Монахиня Мария (Корх), настоятельница Спасо-Елеазаровского женского монастыря Псковской епархии; инокиня Гавриила (Кислякова), насельница Спасо-Елеазаровского женского монастыря Псковской епархии.
|
«Старец Гавриил Зырянов – преемственность и духовное влияние»
Доклад на конференции «Преподобный Гавриил Седмиезерный и его ученики, новомученики и исповедники Церкви Русской: свобода и ответственность в выборе жизненного пути и подвига»
Региональный этап XXVII Международных рождественских образовательных чтений
«Молодежь: свобода и ответственность»
6 декабря 2018 г., Высоко-Петровский мужской монастырь г. Москвы
Всечестные отцы! Дорогие братия и сестры!
Свой доклад мне хотелось бы начать словами великой княгини Марии Павловны Романовой младшей:
«Я верю в конечное торжество России. Настанет день, когда она скинет с себя подмявшие ее злые силы. И как знать, не суждено ли будущей России, вернувшей себе достоинство, очистившейся и умудренной страданиями, сказать потрясенному миру новое слово, в котором и она сама отчаянно нуждается».
«Новое слово», сказанное «потрясенному миру», — это Слово о духовном возрождении нашего Отечества. «Россия восстанет, — писал святитель Иоанн (Максимович), когда полюбит веру и исповедание православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников».
Одним из таких праведников и исповедников российских был и есть преподобный Гавриил (Зырянов). Он воспитал многих архиереев и новомучеников, которые стали столпами Русской Православной Церкви. Среди насельников Елеазаровой пустыни, прославленных в лике священномучеников — иеромонахи Евфросин (Антонов), последовавший за старцем Гавриилом в Казань в 1915 году; Серафим (Щелоков) в 1930 году ставший наместником Данилова монастыря вплоть до его закрытия; Анания (Алексеев) – келейник и соузник архим.Симеона (Холмогорова) и еп. Феодора (Поздеевского).
10 августа 1918 года в Чудском озере у деревни Спицыно были утоплены более 10 человек из братии монастыря, 8 человек расстреляны в 1920 году на монастырской горке (имена неизвестны), судьба оставшихся 19 монахов на момент закрытия обители в 1923 году неизвестна – скорее всего, они также были убиты либо высланы в лагеря.
Утоплены в Чудском озере у деревни Спицыно 10 августа 1918 года:
Иеромонах Алексий (Козлов Андрей), казначей
Иеромонах Исаакий (Певин Константин Петрович)
Иеродиакон Иона (Кирючук Иван Феодорович)
Иеродиакон Игнатий (Кириленко Яков Семенович)
Иеродиакон Пимен (Пономарев Прокофий)
Монах Дометиан (Тертышный Демьян Андреевич)
Монах Мелетий (Шопин Михаил Назарович)
Монах Иларион (Стариков Иван Антонович)
Монах Евфросин (Хвилонов Евдоким Макарович)
Монах Дионисий (Скопин Диомид), столяр
Рясофорный послушник Садовский Федор Гаврилович, письмоводитель
Послушник Стефан (Медведь)
Игумен Елеазаровой пустыни в 1911-1918 годах Дометий (Золотухин), постриженник Глинской пустыни, был утоплен большевиками в монастырском озере в 1918 году за защиту монастырского хозяйства от разграбления, которое бережно и самоотверженно было им налажено и приумножено под руководством старца Гавриила. Одна из трех его родных сестер-монахинь инокиня Никодима (насельница Иоанно-Предтеченского монастыря) была также духовным чадом прп. Гавриила (Зырянова). Благодаря ей удалось узнать подробности мученической кончины ее брата.
Покровителем Спасо-Елеазаровского монастыря также стал ее игумен (с 1906 по 1910 год) сщмч. Иувеналий (Масловский), впоследствии архиепископ Рязанский и Шацкий, при котором монастырь вновь стал общежительным и собрал более ста человек братии. Духовным чадом старца владыка Иувеналий стал во время обучения в Казанской духовной академии. В 1908 году, будучи игуменом Елеазаровой пустыни, он пригласил прп. Гавриила (Зырянова) в духовники обители, когда тот был оклеветан и изгнан из Седмиезерной пустыни. Архиеп. Иувеналий (Масловский), пройдя тюрьмы и ссылку, был расстрелян 24 октября 1937 года за служение панихид по убиенному императору Николаю II. В сохранившихся его письмах из мест заточения он остаётся несломленным и бодрым духом, сообщая о себе, что в «последнее время пришлось пережить столько назидательного, отрадного, мистического» и что «отсюда у меня и бодрость духа, и мир в душе, и сознание, насколько мы ничтожны и как велика сила Божия и Его милость к нам».
