Василианна Мерхеб, церковный аналитик, богослов (Болгария, София) |
«Немолчание Болгарской Православной Церкви против украинского автокефализма – матрицы для вселенского раскола»
Доклад в рамках XXХIII Международных образовательных чтений
«80-летие Великой Победы:память и духовный опыт поколений»
Конференция «Святоотеческое наследие о духовном основании побед России»
27 января 2025 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
В 2019 году путем выдачи фиктивного «томоса» новообразованная раскольническая «православная церковь Украины» (сокращенно «ПЦУ») обрела антиканонически и авторитарно предоставленную «автокефалию». Реализованный тогда «Томос‘19» – это гибридный плод, являющийся геополитическим и георелигиозным результатом сложной трёхмерной коллаборации между США и их прокси-орудиями, базирующимися в Фанаре во главе с так называемым вселенским патриархом Варфоломеем, и на Украине во главе с тогдашним украинским президентом Петром Порошенко. Вопреки многократным предупреждениям и призывам со стороны митрополитов Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ-МП) и других поместных Церквей, патриарх Варфоломей предпринял вторжение в чужую юрисдикцию, топча под ногами каноническую традицию Церкви, чем сумел превзойти даже своих масонских предшественников и нанес тяжкий удар по Церкви Христовой во всеправославном масштабе.
Этим своим антиканоническим и единоличным актом патр. Варфоломей превратился в главу вселенского раскола без аналогов в церковной истории, создав псевдораскольническую структуру, в которой объединил два в одно – действительно раскольническое образование «Украинская православная церковь Киевского патриархата» («УПЦ-КП»), возглавляемая «патриархом Филаретом» Денисенко, с другой раскольнической группой «Украинская автокефальная православная церковь» («УАПЦ»), которая, в отличие от большей части членов «УПЦ-КП», состояла из людей, не только не имевших апостольской преемственности, но и не бывших даже никогда членами Церкви. Вследствие этого «ПЦУ», будучи порождением георелигиозной (термин автора) интервенции, не является раскольнической в классическом смысле слова, ибо большая часть ее «духовенства» не имеет апостольской преемственности, некоторые из них даже не прошли через таинство Крещения, одна часть – самозванцы, «самосвяты», другая – международные аферисты, а кое-кто даже был осужден за уголовные преступления, в том числе за педофилию[1].
В известном смысле «Томос‘19» основан на концепции о «независимой Украине» («незалежна Украина»), сформировавшейся в период перестройки, когда зародилась и идея независимой украинской православной церкви – «незалежна церква». Автокефальная украинская православная церковь по своей сути – это томосоцентричный проект анти-Россия, основанный на идее о создании национальной церкви, включающей в себя также и возрождающийся укронацизм, исповедующий до звероподобия неонацистскую русофобию. В фундаменте этой религиозной идеологии заложена цель – полная деконструкция и обнуление идентичности украинского народа с его непреложной связанностью с Россией. Так называемый «томос» оказался и в основе, сердцевине президентской кампании бывшего украинского президента Петра Порошенко, который пришел к власти в 2014 г. после кровавого евромайдана и политического переворота.
До какой степени украинский народ сознает свою связь с Россией, свидетельствуют данные Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, по которым бòльшая часть беженцев, эвакуировавшихся в Россию с начала Специальной военной операции (СВО), это украинцы – более 3 миллионов человек, среди которых есть и православные украинские духовники. Кроме того, многие священнослужители УПЦ-МП в мире служат в храмах под юрисдикцией РПЦ, и в этом отношении Болгария не является исключением.
Предыстория геополитического и совершенно чуждого Церкви «Томоса’19» связана с георелигиозными и стратегическими коллаборациями США, где в 2013 г. при Государственном департаменте был создан «Отдел по религиозным и глобальным вопросам», впоследствии ставший частью «Отдела по вопросам международной религиозной свободы» Госдепа США. Оттуда в течение многих лет осуществлялась навигация многочисленных посещений-туров в пределы различных поместных Православных Церквей, прежде всего грекоязычных, таких как Элладская, Кипрская, Александрийская, но также и Болгарской, Грузинской, Сербской, в том числе и Украины, высокопоставленными американскими госчиновниками, гиперактивно «озабоченными» делами Православия. Речь идет о людях ранга ныне уже бывшего президента Джо Байдена (католик), бывшего государственного секретаря Майка Помпео (протестант), бывшего спецпосланника США по вопросам международной религиозной свободы Сэмюэля Браунбека (католик), бывшей помощницы госсекретаря по европейским и евразийским вопросам Виктории Нуланд (иудейка), бывшего заместителя директора ЦРУ Джэка Девайна (католик).
Издав украинский «Томос‘19», патриарх Варфоломей стал автором беспрецедентного случая в Церкви. Впервые в истории был совершенно насильственно произведен «томос» об «автокефалии» вопреки воле народа Божьего на Украине, принадлежащего своей утвержденной и признанной всем православным миром канонической УПЦ-МП во главе с Блаженнейшим Онуфрием, митрополитом Киевским и всея Украины, основанной в Х веке, существующей уже более тысячи лет и обладающей совершенно легитимной Благословенной Грамотой со стороны патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 1990 г., по которой УПЦ-МП является самоуправляющейся Церковью с правами широкой автономии.
Со своим чувством непогрешимости и своей чуждой Православию самоидентичностью «ex cathedra», закрывающей возможность покаяния, патриарх Варфоломей близок к окончательному отпадению от Церкви благодаря целой серии канонических и даже догматических нарушений, среди которых можно указать на исповедание следующих ересей:
– экуменизма, называемого «последней ересью» и «ересью ересей» св. преподобноисповедником Гавриилом (Ургебадзе) и «всеересью» св. преподобным Иустином (Поповичем); он осуществляется путем многочисленных сомолитствований[2] в течение многих лет вместе с католиками, протестантами, армянами, коптами и другими еретиками, а также с представителями нехристианских конфессий в нарушение Апостольских правил 10, 11 и 45. Таким образом нарушается и догмат «Верую … во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» – девятый член Символа Веры;
– восточного папизма, являющегося формой экклезиологической ереси папизма, противной догмату[3] о том, что Христос является «Главою Церкви, которая есть Тело Его» (Еф. 1:22-23), при чем в «томосе» заявляется, что Главой Церкви является Константинопольский патриарх, а не Христос: «…автокефальная церковь Украины признаёт главой святейший апостольский и патриарший Вселенский Престол, как и другие патриархи и предстоятели»[4]. В «томосе» наблюдается также и каноническое[5] несоответствие, характерное для папизма – притязание Константинопольского патриарха на право высшего безапелляционного арбитражного суда над всеми клириками из всех поместных Православных Церквей: «…Вселенскому Патриарху, который имеет каноническую ответственность принимать безапелляционные судебные решения для епископов и другого духовенства поместных Церквей»[6];
– этнофилетизма (от гр.: έθνος + φυλή – «народ» + «род», «колено», «племя»), заявляющего открыто превосходство греческой нации: «наши братья славяне не могут вытерпеть первенство Вселенского Патриархата и нашего народа в православии»[7]. Это – догматическое нарушение, так как противоречит догмату о том, что «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).
Среди отклонений патр. Варфоломея – разрешение второбрачия для священников (2018), организованное им так называемое Критское собрание (2016) с его антидогматическими и антиканоническими решениями, среди которых:
– принятие именования «церковь» для инославных сообществ, что противоречит догмату «Верую … во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»;
– допущение брака православных с инославными в нарушение правила 72 Шестого Вселенского Собора.
Вместо того чтобы проповедовать мир Христов и вселенское братолюбие, своими делами патриарх Варфоломей сверг себя сам, возглавив свой собственный раскольнический варфоломеев майдан на Православной Украине. Этим своим деянием стамбульский патриарх совершил грех, который ставит его в один ряд с такими врагами и гонителями Церкви Христовой как Константинопольские ересиархи Македоний и Несторий, так как грех раскола уже нельзя будет отмыть даже если Варфоломей прольет мученическую кровь:
«Основатели и руководители раскола, нарушая единство Церкви, противодействуют Христу, и не только второй раз Его распинают, но и раздирают Тело Христово, а это такой тяжкий грех, что кровь мученическая не может загладить его»[8] (св. Киприан Карфагенский).
