Галюзина Анна Александровна,
Руководитель духовно-просветительского центра «Благодеяние»,
преподаватель православной культуры МАОУ
«Средняя политехническая школа №33,
победитель конкурса «ПНПО — Лучшие учителя России» 2016 г.)
«Традиционная народная культура старооскольского края как составная часть духовно-нравственного воспитания»
Доклад на семинаре «Традиционная православная культура русского народа
как элемент системы духовно-нравственного образования и воспитания»
XXV Международных Рождественских образовательных чтений
(27 января 2017 г., Аванзал Храма Христа Спасителя, г. Москва)
Светлых радостных лучей.
Нынче ангел к нам спустился
И пропел: «Христос родился!».
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить!
По пустыне, по дороге
Шли три путника святых,
Шли они издалека,
Много приняли труда.
Перед ними шла с востока
Чудно яркая звезда.
В ночь Господнего рожденья
К небесам она взошла,
И Христу на поклоненье
Трех волхвов она вела.
Для чего Христос родился?
Для спасенья только нас!
Для чего я к вам явилась?
Чтоб поздравить нынче вас!
С праздником, хозяин и хозяюшка!
С Рождеством Христовым!
Знакомо? Конечно, знакомо. И никого не может оставить равнодушным. Вот так через народные традиции, благодаря тому, что души наши способны раскрываться на добро и красоту, мы воспитываем нравственные начала в детях, при этом и сами совершенствуемся.
Традиционная народная культура является составной частью системы духовно- нравственного воспитания нашего духовно-просветительского центра «Благодеяние», руководителем которого я являюсь. Уже само название центра подтверждает желание делать добро.
Я приехала из центра России, старинного города, который так и называется Старый Оскол ( Из летописи: «Осколу-граду стеречь рубеж (границу) полдный (южный) Руси Великой»). На Осколе (в 13 километрах южнее Старого Оскола) собрались многие участники половецкого похода, в том числе и курские полки князя Всеволода, брата Игорева. Здесь князья и ратники поклялись биться не на живот, а на смерть «с лютыми ворогами-половцами за землю русскую». В месте встречи двух князей Игоря Святославовича и его брата, Всеволода Святославовича, которые выдвинулись в поход против половцев, основан в 14 веке Свято — Троицкий Холковский монастырь, кельи монахов здесь вырыты в меловых горах.
Старый Оскол — наш славный, добрый город,
Тут нет сечи, как раньше было встарь,
Теперь в его руках рабочий молот
И в сердце лава — огненная сталь!
Мы город горняков и сталеваров,
Неугомонных, трудовых людей,
Растущих улиц, парков и бульваров,
И дерзких, необузданных идей…
Современный Старый Оскол – город с хорошо развитой экономической инфраструктурой, составляющей почти половину промышленного актива Белгородской области. Экономическую основу составляют:
- Развитая промышленность;
- Месторождения уникальных железных руд;
- Растущее градостроительство;
- Высокий производственный и научно-технический потенциал.
Сегодня, это один из ведущих горно-металлургических центров России, в котором сосредоточены почти 40 крупных и средних предприятий промышленности. Наиболее развитые отрасли:
- Черная металлургия;
- Машиностроение и металлообработка;
- Цементные предприятия;
- Пищевая и легкая отрасли.
В городе и районе функционирует почти 60 школ, в том числе лицеи и гимназии, 10 высших учебных и профессиональных заведений. Культурная жизнь горожан разнообразна: в городе существует театр, музеи, дворцы культуры, кинотеатры, библиотеки, галереи и другие учреждения для проведения досуга.
Когда я впервые приехала сюда на постоянное место жительство(ещё при советской власти), поразило количество сохранившихся действующих храмов. За последние годы их число увеличилось.
Перед Вами храм Рождества Христова, в приходе которого находится наша общеобразовательная политехническая школа и прихожанкой которого являюсь. Настоятель храма, протоиерей Алексий Бабанин духовно окормляет своих чад. Работу нашего ДПЦ мы планируем по его благословению и в соработничестве с храмом.
ДПЦ осуществляет работу по различным направлениям и в интеграции с учебным процессом школы.
Направления работы духовно-просветительского центра:
Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения.
Мы с Вами хорошо знаем, что настоящего нет без прошлого. А прошлое – это наши традиции.
В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» сказано, что «приобщение детей к культурному наследию предполагает создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества». А гражданское воспитание включает: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.
