Игумения Феофилакта (Левенкова), настоятельница Казанского женского монастыря |
«В кресте спасение, в нем жизнь, в нем защита от врагов: “Сим побеждай”»
Доклад на конференции «Преподобный Гавриил Седмиезерный и его ученики, новомученики и исповедники Церкви Русской: свобода и ответственность в выборе жизненного пути и подвига»
Региональный этап XXVII Международных рождественских образовательных чтений
«Молодежь: свобода и ответственность»
6 декабря 2018 г., Высоко-Петровский мужской монастырь г. Москвы
«Не смущайтесь, – говорит Господь, – Я Бог ваш. Я укрепляю вас и помогу вам и поддержу вас десницей правды Моей (ср. Ис 41:10). Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие и скажите робким душой: будьте тверды, не бойтесь (Ис 35:3–4). Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавить, или силы во Мне не стало, чтобы спасать вас (Ис 50:2)? Мои мысли – не ваши мысли, ни пути ваши – Мои пути, – говорит Господь. – Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис 55:8). В этом испытайте Меня, – говорит Господь Саваоф, – не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословение до избытка (Мал 3:10)?» Рука Господня не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать (Ис 59:1).
«Я БОГОВ!» – кричал Ганечка своим родным!!! –« Я не Ваш!» Душа сливается с Ним, с Великой Пасхой!!! Христос Воскресе!!! Воистину Воскресе!!!!- сияет в сердце зажженная лампада! Тоскует оно по Бозе, когда, Безценная, когда!? И Бог являет маленькому Гане Себя!!!!
Почему же мы боимся взять крест, с которым можем достигнуть Царствия Небесного? В кресте спасение, в нем жизнь, в нем защита от врагов — «сим побеждай».- скажет батюшка позже. Итак, возьмемте всякий свой крест и последуем за Иисусом, и мы достигнем жизнь вечную. Сладчайший Иисус — Он первый показал нам пример, путь спасения, неся Крест Свой, Он умер за нас на Кресте, и желая также, чтобы и мы умерли за Христа, ради своего спасения, спасая душу свою, неся крест свой, потому что если с Ним умрем, то с Ним и жить будем (Рим. 6, 8). Но… падшее естество человеческое…не сразу умирает. Тщеславие, желание выделиться из толпы, гордость!? Скольких украли они у вечности? И Ганечка не послушался родителей, да еще и в первую неделю Великого Поста. Какой силы был полон его сердечный крик к Богу, ходатаем просит быть близкого сердцу праведного Симеона Верхотурского, обещая сходить к нему. «Монахом будешь, схимником будешь!» — скажет праведный Симеон. Дитя так молилось, что Небо приблизилось! Окреп физически, будучи немощным.
Древний мудрец Иисус, сын Сирахов, сказал: Все, что ни приключится тебе, принимай охотно и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив (Сир. 2:4). Все наши скорби и горести посылаются нам от Бога для нашего же спасения, ими ведет Он нас ко благу, а от нас требует, чтобы мы все, посылаемое от Него, принимали не только безропотно, без хулы на Его святую волю, а с благодарностью. Даже когда Бог отнимает у нас наших ближних – отца и мать, братьев и сестер, детей наших,– и тогда должны смиренно склонить голову свою перед Его волей, всегда благой, всегда спасительной, и за все, даже самое тяжелое, благодарить Его.
Сильнейшая буря с грозой в дер. Фролово сгубила урожай, а молитва к Богу? Я Богов!
Но почему же Господь сказал, что медлит защищать избранных Своих? Неужели Он, как гордые земные властелины, хочет того, чтобы долго и униженно просили Его? Нет, ведь гордость – свойство диавола, а Богу присущи благость и любовь, которая не превозносится над просящими. Весьма глубока та причина, по которой Господь медлит исполнять наши прошения даже тогда, когда мы просим о дарах Духа Святого. Причина в том, что молитва – наше общение с Богом, и в этом общении, таинственно и незаметно для нас, осуществляется то, о чем говорит апостол Иаков: Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам.
Урожай спасен и был отменным.
В кресте сила души, в кресте обилие радостей небесных, в кресте обилие духа, верх добродетели и совершенство святости. Без креста нет ни спасения, ни надежды на вечную жизнь. Прежде всего умертвим волю свою в себе, все восстающие страсти, помыслы худые, ропот против других, всякие подозрения, в особенности клятвы злостные: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3, 15). А в миролюбии пребывающий чудотворец есть. «Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся» (Мф. 5, 9).
Я иду к Тебе, Господи! Через боль, отец высек его, он добивается родительского благословения в монастырь! ПОЛТОРА МЕСЯЦА еще до ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ идти, идти к Богу! Встреча с великими: старцем Амвросием и отцом Иларионом, отцом Никандром.
