Калёнкова Ольга Сергеевна, учитель истории и ОРКСЭ МОУ Большеключищенская СШ имени В.Н. Каштанкина, Ульяновская область, село Большие Ключищи |
«Новые имена в Соборе Симбирских святых»
Доклад в рамках XXХII Международных Рождественских образовательных чтений
«Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»
Конференция «Православное краеведение и просвещение»
25 января 2024 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
Святая церковь с древности предлагала почитать некоторых, отошедших к Господу, достойными членами своих, как пример для подражания. Церковная канонизация святых служит указанием на такие образцы правой веры и жизни. Почитание святых, которых признает церковь, направляет нас на безошибочный «канон», идеал, указывающий правильное направление в духовной жизни.
Христианское поклонение святым не ограничивается простым знанием об их биографии или изучением их письменного наследия. Мы обладаем бесценной привилегией — возможностью живого, непосредственного общения с этими людьми, близкими к Богу, через молитву. Мы можем считать святых нашими друзьями, помощниками и заступниками. Истинное молитвенное общение с ними может стать для нас источником вдохновения и сил в нелегком пути к Богу.
С течением времени каждая Епархия Русской Православной Церкви, порождает святых. Хранение памяти об этих великих людях особенно важно для тех, кто живет на той же земле, где проживали их предки. Именно для православных христиан Симбирского края эти угодники Божии особенно понятны и близки. Советский период оставил свой красный след на Ульяновской земле, Родине «великого вождя», где особенно ярусно разрушались храмы, истреблялись люди верующие в Господа Иисуса Христа.
Молитвенное общение с нашими святыми «земляками» позволяет нам глубоко почувствовать, что идеал христианской жизни не недостижим и далек. Ведь если эти люди, такие же, как мы, смогли достичь Бога, значит, эта возможность открыта и для нас.
Церковь на нашей Симбирской земле всегда давала примеры благочестивой жизни в своих членах и особенно плодотворна в лице множества новомучеников и исповедников. Пример их жизни даёт нам ответы на многие трудные вопросы, указывает, как поступать в запутанных и неоднозначных ситуациях, с которыми мы сталкиваемся в современной жизни. Но прежде всего, их подвиг учит нас быть верными и жертвенными в нашей любви к Небесному Отцу[1].
На территории Ульяновской области было много людей, которые за свою веру и праведность были осуждены на верную гибель.
16 мая 2023 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви были утверждены поименные списки местных соборов святых, почитаемых в митрополиях и епархиях. В состав соборов были включены уже прославленные общецерковным чином святые, входившие ранее в состав соборов других епархий. По ходатайству Симбирской епархии Священный Синод утвердил новый состав Собора Симбирских святых[2].
Святитель Герасим (Добросердов), епископ Астраханский (+1880).
Память 10 (23) июня.
Будущий святитель (в миру Георгий Иванович Попов) родился 26 октября 1809 года в селе Бельск Иркутской губернии в семье потомственного священнослужителя. Георгий Попов окончил Иркутское духовное училище, где за кротость и добросердечие получил фамилию Добросердов. После окончания училища он поступил в Иркутскую духовную семинарию.
В 1836 году Георгий Добросердов был рукоположен в сан священника и определен к Преображенской церкви в Иркутске. В 1840 году скончалась супруга отца Георгия. Тяжело пережив утрату, он избрал путь монашества и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1845 году отец Георгий принял монашеский постриг с именем Герасим в стенах Александро-Невской лавры.
Спустя год иеромонаха Герасима возвели в сан игумена, а в 1849 году – в сан архимандрита. С 1850 года архимандрит Герасим – ректор Симбирской духовной семинарии, цензор проповедей, директор Симбирского попечительного общества о тюрьмах[3].
В 1863 году архимандрит Герасим был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. В 1866 году владыка был назначен епископом Самарским и Ставропольским, а в 1877-м переведен на Астраханскую кафедру.