Раскол на Украине и гонение на УПЦ-МП – это не просто локальная проблема, а вопрос, который касается всех Поместных Церквей, связанных благодатными узами Христовыми, к которым принадлежит и Болгарская Православная Церковь Болгарского Патриархата (БПЦ-БП). Можно сказать, что политическая власть на Украине, руководимая из-за океана, тоталитарна по отношению к собственному народу. УПЦ-МП подвергается терроризму со стороны властей, которые узаконили абсолютный религиоцид собственного мирного населения. Государство преследует любого, кто определяет себя как связанного с Россией и имеет осознанное желание остаться в лоне канонической Церкви. Из-за всего этого патриарха Варфоломея уже можно называть кровавым патриархом установленного на Украине укро-рейха.
К сожалению, эта модель гонения на каноническую Церковь может превратиться в деструктивную матрицу для вселенского раскола, что и наблюдается в бывших советских республиках, которые патриарх Варфоломей пытается подчинить себе и вывести вне орбиты духовной принадлежности к РПЦ:
– в Литве, где в 2023 г. Варфоломей создал «экзархат» из извергнутых из сана священников канонической Литовской Православной Церкви Московского Патриархата;
– в Латвии, где с 1994 г. существует малочисленная раскольническая структура с официальным именем «Латвийская православная автономная церковь юрисдикции Константинопольского патриархата», поминающая Варфоломея с его молчаливого согласия, а при этом латвийские власти в 2022 г. потребовали от РПЦ «томоса автокефалии» для канонической Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата;
– в Эстонии, где параллельно с Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата существует малочисленная «Эстонская апостольская православная церковь», сформированная в 1996 г., подчиненная Фанару и активно поддерживаемая властями;
– в Белоруссии, в которой Варфоломей действует путем принятия в 2023 г. запрещенных в служении священников из канонической Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата, как и через контактов с находящейся в основном в США и Канаде раскольнической «Белорусской автокефальной православной церковью».
В то же время стамбульский патриарх пытается совершать деструктивные действия и против других поместных Церквей – Антиохийской (с попыткой разделения Церкви между Ливаном и Сирией), Грузинской (с раскольнической «Священной митрополией Абхазии», созданной в 2011 г.) и Сербской (с раскольниками из «Черногорской православной церкви», сформированной в 1993 г.).
Похоже, что посредством эффекта домино авторы этой матрицы добиваются полной духовной оккупации всех поместных автокефальных Церквей через внутрицерковные расколы в них. Инструменты – государственный натиск и политические репрессии против Церквей, осуществляемые индоктринированными марионеточными политиками и архиереями вопреки свободной воле народа. К этому моменту политическая власть в США, Украине и Европе утвердила модель буффократизации власти (термин автора, от итал. buffo, шутовской, комический), с попыткой буффократизации также и Церкви, которую они хотят свести к некоей совершенно унифицированной и светски управляемой земной георелигиозной структуре «NATO deep state church», по-своему обладающей всеми признаками предтечи «церкви» антиХриста.
Роль Болгарской Православной Церкви
С точки зрения настоящей беспрецедентной ситуации в церковной жизни, роль БПЦ, одной из древних Православных Церквей, имеет немалое значение, так как Она является частью Тела Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, что накладывает на Нее долг не молчать, ибо сказано, что «молчанием предается Бог»[9] (Свт. Григорий Богослов).
О наших Богоустановленных исторических связях между двумя братскими во Христе народами – болгарским и русским, непреложно связанными узами любви, не может существовать ничего другого кроме Истины. Плоды наших дел свидетельствуют, благовествуя о переданной нами священной славянской письменности и духовной литературе, созданной святыми Седьмочисленниками – святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием и их святыми учениками, и преподанной в 10 веке святой Вере, когда Болгарская Церковь отправила в Киевскую Русь миссию из множества духовников, священников, монахов, среди которых был и первый митрополит Киевский святитель Михаил, как и о последовавшем в ответ безмерном и уникальном в человеческой истории великом самопожертвовании и проявлении любви Христовой со стороны братского русского народа ради освобождения Болгарии от османского и духовного ига, когда многочисленный людской сонм дал свою жизнь и пролил свою кровь, чтобы существовала Болгария: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).
Настоящий текст призван огласить факты, связанные с неравнодушием болгарских православных христиан, которые многими путями твердо выступают против возглавляемого патриархом Варфоломеем вселенского раскола.
Выступления архиереев и монашествующих в защиту УПЦ-МП
В период перед «томосом» (2015, 2017) тогдашнему президенту Петру Порошенко были направлены Синодальные послания по инициативе ныне блаженнопочившего Патриарха Неофита, в которых была ясно выражена поддержка канонической УПЦ-МП со стороны Болгарской Православной Церкви – Болгарского Патриархата:
– На страницах послания от 15.12.2015 г. читаем: «Серьезное беспокойство порождают многочисленные факты нарушений прав верующих православных христиан единственной канонической Православной Церкви на Украине. … особенно тревожна информация о попытках отнять у канонической Церкви две святыни всего Вселенского православия – Успенскую Почаевскую лавру и всемирно известную Киево-Печерскую лавру … В связи с этим БПЦ-БП заявляет свою категорическую позицию о том, что осуществление такого сценария может не только дестабилизовать ситуацию на Украине, но и сделать невозможным для православного епископата, духовенства и верующих других стран посещение указанных святынь, так как у нас нет евхаристического и молитвенного общения с религиозными структурами, уклонившимися в раскол»[10];
– В послании от 12.06.2017 г. читаем: «Раскольнический «Киевский патриархат» – эта самозванная неканоническая структура, не имеющая отношения к каноническому мировому Православию, – вместе с экстремистами посягает на священное достояние всего украинского народа. … Нужно подчеркнуть, что Украинская Православная Церковь – единственная каноническая Православная Церковь на Украине … Любое посягательство на ее интересы может оказаться губительным и разрушительным как для всего украинского народа, так и для украинской государственности. БПЦ–БП сама прошла через ужас раскола и поэтому мы особенно чувствительны к этому исключительно важному для всего Православию вопросу и обязаны оказать всяческую поддержку нашим собратьям из канонической Украинской Православной Церкви»[11].
Несмотря на то, что после антицерковных действий патриарха Варфоломея до и после «Томоса‘19» БПЦ не выступила с официальной Синодальной позицией в защиту каноничности и УПЦ-МП, авторитетные болгарские архиереи и монашествующие, в том числе со Святой Горы Афон, многократно возвышали свой голос:
– Митрополиты Гавриил Ловчанский, Иоанн Варненский и Великопреславский и Даниил Видинский (ныне Патриарх Болгарский) были среди первых архиереев поместных Церквей, которые 9 октября 2018 г. выступили категорически против синодального решения Фанара от 7 сентября 2018 г. о посылке в Киев двух так называемых «экзархов», обличая это как вмешательство в чужую церковную юрисдикцию и как юридическо-каноническое преступление: «Допущение притязаний Константинопольского патриархата на право юрисдикции над Киевской митрополией означает буквальное рассечение единства Православной Церкви. … Кто возьмет на себя ответственность за всех тех людей на Украине, чья жизнь окажется под угрозой, когда они выступят в защиту святынь – храмов и монастырей, когда будет отменена регистрация канонической Православной Церкви под ее нынешним наименованием, как открыто обещают политики на Украине? … Мы возносим молитвы и высказываем надежду, что начнется всеправославное обсуждение и будет созван Всеправославный Собор для разрешения церковного вопроса на Украине».[12]
– Патриарх Даниил в бытность свою Видинским митрополитом в марте 2019 г. разослал множеству архиереев поместных Православных Церквей письмо, в котором высказал свою юридическо-каноническую и догматически обоснованную историко-богословскую позицию, обличив углубленным образом неправомерные действия патр. Варфоломея и защитив каноническую УПЦ-МП и Православную Церковь. Впоследствии в 2021 г. письмо было опубликовано в виде печатной и электронной книги в России под заголовком «За единство Церкви»[13] на четырех языках – русском, болгарском, греческом и английском:
«Мы должны занять твердую позицию и защитить канонический строй Святой Православной Церкви, который является гарантией сохранения церковного единства и основой преодоления нынешнего кризиса. Мы не имеем права на равнодушие и ни в коем случае не можем допустить оправдания претензий, имеющих для Православной Церкви катастрофические последствия, очевидные уже в сегодняшней ситуации. Соблюдение принципа соборности, всеправославное обсуждение украинского церковного вопроса — [единственный] путь его успешного решения. Свидетельствуем, что Болгарская Православная Церковь (Болгарский Патриархат) очень хорошо это знает на своем горьком опыте».[14]
– Вскоре после издания «Томоса‘19» ныне блаженнопочивший митрополит Сливенский Иоанникий издал Окружное послание – запрет Богослужебного общения с раскольниками из «ПЦУ» в его епархии.
