Новоторцева Анна Михайловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Института истории и политики МПГУ; доцент кафедры истории и философии МГИК, |
«Митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд) – церковной дипломат и ученый
(к 115-летию со дня рождения и 35-летию со дня кончины»
Доклад в рамках XXХII Международных Рождественских образовательных чтений
«Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»
Конференция «Православное краеведение и просвещение»
25 января 2024 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
Уважаемые участники конференции! Мой доклад посвящен уникальной личности в церковной и Новейшей истории, архиерею Русской Православной Церкви, ученому-геологу, церковному дипломату — митрополиту Ярославскому и Ростовскому Иоанну (Вендланду), жившему в ХХ веке и много потрудившемуся на благо Церкви, Родины, отечественной науки. 14 января этого года, буквально несколько дней назад, исполнилось 115 лет со дня его рождения, впереди, 26 марта – еще одна памятная дата, — 35 лет со дня его кончины. Владыка Иоанн был современником многих эпохальных событий, одним из которых был первый полет в космос Юрия Алексеевича Гагарина. Открытая, широкая, обезоруживающая «гагаринская улыбка» стала тогда символом нашей страны, и конечно, советские имиджмейкеры-пропагандисты того времени не могли не взять этот немаловажный штрих на вооружение и, совершенно очевидно, — не прогадали.
Такой же лучезарной, обаятельной улыбкой обладал митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд), советский ученый-тайный монах, кандидат геолого-минералогических наук, петрограф, доцент кафедры петрографии Среднеазиатского индустриального института в Ташкенте, автор ряда коллективных монографий и участник многих геологических экспедиций и партий на Урале и в Средней Азии, церковный дипломат и богослов, член знаменитого Александро-Невского братства в Санкт-Петербурге, духовное чадо одного из его основателей — митрополита Симферопольского и Крымского Гурия (Егорова), вместе с которым он в 1946 году участвовал в открытии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры после долгих лет мерзости и запустения… Товарищ Владыки Иоанна по Горному институту академик Владимир Степанович Соболев говорил про него: «Ушел в попы, пропал для науки, академиком мог бы стать».
Уже прозвучало в предшествующем докладе имя святителя Луки Крымского, который также в свое время отказался от всех своих мирских, часто услаждающих только себя и лишенных истинного служения ближнему призваний, приносящих славу и почести и, как еще говорят в народе, дающих самореализацию. Так вот, эти два архиерея, святитель Лука и митрополит Иоанн схожи между собой тем, что они нашли мужество, нося в своем сердце глубокую любовь к Богу и полное доверие к Его Промыслу, совершить духовный нравственный исповеднический подвиг, отказавшись от гарантированного им как ученым благополучия и признания в мирской жизни в советские годы и выйти на открытое церковное служение.
Мы можем видеть Владыку Иоанна на сохранившихся фотографиях рядом с самыми разными выдающимися и известными в мире людьми того времени. Вот он стоит рядом с Юрием Алексеевичем Гагариным и его супругой после полета в космос в 1961 году (на фотографии много других очень значимых для церковной истории и узнаваемых лиц — будущий Патриарх Алексий II (Ридигер), митрополит Никодим (Ротов) в сане архиепископа), фотография сделана в Индии в Советском посольстве. Митрополиту Иоанну 52 года, в это время он уже был епископом Среднеевропейским, экзархом Московской Патриархии в Средней Европе и членом Комиссии по межхристианским связям.
Улыбка митрополита Иоанна всегда была искренней, открытой, детской, задорной, чистой. Но не следует при этом забывать в какое время ему приходилось жить и осуществлять свое служение, сколько опыта общения с самыми разными людьми, разных статусов, культурных и образовательных уровней он приобрел за время своего открытого церковного и церковно-дипломатического служения: от президентов стран и предстоятелей Церквей (патриархов), космонавтов, ученых, политиков, дипломатов до уполномоченных по делам Русской Православной Церкви и других последовательных ее гонителей, простых мирян, верующих и только открывающих мир Церкви людей. Вот как вспоминает о Владыке протоиерей Борис Балашов, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Клин, которого в свое время рукополагал во пресвитера митрополит Иоанн: «Впоследствии, когда я стал священником, Владыка мне говорил, что в разговорах с уполномоченным и представителями властей надо внимательно следить за своими словами, говорить то, что они и так знают сами. И дал намек: западные люди, когда ведут деловые разговоры, всегда немного улыбаются. А у улыбающегося человека не видно выражения глаз и трудно понять, что он думает. Этими советами мне не раз приходилось пользоваться в трудных для меня разговорах с власть имеющими чиновниками».
Церковно-дипломатическое служение митрополита Иоанна проходило в одни из самых эпохальных лет в Новейшей истории, в период открытой «холодной войны», глобального противостояния держав, в течение девяти лет, с 1958 по 1967 годы первоначально на Ближнем Востоке, в Сирии и Ливане (1958-1960 гг. — представитель Московского Патриархата при Патриархе Антиохийском), затем в Европе (до 1962 г.), в Берлине и, наконец, в Америке (Владыку назначили Патриаршим Экзархом Северной и Южной Америки в сане архиепископа, а в 1963 году — возвели в сан митрополита Нью-Йоркского и Алеутского).