Автор жития прп. Гавриила (Зырянова) священномученик архимандрит Симеон (Холмогоров) прославлен Зарубежной РПЦ в 1981 году. О своем келейнике иеромонахе Николае (Попкове), также духовном чаде старца Гавриила из бывших насельников Спасо-Елеазаровской пустыни, скончавшемся в 1929 году, отец Симеон сказал: «Отец Николай в Царствии Небесном».
Архим. Симеон (Холмогоров) назвал прп. Гавриила Зырянова старцем именно Спасо-Елеазаровского монастыря, хотя мы знаем, что он подвизался и в Оптиной пустыни, и в Высоко-Петровском монастыре, и в Седмиезерной обители. Благодаря духовному опыту, полученному от оптинских старцев, он прошел через горнило искушений, чтобы «мог и искушаемым помощи», в то время, когда сам станет старцем.
Именно в Спасо-Елеазаровской обители в полноте раскрылись старческие дарования отца Гавриила. Народ нескончаемым потоком шел к нему за исцелением души и тела. В день он принимал по 150 человек, будучи уже тяжело больным. Жил он тогда в небольшом деревянном домике с келейной церковью в честь своего небесного покровителя архангела Гавриила, которая была построена в 1910 году.
Наибольший вклад в строительство внесла Великая княгиня Елисавета Феодоровна, настоятельница Марфо-Мариинской обители в Москве. В наши дни на месте утраченного домика старца находится игуменский корпус с домовой церковью в честь архангела Гавриила, в иконостасе которого находятся иконы прп. Гавриила (Зырянова) и прмц. Елисаветы Федоровны.
Знакомство прп. Гавриила с великой княгиней Елисаветой Феодоровной началось еще во время пребывания старца в Седмиезерной пустыни, но особенно близким стало в период жизни старца в Спасо-Елеазаровом монастыре. Здесь преподобномученица Елисавета неоднократно посещала старца. В 1910 году она пребывала в Елизарово с 18 по 20 августа (по нов.ст.) на торжествах, связанных с освящением домового храма старца и обновленного монастырского храма, а также на престольном празднике Преображения Господня. Тогда в монастыре собралось порядка 20 тыс. богомольцев. Старец Гавриил был одним из тех, кто подготовил ее духовно к предстоящим и скорбным событиям, к мученической кончине.
В своих письмах в Марфо-Мариинскую обитель прп. Гавриил писал: «Почему же мы боимся взять крест, с которым можем достигнуть Царствия Небесного? В кресте спасение, в нем жизнь, в нем защита от врагов: “Сим побеждай”. В кресте сила души, в кресте обилие радостей небесных, в кресте обилие духа, верх добродетели и совершенство святости… Итак, возьмемте всякий свой крест и последуем за Иисусом, и мы достигнем жизнь вечную».
При посещении Псковской земли матушка Елисавета обязательно посещала Троицкий собор, а также Старо-Вознесенский и Иоанновский псковские монастыри, которые духовно окормлял схиархимандрит Гавриил. 20 января 2005 года Спасо-Елеазаровский монастырь первым на Псковщине принял мощи прославленной в лике святых Елисаветы Феодоровны. В честь нее был освящен престол нижнего монастырского храма и пострижена первая игумения возрожденного монастыря матушка Елисавета (Беляева).
После смерти старца Гавриила некоторые его духовные чада перешли к отцу Симеону (Холмогорову). Он был пострижен в честь св. Симеона Верхотурского – любимого святого прп. Гавриила. Отец Симеон (в схиме Даниил) унаследовал многие дары своего духовного отца – дар любви, утешения и кротости, дар исцелений (под прикрытием гомеопатии), но прежде всего дар старчества.
Многие духовные чада старца Гавриила хотели упокоиться с ним вблизи часовни-усыпальницы, построенной его почитателями в 1912 году. В Псковских епархиальных ведомостях под №19 за 1915 год в некрологе, посвященном схиархимандриту Гавриилу, опубликовали такие слова: «… предположено после войны гроб со священными останками Старца перевезти в Елеазарову пустынь, в собственную усыпальницу Старца. Это – искреннейшее желание всех почитателей, учеников и духовных чад почившего и последнее их утешение». Но старец поехал умирать в Казань, о чем и пророчествовал незадолго до своей кончины. Переезд был связан с эвакуацией монастыря из-за угрозы наступления немецких войск. К сожалению, усыпальница старца в годы безбожия была разрушена и место ее утрачено.