«Аще Сын освободит вас, – то воистину свободни будете» (Ин 8:36)
И Господь Иисус Христос находит многих из нас желающих быть общниками трапезы Его, но мало желающих подражать кротости Его. Все желают радоваться со Христом, и многие следуют за Иисусом до преломления хлеба, но немногие и до чаши Его страдания… Мы благоговеем перед чудесами Его, но немногие разделяют бесчестие Креста Его. Мы любим дотоле Иисуса, пока с нами не случилось какого-нибудь несчастия. Мы хвалим и благословляем Его, доколе получаем от Него утешение, но как скроется Иисус Христос на время, обучая к терпению, то мы начинаем роптать и впадать в крайнее уныние, как неразумные дети… А кто любит Иисуса ради Самого Иисуса, а не ради самого себя, тот благословляет Его в скорби и печали так же, как и в великих утешениях. Где найти истого нищего духом, отрешившегося от всех тварей?
Чашу страданий пришлось испить до дна. 5 лет в немощи. Но не отступился, яко Богов есть!
Усиливая свой подвиг, монах начинает тщеславиться тем, что в посте и молитве стал превосходить других братьев. Иного монаха поставят игуменом, и он тщеславится своим возвышением. Хотя он и молится неустанно, но эта окаянная страсть не уходит, пока он не сумеет победить ее и не станет поистине совершенным монахом.
Батюшку не постригают, -« может уйти,»- говорит игумен.
Всякий грех – уже внутренний крест, он недолго услаждает, а весьма скоро порождает скорби, страдания, испытания, которые поневоле переносят и молодые, и старые, и красивые, и богатые. Равнодушные мучаются от своего равнодушия, гордые терзаются самомнением, богатые страдают от сребролюбия, славолюбцы – от унижения. Грехи разоряют, лишают здоровья, уничтожают дарования, наполняют сердце унынием, тоскою, отчаянием. Все это кресты, и без них, как без врачебных мер, немыслимо излечить болящих душевно, сердечно и духовно. Есть только более видимые кресты для человеческих глаз, как многосемейность, бедность, одиночество, вдовство, потеря любимого человека, и менее видимые, как сердечные испытания, умственные болезни, нервные страдания.
Духовные болезни, естественно, могут быть излечиваемы только лишь духовными средствами. Так, надо понести крест унижения, чтобы сделаться смиренным, крест беспомощности и человеческого равнодушия – чтобы ощутить милосердие и всепрощение Божие и возлюбить Христа до желания идти за Ним. Крест своеволия – чтобы охотно отдаться благой воле Господней, крест разочарования в светской жизни – чтобы ожить для Господа, крест собственной греховности и нечистоты – чтобы истинно покаяться и решить победить в себе греховность слезною молитвою ко Христу и Богоматери, крест пленения злым духом – чтобы возжаждать Божественной благодати и, испытав на себе непреложность каждого слова Евангелия, уразуметь учение Христа, крест борьбы, страдания, терпения и искушения – чтобы сделаться сознательным христианином, праведным человеком, способным на подвиги, и полезным наставником для других. Иначе нельзя уразуметь истины, приобрести духовное зрение, оказаться на пути Христовом, познать правду Божию, уверовать в будущую жизнь и, главное, понять беспредельную, несравненную, животворную, животворящую любовь Божию и воодушевиться познанием истины до решимости ответить Христу: «Иду за Тобой, милосердный Господи, хочу спастись!»
Все сие получил сполна в Оптиной! Схимник говорит будешь в Москве, учись петь, а батюшка Амвросий говорит только не Москва. Но..
И вот Москва Высоко — Петровский!!! Эконом, принимает монашество с именем монах Тихон.
Пророк Давид поет: Тебя ради нас умерщвляют каждый день, считают за овец, закалываемых (Пс. 43:23).
Все знают, как преподобный Серафим Саровский тысячу дней и ночей стоял на камне, в холод и в зной, под дождем и снегом. И творилось в сердцах великих праведников незримое таинство очищения, их сердца становились храмами Духа Святого. Претерпеть напраслину, клевету, издевательства зависти, заражение страшной болезнью. Человеческая ЗАВИСТЬ! Голгофа!!!
Заступница Усердная спасает Своего любимца – молитвенника – страдальца.
Батюшка молится, он уже в Богоявленском и быстро КАЗАНЬ! До распятия осталось немного.
В кресте сила души, в кресте обилие радостей небесных, в кресте обилие духа, верх добродетели.
Поэтому нужно быть осмотрительну, видеть всякому свои недостатки и быть послушным; «смиряяйся вознесется» (Лк. 14, 11). Стараясь быть участниками Его страданий, тогда и будем участниками славы Его (Кол. 3, 4). Умертвим все в себе страсти. Похоть очей, всякую злобу, не будем завидовать другим, удержим язык свой от клеветы и осуждения (срав. Пс. 33, 14). Возьмем всякий крест свой и последуем за Иисусом.
Взять крест — это значит великодушно переносить насмешки, поношения, гонения, скорби, которыми греховный мир не поскупится одарить послушника Христова.