С благословения митрополита Иоанникия в 2022 г. Сливенская митрополия издала книгу «Духовная война на Украине» с переводом выступлений авторитетных греческих архиереев в защиту УПЦ-МП и против антицерковных деяний Варфоломея – митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора из Кипрской Православной Церкви и митрополита Пирейского Серафима из Элладской Православной Церкви.
– Игумены и игуменьи девяти монастырей[15] БПЦ вместе со своими братствами и сестричествами выступили в марте 2023 г. с Обращением в поддержку братства Киево-Печерской Лавры и УПЦ-МП: «Удар по обители – это удар по самой многочисленной конфессии Украины, удар по православному украинскому народу и всей Православной Церкви, удар по живому Телу Христову».[16]
– Приснопамятный игумен схиархимандрит Амвросий вместе с братством Афонского Славяноболгарского Свято-Георгиевского Зографского монастыря своим письмом от мая 2023 г. высказал полную поддержку УПЦ-МП во главе с Блаженнейшим митрополитом Онуфрием: «Теперь мы сопричастны к великим скорбям, постигшим Христову Церковь на Украине. … Все же мы верим, что по благому промыслу Божию, Украинская православная церковь выйдет очищенной через горнило гонений. Присоединяем и наши смиренные молитвы к Вашим»[17];
– Ловчанский митрополит Гавриил принял участие в созданном 19 декабря 2023 г. группой архиереев и священнослужителей из разных поместных Православных Церквей, совместно с рядом правозащитных организаций с консультативным статусом при ООН, Международном правозащитном объединении «Церковь против ксенофобии и религиозной дискриминации»[18]. На данный момент в нем участвуют архиереи пяти Православных Церквей: Иерусалимского Патриархата, Сербской Православной Церкви, Болгарской Православной Церкви, УПЦ-МП и Русской Православной Зарубежной Церкви;
– В период после «Томоса‘19» митрополит Гавриил Ловчанский направил несколько посланий с официальной поддержкой УПЦ-МП ее предстоятелю митрополиту Онуфрию, а также ее архиереям, среди которых митрополитам Луке Запорожскому и Мелитопольскому и Феодосию Черкасскому и Каневскому. В одном из этих писем от 2023 г. митр. Гавриил пишет: «Любая война против Украинской Православной Церкви – это война против Пастыреначальника и Спасителя Господа Иисуса Христа»[19];
– Патриарх Болгарский Даниил 18 августа 2024 г. направил письмо с поздравлениями с 10-летним юбилеем избрания митрополита Онуфрия предстоятелем УПЦ-МП, в котором высказал свое признание и убедительную поддержку канонической УПЦ-МП: «Вы показали себя достойным преемником великих архиереев и исповедников, святительствовавших на Киевской митрополитской кафедре. … Время Вашего первосвятительства совпало с тяжкими испытаниями для украинского народа и его Церкви. Вы выстояли и продолжаете с Божьей помощью выстаивать против любых попыток внести разъединение, сохраняя единство, целостность и каноничность Украинской Православной Церкви».[20]
– 20 августа 2024 г. патриарх Даниил заявил на встрече в здании Синода с послом США Кеннетом Мертеном: «Каноническая Украинская Православная Церковь, возглавляемая Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, подвергается различным ограничениям: ограничению религиозной свободы, ограничению свободы вероисповедания, насильственной конфискации церковного имущества и поощрению языка ненависти. … УПЦ, с которой все поместные Православные Церкви находятся в евхаристическом общении, подвергается серьезным фактическим и юридическим ограничениям в своей пастырской деятельности в результате дискриминационной политики некоторых факторов на Украине».[21]
Выступления мирян в поддержку УПЦ-МП
В годы до и после «Томоса‘19» народ Божий в Болгарии защищал каноничность УПЦ-МП в целом ряде публичных выступлений, среди которых было и «Открытое письмо – Воззвание в поддержку Украинской Православной Церкви и за сохранение канонической соборности Церкви Христовой»[22].
«Открытое письмо – Воззвание» с его углубленной юридическо-канонической аргументацией было внесено в Священный Синод 9 мая 2023 г. Его подписали около 2000 человек: болгарские монахи, монахини, игумены шести монастырей, священнослужители девяти епархий БПЦ, миряне, представители общественных, научных и политических кругов. Все они выступили со следующим призывом к Синоду БПЦ:
«Настоятельно просим Вас о духовно-ответственной и скорой реакции, о том, чтобы Вы призвали остальные поместные Церкви приложить все усилия для немедленного прекращения уничтожительной политики против УПЦ.»
На праздник Крещения Руси – 28.07.2023 г. – Воззвание было опубликовано на первой странице[23] известного и авторитетнейшего греческого печатного церковного органа «Ортодоксос Типос» под заголовком «СРОЧНОЕ ВОЗЗВАНИЕ К БОЛГАРСКОМУ ПАТРИАРХУ». В предисловии говорится: «Ортодоксос Типос» публикует ныне письмо болгарских верующих, обращающихся с дерзновением к своим архиереям и горячо отстаивающих правду по украинскому вопросу. А мы, верующие греки, что сделали? Где же ревность наших братьев? Сознаем ли мы, что Православная Церковь доведена до раскола из-за нашего безразличия?»[24].
В «Открытом письме» православные болгары обличают догматико-канонические несоответствия в антицерковных действиях патриарха Варфоломея и приводят целый ряд Апостольских правил и канонов, принятых Святыми отцами на Семи Вселенских Соборах и на Поместных Соборах:
«– догматическое: содержащееся в тексте украинского «Томоса‘19» исповедание экклезиологической ереси папизма, заявляющее, вопреки догмату о том, что Христос является «Главою Церкви, которая есть Тело Его» (Еф. 1:22-23), что Главою Церкви является Константинопольский патриарх, а не Христос: «…автокефальная церковь Украины признаёт главой святейший апостольский и патриарший Вселенский Престол, как и другие патриархи и предстоятели».
– догматико-каноническое: прямое вмешательство в пределы другой поместной Церкви и принадлежащей ей юрисдикции путем признания и дарования «автокефалии» анафематствованным «самосвятам» и раскольникам, вопреки: Апостольским правилам 32 и 35; правилам 5, 6 и 16 Первого Вселенского собора; правилу 2 Второго Вселенского собора; правилу 8 Третьего Вселенского собора; правилу 17 Четвертого Вселенского собора; правилу 25 Шестого Вселенского собора; правилам 13, 15, 22 Антиохийского собора; правилу 3 Сардикийского собора;
– каноническое: сослужение с раскольнической «ПЦУ» вопреки: Апостольским правилам 10 и 11; правилу 2 Антиохийского собора; правилу 9 Карфагенского собора;
– каноническое: в тексте «Томоса», выданном «ПЦУ», Константинопольский патриарх претендует на право высшего безапелляционного арбитражного суда над всеми клириками из всех поместных Православных Церквей: «…Вселенскому Патриарху, который имеет каноническую ответственность принимать безапелляционные судебные решения для епископов и другого духовенства поместных Церквей» вопреки правилам 9 и 17 Четвертого Вселенского собора».
Помимо «Открытого письма», в защиту УПЦ-МП были реализованы различные богословские анализы, конференции, публикации, переводы, интервью, в том числе и в национальных СМИ, опубликованы книги. Среди лиц, выступивших в поддержку канонической УПЦ-МП за последние годы, были:
– богословы – архим. Иоанн (Филипов), Валентин Велчев, Георгий Тодоров и другие;
– политики, среди которых Костадин Костадинов, председатель «Возрождения», третьей по величине болгарской политической партии, Петр Волгин, болгарский евродепутат, Румен Петков, председатель партии «Альтернатива за Болгарское Возрождение»;
– общественники и журналисты, в том числе профессор истории Дарина Григорова, Валентин Кардамский, журналист и политический аналитик, Велислава Дарева, журналист и публицист;
– юристы, включая Румяна Ченалова, адвокат и правозащитник, Александр Тодоров, адвокат и богослов.