Во время служения святителя в Санкт-Петербургской епархии святитель издал в журнале «Странник» краткий очерк «Блаженный Андрей Ильич» — о жизни Христа ради юродивого Андрея Ильича Огородникова. Это было первое печатное жизнеописание праведника, ценное тем, что писалось по живым рассказам непосредственных свидетелей. Святитель Герасим не застал блаженного Андрея в живых, однако вот что он сам пишет в предисловии к очерку: «Подробностями домашней жизни, кончины и погребения блаженного Андрея мы обязаны, между прочим, заметкам одной почтенной инокини симб[ирского] монаст[ыря] Аф[анасии] Еф[имовны] Андр[еевой], писанным ею по нашему поручению, года за три перед сим, и хорошо знакомой с племянницею блаженного Андрея — Агафьею. Что же касается до устных сказаний, то большая их часть заимствована и поверена, от лиц, помнивших Андрея Ил[ьича] и знавших его хорошо[4].
Обладая даром слова, на всех местах правления он вел активную миссионерскую деятельность и заботился о нуждах духовенства. Святитель Герасим скончался 24 июня 1880 года и был погребен в нижнем храме астраханского Успенского кафедрального собора[5].
Священномученик Владимир Пиксанов (+1918).
Память 20 марта (2 апреля).
Владимир Пиксанов родился 10 июля 1872 года в селе Спасское Вольского уезда Саратовской губернии. В 1892 году он окончил Саратовскую духовную семинарию и был назначен псаломщиком в село Алексеевка Хвалынского уезда Саратовской губернии.
В 1893 году Владимир подал прошение о назначении на вакантное священническое место в село Новоспасское Саратовской губернии. Епископ Саратовский и Царицынский Авраамий (Летницкий) рукоположил его в сан иерея. В конце 1899 года отец Владимир был переведен на служение в Воскресенский храм села Павловка Саратовской губернии (сейчас село входит в состав Ульяновской области), где прослужил до своей мученической кончины.
Отец Владимир преподавал закон Божий в павловском училище и церковной школе. Добрый, образованный, рассудительный проповедник завоевал непререкаемый авторитет среди сельчан.
Октябрьские события 1917 года перевернули жизнь священника. В марте 1918 года в Павловку прибыли несколько красногвардейцев, которых обезоружили местные жители. Решив, что этими людьми руководил отец Владимир, власти направили в село большой отряд красной гвардии. Начались репрессии. Вечером 2 апреля отца Владимира арестовали. Ночью его, избитого плетьми, привели домой. А утром каратели вновь пришли за священнослужителем. Его повели в волостное правление. Дойдя до храма и услышав где-то в селе выстрел, сопровождавшие священника испугались народного гнева. Без промедления они расстреляли отца Владимира прямо на площади возле храма[6].
Священномученик Сергий Знаменский (+1937).
Память 14 (27) ноября.
Сергей Знаменский родился 10 апреля 1873 года в Чите. Его отец – священник Иоанн Знаменский – умер рано, поэтому мальчик воспитывался в доме деда, служившего псаломщиком в сельском храме.
Окончив в 1913 году Казанскую духовную академию, Сергей был рукоположен во священника к кафедральному собору города Читы. Когда началась Первая мировая война, отец Сергий в качестве полкового священника был командирован на фронт, где пробыл до самого окончания войны. За самоотверженное служение он был награжден двумя орденами и Георгиевским крестом 4-й степени. В 1917 году отец Сергий был возведен в протоиереи и награжден крестом с украшениями и митрой.
По дороге домой в Читу после распада фронта он остановился в Симбирске. Архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский) назначил отца Сергия в Троицкую церковь села Чуфарово[7]. Вскоре туда к нему приехала супруга с дочерью. В селе священнослужитель завоевал расположение крестьян. Священник обличал коммунистов, совершавших грабежи и поборы с крестьян. За это его клеветой и доносами стремились убрать из села, обвиняя в контрреволюции и распространении провокационных слухов.
Первый раз отец Сергий был арестован в 1920 году. Он писал заявления в уездный комитет партии, объясняя все обстоятельства. Вскоре его освободили из ЧК и выдали удостоверение о том, что этот священник не подлежит арестам и репрессиям. Однако несмотря на выданное удостоверение в 1921 году отец Сергий был вновь арестован, а позднее выслан в Зырянский край.
