Алушкина Элина Андреевна,
преподаватель ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова»
Центр традиционной культуры и возрождения
народных ремесел села Тулиновка Тамбовской области.
Православное образование будущего педагога
Доклад на семинаре «Традиционная православная культура русского народа
как элемент системы духовно-нравственного образования и воспитания»
XXV Международных Рождественских образовательных чтений
(27 января 2017 г., Аванзал Храма Христа Спасителя, г. Москва)
По решению Попечительского совета по реализации проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды» и инициативе губернатора Тамбовской области О.И. Бетина 1 сентября 2010 года на базе Педагогического колледжа г. Тамбова открыто отделение «Православная педагогика», имеющее возможность принять на обучение студентов из других регионов ЦФО. Сейчас на отделении обучается более 90 студентов, в том числе из Воронежской, Рязанской, Саратовской, Московской, Пензенской областей и Приморского края.
Колледж в рамках отделения «Православная педагогика» осуществляет подготовку кадров на базе основного (общего) образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах, квалификация – учитель начальных классов.
Отделение создано с целью удовлетворения потребностей современной системы образования, образовательных учреждений, воскресных школ (как учреждений дополнительного образования детей) в преподавателях основ православной культуры.
Ключевая идея создания отделения – соединение традиционного педагогического образования и специальной подготовки в области духовно-нравственного обучения, позволяющее обеспечить будущего педагога определенным запасом знаний в сочетании с православным воспитанием. С этой целью в рамках вариативной части включен модуль, который предполагает изучение русской народной традиции в широком смысле этого слова. Мы выделили два направления:
- Развитие культуры личности в национальной антологии обращено к постижению духовных основ традиционной русской культуры, начиная с педагогических трудов К.Д. Ушинского, И.И. Бецкого, И.А. Ильина. Н.И. Пирогова, П.Ф. Каптерева, СТ. Шацкого, Н.Н. Блонского и др. Эти выдающиеся педагоги связывали проблему духовно-нравственного развития личности с идеями свободного национального воспитания, становления творческой натуры и русского характера, где главным духовным стержнем личности являются общечеловеческие и христианско-православные идеалы и ценности.
Обучение по модулю Основы православной культуры осуществляется с привлечением преподавателей Тамбовской Духовной Семинарии, профессорско-преподавательского состава Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, специалистов в области православной педагогики Московского Патриархата. Ведены такие дисциплины, как История церкви, Библеистика, Иконоведение, Методика преподавания основ православной культуры, Духовное краеведение и др.
- Неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняющей традиции преемственность поколений, влияющих на формирование художественных вкусов населения, на протяжении всей истории человечества являлось декоративно-прикладное искусство, основу которого составляет творческий труд. Полагаем, что именно народные традиции, народная культура является одним из главных источников высокой нравственности и, следовательно, воспитание высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России невозможно без изучения им традиционной российской культуры.
Центр искусств и возрождения народных ремесел, открытый в 2010 году, является структурным подразделением ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова». Расположен он в здании бывшего приюта для девочек при Тулиново-Софийском монастыре. Воспитанницы этого приюта здесь не только жили, но и изучали ремесла, которые им позволили бы в будущем обеспечить свое существование.
В центре имеются мастерские декоративно-прикладного и изобразительного искусства, художественной обработки дерева и ткани, выставочный и конференц-зал.
Реализуется проект «Сохранение и возрождение народных ремёсел», который способствует возрождению народных ремёсел, выращиванию народных умельцев, обучению навыкам народной художественной культуры Тамбовского края и России.
В мастерских Центра искусств и возрождения народных ремёсел возможна работа по следующим направлениям:
- Мастерская художественной обработки ткани — вышивка, в т.ч. «Тамбовский крест», лоскутная мозаика, гобелен, ковроткачество, тряпичная кукла, вышивка бисером.
- Художественная обработка дерева — резьба по дереву, роспись по дереву, лозоплетение.
- Мастерская ДПИ — изделия из соломки, витраж, декоративная лепка.
- Мастерская живописи и рисунка – рисунок, живопись, нетрадиционная техника рисования, гравюра.
Мы организуем обучением наших студентов таким образом:
- Они изучают ремесла, приобретают навыки для изготовления изделий и проведения мастер-классов.
- в рамках практики по внеурочной деятельности проводят занятия в творческих объединениях для школьников, а также мастер-классы для гостей Центра, на фестивалях, ярмарках, в ходе поездок в детские дома и школы области.
- Популяризируют русское народное творчество среди населения через проведение мастер-классов, фестивалей, конкурсов, конференций, организацию творческой и исследовательской деятельности воспитанников детских садов, обучающихся школ и учреждений среднего профессионального образования, проведение семинаров для педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов.
Как и вся история России неотделима от православия, так и история ремесел неотделима от православной культуры. Невозможно реализовать духовно-нравственное воспитание без основных элементов народной культуры. Православная культура в разных своих проявлениях — народное творчество и искусство, народный быт и уклад жизни, мифология и вера, предания, биография выдающихся русских людей и жития святых влияет на становление личности младших школьников, а значит все вышеперечисленное является необходимой основой для становления будущих православных педагогов.
