Лактионова Наталья Яковлевна,
к.и.н., старший научный сотрудник
Центра внешней политики Института экономики РАН
Традиция и социальные проблемы современности
Доклад на семинаре «Традиционная православная культура русского народа
как элемент системы духовно-нравственного образования и воспитания»
XXV Международных Рождественских образовательных чтений
(27 января 2017 г., Аванзал Храма Христа Спасителя, г. Москва)
В новой России постсоветского образца есть серьезные проблемы в системе функционирования общественного организма. Выделим одну из важнейших христианских заповедей, которая всегда была стержнем традиционного общества. Речь идет о пятой заповеди, о почитании родителей и шире – старших.
К сожалению, социальная политика, направленная на разрыв поколений, по-прежнему остается весьма востребованной в России. Остановимся на этом подробнее. С началом российской катастрофы на поколение юных была сделана особая ставка. Новая поросль призвана была стать необразованной (эксперименты со школой) и беспринципной. Такими легко манипулировать. Именно в современной РФ, вступившей на мировую дорогу цивилизации, вопреки всему предшествовавшему историческому опыту, молодых, стали пестовать, противопоставляя старшему поколению, целенаправленно отторгая зрелость. Требовался новый тип личности — с психологией временщиков. Развернулась (назовем ее условно) операция «Молодежь», ставшая в эпоху глобализации (в том числе и далеко за пределами России) технологией разрушения государственности. При этом использовались простые, вполне отработанные методики – «мода на молодежь». Ее выдвигали в хозяева жизни, снабдив лозунгами: «Будьте успешны!». Оформилась особая, невиданная ранее в России привилегированная каста — «молодые». Они не ощущали себя звеном в цепи поколений и, наполненные собственной значимостью, оказались замкнуты непосредственно на себя, вполне соответствуя навязанным им примитивным мировоззренческим ориентирам.
Сегодня есть своего рода инкубаторы по взращиванию молодых функционеров, руководящих кадров преимущественно от «Единой России». Есть разного рода молодежные парламенты. Чуть ли не с детского сада поощряются игры в руководителей, вплоть до президентов. Дети не приучаются ни к труду, ни к послушанию, но с малых лет учатся руководить, напитываться собственной значимостью. Какое тут христианское смирение? Молодежь, не умеющая стоять на плечах предыдущих поколений, не ощущающая себя звеном единой цепи праотцев и правнуков, не имеющая понятия об ответственности перед Богом и Родиной, массово направляется на руководящие посты. Последствия известны. Слава Богу, существуют ответственные, замечательные, достойные молодые люди, но речь не о них, а о тенденции, которая доминирует и дает свои горькие плоды.
Кстати, вышеназванные методы выдвижения молодых были опробованы на Кавказе, но там быстро спохватились – сказались вековые традиции и мудрость старейшин. А в корневой России – нет.
Как известно, наше Отечество сократилось не только в пространстве, но и в историческом времени. И в этом смысле примечательны слова, Дмитрия Медведева в бытность его президентом РФ. Несмотря на ссылку на древнюю нашу историю, в головах сограждан осталось: «…Россия – молодая страна. Напомню, что в наступающем году ей исполнится только двадцать лет». И многое в сформированном политическом векторе развития названной «новой» страны направлено на разрыв с поколениями отцов.
Возьмем важнейшую сферу жизнедеятельности государства и общества – образование и науку. В настоящее время здесь во весь рост встала проблема, порожденная законом, принятым в конце 2014г., устанавливающим предельный возраст для руководителей научных организаций и их заместителей в 65 лет, при особых обстоятельствах – в 70 лет. (И кто определяет эти «особые обстоятельства?), причем речь идет не только о РАН – обо всех научных учреждениях страны. Масштабы потрясений – огромны. Тем более, что в науке существует известная демографическая яма 90-х годов — из научной среды оказалось в значительной мере выбитым среднее поколение – 40-50-летних. Несколько ранее те же ограничения по возрасту были направлены на руководящее звено высшей школы. Таким образом, поправки, внесенные в Трудовой Кодекс, предполагают поражение в правах руководителей важнейшей сферы жизнедеятельности страны – науки и образования. Ничего подобного Конституция РФ как основной закон государства российского не предусматривает. Невольно на ум приходит евгеника – далекое от христианских норм учение о селекции применительно к человеку. Конечно, в данном случае речь идет не о наследственных качествах, но из молодых, выбранных наспех, когда возраст является едва ли не главным критерием «отбора», довольно просто взрастить некий стандартизированный тип отселектированного руководителя, отвечающего потребностям развития капитализма в России.
Заметим, что в сфере науки и образования возраст скорее дает дополнительные очки – имя, опыт, авторитет, связи, престиж, наличие научных школ, взаимопонимание с коллективом и даже… снисходительность. Последняя очень важна, особенно в творческом научном коллективе. По большому счету, годам к 60-десяти в самый раз было бы только подходить к директорскому креслу. Нельзя жестко детерминировать возрастную границу для руководителей. Должен быть единственный критерий – дееспособность. И вытекающая отсюда выборность руководителей.