Живя за границей, в чужих странах, Владыка Иоанн умом и сердцем был всегда на Родине. Отношения между странами, СССР и США, были накалены и очень сложны. Назначенному ранее Экзархом Америки митрополиту Борису (Вику) Госдепартамент отказал в визе, владыке Иоанну не разрешили взять с собой в Нью-Йорк сестру (монахиню Евфросинию, она была с ним в Берлине). Первое время своего пребывания в Нью-Йорке Владыка сам себя полностью обслуживал, мыл полы в своих апартаментах, совершенствовал знание английского языка, изучал религиозную жизнь на американском континенте. Общался с представителями разных церквей, особенно с православными; вел богословские разговоры с протоиереями Александром Шмеманом, Иоанном Майендорфом, архиепископом Иоанном (Шаховским). По вопросам апологетики и другим церковно-религиозным темам — со священником Экзархата отцом Стефаном Ляшевским и многими другими.
Отстаивал права Московской Патриархии, проявлял себя на дипломатической работе, выполняя различные задания Русской Православной Церкви. Он много потрудился для образования Американской автокефальной церкви. Когда убили президента США Джона Кеннеди, по просьбе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) он должен был выразить от имени предстоятеля Русской Православной Церкви соболезнование его вдове — Жаклин Кеннеди. Владыка остался доволен, что, не смотря на огромное количество присутствовавших на похоронах глав государств со всего мира, ему удалось выразить соболезнования первым. Но религиозная и духовная жизнь в Америке очень отличалась о той, которой Владыка Иоанн жил на родине (даже в период такого открытого и жесткого гонения и притеснения). В его письмах много воздыханий о скудости веры в далекой заокеанской стране, об обмирщении церковной жизни (как это порой современно сейчас) и, конечно, глубокая тоска по Родине. Вот как пишет в одном из своих писем на родину сам Владыка Иоанн о своем назначении Патриаршим Экзархом Северной и Южной Америки в 1962 г.:
«Вероятно, что путешествие за океан состоится во второй половине августа или сентябре. Меня утешает то, что на новой должности надо будет не все время жить вдали, а также и в Москве (месяца по четыре)…».
«Завтра уезжаю в Канаду. Поеду в свою епархию, мною не очень любимую. Надолго. Боюсь я стать только гостем на своей Отчизне: это страшно — стать приятным, но «издали любимым» человеком. Опасение такого состояния отягощает мое настроение. Хочется больше быть на Родине. Совсем… Помолитесь, дорогой Владыка».
«Дорогой Владыка» — это духовный отец Владыки Иоанна, митрополит Симферопольский и Крымский Гурий (Егоров), его родной брат -священномученик Лев (Егоров), оба — одни из основателей знаменитого Александро-Невского братства в Санкт-Петербурге. В киновии Александро-Невской Лавры, где находятся мощи св. блг. кн. Александра Невского, началась духовная жизнь будущего митрополита, а находясь в Переславле, родине святого князя Александра, он получил назначение на Ярославскую кафедру после возвращения из-за границы. В этой связи оба этих места были по-своему дороги для Владыки. Детство и юность митрополита Иоанна прошли в Санкт-Петербурге, этого его родина, там он окончил Горный институт и стал профессиональным геологом, участником многих геологических экспедиций и партий на Урале и в Средней Азии, преподавателем, доцентом кафедры петрографии Среднеазиатского индустриального института, был кандидатом геолого-минералогических наук.
Митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендлнд) как и Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) был благородного дворянского происхождения. Среди его прославленных предков по линии отца Николая Антоновича Вендланда были представители двух дворянских военных родов. Дедушка Антон Адольфович Вендланд был генералом от инфантерии, а прадед — знаменитый Карл Андреевич Шильдер (1785-1854 гг.), выдающийся военный инженер, изобретатель, участник сражения при Аустерлице. Многие изобретения Карла Андреевича значительно опередили современное ему состояние техники. Сохранились его чертежи первой в России подводной лодки. Многие таланты предков, включая художественные, передались по наследству и потомках, одним из прямых потомков, правнуком, был митрополит Иоанн.
По линии мамы митрополита Иоанна, Нины Петровны Вендланд, в девичестве Кашневой, были также удивительные личности, род Кашневых пересекался с родом Лермонтовых. На выбор будущего гражданского призвания владыки Иоанна, в миру Константина Николаевича Вендланда, во многом в свое время оказали влияние увлеченность и авторитет его двоюродной сестры по материнской линии Екатерины Владимировны Лермонтовой (из династии Лермонтовых), известного палеонтолога, которую по-домашнему все звали Кити и умершей в блокадном Ленинграде.
На Ярославской земле очень чтят имя и память о митрополите Иоанне (Вендланде). Сразу после кончины митрополита Иоанна (Вендланда) в 1989 году были заложены традиции почитания памяти Владыки Иоанна, возглавлявшего Ярославскую кафедру с 1967 по 1984 гг. в течение семнадцати лет. Завершить хотелось бы такими цитатами: «Многие святые никаких чудес не творили, но сами были чудом» (митрополит Сурожский Антоний); «самим праведникам не нужна слава, но нам, которые еще в этой жизни, необходимо памятование о них – для подражания» (Свт. Василий Великий).