Из-за ограниченного объема здесь перечислены только некоторые важнейшие труды в поддержку УПЦ-МП:
– богословские анализы
— «Варфоломеев майдан»[25], автор Василианна Мерхеб, 15.10.2018 г., с критикой антиканонических решений Фанара от 07.09.2018 г. о назначении «экзархов» в Киеве и от 11.10.2018 г. о создании «Киевской ставропигии», как и о принятии в Церковь путем единоличного антисоборного «снятия» анафем и «восстановления» в духовном сане украинских раскольников. В статье предлагается созыв Всеправославного Собора, на котором были бы санкционированы антицерковные действия патриарха Варфоломея. Материал был опубликован на русском[26], украинском[27], английском[28] и итальянском[29] языках, в том числе на портале Православие.ру[30] и официальном сайте Запорожской и Мелитопольской епархии[31] УПЦ-МП;
— «Выборы на Украине в контексте церковного раскола»[32], автор Василианна Мерхеб, 08.04.2019 г. Содержит критику изданного Варфоломеем «томоса» и его коллаборации с тогдашним кандидатом на второй президентский срок Петром Порошенко с его «томосоцентрической» предвыборной кампанией. В рамках этого анализа также предлагается созыв Всеправославного Собора;
— «Операция «Жезл»: опасная игра Бойко Борисова с трансатлантическим автокефализмом»[33], автор Василианна Мерхеб, 16.12.2022 г. Критикует давление на БПЦ болгарских политиков, добивающихся признания украинских раскольников из «ПЦУ», а также их претензии к визиту митрополита Антония Волоколамского, председателя Отдела внешних церковных связей РПЦ в связи с 70-й годовщиной Русского Подворья в Софии в декабре 2022 г.;
— «Православие на развилке»[34], автор Валентин Велчев, 26.06.2024 г. Рассмотрен кризис в Православии, к которому привел созданный патриархом Варфоломеем раскол, предложен созыв Всеправославного Собора для его разрешения;
— «Священный Синод решил наградить патриарха Варфоломея орденом. Да не будет!»[35], автор Василианна Мерхеб, 25.09.2024 г. Критический анализ награждения Варфоломея орденом по предложению профанариотского митрополита Николая: «Своими действиями Варфоломей провозгласил себя восточным папой, издав против воли канонической Украинской Православной Церкви «томос» и возглавив кровавый и насильственный раскол, призванный стать матрицей для раскола во вселенском масштабе».
– конференции
Болгарская сторона участвовала в международной конференции «Православие как мишень: Идентификация факторов, разрушающих церковь» в Белграде, 30.01.2024 г., с докладом на тему «Украинская Православная Церковь (УПЦ) в контексте Специальной военной операции (СВО)»[36].
На конференции была объявлена международная инициатива «Блокада агрессии против Церкви»[37], одна из основных целей которой – поддержка УПЦ-МП. В учредительный комитет входят болгарские представители, в том числе и автор настоящего доклада.
26 августа 2024 г. в Софии состоялась международная конференция «Блокада агрессии против Церкви – защита Православия»[38].
Среди докладчиков на конференции были: архиепископ Севастийский Феодосий Ханна (Иерусалимская Православная Церковь, Палестина), митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (УПЦ-МП), Драгана Трифкович (генеральный директор Центра геостратегических исследований, Сербия), Диогенис Валаванидис, директор Центра защиты христианской идентичности в Белграде. Темы выступлений касались религиозной дискриминации, давления на УПЦ-МП, ситуации в Косово и Метохии, религиозных преследований и вызовов перед Православными Церквами.
Все болгарские участники представили доклады в защиту УПЦ-МП:
— священник Михаил Ковачев (БПЦ-БП): «Запрет Православия на Украине. Последствия принятия закона № 8371 украинским парламентом»;
— Василианна Мерхеб (организатор конференции): «УПЦ – форпост Православия. Архиерейское исповедничество с начала Специальной военной операции как апостольское служение», доклад опубликован на русском[39] и греческом[40] языке в Ортодоксос Типос;
— Румяна Ченалова (юрист и правозащитник), «Законность и легитимность закона 8371. Противоречие конституционных и правовых норм на Украине международным правовым нормам»[41];
— Валентин Кардамский (журналист и политический аналитик), «Медийная агрессия против Украинской Православной Церкви»[42].
Участники конференции приняли официальное обращение с призывом обеспечить нормальные условия для деятельности УПЦ-МП на Украине, которое передали в посольство Украины.
– заявления политиков
— Костадин Костадинов, председатель «Возрождения», третьей по величине болгарской политической партии, заявил 20 августа 2024 г., в день принятия украинской Радой во втором чтении закона о запрете УПЦ-МП, что «совершающееся на Украине – это модель, которую будут пытаться внедрить и в другие государства, если мы не помешаем этому»[43];
— Петр Волгин, болгарский евродепутат, 4 сентября 2024 г. направил письменный запрос в Европейскую комиссию насчет принятого на Украине Закона о запрете УПЦ-МП. Среди заданных им вопросов: «Какие меры предпринимает Комиссия для наблюдения за ситуацией и для гарантирования того, что ограничения на деятельность религиозных организаций на Украине не будут дискриминационными, а будут соответствовать европейским ценностям?»[44];
— Румен Петков, председатель партии «Альтернатива для Болгарского Возрождения», заявил поддержку УПЦ-МП в своих выступлениях в СМИ.
– публикации
— «Дарина Григорова: Выбор стоит не между Москвой и Фанаром, а между канонами и беззаконием, между Христом и антихристом»[45], 17.10.2018 г., проф. Дарина Григорова: критика действий Фанера против УПЦ-МП и Православной Церкви;
— «Вор в законе. Русофобия против Православной цивилизации»[46], 15.01.2019 г., Велислава Дарева: критика изданного Варфоломеем «томоса» и некоторых предшествовавших ему антиканонических действий;
«Действия Константинопольского Патриархата на Украине – угроза для автокефальной Болгарской Православной Церкви и Православной Церкви в целом»[47], 03.07.2024 г., адвокат Румяна Ченалова;
В то же время налицо и реакция на острые проблемы, с которыми сталкивается УПЦ-МП в период СВО. В Болгарии публиковались материалы в защиту преследуемых архиереев УПЦ-МП, среди которых митрополиты Арсений Святогорский, Лонгин Банченский, Феодосий Черкасский и Каневский. Вот только некоторые из них:
— «Кустурица и более 100 сербских ученых и культурных деятелей выступили в защиту Украинской Православной Церкви»[48], 26.06.2023 г.;
— «Попытка убийства митрополита Лонгина Банченского и продолжающиеся издевательства над православными священнослужителями на Украине»[49], 14.03.2024 г.;
— «Вооруженные неонацисты избили митрополита Феодосия из УПЦ во время кровавого штурма крупнейшего собора на Украине (обзор)»[50], 20.10.2024 г.
– интервью
— интервью Болгарскому национальному радио (БНР) в связи с «Открытым письмом» от 04.06.2023 г.: «УПЦ переживает настоящий период мученичества… Просим БПЦ выступить с достойной и ответственной позицией, присоединяясь к голосу поместных Церквей по этому вопросу»[51];
— интервью с правозащитником Олегом Денисовым, адвокатом УПЦ-МП, в котором была дана еще одна точка зрения на эту тему: «Зеленский хочет запретить Украинскую Православную Церковь. Ситуация постоянно ухудшается»[52], 07.01.2024 г. Олег Денисов является председателем международной правозащитной организации «Общественная защита» с консультативным статусом при ООН, соучредителем международной правозащитной организации «Церковь против ксенофобии и религиозной дискриминации»;
— интервью[53] Болгарскому национальному радио от 30.09.2024 г., с призывом созвать Всеправославный Собор для исцеления раскола на Украине и недопущения его распространения в остальном Православном мире. Призыв был опубликован на сайте украинского Союза православных журналистов (СПЖ) и, насколько нам известно, это был первый случай, когда украинцы упомянули[54] в своем тексте, что РПЦ действует и голосует в защиту УПЦ, как об этом говорится в интервью для БНР;
«Проф. Дарина Григорова: Погром православия – это государственная политика на Украине»[55], Поглед.инфо, 29.10.2024 г.;
«Адвокат Ченалова спрашивает: Кто громит Украинскую Церковь? Кто режет горла священников?»[56], ТВ България 24, 17.10.2024 г.
– книги
— «Украинская автокефалия. Антиканоническое и разделяющее вторжение Константинополя»[57], 2019 г., издательство «Православна класика», под редакцией архим. Иоанна (Филипова) – перевод работы авторитетного греческого священника и профессора патрологии протопресвитера Феодора Зисиса против преступных действий Варфоломея;
— «Болгарская Церковь в предпоследние времена»[58], 2024 г., авторы: адвокат и богослов Александр Тодоров и богослов Георгий Тодоров. Сборник статей против раскола на Украине и попыток Константинопольского патриарха захватить власть над автокефальными поместными Церквами.
– переводы материалов в защиту УПЦ-МП
«Томосология» Константинопольского патриархата»[59], 03.12.2020 г.
