Козьякова Ольга Владимировна,
преподаватель по предмету Основы Русской Традиционной Культуры,
хоровое пение в Детской Школе Искусств им. М. А. Балакирева г. Москвы.
«Опыт преподавания предмета — Основы Русской Традиционной Культуры в Детских школах искусств и общеобразовательных учреждениях».
Доклад на семинаре «Традиционная православная культура русского народа
как элемент системы духовно-нравственного образования и воспитания»
XXV Международных Рождественских образовательных чтений
(27 января 2017 г., Аванзал Храма Христа Спасителя, г. Москва)
Одна из важнейших целей предмета состоит в том, чтобы эмоционально наполнить детей желанием изучать нашу русскую народную культуру, испытывать чувство гордости за свою Родину.
Можно выделить основные задачи, решаемые посредством этого предмета:
-воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину, через знакомство с историей нашей страны
— знакомство с народным земледельческим календарем, так как он отражает ритм годовой жизни природы и человека в их единстве
— знакомство с православным календарем, как с культурным и историческим наследием
— знакомство с биографиями выдающихся русских святых и других исторических личностей
— жизнь человека в истории и культуре ( труд, быт, обычаи, традиции)
— знакомство с историей русского костюма
— декоративно прикладное искусство русского народа
Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что отвлекало? Какие они соблюдали обычаи? Как и чем украшали свой быт? Ответить подробнее на эти вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Важно чтобы дети, а через них пожалуй и взрослые ощущали тысячелетние корни, связь с древнейшими представлениями предков. Проследить динамику развития народной культуры и необходимость ее живого участия в формировании современного взгляда на место человека во Вселенной.
Важно дать представление детям о циклическом природном времени- четыре времени года и понимании того, как наши предки осмысляли свое место в этом вечном круговороте.На уроках мы с детьми проживаем год как одна большая семья. Ведем народный календарь, в наших альбомах- летописях, по мере возможностей изучаем православный церковный календарь, так как народные мотивы очень тесно переплетены с ортодоксальной церковной догматикой.
Одна из важнейших задач этого предмета состоит в том, чтобы эмоционально наполнить детей желанием изучать нашу русскую народную культуру. Трепетно относится к богатейшему и неисчерпаемому русскому языку, который доходит до нас в виде текстов песен, поговорок, пословиц, и живет в нашем современном мире с давних времен, украшая нашу речь, делая ее живой, выразительной и поэтичной.
Я широкого использую богатейшее наследие русского фольклора — песни, сказки, пословицы, поговорки.Многие народные игры сопровождается несложными песнями. Сказки, особенно в сочетании с загадками и присказками, помогают создать необыкновенную, волшебную атмосферу, помогают настроиться на конкретный речевой диалект. Сказку легко превратить в игру, а игру в песню.Она поддерживает у ребят интерес к поэтическому слову, способствует развитию вокальных навыков дыхательного аппарата, четкой дикции. Музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, который становятся доступным именно благодаря эмоциональной окрашенности образов. Припевки, потешки, скороговорки, прибаутки способствуют развитию нормативного темпа речи, развивают воображение, вызывают у детей положительные эмоции.
Народные игры почти исчезли сегодня из нашей жизни. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучаю к сообразительности и вниманию. Именно игровая форма способствует успешному усвоению фольклорного языка.
Проходят тематические уроки-концерты (праздники), посвященные определенным событиям (Рождество, Масленица, Пасха, Кузьминки и т.д.). Традиционными на этих праздниках становятся общие чаепития, в процессе которых, ребята усваивают законы гостеприимства, которыми славится русский народ. В этих праздниках активное участие принимают и родители, потому что их тоже привлекает неподдельный интерес к этому предмету, эмоциональная насыщенность совместных мероприятий.
Уроки, конечно же не обходятся без игры на русских народных музыкальных инструментах: колокольчики, свистульки, ложки, балалайки, гармошки, гусли, дудки, трещотки и др. Знакомство с этими инструментами, исполнение под их аккомпанемент песен, плясок, способствует музыкальному развитию детей.
Особое место на уроках занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Народ проявлял свои творческие устремления и способности в создании предметов необходимых в труде и быту. Именно в них отражалась в духовной жизни народа, его понимания окружающего мира, красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией,порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры, кружева и вышивки, причудливые игрушки, шкатулки, замки и сундуки.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка, развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Учащихся должны окружать предметы, характерной для русского народного быта. Это позволит ребятам ощутить себя частью великого народа. Мы занимаемся в классе оборудованным под русскую избу.Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать люльку, самим размолоть на домашних жерновах зерно и воспользоваться печью и ухватом по значению.
Воспитание ребенка требует любви, внимания, уважения к детям, создание условий для творческого самовыражения каждого. Занятия должны сочетать учет интересов каждого ученика. Очень важно, чтобы начало занятий было необычным, интересным. На занятиях должен царить дух народности и в то же время дух открытий, чтобы детям все время хотелось узнать что- то новое.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет сохранить их логическую стройность, поддерживать интерес детей на протяжении всего урока. В каждом занятии используется очень разнообразный наглядный материал, иллюстрации картин разных художников, фотоальбомы, иллюстрации книг, поделки детей и их родителей, педагогов, видео и аудио записи, иллюстрированные журналы.
Загадки направляют внимание на предметы и явления и их признаки, пробуждают проникать глубже в смысл словесных обозначений этих предметов, создают интерес к разным видам деятельности. Наши предки, наблюдая за природой и бытом ,трудовой деятельностью друг друга, накапливали житейскую мудрость и передавали ее из поколения в поколение. Задача педагога продолжить эту традицию.
Положительные результаты совместной работы помогают ребенку прожить детские и подростковые годы в радости и полноте устремлений, обеспечивают постепенность социального развития, дают возможность приобщения к истокам русской народной культуры.
Больше всего хочется, чтобы в детях пылало чувство гордости за свою удивительно сильную и духовно стойкую Родину, чтобы в них рождалась восхищение творчеством русского народа и, вместе с тем, чувство ответственности за эту землю, на которой мы живем.
«Красота родного края, отрывающаяся благодаря сказке, творчеству, фантазии,- это источник любви к Родине… Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти на всегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.»
В. Сухомлинский