Воспитание в детях морально-нравственных качеств — не менее важный аспект образования, как и преподавание предметных знаний. Используя на практике весь возможный спектр мероприятий для воспитания, понимания, развития в детях способности к любви и милосердию, мы проводим подобные мероприятия и среди студентов. Например, клуб духовно – ценностного общения «Духовный Родник», где в различных формах поднимаются волнующие студентов вопросы о смысле православной жизни, о разнице между верующим человеком и воцерковленным, о христианской любви, а также посещение храмов, воскресных школ, практика в православном летнем лагере, паломнические поездки, участие в конкурсах на православную тематику, фестивалях, организация исследовательской работы.
Студенты – постоянные участники областных Питиримовских чтений, конкурса «Истрия одного храма», фестиваля «Нерушима и священна Святорусская земля» и многие другие.
Одним из направления воспитания студентов стало вовлечение студентов в театральную деятельность, создание специальных рабочих программ внеурочной деятельности и апробирование их в ходе практики.
Наиболее эффективной работой по сохранению традиций признается вовлечение подрастающего поколения в театральную деятельность. Чем старше человек, тем лучше у него сформирована система ценностей. Таким образом, осознание своей культуры, знание истоков своего народа должны закладываться в младшем школьном возрасте.
Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Именно поэтому обращение к народной педагогике является необходимым условием формирования личности учащегося.
Воспитанию ребенка в школе уделяют внимание с первого класса, но на данном этапе основной и наиболее эффективной формой работы с детьми является игра. Театральной педагогике в наши дни уделяется значительное внимание, и многие исследователи (А.С. Каргин Ю.А. Стрельцов, Б.А.Титов, В.Ф Чабанный) в своих трудах раскрывают сущность и специфику детского творчества, определяют культурно-созидающий и рекреационно-развивающий потенциал досуга и педагогические условия его реализации. В свою очередь растет внимание к фольклорному театру как средству формирования личности, и данный вопрос в литературе представлен не достаточно широко. Однако педагоги-практики отмечают, что дети с удовольствием воспринимают информацию о народных традициях, примеряют на себя новые роли и активно участвуют в различных народных играх. Так как игра, в отличие от урока, подразумевает большую свободу действий, ребенок ярче проявляет свои личностные качества. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
История общества рассматривает также и такие театральные системы, в основе которых лежало мастерство риторики, танца, пения, где игровой принцип был выдвинут на первый план
Из всех насущных проблем начала XXI века, стоящих перед человечеством в целом и перед Россией в частности, наиболее острой и трудноразрешимой является проблема духовного развития подрастающего поколения. Сложные психофизиологические и духовно-нравственные процессы, происходящие в душе современного подростка, гораздо больше подвержены случайным, чаще всего негативным влияниям окружающей жизни, чем целенаправленным педагогическим воздействиям семьи и школы. Усилия по реорганизации современной системы образования в России направлены большей частью на программы по интеллектуальному, физическому, психологическому развитию. Вопросы же духовно-нравственного воспитания в настоящее время не находят выражения в какой-либо четкой и ясной педагогической концепции.
Если же говорить о духовной миссии театра, особенно подросткового, то возникает образ совсем другого театра.
- Поскольку большей частью спектакли готовятся к православным праздникам, то сюжет должен показывать их духовную глубину и их живую связь с современностью.
- Жанр пьесы — неизменно сказка. «Представляется несомненным — сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; ее подъем от житейского к чудесному, ее искание “иного царства” представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству», — писал Е.Н. Трубецкой. Но сюжет этой сказки должен быть приключенческим, увлекательным, волшебным.
- Отрицательный герой к концу пьесы либо перевоспитывается, либо исчезает, чтобы победа добра была полной.
- Положительные герои, являясь по замыслу носителями идей православия, все же имеют естественные человеческие недостатки, но борются с ними, в чем и состоит главная сила этих героев.
- Все во взаимоотношениях персонажей естественно, главная идея не выглядит грубо и навязчиво, не режет слух. Смотря спектакль, зрители не должны замечать, что их воспитывают.
Духовный театр нужен нам, потому что, по словам Н.В. Гоголя, «эта такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Каким же должен быть православный театр, чтобы действительно сделаться такой кафедрой, а не очередным местом пустого времяпрепровождения? Вот некоторые принципы, почерпнутые из опыта подростковых театров различных епархий.
- Зло не должно быть эстетически привлекательным на сцене (красивая запоминающаяся музыка, эффектные костюмы).
- Нельзя позволять юному актеру глубоко вживаться в отрицательную роль, ее нужно изображать с помощью только лишь внешних эффектов.
- Нужно прогнозировать реакцию зрителя на все слова и действия на сцене, чтобы не разжигать страсти, не задевать греховные струны его души.
Синтетический характер театрального искусства является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания учащихся, благодаря которому детский театр занимает существенное место в общей системе художественно-эстетического воспитания детей и юношества. Подготовка школьных театральных постановок, как правило, становится актом коллективного творчества не только юных актеров, но и вокалистов, художников, музыкантов, осветителей, организаторов и педагогов.
Применение в практике учебно-воспитательной работы средств театрального искусства содействует расширению общего и художественного кругозора учащихся, общей и специальной культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса.
Самое главное для студентов осознать и понять то, что им предстоит донести детям, воспитать в них.
Важно сообщить им настоящую любовь к Богу, к православной христианской вере, к нашей церковной культуре. Открыть детям, что наша вера – это не сумма знаний, но удивительная жизнь в единстве с Богом.
Чтобы это стало возможным, нужно самим жить в этом, понимать и любить.
По итогам обучения все выпускники (первый выпуск состоялся в 2014 г.) трудоустроены по специальности: работают в школах, детских садах. 45% работают в воскресных школах.