«Хроника уничтожения Украинской Православной Церкви на западной Украине»[60], 01.05.2023 г.;
«Митрополит Феодосий (Снигирев): Мировое сообщество выступает в защиту Украинской Православной Церкви»[61], 15.01.2023 г.;
«Гавриил Святогорец – патриарху Варфоломею: Нòсите маску православного, но служите земным господам. Все раскольники получают убежище у Вас»[62], 01.06.2024 г.;
«Украинский митрополит Лука Запорожский и Мелитопольский – Болгарской Церкви: Сторонники неканонической «церкви» на Украине избивают и калечат православных. Не признавайте их»[63], 04.06.2024 г.
Как доказательство того, каким является отношение болгарского народа к патриарху Варфоломею и созданному им расколу, приведу пример от 16 марта 2024 г. Тогда Варфоломей без официального согласия Синода БПЦ позволил себе привести на отпевание покойного Патриарха Болгарского Неофита главу раскольнической «ПЦУ» «митрополита Епифания» (Сергея Думенко). Миряне в храме встретили его возгласами: «Сергей Думенко, вон! Раскольники и еретики, вон! Еретик, вон отсюда!», что задокументировано на видеозаписи[64];
К публичным реакциям болгарских православных христиан в СМИ, описанным выше, без сомнения нужно добавить и их горячие молитвы о незамедлительном прекращении огненного испытания, которому подвергается Православная Церковь, свидетельством чего является и письмо митрополиту Луке Запорожскому и Мелитопольскому от 03.11.2018 г.:
«Как часть Тела Церкви, мы едины и поэтому ваша рана также является нашей раной, ваши капли крови – наши капли крови, ваша боль – наша боль, ваши слезы – это наши слезы, ваша радость – наша радость, и поэтому ваша победа – наша победа!
Сегодня Вы вместе с остальными архиереями во главе с предстоятелем УПЦ-МП митрополитом Онуфрием, за Ваши дела являетесь не только верными пастырями Христа, которые стоят как живой щит и ограда против вражеских полчищ, но и драгоценный для нас евангельский пример».
Интересен тот факт, что с начала СВО 24 февраля 2022 г., после прибытия украинских беженцев в нашу страну, во всей Болгарии, в том числе в Софии, можно увидеть под куполами святых храмов возносящих вместе молитвы украинцев, болгар и русских, которые много раз посылали помощь УПЦ-МП для нужд церковных общин и монастырей, священников и всех нуждающихся в период конфликта. Слава Богу за это!
На фоне остальных Православных Поместных Церквей похоже, что у БПЦ были самые долговременные, еще до «томоса», активные и разнородные по своей специфике деятельности в защиту УПЦ-МП.
Каноничность и СВО
Концепция российской государственной политики в Специальной военной операции – это цивилизационный выбор противостояния агрессивному западному неолиберальному глобализму. Россия продолжает показывать, что она – единственная сила, способная разрушить сверхцентрализованную однополюсную модель мирового гегемона, подчинившего народы, стремящаяся к возвращению к нормальности и многополюсному миру, основанному на исконном праве государств на суверенитет и полагающуюся им независимость.
Следовательно, наряду с целями СВО – денацификацией и демилитаризацией Украины, в церковном плане не только неизбежным, но и строго обязательным оказывается процесс деавтокефализации (термин автора): очищение Церкви от созданной под началом патриарха Варфоломея раскольническо-геополитической структуры, чем будет положен конец трансатлантическому автокефализму и повсеместному расколу, спровоцированному его американскими кураторами. Важным моментом является предстоящий созыв Всеправославного Собора, на котором патриарх Варфоломей должен быть осужден за свои преступления против Православной Веры и Церкви Христовой. Процесс такого рода имел бы не только первостепенное значение для выживания канонической УПЦ-МП, но и самое прямое отношение к стабильности Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви и вселенского Православия в целом.
Кроме того, любая поместная Церковь и любое православное государство должны выбрать свой цивилизационный путь – соединиться ли им с распадающимся неолиберальным, секулярным и даже антиХристовым глобалистским Западом (от древнеболгарского слова «западение») или же быть частью свободного Востока (что значит «исток, источник» на древнеболгарском) многополюсного христианского мира.
УПЦ-МП пребудет там, докуда простираются границы РПЦ
В контексте будущего УПЦ-МП после СВО, важно указать, что оно неминуемо будет связано с тем, до каких пределов будут простираться духовные границы РПЦ, так как государство Украина уже больше не останется прежним по ряду причин, в том числе и территориальным. В настоящей георелигиозной обстановке Россия является крупнейшим православным государством в мире, а Русская Православная Церковь как первородная и любящая Матерь УПЦ-МП – единственный благонадежный гарант сохранения ее канонического будущего с Богодарованной широкой автономностью. Все, что выходит за рамки этой канонической определенности, является категорически расколом и не спасительно, ибо находится вне Спасительного Корабля – Церкви Христовой.
После предстоящего конца СВО, если воля народа Божия действительно окажется в пользу автокефалии, то путь к этому может лежать только и единственно в каноническом порядке, связывающем РПЦ и УПЦ-МП, как гласит Патриаршая Грамота о независимости и самостоятельности от 1990 г.: «Украинская Православная Церковь, соединенная через нашу Русскую Православную Церковь с Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью»[65] и при непременном согласии и признании остального Православного мира. Ввиду предупреждений Святых и Старцев, среди которых можно указать на слова св. преподобного Лаврентия Черниговского, Старца схиархимандрита Зосимы (Сокура), находящегося в процессе канонизации, Старца схиархимандрита Ионы (Игнатенко) Одесского, УПЦ-МП должна вслушаться в их голос и сохранить свой канонический статус:
Преподобный Лаврентий Черниговский (1868–1950): «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь. … наше родное слово Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было Крещение Руси, а не крещение Украины»[66];
Старец схиархимандрит Зосима (Сокур) (1944–2002): «Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви.»; «В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, – беззаконная или «законная», – автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор»[67];
Старец схиархимандрит Иона (Игнатенко) Одесский (1925–2012): «Нет отдельно Украины и России, а есть единая Святая Русь. А разделить нас решили враги, чтобы уничтожить Православие на Малой Руси. Но Господь того не допустит»[68].
История дарована Богом и поэтому мы говорим, что Киев – «Мать городов русских», не украинских, и верим, что по молитвам Святых и Старцев Господь устроит лучшее будущее для многострадального украинского народа и его Церкви-мученицы – Украинской Православной Церкви, которая ныне кровоточит на исповедническом пути к своей Голгофе и спасается на дороге к Небесному Иерусалиму во главе со своим предстоятелем – Блаженнейшим митрополитом Онуфрием, который как пастырь добрый «полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11) и в настоящий момент носит на голове не золотую корону, а тяжкий терновый венец.
Вот почему УПЦ-МП – единственная Церковь на территории нынешней Украины, а «ПЦУ» и все подобные ей раскольническо-сектантские структуры, «вселенский» «экзархат», «ставропигия» и прочие политико-марионеточные образования – это все что угодно, но только не Церковь.
«Томос‘19» – это несомненно всеобщая проблема, созданная для атаки на РПЦ как часть объявленной коллективным Западом войны и ее георелигиозной проекции – воинствующей антиправославной политики и духовного терроризма против Православия со стороны неолиберального глобалистского мира, использующего для своих антицерковных целей нынешнюю укрофашистскую власть, которая по своей сути антиПравославна, антиЦерковна, антиХристова и сатанинска.
Здесь необходимо сделать вывод о том, что необходимость категорического размежевания со стороны поместных Церквей от действий стамбульского патриарха Варфоломея является весьма належащей. Очевидно, он сам выбрал совсем сознательно роль ересиарха, отказываясь покаяться в поражениях, которые он нанес своими действиями, а ввиду его заявлений о вожделенной цели – общем сослужении с римско-католическим папой Франциском для Пасху 2025 г. (в связи с 1700-й годовщиной Первого Вселенского Собора), скоро он действительно отпадет окончательно от Церкви.
Для того, чтобы отмежеваться от этой мерзости, от этого патриаршеского бесчинства и зачатого им разложительного процесса в Церкви, нужно созвать Всеправославный Собор, на котором осудить все догматические и канонические нарушения Варфоломея и Константинопольского патриархата.
А до тех пор наша Церковь будет продолжать кровоточить и все мы будем страдать – и Украинская Православная Церковь, и Русская, и Американская, и Болгарская, и Сербская и любая другая на свете. В настоящее время мы ощущаем все большую нужду объединиться молитвенно, чтобы укрепиться и противостоять духовно, так как против нас враг человеческого рода со всеми теми поднебесными духами злобы, которые управляют мировым глобальным правительством.