Народные традиции — это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучают детей к систематичному труду, способствуют формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтению и уважению к труду, ответственности за порученное дело.
Богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, стараемся широко использовать.
И помощь в этом нам оказывает Старооскольский дом ремёсел, которым руководит народный мастер России, народный мастер Белгородской области Никишина Н.Н.
Не раз мы бывали в гостях у мастериц, учились ткацкому делу, изготовлению игрушек, кукол, которых изготавливали в стародавние времена для игр детям. Затем эти занятия мы продолжали в школьных кружках. Не так давно в Старооскольском Доме ремесел прошла очередная творческая встреча участников этно-клуба «Старооскольская игрушка» и выставка-конкурс по их изготовлению, где наши ученики приняли активное участие.
А ещё хочется рассказать о традиционной глиняной игрушке. Это колокольчики, свистульки и традиционная глиняная игрушка. Каждый год в нашем краеведческом музее работает традиционная отчетная выставка Старооскольских мастеров «Незабытые традиции».
Это стало доброй традицией, которая дает возможность мастерам продемонстрировать свои новые достижения и работы, а посетителям узнать об удивительных умельцах и истории нашего края.
Благодаря талантливым мастерам, промысел жив по сей день, и ассортимент продукции разнообразен: барыни, свистульки, сюжетные композиции, и, конечно, колокольчики.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, точечки, полоски.
Простой, казалось, узор,
Но отвести не в силах взор!
Было время, когда этот промысел был почти утерян. При написании исследовательских работ ученики узнали, что Старый Оскол возник как один из сторожевых постов на высоком берегу реки Оскол, где жили казаки, защитники границ русских, пушкари, гончары. Населенные пункты вокруг города до сих пор несут эту память в своих названиях: Стрелецкая, Ямская, Пушкарская, Казацкая слободы. В одной из таких слобод на Казацких буграх жили гончары — ремесленники. Помимо традиционных гончарных изделий мастера делали глиняную игрушку. У каждого мастера была своя техника изготовления игрушек-свистулек, сохранившаяся до наших дней.
Согласно данным в «Статистических сведениях по Старооскольскому уезду» 1887 года, в уезде тогда было 172 гончара. В 20-30 годы XX века гончары объединялись в артели, а в годы Великой Отечественной войны гончарный промысел, практически, исчез. Предполагается, несложную по исполнению игрушку начали лепить, чтобы заполнить место в горне между большими сосудами. Стоила она дешево и была популярна. В музее можно посмотреть на некоторые образцы игрушки, датируемой XVIII-XIX вв. Игрушки были найдены в старой части города, в слободе Казацкой, в некоторых селах района. В основном, встречаются игрушки-свистульки – всадники, барышни, коники, уточки, птички, барашки. Лепили в основном домашних животных, которые были в каждом дворе. Кроме свистулек в музее также можно увидеть погремушки цилиндрической формы с отверстиями, сухим горохом или камешками внутри. Барашки и коники приземисты, с короткими ножками, налепными деталями в виды гривы, рогов, маленькой головкой с прорезями, обозначающими глаза, нос, рот фигурки. Хвост фигурки является свистком, по бокам – два отверстия круглой формы для извлечения звуков различной тональности. На фигурках сохранены следы росписи черного, красного, коричневого цветов узором в полоску и елочку. Другой разновидностью свистулек являются птички и утушки на одной или двух ножках. Также популярны образы барышень и всадников. Барышни в длинных колоколообразных платьях, на голове – чепец с объемной оборкой, руки прижаты к животу или груди, иногда в руках – кувшин или ребенок. Всадники – это фигурки наездников, сидящих на коренастых лошадках, являющихся свистульками. Особенностью старооскольской глиняной игрушки является живая наивность образа, мягкие пластичные формы, чистый глубокий звук свистулек, который не зависит от формы изделия и даже степени сохранности игрушки.
В начале XX века промысел стал исчезать, хотя нельзя сказать, что промысел был утрачен полностью. В 50-е годы предпринята попытка возродить глиняную игрушку, но настоящий интерес к промыслу вернулся только в 80-е годы XX столетия, и возрождение его связано с именами старейших мастериц – сестер Ольги Михайловны и Натальи Михайловны Гончаровых, перенявших мастерство лепки у своей матери еще в 30-х годах.
