Булатова Надежда Дмитриевна,
к. пед. н., зав. межкафедральной научно-исследовательской лабораторией «Гармония» МГИК.
«Современные технологии формирования духовно-нравственных ценностей обучающейся молодежи
в системе непрерывного этнокультурного образования».
Доклад на семинаре «Традиционная православная культура русского народа
как элемент системы духовно-нравственного образования и воспитания»
XXV Международных Рождественских образовательных чтений
(27 января 2017 г., Аванзал Храма Христа Спасителя, г. Москва)
В данной статье раскрывается конкретный опыт процесса формирования духовно-нравственных ценностей обучающейся молодежи в системе непрерывного этнокультурного образования.
В поисках эффективных методик и механизмов воспитания и обучения автор статьи выделяет этнопедагогические и социокультурные технологии как современные интерактивные технологии в совершенствовании и оптимизации процесса формирования духовно-нравственных ценностей обучающейся молодёжи в системе непрерывного этнокультурного образования.
Человечество совершает длительный, сложный, полный противоречий переход в новую стадию развития, сопровождающийся радикальными изменениями во всех социальных сферах. Жизнь дарит людям не только позитив, но и негатив. Особенно беспокоит тенденция к усилению напряженности между народами на национальной, религиозной почве, утрата народных традиций, размывание традиционных духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.
Многолетние исследования системы воспитания в учреждениях общего и профессионального образования позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время российская школа лишена духовно-нравственных ориентиров – четко определенной системы ценностей и идеалов, по которой всегда строился воспитательный и образовательный процессы.
В современных условиях педагоги среднего образования и преподаватели высшей школы сталкиваются с новыми трудностями в процессе воспитания, связанными, во-первых, с появлением новых ценностей и ценностных ориентаций, навязыванием западного стиля жизни и чуждых отечественной культуре ценностей; во-вторых, с необходимостью различения истинных и ложных ценностей в структуре общественных и индивидуальных ценностей, в-третьих, с организацией возможных педагогических средств нейтрализации воздействия ложных ценностей на личность, и, наконец, в-четвертых, с поиском эффективных форм, методов и средств формирования духовно-нравственных ценностей и ценностных ориентаций обучающейся молодежи в системе непрерывного образования.
Решая проблемы обновления и модернизации общеобразовательной и профессиональной школы в современных условиях, нельзя забывать, что сфера образования – зона повышенного риска, т.к. различные преобразования в ней чреваты долгосрочными и необратимыми последствиями. Любые новые и самые конструктивные формы образования не должны подрывать органических связей с историческим опытом, с непреходящими традициями отечественной школы и отечественной культуры. Именно народная художественная культура (этническая культура, этнокультура, этнопедагогика как основная часть этнокультуры) как основной фактор самоорганизации общества в его цивилизованных формах должна стать центральным звеном содержания учебно-воспитательного процесса во всех звеньях и на всех уровнях непрерывного этнокультурного образования, от начального, когда формируются основы познавательной культуры и основы ценностных убеждений, до высших форм постижения культуры, философского осмысления глобальных процессов ноосферы, утверждением устоявшихся убеждений и нравственных установок, ценностных ориентаций жизни человека.
Как известно, духовно-нравственные ценности определяют уровень культуры в любом цивилизованном обществе. Россия всегда имела Базовые Высшие Ценности. В основе духовных ценностей отечественной культуры лежит, конечно, традиция, которая является своеобразным цементирующим скрепом, связывающим народы и поколения, и традиционное народное воспитание.
Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Большое значение на формирование духовности человека на Руси оказала религия, христианство, православная традиция. Традиционной чертой русского народа всегда было чувство коллективизма, соборность. Соборность – идеал русской духовной общности как альтернатива частной личной жизни за рубежом.
Духовно-нравственные сокровища православного христианства были, есть и остаются ценным источником формирования системы ценностных ориентаций и ценностно-образующих идей для русского человека, а в определенной мере и тех россиян, которые исповедуют другие религии, поскольку русское православие за долгие годы своих духовных исканий выработало многие их тех духовно-нравственных установок, которые мы сегодня называем общечеловеческими ценностями.
Священное Писание и поучения Иоанна Златоуста, митрополита Иллариона, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Феофана Затворника и других отцов церкви составляли основу нашей национально-конфессиональной системы ценностей, фундамент православной этики и народной педагогики.