Все мы призваны быть воинами Христовыми здесь, в воинствующей Церкви, и поэтому давайте не будем молчать, чтобы сподобиться обязательно победы в торжествующей Церкви, ибо все описанное выше затрагивает наше спасение, нашу жизнь после смерти, нашу участь в вечности. Как православные христиане, мы верим, что, объединенные в единстве, мы сможем добиться всего для блага Святой Православной Церкви и сумеем помочь нашим братьям во Христе – украинским православным священнослужителям и мирянам.
Мы должны реагировать с духовной тревогой и призвать Синоды и наших архипастырей возвысить свой архиерейский голос и с высоты доверенной им свыше власти сделать все необходимое, чтобы защитить православную экклезиологию и каноничность Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви во имя Господне перед миром. Только так мы сможем призвать и остальные поместные Церкви приложить все усилия для немедленного прекращения уничтожительной политики против УПЦ-МП.
В духе любви Христовой, в духе каноничности и церковных догматов, должна прозвучать ясная позиция для нормализации жизни Церкви.
Болгария и вообще Балканы являются подходящим местом для созыва Собора. Город София – это столица Премудрости Божией и именно она могла бы принять у себя Всеправославный Собор, на котором будет решен окончательно вопрос о беспрецедентном расколе на Украине и на всеправославном уровне будут осуждены все антицерковные действия патриарха Варфоломея.
Болгарская столица географически расположена между Стамбулом, Москвой и Киевом; это прекрасное место для такого жребия Божия. В то же время у РПЦ есть потенциал содействовать созыву Всеправославного Собора именно в городе Премудрости Божией, где когда-то состоялся и древний Сардикийский Собор (343/344 г.). Таким образом, Болгария выступила бы в роли достойного хозяина и внесла бы свою лепту в окончательное прекращение варфоломеева раскола, что положило бы конец одному из величайших кризисов в Церковной истории.
«Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31). Мы Господни и победа обязательно будет за нами, яко с нами Бог!
Перевод с болгарского Андрея Романова
Примечания:
[1] Таков случай Виктора Чекалина, чья биография близка к криминальному сюжету, с той особенностью, что к нему добавлена и религиозная тематика; его можно определить как международного афериста, соответствующего своему уголовно-религиозному профилю. Персона этого Чекалина заслуживает внимания, чтобы наглядно проиллюстрировать, каково происхождение духовного родословия «УАПЦ», какими «архиерейскими» «достоинствами» обладает она и какова связь между «клиром» и ролью «УАПЦ». Чекалин был женат, потом развелся, затем его рукоположили в целибатного диакона в РПЦ. Далее была вторая свадьба, потом извержение из сана в 1986 г., а в 1987 г. его осудили «за развратные действия с несовершеннолетними». Два года спустя он сам присвоил себе титул «епископа Тульского и Яснополянского». Пользовался содействием КГБ, которое обеспечило ему визу в США, где он должен был проникнуть в ряды Русской Православной Зарубежной Церкви. Там его застали при краже антиминса, дискоса и епископской панагии из алтаря Нью-йоркского собора и выгнали. Это вынудило его вернуться в начале 1990 г. в СССР. На родине вместе с Боднарчуком он совершил лжехиротонии в «УАПЦ», но не задержался там, а перешел в «УГКЦ» («Украинская грекокатолическая церковь»). Молва о приобретенных словно в рядах сицилианской «Cosa nostra» умениях самопровозглашенного «епископа Викентия» дошла до Ватикана и это вынудило его попробовать вклиниться в «Старо-католическую церковь» (римско-католический раскол с 1870 г.), но не успел и там просуществовать долго. Чекалин решил обогатить свою уголовную биографию, похитив несовершеннолетнего мальчика у его матери. С поддельными документами он направился в Австралию, после чего, вполне логично, был объявлен в розыск Интерполом. В Австралии выдавал себя за «священника» в действующей либеральной «епископальной церкви», после чего перекинулся к региональным униатам, англиканам и в конце концов успокоился в объятиях буддийской веры. – Шумило, С. Самозваный «епископ» Викентий Чекалин и его участие в первых хиротониях УАПЦ в марте 1990 г. — РПЦЗ:Обзор, 21.10.2020, https://www.rocorstudies.org/ru/2020/05/08/samozvanyj-episkop-vikentij-chekalin-i-ego-uchastie-v-pervyh-hirotoniyah-uapts-v-marte-1990-g/.
[2] Некоторые примеры таких сомолитствований: сомолитствование и совместная декларация патриарха Варфоломея с папой Франциском 25 июня 2014 г. в храме Рождества Христова в Вифлееме, после чего само загорелось место Рождества Христова, а после их ухода огонь угас; сомолитствование и совместная декларация с папой Франциском 30 ноября 2014 г. в Свято-Георгиевском храме Стамбула – на литургии, которую служил патриарх Варфоломей, папа Франциск прочитал молитву «Отче наш» и произнес проповедь, причем на службе присутствовали также и еретики нехалкидонцы. На последовавшей вечерней службе патриарх Варфоломей и папа Франциск читали вместе «Отче наш»; сомолитствование с предыдущим папой Римским Бенедиктом XVI в Ватикане 29 июня 2008 г., когда они совместно прочитали Символ веры; сомолитствование с Бенедиктом XVI на вечерне в Свято-Георгиевском храме Стамбуле 29 ноября 2006 г., когда Бенедикту XVI пропели тропарь и помянули его как «епископа и папу Римского».
[3] догматы – Богооткровенные истины веры. – В: Св. преп. Иустин (Попович) Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): жизнеописание. На Богочеловеческом пути. Путь Богопознания. Т. 2, ч. 1-2.: Догматика Православной Церкви. М., 2006, с. 14.
[4] Даровский, П. «Томосология» Константинопольского Патриархата. Часть 2. – В: Православие.Ru, 09.10.2020 г., https://pravoslavie.ru/134468.html.
[5] каноны – основополагающие церковные законы по вопросам церковного устроения и дисциплины. – В: Св. преп. Иустин (Попович) Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): жизнеописание. На Богочеловеческом пути. Путь Богопознания. Т. 3: Догматика Православной Церкви. Сотериология. Экклесиология. М., 2006, с. 499, 517.
[6] Даровский, П. «Томосология» Константинопольского Патриархата. Часть 2. – В: Православие.Ru, 09.10.2020 г., https://pravoslavie.ru/134468.html.
[7] ΒΑΡΘΟΛΟΜΑΙΟΣ: Καλοπληρωμένα άρθρα και μαύρη προπαγάνδα από τη Ρωσία για το ουκρανικό (video). – В: Orthodoxia Info, 22.10.2018 г., https://orthodoxia.info/news/βαρθολομαιοσ-καλοπληρωμένα-άρθρα-κα/.
[8] Св. Киприан Карфагенский. Творения. Т.2. К., 1891, С. 188.
[9] Св. Григорий Богослов. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: Т. 1. СПб., 1912, С. 319.
[10] БПЦ-БП се застъпва за светините на УПЦ пред президента на Украйна Петро Порошенко. – В: Официален сайт на Св. Синод на БПЦ-БП, 15.12.2015 г., https://bg-patriarshia.bg/news/bpts-bp-se-zastapva-za-svetinite-na-upts-pred-prezidenta-na.
[11] Писмо до Негово Превъзходителство г-н Петро Порошенко, президент на Украйна. – В: Официален сайт на Св. Синод на БПЦ-БП, 12.06.2017 г., https://bg-patriarshia.bg/news/pismo-do-negovo-prevazhoditelstvo-g-n-petro-poroshenko-prezi.
[12] ИЗЯВЛЕНИЕ на Ловчанския митрополит Гавриил, Варненския и Великопреславски митрополит Йоан и Видинския митрополит Даниил. – В: Официален сайт на Св. Синод на БПЦ-БП, 09.10.2018 г., https://bg-patriarshia.bg/news/izyavlenie-na-lovchanskia-mitropolit-gavriil-varnenskia-i-ve.
[13] За единство Церкви. Обращение на русском, болгарском, греческом и английском языках. – В: Издательский дом Познание, 2021 г., https://poznaniye.ru/catalog/list/za_edinstvo_tserkvi_obrashchenie_na_russkom_bolgarskom_grecheskom_i_angliyskom_yazykakh/.
[14] ОСОБЕНО МНЕНИЕ на Видинския митрополит Даниил по повод решение на Св. Синод от 12.06.2019, прот. №7. – В: Официален сайт на Св. Синод на БПЦ-БП, 13.06.2019 г., https://bg-patriarshia.bg/news/osobeno-mnenie-na-vidinskia-mitropolit-daniil-po-povod-reshe.