После освобождения из ссылки, не имея средств доехать до Симбирска, он остановился в Вятке и был назначен настоятелем Успенского собора в Яранске. В то время в Вятской епархии власть захватили обновленцы. Желая избежать очередного ареста, отец Сергий уехал в Муром. Священника схватили прямо на многолюдной ярмарке и по сфабрикованному делу отправили в тюрьму.
27 ноября 1937 года протоиерей Сергий Знаменский был расстрелян в Бутове и погребен в безвестной общей могиле[8].
Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский (+1938).
Память 1 (14) января.
Священномученик Александр (в миру Александр Иванович Трапицын) родился 29 августа 1862 года в селе Волма Вятской губернии. В многодетной семье диакона Иоанна Трапицына и его супруги Клавдии подрастало восемь сыновей, трое из которых спустя годы стали священниками. Александр обучался в Вятском духовномучилище, затем поступил в Вятскую духовную семинарию.
В 1884 году в качестве одного из лучших воспитанников семинарии был направлен в Казанскую духовную академию. Окончив академию в 1888 году со степенью кандидата богословия, Александр Иванович был назначен на должность надзирателя в Вятское духовное училище. В том же году он женился. 23 февраля 1889 года Александр Трапицын был рукоположен в диакона, 26 февраля – во священника к Всехсвятской церкви города Вятки. В 1892 году у отца Александра умерла жена.
В 1900 году отец Александр принял монашеский постриг, при котором ему было оставлено прежнее имя. Уже в 1901 году иеромонах Александр был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Калужской духовной семинарии. В 1904 году архимандрит Александр был рукоположен в епископа Муромского. Позднее владыка Александр возглавлял Юрьевскую и Вологодскую кафедры.
В 1920 году епископ Александр был назначен на Симбирскую кафедру. Он не признал власть обновленцев и образовал временную независимую автокефальную Симбирскую Церковь. В 1928 году владыка был возведен в сан архиепископа и назначен на Самарскую кафедру.
В августе 1933 года владыка был арестован ОГПУ, а в октябре того же года его приговорили к трем годам ссылки. В 1937 году владыку снова арестовали в Куйбышеве и обвинили в «участии в подпольной контрреволюционной церковно-сектантской организации и организации террористических групп». Священномученик Александр (Трапицын) был расстрелян 14 января 1938 года и похоронен в общей могиле в Куйбышеве.
Священномученик Николай Розов (+1938).
Память 20 февраля (5 марта).
Николай Розов – один из сыновей священника Василия Розова, брат известного патриаршего архидиакона Константина Розова. Николай родился 27 ноября 1877 года в селе Жданово Симбирской губернии. Духовное образование получил в Алатырском духовном училище и в Симбирской семинарии.
В 1898 году Николай был рукоположен во диакона к храму в селе Анненково Симбирского уезда, стал заведующим двух церковно-приходских школ и преподавателем Закона Божия в земской школе. В 1904 году отец Николай был рукоположен во священника и переведен на служение в храм Рождества Христова в селе Барышская Слобода Алатырского уезда.
Очередной ступенью духовного образования иерея Николая стало поступление в духовную академию Санкт-Петербурга в 1906 году. Окончив ее в 1910 году со званием кандидата богословия, он стал преподавателем Закона Божия в Еленинском институте Санкт-Петербурга.
На протяжении всей жизни священник был деятельным противником пьянства и состоял в Александро-Невском обществе трезвости. С 1918 по 1931 год отец Николай служил в сельских приходах в селе Григорово недалеко от Алатыря, в селе Коноклейки в Мордовии, в селе Купчино рядом с Петроградом, где был возведен в сан протоиерея.
19 марта 1935 года отца Николая арестовали. По результатам допроса следователь заключил, что священник – «исключительно антисоветский тип», ведущий «антисоветскую агитацию». Уже 28 марта на основании постановления особого совещания НКВД он как социально опасный элемент был выслан на пять лет в Уфу вместе с супругой.