В настоящее время Старооскольский дом ремёсел и промыслы возродил, и обустроил дом своими руками. Ежегодно в нём проходят детские конкурсы глиняной игрушки «Потешный товар», посвящённые творчеству сестёр Гончаровых, в которых мы тоже принимаем участие.
Не раз бывали и у мастеров Старооскольского центра декоративно- прикладного творчества, руководителем которого является народный мастер Белгородской области Инна Белых. 12.12.2016 года мастера центра заработали право на изготовление игрушек как образцов народного художественного промысла Белгородской области.
Можно сделать вывод, что народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармоничной личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры.
Осваивать навыки до селе незнакомого труда, детям нередко помогают родители. Совместный труд оценивается на разнообразных конкурсах. Совсем недавно прошёл муниципальный конкурс декоративно-прикладного творчества «Вифлеемская звезда», где были представлены поделки, изготовленные совместно с родителями.
Решению проблемы родительства мы уделяем особое внимание. Центром разработан проект «Школа родительства «Добродетели». Проект постоянный, самообновляющийся, направлен на обращение к добродетелям и учеников, и родителей. Он получил широкое одобрение на Российском уровне, в прошлом году на Рождественских чтениях я, вопреки темы семинара, рассказывала о нём.
Позволю себе ещё раз познакомить с моделью «Школы родительства».
В модели указаны формы работы с родителями. Безусловно, это и совместная трудовая деятельность, и изготовление костюмов для выступлений театральной студии, фольклорных ансамблей.
Народное творчество всё шире внедряется в детские сады, школы: создаются фольклорные коллективы. Интерес детей неподдельный. Им нравится «играть» песни, ведь песню надо не просто заучивать, а глубоко проникнуть в то, что ее порождает. В песнях дети стараются петь легким, звонким, открытым, окрашенным речевой интонацией осмысленным звуком. Вырабатывается единая манера звукообразования, так называемая «разговорность» пения. Детям предлагаются предварительные беседы и прослушивание фольклорных коллективов в записи. Изучение костюмов данной местности, их назначение: либо это праздничный вариант, либо повседневный. Ребята с помощью взрослых изготавливают костюмы, атрибуты к обрядовым сценам – это и птички на шестах для весенних закличек, маски зверей для колядования, венки на головы в летние праздники, кокошники. Когда все это сделано своими руками, все прочувствовано, тогда, как говорится, и душа поет. В результате дети начинают сами обыгрывать сцены, придумывать различные движения в танцах, подбирают выразительность образов, постепенно вовлекая в творческий процесс всех окружающих.
Детские фольклорные группы Старооскольского края, такие как ансамбли «Звонница», «Былина», «Акулинка» проявили себя как талантливые творческие коллективы.
Особую роль в приобщении детей к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.
Широко используем проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Осенины»; зимой «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной «Сретение», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто»; летом – «Троица». Отрадно отметить, что в подготовке и проведении праздников активно участвуют муниципальные власти.
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. В качестве примера приведу недавно проведённый на базе школы муниципальный праздник «Возрадуйтесь! Богородица с нами во все дни!» к Введению во храм Пресвятой Богородицы и традиционные «Рождественские встречи.
Газета «Православное Осколье» Белгородского Митрополичьего центра писала: «Почетные гости праздника – протоиерей Алексий Бабанин, протоиерей Василий Рачок, протоиерей Сергий Шумских – с удовольствием осмотрели выставку и попробовали освоить сложную технику ремесла. Работы ребят вызвали у батюшек неподдельную радость: ведь и они в детстве когда-то мастерили украшения на елку. В своем приветственном слове духовный наставник школы протоиерей Алексий Бабанин подчеркнул – сегодняшний праздник учит тому, что духовное воспитание ребенка необходимо начинать с самого раннего детства, тогда оно принесет добрые плоды.
– Без храма мы не можем достичь совершенства, радости, мира и любви, – сказал отец Алексий. – Храм – это тот корабль, который везет нас по житейскому морю к тихой пристани – Царствию Божию. Заместитель начальника управления образования Елена Юрьевна Перова отметила, что в Старооскольском округе работа по духовно-нравственному воспитанию детей находится на достойном уровне.