[15] Чекотинский монастырь Св. Архангела Михаила, Правецкий монастырь Св. Феодора Тирона, Троицкий монастырь в г. Априлци, Чипровский монастырь Св. Иоанна Рыльского, Лопушанский монастырь Св. Иоанна Предтечи, Этропольский Троицкий монастырь, Врачешский монастырь Св. Сорока мучеников, Клисурский монастырь Свв. Кирилла и Мефодия, Раковишский Троицкий монастырь.
[16] Български монаси се обявиха в подкрепа на Киево-Печорското монашеско братство – В: Cross.bg, 25.03.2023 г., https://www.cross.bg/manastir-ykraiina-lavra-1716058.html.
[17] Писмо на игумена и братството на Зографската света обител до Негово Блаженство Онуфрий, митрополит Киевски и на цяла Украйна. – В: Официален сайт на Ловчанска епархия, 02.05.2023 г., https://predanie.bg/пътят-на-отците/духовен-живот/2386-писмо-на-игумена-и-братството-на-зографската-света-обител-до-негово-блаженство-онуфрий,-митрополит-киевски-и-на-цяла-украйна.
[18] Создано Международное правозащитное объединение «Церковь против ксенофобии и религиозной дискриминации». – В: Православная Жизнь, 22.12.2023 г., https://pravlife.org/ru/content/sozdano-mezhdunarodnoe-pravozashchitnoe-obedinenie-cerkov-protiv-ksenofobii-i-religioznoy.
[19] Митрополит Ловчанский Гавриил: Борьба за уничтожение Украинской Православной Церкви дошла до крайних пределов. – В: Официальный сайт Московского Патриархата, 21.03.2023 г., http://www.patriarchia.ru/db/text/6012502.html.
[20] Писмо на Негово Светейшество Българския патриарх ДАНИИЛ до Негово Блаженство Киевския и на цяла Украйна митрополит ОНУФРИЙ – В: Официален сайт на Софийска епархия на БПЦ-БП, 18.08.2024 г., https://mitropolia-sofia.org/2024/08/18/писмо-на-негово-светейшество-българс-2/.
[21] Българският патриарх Даниил прие американския посланик. – В: Официален сайт на Св. Синод на БПЦ-БП, 20.08.2024 г., https://bg-patriarshia.bg/news/balgarskiat-patriarh-daniil-prie-amerikanskia-poslanik.
[22] Призыв к единству православия и поддержка УПЦ из Болгарии. – В: ЦЕНТР ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, 29.09.2023 г., https://geostrategy.rs/ru/prizyv-k-edinstvu-pravoslaviya-i-podderzhka-upts-iz-bolgarii/.
[23] ΠΡΩΤΟΣΕΛΙΔΟ. – В: Ορθόδοξος Τύπος, 28.07.2023 г.,
https://orthodoxostypos.gr/wp-content/uploads/2023/07/2458-ΠΡΩΤΟΣΕΛΙΔΟ.jpg
[24] ΚΑΤΕΠΕΙΓΟΥΣΑ ΕΚΚΛΗΣΙΣ ΠΡΟΣ ΤΟΝ ΠΑΤΡΙΑΡΧΗΝ ΒΟΥΛΓΑΡΙΑΣ. – В: Ορθόδοξος Τύπος, 28.07.2023 г., https://orthodoxostypos.gr/κατεπειγουσα-εκκλησισ-προσ-τον-πατρι/.
[25] Мерхеб, В. Вартоломеев майдан. – В: Гласове, 15.10.2018 г., https://glasove.com/na-fokus/vartolomeev-majdan.
[26] Мерхеб, В. Решения Фанара: взгляд из Болгарии. – В: Русская народная линия, 23.10.2018 г., https://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/23/resheniya_fanara_vzglyad_iz_bolgarii.
[27] Мерхеб, В. Рішення Фанару: погляд із Болгарії. – В: СПЖ, 19.10.2018 г. https://spzh.eu/ua/zashhita-very/56807-reshenija-fanara-vzglyad-iz-bolgarii.
[28] Merheb, V. Istanbul: The View of a Bulgarian Theologian – В: Orthodox England, 26.10.2018 г., https://web.archive.org/web/20181105070146/http://www.events.orthodoxengland.org.uk/istanbul-the-view-of-a-bulgarian-theologian/
[29] Merheb, V. Istanbul: il punto di vista di una teologa bulgara. – В: Московский Патриархат, Православный Христианский Приход Святителя Максима, Епископа Туринского, 26.10.2018 г.,
[30] Merheb, V. Istanbul: The View of a Bulgarian Theologian. – В: OrthoChristian.Com, 26.10.2018 г., https://orthochristian.com/116995.html.
[31] Мерхеб, В. Решения Фанара: взгляд из Болгарии. – В: Запорожская епархия УПЦ, 26.10.2018 г.,
[32] Мерхеб, В. Изборите в Украйна в контекста на църковния разкол. – В: Гласове, 08.04.2019 г., https://glasove.com/komentari/izborite-v-ukrajna-v-konteksta-na-cyrkovniya-razkol.
[33] Мерхеб, В. Операция „Жезъл“: опасна игра на трансатлантическия автокефализъм. – В: 24 часа, 16.12.2022 г., https://www.24chasa.bg/mneniya/article/13334005; Мерхеб, В. Операция „Жезъл“: опасната игра на Бойко Борисов с трансатлантическия автокефализъм. – В: Гласове, 17.12.2022 г., https://glasove.com/na-fokus/operatsiya-zhezal-opasnata-igra-na-boyko-borisov-s-transatlanticheskiya-avtokefalizam.
[34] Велчев, В. Православие на развилке. – В: Отдел внешних церковных связей. Московского Патриархата., 26.06.2024 г., https://mospat.ru/ru/authors-analytics/91932/.
[35] Мерхеб, В. Светият Синод реши да награди патриарх Вартоломей с орден. Да не бъде! – В: Гласове, 25.09.2024 г., https://glasove.com/komentari/svetiyat-sinod-reshi-da-nagradi-patriarh-vartolomey-s-orden-da-ne-bade; Мерхеб, В. Василианна Мерхеб призвала Синод пересмотреть решение о награждении патриарха Варфоломея орденом Болгарской Православной Церкви – Пусть этого не будет! – В: Русская народная линия, 26.09.2024 г., https://ruskline.ru/news_rl/2024/09/26/pust_etogo_ne_budet.
[36] Мерхеб, В. УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (УПЦ) В КОНТЕКСТЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ (СВО). – В: ЦЕНТР ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, 12.02.2024 г., https://geostrategy.rs/ru/ukrainskaya-pravoslavnaya-tserkov-upts-v-kontekste-spetsialnoj-voennoj-operatsii-svo/.
[37] Иницијатива Центра за геостратешке студије: БЛОКАДА АГРЕСИЈЕ НА ЦРКВУ. – В: CENTAR ZA GEOSTRATEŠKE STUDIJE, 26.02.2024 г., https://geostrategy.rs/sr/inici-iv-c-n-r-z-g-s-r-s-s-udi-bl-d-gr-si-n-cr-vu/.
[38] Међународна конференција у Бугарској: Блокада агресије на цркву — ОДБРАНА ПРАВОСЛАВЉА. – В: ЦЕНТР ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, 27.08.2024 г., https://geostrategy.rs/ru/међународна-конференција-у-бугарско/.
[39] Мерхеб, В. Архиерейское исповедничество с начала Специальной военной операции как апостольское служение — Украинская Православная Церковь – форпост Православия. – В: Русская народная линия, 09.10.2024 г.,
https://ruskline.ru/analitika/2024/10/09/ukrainskaya_pravoslavnaya_cerkov__forpost_pravoslaviya; Мерхеб, В. Георелигиозная война. – В: Столетие, 22.10.2024 г.,
https://www.stoletie.ru/slavyanskoe_pole/georeligioznaja_vojna_111.htm.
[40] Μερχὲμπ, Β. Ἐκκλησία Οὐκρανίας: Ἀνακρίσεις, Διώξεις, Συλλήψεις. – В: Ορθόδοξος Τύπος, 22.10.2024 г., https://orthodoxostypos.gr/ἐκκλησία-οὐκρανίας-ἀνακρίσεις-διώ/; Μερχὲμπ, Β. Ἐκκλησία Οὐκρανίας: Ἀνακρίσεις, Διώξεις, Συλλήψεις – 2ον. – В: Ορθόδοξος Τύπος, 04.11.2024 г., https://orthodoxostypos.gr/ἐκκλησία-οὐκρανίας-ἀνακρίσεις-διώ-2/; Μερχὲμπ, Β. Ἐκκλησία Οὐκρανίας: Ἀνακρίσεις, Διώξεις, Συλλήψεις – 3ον. – В: Ορθόδοξος Τύπος, 04.11.2024 г., https://orthodoxostypos.gr/ἐκκλησία-οὐκρανίας-ἀνακρίσεις-διώ-3/.
