Смирнов Алексей Юрьевич,
преподаватель лозоплетения
НОУ Православная школа «Образ» (г. Малаховка, Московская область).
Ручной труд в воспитании современных мальчиков
Доклад на семинаре «Традиционная православная культура русского народа
как элемент системы духовно-нравственного образования и воспитания»
XXV Международных Рождественских образовательных чтений
(27 января 2017 г., Аванзал Храма Христа Спасителя, г. Москва)
Уважаемые коллеги! Я хочу поделиться опытом работы нашим детских ремесленных мастерских.
Кто-то скажет: зачем современному подростку такие занятия? Не отнимают они у него драгоценное школьное время? Не увеличивают ли перегрузки?
Кто-то считает, что труды нужны только детям с особенностями развития, слабым ученикам, малоспособным к наукам. Опыт показывает, что это не совсем так. «От рук и голова умнеет» говорили в народе. Поделимся своим опытом.
Я представляю общеобразовательную православную школу «Образ», которая находится в пос. Малаховка. Школе скоро исполнится 25 лет. С самого начала перед нами встала, я считаю, главная задача: как седлать так, чтобы ребёнку хотелось приходить заниматься в мастерской. Мы понимали, что работа с детьми должна быть, с одной стороны, творческая, а с другой, должен быть реальный результат. Важно также, чтобы циклы изготовления изделий не были длинными.
«Работа должна быть сделана до конца» слышим мы от родителей, педагогов, начальства на работе, и так к этому привыкли, что не вкладываем в это уже никакого конкретного смысла. Даже у нас у взрослых часто это в порядке вещей: из многих начатых дел не всё доводится до конца, до результата.
Для подростков успешный итог – это добрый попутчик в новом начинании, и наоборот.
Так получилось, что в школе у нас собрались мастера керамики, мягкой куклы, резьбы по дереву и лозоплетения.
По нашей задумке все дети от начальной до старшей школы должны пройти через мастерские. Мастерские для мальчиков – это в начальной школе мастерская керамики и выпиливания по фанере, конструирование моделей игрушек, начиная с 5 класса по 7 — лозоплетения и в 8-11 резьбы по дереву.
Я остановлюсь на лозоплётной теме. Начинаются занятия с весенней посадки черенков на нашей школьной плантации и резкой ивового прута осенью. Ребята с педагогами и родителями выезжают на осенних каникулах в район летнего лагеря и заготавливают прут. Этим прутом мы обеспечиваем наши учебные мастерские и мастерские наших друзей-педагогов, занимающихся в своих школах плетением с детьми. Это ребята из Ростова, Екатеринбурга, Хвалынска, они тоже приезжают помогать нам в уборке прута.
Прут собран и привезён на школьный участок. Он перебирается, сортируется по размеру. Начало плетения мы осуществляем зелёным (неочищенным) прутом. Здесь появляются первые неокоренные корзинки для картошки, грибов, ягод.
Великим Постом мы провариваем и ошкуриваем (окоряем) прут. Устанавливаются щемилки и мастерская превращается в цех ошкуривания. Здесь очень много инженерных решений пространства, о которых надо рассказывать отдельно. Получается очень красивый и прочный материал. Недавно мы открыли для себя возможности использования коры, которую раньше выбрасывали. Из неё получаются великолепные декоративные шары и венки.
Из окорённого материала – белого прута — делаются красивые декоративные изделия: лукошки, короба, оплетенные росписи по дереву и зеркала. Нужно и можно избежать того, чтобы труд воспринимался как наказание, но труд превращался в творческий процесс, который не прекращается после уроков.
В этом году дети стали брать прут домой, чтобы поделиться своим умением с родителями.
Для нас важно, чтобы путь от открытия нового в себе и радости – «я смог!» дошёл до осознания своего творчества, как даров Творца .
Роль педагога на пути от ведущего-дающего к идущим вместе.
Очень важно создание в мастерской рабочего музея, он одновременно является и визитной карточкой школы, и элементом выездных мастер-классов, и каталогом образцов.
Ближе к весне большой блок лозоплётных работ- ландшафтный дизайн. Здесь дети учатся проектировать пространство и изготавливают из крупного прута клумбы для цветов, плетни, ростовые куклы, простые и сложные композиции.
В Люберецком районе результаты этих работ можно увидеть в Малаховке на территории школы и рядом с храмом в селе Жилино. Буквально под новый год 2017 мы реализовали дизайнерский проект праздничного оформления фойе в мемориальном Пушкинском музее на Пречистенке.
Летний детский полевой лагерь в селе Хороброво на реке Нерли Переславской служит прекрасной площадкой для реализации детьми ремесленных навыков. В лагере отряды делятся по ремесленным направлениям. У нас за последние годы родились новые оригинальные формы и жанры работы с лозой. Так, например, реализуется проект детского городка, который ребята строят сами из природных материалов. Мы его назвали городок «хоробитов». Вот образцы таких построек. Ребята, умеющие плести. Занимаются сами и обучают своих сверстников и даже взрослых людей. Наши выпускники, студенты физтеха, училища МЧС, духовной семинарии приезжают в лагерь и учат плетению других ребят.
Поездки с выставками и мастер-классами по городам России и даже за рубеж – это дело отличившихся маленьких мастеров, которые представляют там свою школу, наш посёлок и даже страну. Мы побывали с детскими мастер-классами в Люберцах, Лыткарине, Москве, Ярославле, Ростове, Переславле, в Екатеринбурге и даже в Киргизии.
Готовы и с вами делиться своим опытом.