Несмотря на закрытие и осквернение Елеазаровской обители в годы советской власти монастырская традиция старчества и духовная связь с отцом Гавриилом (Зыряновым) не прервалась. Старец Николай Гурьянов 40 лет молился о возрождении монастыря. Промыслом Божиим он жил неподалеку от Елеазаровой пустыни на острове Талабск. Именно старец Николай благословил первую игумению возрожденного монастыря матушку Елисавету на этот духовный подвиг. Монастырь был открыт в 2000 году – в год прославления царственных страстотерпцев и новомучеников российских. В том же году в монастырь была передана частица мощей прп.Гавриила (Зырянова). Отец Николай передал в дар открывшейся обители Цареградскую икону Божьей Матери, которая хранилась им в алтаре и ранее принадлежала разоренному большевиками монастырю. По преданию, Цареградская икона – хранительница чистоты Православия.
Из воспоминаний Петербургского старца протоиерея Иоанна Миронова (настоятеля храма «Неупиваемая чаша»), известно, что отец Николай особо почитал старца Гавриила (Зырянова). В его келье над кроватью висела фотография старца Гавриила. Первым сестрам открывшегося Спасо–Елеазаровского монастыря он советовал просить помощи в насущных делах у схиархимандрита Гавриила.
Мать старца Николая – Екатерина Степановна Гурьянова была духовным чадом преподобного Гавриила (Зырянова), своего сына она водила к старцу Гавриилу в Елизарово. Личные впечатления отца Николая от встреч со старцем Гавриилом в детстве и воспоминания матери сформировали в нем глубокое почитание старца и духовные традиции его будущего старческого служения. Если сравнивать духовные портреты старцев Гавриила и Николая, то мы увидим их совершенно схожие черты между собой и со старцем Амвросием Оптинским – духовным отцом Гавриила (Зырянова): это легкость в общении и добрый юмор, долготерпение и снисходительность, мягкость характера и добродушие, деликатность, дар утешения и любви к ближним, высокая молитва.
Духовный соратник и друг Николая Гурьянова – старец протоирей Борис Николаев (03.01.1914-29.12.2005) был также тесно связан со святым Гавриилом Зыряновым. Он был одним из первых духовных наставников сестер возрожденного Спасо-Елеазаровского монастыря, служил неподалеку в селе Малые Толбицы.
Впоследствии отец Борис стал духовником сестер московского Богородице-Рождественского ставропагиального монастыря. Отец Борис старался передать сестрам духовное наследие старца Гавриила (Зырянова). Мать протоиерея Николая Гурьянова и супруга протоиерея Бориса Николаева – матушка Мария были дружны между собой, они обе были духовными чадами прп. Гаврила (Зырянова). После смерти старца Гавриила матушка Мария духовно окормлялась у его ученика архимандрита Симеона (Холмогорова). Матушка Мария имела большую духовную опытность и мечтала о монашестве, но в годы гонений на Церковь власти закрывали монастыри один за другим. Она была гораздо старше отца Бориса, являлась его духовной наставницей и помощницей. Встретив матушку, и вступив с ней в беседу, батюшка, с первых же ее слов, был поражен ее духовным сходством с сестрами Иоанновского псковского монастыря, духовником которого был Гавриил (Зырянов).
Батюшка вспоминал: «В этой обители я, будучи еще маленьким ребенком, ощущал царствующий дух любви, любовь проявлялась во всем: в убранстве храмов, в чистоте, с любовью поддерживаемой сестрами повсюду, и, главное, — в добром, внимательном отношении сестер к людям, к прихожанам монастырского храма, друг к другу. От насельниц обители веяло миром, благостью, доброжелательностью. В Пскове существовал еще Старо-Вознесенский монастырь: там сестры жили победнее Иоанновских, но дух и в том, и в другом монастыре был один — Христов». Духовным наставником сестер обеих обителей, как и насельников многих монастырей Пскова и его окрестностей, был схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Первыми духовными наставницами отца Бориса были монахини Иоанновского монастыря — духовные чада старца Гавриила.
Хочется отметить особое покровительство старца Гавриила (Зырянова), как при жизни, так и в наши дни – монашествующим. Не оставляет он без своей помощи и наше поколение. У некоторых Елеазаровских сестер есть их личная история, о том, как старец Гавриил привел их в монастырь и как продолжает участвовать в их судьбах.
В нашей обители во время экскурсий сестры непременно рассказывают о старце Гаврииле и его новых чудесах, и это находит живой отклик в сердцах паломников, которые приобретают житие старца, заказывают ему молебны, читают акафисты.
Прп. Гавриил проповедовал покаяние и любовь – два крыла, которые могут поднять на духовную высоту. Мы чувствуем молитвенную помощь старца Гавриила и Елеазаровских новомучеников, духовное наследие которых стараемся сохранить и претворить в жизнь.