[41] Ченалова, Р. Румяна Ченалова: Законът за закриване на УПЦ е своеобразен геноцид върху духовната същност на човека! – В: Критично, 14.09.2024 г., https://kritichno.bg/politika/chunalova-upc-genocide/.
[42] Кардамски, В. Кардамски: Войната в Украйна е вече на три фронта. Вярата е новото оръжие на Киев. Намесен ли е Лондон и защо? ВИДЕО. – В: Критично, 28.08.2024 г., https://kritichno.bg/analizi/kardamski-voynata-v-ukrayna-mina/.
[43] Костадин Костадинов: Докато у нас се чудят как да изберат човек на Пеевски, Пеевски или Пеевски, в Украйна се случи нещо много опасно. – В: Възраждане, 20.08.2024 г. https://vazrazhdane.bg/костадин-костадинов-докато-у-нас-се-чу/.
[44] Възраждане: Петър Волгин задава въпрос до Европейската комисия във връзка със закона, приет от Върховната рада на Украйна срещу Украинската православна църква. – В: Българска Телеграфна Агенция, 05.09.2024 г., https://www.bta.bg/bg/news/bulgaria/oficial-messages/737334-vazrazhdane-petar-volgin-zadava-vapros-do-evropeyskata-komisiya-vav-vrazka-sas-.
[45] Григорова, Д. Дарина Григорова: Изборът не е между Москва и Фенера, а между канона и беззаконието, между Христа и антихриста. – В: Гласове, 17.10.2018 г.,
[46] Дърева, В. Вор в законе. – В: Поглед Инфо, 15.01.2019 г., https://pogled.info/avtorski/Velislava-Dareva/vor-v-zakone.100368.
[47] Ченалова, Р. Румяна Ченалова за Критично: Новият български патриарх е най-доброто, което можеше да ни се случи във времена на бездуховност, неправда и отчаяние! – В: Критично, 03.07.2024 г., https://kritichno.bg/vox-populi/rumyana-chenalova-2/.
[48] Мерхеб, В. Кустурица и над 100 сръбски учени и културни дейци в защита на Украинската Православна Църква. – В: Критично, 26.09.2023 г., https://kritichno.bg/obshtestvo/kosturitsa-i-nad-100-srabski-ucheni-i-kulturni-deytsi-v-zashtita-na-ukrainskata-pravoslavna-tsarkva/.
[49] Мерхеб, В. Опитът за убийство на митрополит Лонгин Банченски и продължаващите издевателства над православни духовници в Украйна. – В: Гласове, 14.02.2024 г., https://glasove.com/na-fokus/opitat-za-ubiystvo-na-mitropolit-longin-banchenski-i-prodalzhavashtite-izdevatelstva-nad-pravoslavni-duhovnitsi-v-ukrayna.
[50] Мерхеб, В. Въоръжени неонацисти пребиха митрополит Теодосий от УПЦ по време на кървав щурм на най-голямата катедрала в Украйна (обзор). – В: Гласове, 20.10.2024 г., https://glasove.com/novini/vaorazheni-neonatsisti-prebiha-mitropolit-teodosiy-ot-upts-po-vreme-na-karvav-shturm-na-nay-golyamata-katedrala-v-ukrayna-obzor.
[51] Посланието на Петдесетница е да обединява вярващите в Христовата църква. – В: Българско Национално Радио, 04.06.2023 г., https://bnr.bg/radiobulgaria/post/101832238/poslanieto-na-petdesetnica-e-da-obedinava-varvashtite-v-hristovata-carkva.
[52] Украински правозащитник пред „Гласове“: Зеленски иска да забрани Украинската православна църква. Ситуацията постоянно се влошава. – В: Гласове, 07.01.2024 г., https://glasove.com/intervyuta/ukrainski-pravozashtitnik-pred-glasove-zelenski-iska-da-zabrani-ukrainskata-pravoslavna-tsarkva-situatsiyata-postoyanno-se-vloshava.
[53] Почему нужно созвать Всеправославный собор в Софии. – В: Българско Национално Радио, 30.09.2024 г., https://bnr.bg/ru/post/102052655.
[54] В Болгарии предлагают созвать Всеправославный собор с вопросом о Томосе ПЦУ. – В: СПЖ, 03.10.2024 г., https://spzh.eu/ru/news/82332-v-bolharii-predlahajut-sozvat-vsepravoslavnyj-sobor-s-voprosom-o-tomose-ptsu.
[55] Григорова, Д. Проф. Дарина Григорова: Погромът срещу православието е държавна политика в Украйна. – В: Поглед Инфо, 29.10.2024 г.,
https://www.youtube.com/watch?v=g16oZUZAJVA.
[56] Ченалова, Р. Адв. Ченалова пита: Кой прави погром върху украинската църква? Кой реже гърлата на свещениците? – В: ТВ България 24, 17.10.2024 г.,
https://www.youtube.com/watch?v=IGZpX1eGQqQ.
[57] Украинската автокефалия — Протопрезвитер Теодор Зисис. – В: Книжарница Хеликон, 2019 г., https://m.helikon.bg/222398-Украинската-автокефалия.html.
[58] Българската Църква в предпоследните времена. – В: Православна книжарница „Лествица“, 2024 г., https://www.lestvitsa.org/balgarskata-tsarkva-v-predposlednite-vremena.
[59] Даровский, П. „Томосологията“ на Константинополската патриаршия. – В: Гласове, 07.01.2021 г. https://glasove.com/na-fokus/tomosologiyata-na-konstantinopolskata-patriarshiya.
[60] Нивкин, Я. Хроника на унищожаването на Украинската православна църква в Западна Украйна. – В: Гласове, 01.05.2023 г., https://glasove.com/na-fokus/hronika-na-unishtozhavaneto-na-ukrainskata-pravoslavna-tsarkva-v-zapadna-ukrayna.
[61] Митрополит Феодосий (Снигирев) Митрополит Теодосий (Снигирьов): Световната общност застава в защита на Украинската православна църква. – В: Гласове, 15.01.2024 г., https://glasove.com/intervyuta/mitropolit-teodosiy-snigiryov-svetovnata-obshtnost-zastava-v-zashtita-na-ukrainskata-pravoslavna-tsarkva.
[62] Старец Гавриил (Карейский) Святогорец Гавриил Светогорец до Вартоломей: Носите маска на православен, но служите на земни господари. Всички разколници намират подслон при вас. – В: Гласове, 01.06.2024 г., https://glasove.com/na-fokus/gavriil-svetogorets-do-vartolomey-nosite-maska-na-pravoslaven-no-sluzhite-na-zemni-gospodari-vsichki-razkolnitsi-namirat-podslon-pri-vas.
[63] Митрополит Лука (Коваленко) Украински митрополит към Българската църква: Привържениците на неканоничната „църква“ в Украйна пребиват и осакатяват православни. Не ги признавайте. – В: Гласове, 01.06.2024 г., https://glasove.com/novini/ukrainski-mitropolit-kam-balgarskata-tsarkva-privarzhenitsite-na-nekanonichnata-tsarkva-v-ukrayna-prebivat-i-osakatyavat-pravoslavni-ne-gi-priznavayte.
[64] Верующие Болгарской Церкви публично обличили главу „ПЦУ“. – В: Правблог, 18.03.2024 г., https://t.me/pravblog1/9220.
[65] Грамота Алексия Второго, Божиею милостию Патриарха Московского и всея Руси, митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету. – В: Свято-Успенська Києво-Печерська Лавра (чоловічий монастир) УПЦ, 14.04.2022 г., https://lavra.ua/gramota-aleksiya-vtorogo-bozhieyu-milostiyu-patriarha-moskovskogo-i-vseya-rusi-mitropolitu-kievskomu-i-vseya-ukrainy-filaretu/.
[66] Типография Почаевской Лавры. Преподобный Лаврентий Черниговский. Житие, поучения, пророчества и акафист. 2001, 148-149.
[67] Славко, М. Донецкий старец Зосима. К 70-летию со дня рождения. – В: Православие.ру, 03.09.2014, http://www.pravoslavie.ru/73350.html
[68] Козаченко, В., Чиняковой, Г. Три старца. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), схиархимандрит Иона (Игнатенко), протоиерей Николай Гурьянов. Духовные уроки, поучения и молитвы. М., 2014, с. 154.