Что касается сферы образования, то здесь уже многие годы внедряется, например, совершенно губительная практика, девальвирующая статус Учителя: в некоторых вузах введены рейтинги преподавателей через оценку педагогов студентами (наглядная антииерархия). Это тиражирует, например, много послужившая деградации отечественного образования и науки Высшая школа экономики (как приговор образовательной традиции звучит даже ее обиходное название – «вышка»). Через рейтинговую систему преподаватель оказывается у студента на крючке – лишний раз (на что жаловались знакомые педагоги) в аудитории нельзя даже сделать замечание. От рейтинга зависят премии, статус и даже сохранение, либо потеря рабочего места. Причем эта порочная система подается как некая новация. И еще – из того же ряда. Сомнительными являются также эксперименты со школой, где уроки дают вместо учителя сами ученики. На, первый взгляд, — вполне допустимо. Но школа – это не игра. И в результате идет очередное разрушение связки «учитель-ученик», отрицание наиважнейшего иерархического начала. Авторитет педагога девальвируется. В сознание школьников, таким образом, внедряется убеждение, что учителем может быть любой.
Как-то пришлось выступать на большом форуме в МГУ им. М.В.Ломоносова как раз по проблеме искусственного разделения поколений и необоснованного продвижения молодых на руководящие должности. Аудитория была в значительной степени молодежная – представители разных вузов и научных организации Москвы. Обратила внимание, как многие из них активно кивали в знак солидарности, поддерживая выступление. Именно этим, входящим в жизнь поколениям, приходится страдать под началом руководящего молодняка. Кстати, вышли в публичное пространство обвинения в плагиате при написании диссертаций отдельных представителей невиданно молодых для ректорского кресла современных функционеров-менеджеров. Уважаемых ученых и опытных руководителей зачастую меняли на молодое ничто. И это еще в лучшем случае. Нередко просто появлялась команда разрушителей, перекраивающая все под свою необузданную фантазию. Где-то ситуация не была столь острой. Но в целом положение крайне серьезное.
Получившие плохое образование и исполненные самомнения, молодые люди уже много навредили на тех местах, которые не соответствуют ни их опыту, ни их нравственной позиции. Примеры бездумного назначения молодых, отнюдь не только в науке, можно множить и множить. И они весьма удручающие (думаю, многие могут вспомнить нечто подобное из собственного опыта). Причем в реальном производстве результаты проявляются более наглядно. Знаю о последствиях эксперимента, (причем добровольного, а не как в науке – принудительно законодательного) на когда-то крупнейшем подмосковном предприятии, не столь грандиозном как ранее, но еще сохранившемся на плаву. В середине нулевых руководство этого завода отправило на заслуженный отдых старшее поколение, делая ставку на молодежь. В результате производственный цикл едва ли не был сорван. Администрация предприятия, правда, быстро спохватилась и пошла на поклон к тем, кого выпроводила в пенсионеры. Несмотря на нанесенные обиды, многие вернулись, в первую очередь, из чувства долга, переживая за судьбу производства. Следует, видимо, давать какие-то ориентиры и формировать чувство меры у тех, кто назначает и тех, кто от подобных назначений не отказывается.
Есть долгоиграющий миф, запущенный в новой России — о недееспособной старости. Сейчас он даже несколько нивелирован, но не исчез. Еще совсем недавно для многочисленных СМИ и их экспертов вполне допустимым был неприемлемый, с точки зрения критериев нравственности, термин – «неэффективное поколение». Последнее провинилось перед «эффективными менеджерами» как раз в том, что не принимало западных ценностей. Чтобы исправить нашу жизнь, следует проблему выявлять, а не затушевывать. Уважение к старшим – всего лишь следствие традиционного воспитания, которое вполне готово востребовать общество, уставшее от разгула демократии в России.
В целом небрежение в отношении старших – наглядные уроки безнравственности для юности. Для наглядности в подтверждении излишней озабоченности проблемой руководящей роли молодых в современной России
приведем известнейший исторический пример. Непобедимому Александру Суворову было семьдесят лет, когда он совершил немыслимый, легендарный переход из Италии через швейцарские Альпы.
Вечная Книга – Библия – дает ответ и на вопрос о соподчиненности поколений, отражая печальную судьбу царя Ровоама, сына Соломонова, который пренебрег советом старцев и послушался наставлений своих ровесников — молодых. В результате израильтяне отвергли его как нового единого царя, и в истории Израиля наступил долгий период упадка и политического разделения. Очень поучительно. И главное — не почитая старших, трудно научиться почитать Господа. Навык отсутствует.
Наше поколение еще застало то время (особенно его ощутили подростки послевоенных лет), когда все мы были общими детьми. И каждый взрослый был для нас вроде родителя. Старшее поколение как бы сообща отвечало за младших. И мы чувствовали себя защищенными в этом окружавшем нас надежном взрослом мире. Спаянность поколений была явной, наглядной. И хорошо бы помнить об этом и что-то стараться привнести оттуда в новую, по чужим лекалам устроенную жизнь. Сегодня взрослые часто боятся детей. Такими и тех, и других воспитало современное общество. Но за детей необходимо бороться. И главное здесь – неравнодушие и, разумеется, — школа, которую надо спасать от ЕГЭ, «болонской системы» и разрушительных действий, заложенных прежними министрами отечественного образования.
И еще – наиважнейшее. В постстсоветской России разрыв с поколением отцов был искусственно усугублен безудержной демонизацией советского периода. Да, многие не знали Бога, но культурная традиция, русская классика вобрали в себя христианскую этику. И она во многом формировала вступающие в жизнь юные поколения. Кстати, на чем воспитано поколение Майдана? На русофобии и антисоветизме. История нашей страны никогда не была черно-белой. Есть трагические страницы, нередко сегодня крайне тенденциозно истолкованные (но это отдельный разговор), а есть технология развала страны и спекуляция на драматических периодах нашей истории. Сегодня на повестку дня встает изменение вектора развития России. И многое на этом пути зависит непосредственно от нас с вами.