Свиридюк Анна Николаевна, Жукова Наталья Викторовна,
Педагоги народной культуры
Детской школы искусств им. М. А. Балакирева г. Москвы
«Приобщение учащихся фольклорного отдела ДШИ им. М. А. Балакирева к традициям празднования Рождества Христова посредством вертепного представления»
Доклад на семинаре «Традиционная православная культура русского народа
как элемент системы духовно-нравственного образования и воспитания»
XXV Международных Рождественских образовательных чтений
(27 января 2017 г., Аванзал Храма Христа Спасителя, г. Москва)
Приобщение детей к традициям, обрядам и праздникам своей страны это одна из важнейших задач стоящих перед преподавателями нашего отдела. В современных условиях научно-технического прогресса, мировой глобализации, информационной вседоступности очень важно в обучении детей опираться на духовные ценности, которые по своему происхождению и содержанию являются историческими.
Наша страна испокон веков считалась духовной колыбелью веры, нравственности, истинного патриотизма. Духовно-нравственные традиции народа, православные ценности и идеалы лежали в основе воспитания детей в каждой семье и закладывались с самого рождения ребенка. Известный русский религиозный философ В. В. Зеньковский писал: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, к которой мы должны прикоснуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие»[1]
Язык песенного, устно-поэтического творчества народа доступен и понятен даже современным детям. Благодаря сказкам, песням, закличкам, потешкам, прибауткам, дети понимают законы мироустройства, вырабатывают систему нравственного поведения. Различные фольклорные формы вводят ребенка в мир родной культуры, где ребенок получает представление о видах народного искусства, продуктивной, игровой деятельности, о жизни русского человека, традициях, обрядах, праздниках.
Необходимо отметить, что православные праздники неразрывно связаны с жизнью народа, регламентируя весь жизненный уклад.
Основной концепцией нашего отдела является вовлечение детей и их родителей в жизнь отдела, постоянным участием в годовом кругу праздников. Все праздники не просто театрализованные действия, требующие тщательной подготовки, а четко выстроенный учебный процесс, где праздники — это естественное событие, которое ежегодно повторяется. Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Но родители и дети не зрители, а активные участники всех проходящих мероприятий, таких как:«Капустные посиделки»; «Новоселье» (посвящение в первоклассники), «Рождество», «Колядки», «Святки», «Масленица»; «Праздник птиц» (Благовещение), «Пасха»; летом – «Именины березки» (Троица).
На отделе создана определенная система организации занятий, в которую входят следующие предметы: основы русской традиционной культуры, народный танец, фольклорный ансамбль, народное музыкальное творчество, народные инструменты.
Обучение проходит в музее-избе, где воссоздана обстановка старинной русской избы, все атрибуты которой можно трогать, использовать в играх, инсценировках, театрализованных действиях. Через театр, игру, сказку проходит ознакомление детей с историей, бытом русского народа.
Процесс обучения разделен на два этапа:
Первый этап ориентирован на три года обучения для детей дошкольного возраста.
Второй этап рассчитан на семь лет обучения для детей школьного возраста.
С четырех летнего возраста дети знакомятся с русским традициями и праздниками на предмете — основы русской традиционной культуры в рамках общеразвивающей программы «Раннее эстетическое развитие». Знакомство начинается со сказок, воссоздания традиционных праздников. Детям дается понимание определенных действий, которые ученики выполняют сами, например, поставить горшок в печь, сварить кашу, войти в избу-музей с поклоном на красный угол. Почти все уроки пронизаны православными традициями, затрагивают семейного единения и семейных традиций. На такие уроки приглашаются родители, чтобы вместе со своими детьми познакомиться с традициями гостеприимства, чаепития, хлебосольства. На этих уроках мы наливаем чай из самовара и пьем его из блюдечек, заедаем прессованным сахаром, и т.д.
Занятия всех этапов направлены на опосредованную подготовку детей к праздникам годового круга. Самым любимым и долгожданным праздником для детей является праздник Рождества Христова. На этом празднике обязательно показывается Вертепное представление.
Вертепное представление это слияние традиционной народной и религиозной культуры. Это вид театра, который ставят не только профессионалы и любители на большой сцене, но он подходит и для домашнего показа, для камерного и детского исполнения. Многолетний опыт участия детей в таком театральном действии показывает высокую степень заинтересованности детей не только как участников, но и как зрителей данного представления. На отделе практикуются два вида театра, это кукольный и теневой вертеп.
Сложившаяся традиция ежегодного проведения этого праздника требует подготовки, которая проводится для детей всех возрастов. В дошкольном возрасте дети изготавливают элементарные вертепные куклы и в настольном театре разыгрывают сцену Рождества Христова, слушают истории связанные с этим Великим событием. Младшие школьники начинают учить элементарные Рождественские песнопения, а дети старших классов готовят Рождественский вертеп для младших учеников. Но в будущем подрастающие дети становятся сами активными участниками вертепного представления, разыгрываемого при помощи кукол, либо теневого театра.
Если рассмотреть программу, разработанную на нашем отделе более подробно, то подготовка к участию в этом празднике начинается у детей уже с четырех летнего возраста. Они просматривают картинки Вертепа и изготавливают тряпичных куколок-ангелов.
Для детей пяти лет в повествовании о Рождестве Иисуса Христа рассказывается о Вифлеемской звезде, о Христославах. А так же о том из чего и как изготавливали народные умельцы Рождественскую звезду. Дети сами пытаются изготовить свою собственную Вифлеемскую звезду и разучивают рождественские песенки.
В шестилетнем возрасте дети изготавливают из картона конусы, символически изображающие героев Вертепного представления. Детьми на столе разыгрывается Вертепное представление по сюжету текста.
Следующая важная ступень обучения уже более узконаправленна, так как ориентирована на ребят, поступивших на отделение Музыкальный фольклор.
Для Рождественского представления дети первого класса, в процессе изучения праздника, изготавливают кукол на палочках, проигрывают ими сюжеты из текста. В импровизационной беседе герои могут общаться в форме текстовых диалогов. На этом году обучения дети впервые видят вертепное представление, подготовленное старшими учениками
Во втором классе дети учат начальный тропарь и финальную песню, вырезают из бумаги фигурки для теневого театра, а так же создают шумовое оформление из различных музыкальных инструментов при показе Вертепа.
Дети третьего класса уже сами водят кукол и говорят текст, присоединяясь к ученикам старших классов. А вот начиная с четвертого класса, отрабатываются все песни и дети становятся полноценными участниками вертепа.
Примерно по такой же схеме дети готовятся и к другим праздникам, постепенно дорастая до ощущения праздника, как естественно-регламентированного события, в котором каждый ребенок знает свое место и определенную роль.
Участие детей и их родителей в праздниках объединяет семьи, создает ощущение сопричастности к традициям нашего народа, знакомит с основами духовности народа и традиционного уклада жизни. Все это благотворно влияет на духовное, нравственно-эстетическое развитие детей.
[1]Кокуева Л.В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа», Методическое пособие. Изд. АРКТИ, М. 2005