12 декабря 1937 года протоиерей Николай был арестован и заключен в тюрьму. На допросе ему вменяли в вину контрреволюционную агитацию, фашистскую пропаганду и распространение провокационных слухов. Но отец Николай все отрицал. 13 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Николай Розов был расстрелян 5 марта 1938 года в Уфе и погребен в общей могиле.
Священномученик Василий Покровский (+1941).
Память 13 (26) декабря.
Будущий священномученик родился 16 декабря 1879 года в селе Баевка Сенгилеевского уезда Симбирской губернии. Василий Покровский – потомственный сельский священник, сын протоиерея Андрея Покровского.
Василий окончил Симбирскую духовную семинарию. В 1903 году он был рукоположен в священнический сан. Отец Василий служил в селе Архангельское Карсунского уезда, в селах Дады и Андреевка Ардатовского уезда, в селе Промзино Алатырского уезда.
В семье отца Василия родилось пятеро детей. Сельское хозяйство, пчеловодство и содержание домашнего скота позволяло прокормить большую семью. Коллективизация стала одним из способов борьбы советской власти с Русской Православной Церковью. Часто неуплата высоких налогов в срок была основанием для ареста священнослужителей. Эта участь постигла и отца Василия: в 1929 году он был осужден и приговорен к двум годам лишения свободы. Священник отбывал срок наказания в Ульяновске, а вернувшись, продолжил пастырское служение и был возведен в сан протоиерея[9].
В 30-е годы священнослужителя постоянно вызывали в НКВД – агитировали бросить служение и отречься от Бога. Отец Василий отвечал категорическим отказом.
В 1940 году его снова арестовали за неуплату налогов и приговорили к шести месяцам исправительно трудовых работ. Однако вышестоящий суд оправдал священника. Представителей власти это не остановило. Неизменный повод – неуплата налогов – позволил властям закрыть храм и в очередной раз арестовать отца Василия в 1941 году. На судебном заседании 30 октября 1941 года протоиерею Василию Покровскому был вынесен смертный приговор. Со слов одного из конвоиров, священник был расстрелян на правой стороне реки Суры, рядом с городом Алатырь вечером 26 декабря 1941 года.
Многие великие святые хорошо знакомы всем христианам. Но хочется верить, что и память малоизвестных местных святых, и подвиг многих новомучеников и исповедников нашей церкви не будут пренебрегаемы. Особую надежду в этом смысле дают монастырские общины, ведь именно монастыри традиционно являются местами усердного поклонения Богу и почитания святых. И это имеет очень важный смысл. Ведь христиане, живущие в миру, равняются на опыт иночества, и этот ориентир будет верным только в том случае, если сами монашествующие, будут иметь своим образцом Господа Иисуса и святых Его[10].
На Симбирской земле есть такой Божий уголок – Спасский женский монастырь.
Спасский женский монастырь находился в самом центре города. Первое упоминание о Симбирском Спасском Новодевичьем монастыре относится к 1663 году, при этом в исторических документах говорится об уже существующей обители с мощными стенами монастыря, несколькими храмами и колокольней. В 1920 году монастырь был официально закрыт, а затем здесь был организован концентрационный лагерь. Узниками его стали, в числе прочих, и представители духовенства. Храмы уничтожались. Трагическая участь постигла последних монахинь женского монастыря. Часть из них, включая настоятельницу игуменью Анфию (Лютикова Анфия Андреевна), были сосланы на разные сроки в начале 30-х годов, другая часть была расстреляна в 1938 году[11]. В Книгу памяти жертв политических репрессий Ульяновской области, выпущенную Ульяновской прокуратурой, вошли имена 72 бывших монахинь, репрессированных на территории области. Судьбы многих отправленных в ссылки и лагеря остаются неизвестными[12].
В настоящее время вновь образованный в Симбирской епархии Спасский женский монастырь, став правопреемником обители, возрождает разрушенные храмы, восстанавливая и оберегая историческую память об именах и судьбах, о подвигах во славу Божию как явных, так и сокрытых, с заботой о духовной жизни нашей и наших детей. Прикосновение к опыту прославленных церковью подвижников в земле Симбирской просиявших, осуществляется в монастыре в разных формах: это чтение их житий и наставлений в кельях и за трапезой, беседы об их жизни и опыте с сестрами и прихожанами монастыря, и, самое главное, живое общение с угодниками Божьими в богослужении и личной молитве[13].