Проблема духовности является одной из ведущей в русской религиозной философии конца XIX начала XX века. Разработка этой проблематики связана с именами Ф.М.Достоевского, Вл.С.Соловьева, И.А.Ильина, П.А. Флоренского, Н.Ф. Федорова. Философы Серебряного века толковали этот феномен двояко: с одной стороны духовность определялась ими как сущностная характеристика человека, которая выделяет его из мира животных, с другой – как идеал, к которому стремился человек в своем развитии, ориентация на высшие, абсолютные ценности.
В.П. Тугаринов в своей книге «О ценностях жизни и культуры», определяет понятие «ценности», как «суть те явления (или стороны, свойства явлений) природы и общества, которые полезны, нужны людям исторически определенного общества или класса в качестве действительности, цели или идеала» [9].
Исследованием ценностных ориентаций в системе образования занимались Н.В. Богуславский, Б.Г. Гершунский, В.И. Додонов, В.А. Караковский, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, Л.А. Степашко и др. З.И.Равкин возглавил ряд исследований, посвященных новым ценностям современного образования в период социально-экономических преобразований в России. З.И. Равкин убежден, что в ходе исторического развития постоянно пополняется «ценностно-мотивационный ряд, побуждающий человека к действию и приобретающий значение критерия, в свете которого судят о его поведении и деятельности» [7].
В конце XX века оформилась новая отрасль педагогики – педагогическая аксиология – наука о ценностях образования и воспитания, их природе, функциях, структуре, взаимосвязях. В настоящее время одним из ведущих направлений педагогики является разработка педагогической аксиологии как основы возрождения духовно-нравственных начал в образовании (З.И. Равкин, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов).
Почти в каждой работе ученых Московского государственного института культуры говорится о духовно-нравственном и патриотическом воспитании, о ценностях и ценностных ориентациях нашей молодежи: в работах А.А. Аронова, Н.Д. Булатовой, А.Д. Жаркова, Л.С. Зориловой, Ю.А. Стрельцова, Т.В. Христидис, В.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко и др. [См. 4; 6; 8; 10; 11].
В сфере профессиональной подготовки специалистов народной художественной культуры и народного творчества это работы Т.И. Баклановой, Н.Д. Булатовой, Г.П. Блиновой, Е.Ю. Стрельцовой, Т.К. Солодухиной, В.И. Солодухина, и других ученых-практиков, которые рассматривают проблемы духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического развития личности [См. 1; 2; 3; 5; 10].
Как известно, успех в воспитательно-образовательной деятельности зависит от правильного выбора методов, приемов, средств, технологий и педагогических техник обучения и воспитания и применения их в работе с обучающейся молодёжью, как в средних специальных образовательных учреждениях, так и в высшем профессиональном образовании.
Современные технологии формирования духовно-нравственных ценностей – это интерактивные технологии, общая характеристика которых, по нашему мнению, – взаимодействие, содействие, взаимообогащение, взаимодополнение и коллективное сотворчество всех участников воспитательно-образовательного процесса. Среди таких технологий мы выделяем этнопедагогические и социокультурные, как интерактивные технологии, как современные инновационные технологии.
Чтобы понять, в чем сущность этнопедагогических и социокультурных технологий, и определить их место и роль в непрерывном воспитательно-образовательном процессе, в ценностно-ориентированном обучении и воспитании обучающейся молодёжи в системе непрерывного этнокультурного образования, следует, прежде всего, уяснить смысл таких базовых категорий, как «технология», «этнопедагогические технологии» и «социокультурные технологии».
Этимология слова «технология» восходит к греческому techne – искусство, мастерство, умение и logos – наука, знание. Педагогическая технология, по общему мнению ученых, – это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания личности. И поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. Поэтому педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством.
Мастерство педагога – это не только профессиональные знания и прекрасное образование, но и творческое претворение на практике всего арсенала средств, приемов и методов, вытекающих из закономерностей обучения и воспитания, законов организации деятельности подрастающего человека.
В целом мастерство преподавателя заключено в синтезе педагогической техники и педагогической культуры. Педагогическая культура предполагает учет контекста человеческой культуры, для которого характерны проявления специфического, своеобразного, уникального, отражающего целостность ее носителя, духовного начала. Содержательные характеристики педагогической культуры всегда несут конкретную социально-историческую нагрузку. При этом ее уровень соотносится, например, с культурой народов определенного времени, эпохи, с этнокультурой конкретного народа, и т.д. И здесь важное значение имеет применение этнопедагогических технологий в ценностно-ориентированном воспитании и обучении, в формировании духовно-нравственных ценностей обучающейся молодёжи в системе непрерывного этнокультурного образования.
