и социальные проблемы современности».
- Свиридюк Анна Николаевна, Жукова Наталья Викторовна. «Приобщение учащихся фольклорного отдела ДШИ им. М. А. Балакирева к традициям празднования Рождества Христова посредством вертепного представления».
- Галюзина Анна Александровна, руководитель духовно-просветительского центра «Благодеяние», преподаватель православной культуры МАОУ «Средняя политехническая школа №33, победитель конкурса «ПНПО — Лучшие учителя России» 2016 г.). «Традиционная народная культура старооскольского края как составная часть духовно-нравственного воспитания».
- Смирнов Алексей Юрьевич, преподаватель лозоплетения НОУ Православная школа «Образ» (г. Малаховка, Московская область). «Ручной труд в воспитании современных мальчиков».
- Алушкина Элина Андреевна, педагог Центра традиционной культуры и возрождения народных ремесел села Тулиновка Тамбовской области. «Православное образование будущего педагога».
- Козьякова Ольга Владимировна, преподаватель по предмету Основы Русской Традиционной Культуры, хоровое пение в Детской Школе Искусств им. М. А. Балакирева г. Москвы. «Опыт преподавания предмета — Основы Русской Традиционной Культуры в Детских Школах Искусств и Общеобразовательных учреждениях».
- Булатова Надежда Дмитриевна, к. пед. н., зав. межкафедральной научно-исследовательской лабораторией «Гармония» МГИК. «Современные технологии формирования духовно-нравственных ценностей обучающейся молодежи в системе непрерывного этнокультурного образования».