Поэтому очень важно особо отмечать дни памяти новомучеников и исповедников нашей земли совершением богослужений и произнесением проповедей, раскрывающих смысл и значение их подвига. Знакомить прихожан и паломников наших монастырей с этими столпами веры.
Таким образом, теперь Собор Симбирских святых насчитывает 14 имен:
1. Александр Гневушев, иерей, сщмч. (1930);
2. Александр Телемаков, иерей, сщмч. (1938);
3. Александр (Трапицын), архиеп. Самарский, сщмч. (1938);
4. Андрей Симбирский, блж. (1841);
5. Василий Покровский, иерей, сщмч. (1941);
6. Владимир Пиксанов, иерей, сщмч. (1918);
7. Гавриил (Игошкин), архим., исп. (1959);
8. Герасим, еп. Астраханский, свт. (1880);
9. Екатерина Декалина, послуш., прмц. (1938);
10. Иоанн Ильинский, прот., сщмч. (1918);
11. Неофит Любимов, прот., сщмч. (1918);
12. Николай Покровский, иерей, сщмч. (1919);
13. Николай Розов, прот., сщмч. (1938);
14. Сергий Знаменский, прот., сщмч. (1937).
Православный народ земли Симбирской свято чтит память святых, этих ходатаев и заступников пред Богом и обращается к ним с молитвами.
Список использованных источников и литературы:
- ГАУО Ф. 134, оп. 2, д. 15. Клировые ведомости церквей г. Симбирска и его уезда за 1876 год.
- ГАУО Ф. 134, оп. 2, д. 26. Клировые ведомости о церквах г. Симбирска и его уезда за 1893 год.
- Биография прот. Алексия Скалы на сайте Русское Православие: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?4_11028
- Мартынов П.Л Селения Симбирского уезда – Симбирск. Типолитография А.Т Токарева, 1903.
- Мартынов П.Л Остатки старины, сохранившиеся в Симбирском уезде. – Симбирск. Губернская типография, 1896.
- Скала Алексий, прот. Святые, в земле Симбирской Просиявшие. Ульяновск: Ульяновский дом печати, 2009:http://neopalimovsky.ortox.ru/data/documents/Svyatye-Simbirska.pdf
- http://astreparh.ru/svyatye-i-svyatyni.html
- https://azbyka.ru/days/sv-sobor-novomuchenikov-v-butove-postradavshih
- https://azbyka.ru/days/sv-sobor-saratovskih-svjatyh
- https://vk.com/wall-64320989_5274?ysclid=lrzd6msj66323306347
- https://spas-monastery.by/
- https://spass.cerkov.ru/?ysclid=lrzd9gcgkm373671214
[1] https://spas-monastery.by/
[2] https://vk.com/wall-64320989_5274?ysclid=lrzd6msj66323306347
[3] Клировые ведомости церквей г. Симбирска и его уезда за 1876 год.
[4] ГАУО Ф. 134, оп. 2, д. 26. Клировые ведомости о церквах г. Симбирска и его уезда за 1893 год.
[5] http://astreparh.ru/svyatye-i-svyatyni.html
[6] https://azbyka.ru/days/sv-sobor-saratovskih-svjatyh
[7] Мартынов П.Л Селения Симбирского уезда – Симбирск. Типолитография А.Т Токарева, 1903.
[8] https://azbyka.ru/days/sv-sobor-novomuchenikov-v-butove-postradavshih
[9] Мартынов П.Л Остатки старины, сохранившиеся в Симбирском уезде. – Симбирск. Губернская типография, 1896.
[10] https://spas-monastery.by/
[11] https://spas-monastery.by/
[12] Скала Алексий, прот. Святые, в земле Симбирской Просиявшие. Ульяновск: Ульяновский дом печати, 2009:
[13] https://spass.cerkov.ru/?ysclid=lrzd9gcgkm373671214