По нашему мнению, этнопедагогические технологии – это методы и средства решения духовно-нравственных проблем в процессе формирования ценностных установок и ориентаций, выработка определенной концепции и ее реализация, осуществление практической деятельности, совокупность приемов, направленных на преобразование (изменение состояния) субъекта с помощью «погружения» в этнокультурную и этнопедагогическую среду для достижения заданного результата (цели). Безусловно, социальная позиция педагога (преподавателя в вузе), его ценностные ориентации, набор духовных доминант, пример-идеал играют важное значение в процессе формирования ценностных установок и смысложизненных ориентиров у обучающейся молодежи в системе непрерывного этнокультурного образования.
Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям; загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи; самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др.
Безусловно, важный вклад в формирование духовных ценностей и ценностных ориентаций человека вносит семья. Это отмечали такие ученые, как Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, И.Г. Песталоцци и др. известные ученые-корифеи в области педагогики. Именно семья как главный социальный институт является ведущим фактором в формировании ценностных убеждений, так как эти уроки дают самые родные и близкие учителя – родители.
«В сущности, это первая социальная группа, в рамках которой мы получаем начальные представления о жизненных ценностях, о том, что хорошо и что плохо. Здесь люди усваивают простейшие нормы поведения, правила взаимоотношений с окружающими, оценки разнообразных жизненных процессов и явлений», – совершенно справедливо отмечает профессор Ю.А.Стрельцов, и мы с ним полностью согласны [8; 116].
Ценностное ориентирование и формирование духовно-нравственных ценностей осуществляются через образование, органично интегрирующее в себе обучение и воспитание. В этой системе молодой человек имеет возможность приобретать и совершенствовать свой опыт, знания, умения и навыки.
Безусловно, помимо образования, определенное место в системе ценностного ориентирования принадлежит средствам массовой коммуникации. Печать, радио, телевидение, звукозапись, видеозапись обладают быстрейшими возможностями воздействия на оценки, мнения и поведения людей.
Формирование ценностных ориентаций и установок идет за счет обогащения системы представлений об окружающем мире и их упорядочения путем усвоения научных понятий и закономерностей, нравственных категорий, духовных детерминант, общественно-политических идей, а также восприятия художественных образов.
Важное значение в формировании духовно-нравственных ценностей и ценностном ориентировании личности имеет его ближайшее окружение: друзья, приятели, сверстники, сокурсники и другие представители групп, характеризующиеся общностью производственных, социальных и культурных интересов. Издревле молодежь собиралась на посиделки, вечерки, беседки и т.п.
В системе организации современного молодёжного досуга, развивающего личность, мы выделяем такие формы ценностного ориентирования, как диспуты, дискуссии, читательские и зрительские конференции. Основной формой такой деятельности будет повышение качества научно-исследовательской и проектной деятельности обучающейся молодёжи. Мы осознаем проектную и научно-исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть непрерывного этнокультурного образования.
Неоценимую помощь и содействие в решении названных проблем могут оказать музеи (городские, университетские, школьные), социокультурные и этнокультурные центры, учебные этнокультурные центры, кафедральные или вузовские, научные и научно-исследовательские лаборатории и т.д.
Более 10 лет успешно функционирует Межкафедральная научно-исследовательская лаборатория «Гармония» (далее – МНИЛ «Гармония») при факультете социально-культурной деятельности МГИК. МНИЛ «Гармония» сотрудничает с этнографическими и историческими музеями, со школьными этнографическими и военно-историческими музеями Москвы и Московской области, с Советами ветеранов САО города Москвы, с психолого-педагогическими центрами (зав. лабораторией – Н.Д. Булатова).
Ежегодно с 10 по 16 ноября на факультете социально-культурной деятельности МГИК мы проводим межкафедральную практико-ориентированную, научно-исследовательскую Неделю толерантности под названием «Единство в многообразии».