Впрочем, бывает и иной крест — болезней, невзгод, скорбей, несправедливых обид. И его тоже можно нести, а можно тащить. Можно благодарить за испытания Бога или, по крайней мере, раз за разом повторять: «Достойное по делам моим приемлю». И можно без конца малодушествовать, роптать, твердить без умолку: «За что мне все это?!». Забывая, что каков бы ни был посланный нам крест, все одно — древо, из которого он сделан, выросло на почве нашего сердца. И о том забывая, что из орудия казни претворил его Господь в орудие спасения. Не только Свой Крест, стоявший некогда на Голгофе, но и каждый из наших маленьких, едва приметных крестиков.
«Несение своего креста» в жизни христианина проявляется в стремлении исполнить волю Божию, в повиновении Промыслу Божию.
Для каждого человека на земле существует свой путь, уготованный Богом, по которому Творец желает привести нас к конечной цели бытия – спасению и жизни вечной. Господь непрестанно направляет нас к тому, чтобы мы более всего обогащались не земными благами, но небесными, которые сможем взять за пределы этой жизни. Каждый человек может принимать волю Божию в своей жизни и следовать согласно с ней, а может отвергать ее, следуя своей собственной воле. Принимающий волю Божию в своей жизни «берет свой крест», а отвергающий – «отвергает свой крест». При этом мы должны понимать, что практически никому не дано исполнить волю Божию в совершенстве, так как нечистота нашего сердца, отсутствие духовного опыта, гордость и прочие наши немощи не позволяют всегда ясно расслышать голос Божий и найти силы следовать ему.
Седмиезерная пустынь стала таковым горнилом, прославившим и восхитившим старца!
Кайся – и снова бери крест. Другого пути нет.
Несение креста – как сама жизнь – может быть только постоянным. Поэтому апостол Павел заповедовал нам: Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите (1 Сол. 5, 16-18).
Крест можно нести только с Божией помощью.
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КЛЕВЕТА! Ради тех, кого любил и распинался, предали, отреклись. Спасо – Елезарова пустынь. Ученики забирают батюшку к себе.
Не стоит полагать, что «несение креста» относится к отдельным жизненным обстоятельствам, к отдельным важным решениям – как сегодня считают многие. На самом деле «несение креста» продолжается всю жизнь и не прерывается до самой кончины. Ведь нам непрестанно приходится делать выбор между добром и злом, между земным и небесным, между правдой и ложью – между волей Божией и волей собственной. Наш путь к вечности, путь ко спасению, согласно Промыслу Божию, не должен прерываться ни на секунду. Поэтому даже среди повседневных жизненных забот мы не должны прерывать движение к вечности. Пример такого жития показали нам святые угодники Божии, ученики старца Гавриила: священномученик Иувеналий (Масловский) Казанский и Свияжский митрополит; Владыко Антоний Храповицкий, был ректором Казанской Академии; митрополит Анатолий (Грисюк), архепископ Феодор (Поздеевский), епископ Иоасаф (Удалов) Чистопольский викарий Казанской епархии; епископ Осташковский, Тверской Гавриил (Абалымов), епископ Герман (Ряшинцев), епископ Евсевий (Рождественский), епископ Иона (Покровский); преподобномученик Игнатий (Лебедев) и многие другие.
«Бог любит тебя больше, чем ты сам себя любишь и заботится и печется о тебе больше, чем ты сам можешь о себе позаботиться.
Так перестань же волноваться и беспокоиться и положись на Бога, Который гораздо лучше тебя позаботится о тебе и обо всем, что тебя волнует и все устроит гораздо лучше, чем ты сам можешь устроить».прав. Иоанн Кронштадский
А кто за исполнение заповедей Христовых претерпит неизбежные в нашем мире страдания – от людей, от дьявола, от жестокой борьбы со своими страстями, кто даже и саму жизнь свою потеряет ради Бога и Евангелия, тот обретет Царство!
Батюшка воспитал сонм мучеников, пострадавших за Христа. Стояли за Русь Святую со Христом до слияния с Ним!
Все мы сами себя именуем верующими во Христа Распятого; если верим, то уже мы и последователи Иисусу Христу Распятому и сами сраспинаемся Ему и спогребаемся смертию Его и воскресению из мертвых. Эта основная жизнь наша в подвиге состоит идти вслед Христа. И много есть из нас желающих Небесного Царствия Христова приобщаться и воспевать Ему как Богу вовек, но мало охотников нести Крест Его. Многие мы желаем утешения, но мы, немногие из нас, любим скорби. Спасения желаю Вам от Господа Бога.
Мы все, возлюбленные, можем и должны быть святыми, — не своей силой и заслугами перед Богом, — нет, а силой благодати Божией, каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова (Еф.4,7).
Нет другого пути в жизни к истинному внутреннему миру, как путь Святого Креста и непрестанного самоумерщвления. Иди, куда хочешь, ищи, чего угодно и сколько угодно, не найти ни на небе пути возвышеннее, ни на земле пути вернее, как путь крестный. Никто живее не чувствует страданий Христовых, как тот, кому случалось терпеть что-нибудь подобное — с решимостью смиренно нести крест.