– Все делается для того, чтобы каждый ребенок и педагог нашел свою дорогу в храм.- Замечательный концерт стал хорошим подтверждением слов работника управления образования. Чтобы полновесно и образно рассказать о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, учащиеся 33-й школы объединили свои усилия с ребятами из воскресной школы храма, православной театральной студии «Воскресение», фольклорного ансамбля. В представлении также приняли участие и родители учеников. Результатом такого прекрасного соработничества явилась продуманная музыкально-хореографическая постановка. Артисты театральной студии трепетно и вдумчиво представили сокровенную историю рождения Пресвятой Девы, ее юные годы, раскрыли Ее величайшее предназначение – стать Матерью Божией. Участники народного ансамбля рассказали о народных традициях праздника, о том, как люди после церковной службы выносили свою радость на площади и улицы, родственники приходили в гости на угощение. На Введение, как правило, уже устанавливалась зимняя погода, реки покрывались льдом. Поэтому ребятишки устраивали зимние забавы, катались с горок, а взрослые шли на введенские ярмарки, где разворачивалось массовое гулянье. Ныне восприятие этого удивительного праздника осталось только как церковное событие. И если Введение выпадает на рабочую неделю, то для многих оно проходит буднично, практически незаметно. Наши же предки чтили это событие, которое сохранило Священное Предание, и выражали свою радость через вкусную постную трапезу, песни и родственное общение.
Праздник, который подарило «Благодеяние», оставил самые приятные впечатления и подвел добротный итог завершившемуся фестивалю духовно-просветительских центров, на которых сегодня лежит большая ответственность по формированию не только знаний по православной культуре, но и православного мировоззрения у подрастающего поколения. Фольклор и народные праздники являются ценным дидактическим материалом для духовно-нравственного воспитания школьников, образовательно — воспитательные возможности которого заключаются: в их доступности для школьников; в том, что знакомство школьников с фольклором ведет к их эмоциональному раскрепощению и психическому оздоровлению; в развитии художественного, ассоциативного мышления детей благодаря своей образности». А в Рождественские встречи собрались на чаепитие. Звучали песни, Христославки, дети изготовили ангелочков для своих близких.
Изучение меню и приготовление блюд к традиционным православным праздникам и постам, им предшествующим, — это ещё одна составляющая знакомства с народными традициями. В дело включаются и библиотекари школы и храма, и учителя труда, и повара, и, конечно, родители.
Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, дух которым живут родители и люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, — оказывается определяющим в развитии его духовно-нравственного воспитания. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.
Для приобщения детей к истокам народной культуры выделены следующие направления работы:
— расширение и углубление знания детей о нашей многонациональной Родине;
— формирование общего представления о культуре народа;
— ознакомление с обычаями и традициями, народным творчеством;
— приобщение к истокам праздничного и традиционного фольклора;
— воспитание патриотизма на основе народных традиций.
Говоря о воспитании патриотизма на основе народных традиций, нельзя не сказать о донских казаках. Дон, Донец — это места храбрых вольных людей, объединённых в единое казачье братство, если можно так сказать.
Достояние наших предков не должно потерять своего значения. Прошлое, настоящее и будущее тесно связаны между собой. История даёт нам возможность познать самих себя. Это не просто информация о прошлом, о том, что было, а процесс познания себя и своих предков. История показывает нам глубокие корни нашей жизни.
Станичное Казачье общество Старооскольского городского округа (СКО СГО) входит в Белгородское казачье общество ВКО «Центральное Казачье Войско».
Неподдельный интерес вызывает история казачества, их традиции и обычаи. Знакомимся со знаками отличия, культурой и духовной жизнью казаков. Приняв присягу, казаки участвуют в культурно-массовых мероприятиях нашего города, занимаются военно-патриотической подготовкой, спортом, почитают религию и соблюдают нравственные правила жизни.
Согласно приказу Министерства Образование РФ об учреждении казачьих кадетских корпусов на базе общеобразовательных учреждений, в отдельных школах города и Старооскольском Доме Детства открыты казачьи кадетские классы. Старооскольское Городское Казачье Общество произвело приём школьников в ряды казачат. Во время праздников казачьи ансамбли поют красивые песни и отплясывают зажигательные танцы. Любо, дорого посмотреть.
В нашей Белгородской области реализуется проект «Социокультурное развитие подрастающего поколения через изучение родного края («Белгородоведение»)».
Стратегической целью интегрированного курса и проекта в целом является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) с осознанным желанием и внутренней потребностью активного участия в его развитии.
Цель внедрения ИКБ — обеспечение социокультурного развития дошкольников, школьников и студентов путём включения их в процессы познания и преобразования социальной среды Белгородчины.
Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:
— создание условий для реализации образовательной и воспитательной среды во взаимодействии с социокультурной средой региона;
— овладение обучающимися знаниями об основных этапах региональной истории, литературы, особенностей природных ресурсов родного края, уникальности народной культуры и быта;
— формирование в поликультурном Белгородском регионе культуроориенитрованной личности, знакомой с традиционной культурой родного края и России как части и целого;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, через уважение к традициям и истории малой родины ко всему многонациональному Российскому государству в духе демократических ценностей;
— формирование ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации, умений осмысленного применения полученных знаний в современном поликультурном мире.
Реализация ИКБ в учебном плане образовательных организаций предусматривается через включение УМК «Белгородоведения»:
— в процесс изучения конкретных предметов в соответствующие разделы и темы,
— через систему дополнительного образования,
— внеурочную деятельность,
по принципу сквозного изучения на разных уровнях обучения (метапредметные и межпредметные связи, проектная и исследовательская деятельность учащихся и пр.).
Разработана экспериментальная программа, которая включает аспекты традиционной народной культуры.
Так пункт 2.4. Модуля «Культура», 5-6 класс, включает:
Особенности труда и быта жителей родного края
Православие и изобразительное искусство. Иконопись Белгородского края. Иконописный и другие промыслы (дощечный, киотный, позолотный, иконообдельческий) на территории нашего края.
Понятия «народный календарь» и «календарные аграрные праздники». Зимние, весенние, летние, осенние календарные обряды в русском фольклоре. Промыслы и ремесла на Белгородчине, сложение художественных и технических традиций в каждом промысле. Виды народного искусства и формы его бытования в регионе (песенная традиция края, фольклор, народная хореография, устное народное творчество, народное декоративно-прикладное искусство). Кожевенно-скорняжный промысел. Ткачество, ковроделие. Вышивальный, кружевной, вязальный промыслы. Производство серег, крестиков, нагрудных украшений. Обработка дерева. Гончарно-керамический, пенькопрядильный, слесарно-кузнечный, токарный промыслы. Игрушка Белгородской области. Борисовская и Старооскольская игрушки. История кукольного ремесла. Белгородские кукольники. Производство валенок, канатов, веревок.
Взаимосвязь народного художественного творчества с природными календарными циклами. Эстетическое и утилитарное в народном искусстве.
Современное декоративно-прикладное творчество. Самодеятельное народное художественное творчество, его виды.
Региональные особенности народного костюма
Фольклорная традиция народного костюма. Основные комплексы традиционного народного костюма: поневный, комплекс с андараком, сарафанный и парочка. Орнамент, мотив орнамента в народном костюме Белгородского региона. Взаимосвязь народного костюма с календарно-праздничной культурой края. Современная модификация народного костюма.
Обычаи и праздники народов, живущих на Белгородчине
Музыка в быту, обрядах, праздниках, трудовой деятельности, на сцене.
Народные музыкальные инструменты, мастера по их изготовлению и игре на них. Инструментальная музыка в творчестве белгородских исполнителей. Певцы и музыканты как выразители духовных чаяний народа. Народные певцы Белгородского края – хранители музыкального наследия родного народа. Смысловое содержание, композиционный строй, характер исполнения народного танца. Мужской и женский танец, их особенности и т.д.
Как это будет на практике, время покажет.
А сегодня мне хочется завершить своё выступление словами одного из основоположников работы семинара в период его становления, академика Российской академии художеств, доктора искусствоведения Марии Некрасовой:
«Педагогическая проблема заключается в том, чтобы не только обучать детей техникам, приемам народного ремесла, мотивам орнамента, словам и мелодии песен, движениям народного танца, но и в том, чтобы раскрывать им, что стоит за этим, какой строй чувств, понятий, отношений с миром, то есть – приобщать их к глубоким объемным смыслам содержания символов. Только тогда учащиеся любого возраста будут осваивать не знаковость, не ремесленность приемов и правил, а будут впитывать духовную атмосферу созидания, живой его дух, который творит живое народное искусство. Этика, дух традиции здесь неотделимы от эстетики. Живой образ рождается из живого переживания себя, мира, прошлого, настоящего и будущего, целостности мироздания как Божьего Творения и реальности вечного. Этим и дорого народное искусство, и в этом его сила! И это было открыто русской народной культуре Православием, это помогло сохраниться ей, традициям народного искусства до наших дней живым».