Каждый день Недели обозначен определенной темой, направлением, используются различные формы деятельности: конкурсы научных докладов; творческие показы-дефиле (например, народного костюма); авторские выставки и презентации; театрализация; тренинги и клубы (например, тренинг этнокультурной толерантности; работа клуба «Национальная игра – пространство толерантности» и др.); мастер-классы (например, по гжельской росписи), защита проектных и научно-исследовательских работ, проведение «круглых столов» и конференций. Например, за последние четыре года проблеме формирования духовно-нравственных ценностей обучающейся молодежи в системе непрерывного образования были посвящены следующие конференции: в 2013 году в рамках Недели толерантности проведен «круглый стол» — «Патриотическое воспитание обучающейся молодежи в системе непрерывного образования»; в 2014 году прошла региональная научно-практическая конференция «Формирование духовно-нравственных ценностей обучающейся молодежи в системе непрерывного образования: теория и практика»; в 2015 году — межкафедральная научно-практическая конференция «Общечеловеческие ценности в традиционной народной культуре и современном образовании»; в 2016 году в рамках XI Недели толерантности прошла межвузовская научно-практическая конференция «Народная культура в художественно-эстетическом воспитании детей и молодёжи: теория и практика».
В работе конференции приняли участие профессора, доценты, преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты Московских вузов, Гжельского государственного художественно-промышленного института, Орловского государственного университета, Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина, Казахского национального университета искусств, Шуйского государственного педагогического университета; руководители и специалисты Государственного Российского Дома народного творчества, руководители и педагоги средних профессиональных и общеобразовательных учреждений города Москвы и Московской области, Центра психолого-педагогической и социальной помощи (г. Химки), и другие.
Все участники Недели толерантности «погружаются» в этнокультурную этнопедагогическую среду. Главное – подключить к теме разговора молодых людей с использованием традиций, обычаев и нравов. В этих условиях возникают благоприятные предпосылки для проверки личных суждений и оценки их достоверности. В результате такого совместного обучения, коллективного сотворчества, взаимодействия всех участников мероприятия, в процессе выступлений с докладами, обсуждений, бесед, показов и диспутов осуществляется своего рода, взаимообогащение, взаимодополнение и взаимовоспитание, самопознание и самовоспитание.
Таким образом, правильно построенное ценностно-ориентированное воспитание и обучение во многом способствуют снятию личностных напряжений и разрешению назревших противоречий: уменьшается неопределенность – помочь человеку понять и оценить какие-то явления (познавательный эффект), поддержка во мнении по спорному вопросу («эффект усиления позиции»), помощь в выборе и направленности поведения и т.д.
Так как Россия – государство многонациональное, для нее применимы технологии, связанные с познанием культурно-исторических, духовно-нравственных ценностей родного народа и народов, с которыми этот народ связан. Этнопедагогические и социокультурные технологии помогают расширить знания обучающейся молодёжи и углубить их при изучении культуры и истории Отечества, особенно опираясь на духовно-нравственные ценности народов, входящих в состав России.
Примечания:
- Булатова Н.Д. Этнопедагогика: методическое пособие. М: МГУКИ, 2007. 65 с.
- Булатова Н.Д. Этнолингвистика. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. — М.: МГУКИ, 2009 г. 165 с.
- Булатова Н.Д. Этнопедагогика как ценность и условие формирования ценностных ориентаций у будущих специалистов в области культуры и образования / Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования», изд. Вак РФ, № 1 [20] февраль 2010; Горно-Алтайский университет, Челябинский институт проф.образования и др.С. 188-190.
- Жарков А.Д. Социально-культурная деятельность как способ сохранения и развития общечеловеческих ценностей // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 3 (53). С.98 – 103.
- Народная художественная культура как стратегический ресурс развития России: этнокультурное образование: Сборник материалов научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Д.Булатова. – М.: МГУКИ, 2011. 138 с.
- Непрерывное образование: история и современные проблемы: коллективная монография. // колл. авторов: Н.Д. Булатова, О.Г. Живейнова, Т.В. Христидис, В.И. Черниченко. Москва: Издательство МБА, 2009. 250 с.
- Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. № 5. С. 97-90.
- Стрельцов Ю.А. Педагогика досуга: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Москва: МГУКИ, 2010. 307 с.
- Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Ленинград: ЛГУ, 1960. 156 с.
- Формирование духовно-нравственных ценностей обучающейся молодежи в системе непрерывного образования: теория и практика: Сборник материалов IV межкафедральной научно-практической конференции (10 ноября 2014 г.) / Под ред. Н.Д. Булатовой, Т.К. Солодухиной, В.И. Солодухина, Е.Ю. Стрельцовой. – М.: МГИК, 2015. 207 с. С. 52-59.
- Ярошенко Н.Н. Потенциал художественного образования в гуманитарном сотрудничестве государств – участников СНГ: стратегические подходы ЮНЕСКО // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (52). С.150-154.