Иеромонах Александр (Фаут), духовник, председатель правления Санкт-Петербургской общественной организации «Общество памяти игумении Таисии»
|
«Духовное наследие преподобного Гавриила Седмиезерного и почитание в Санкт-Петербурге»
Доклад на конференции «Преподобный Гавриил Седмиезерный и его ученики, новомученики и исповедники Церкви Русской: свобода и ответственность в выборе жизненного пути и подвига»
Региональный этап XXVII Международных рождественских образовательных чтений
«Молодежь: свобода и ответственность»
6 декабря 2018 г., Высоко-Петровский мужской монастырь г. Москвы
Всечестные отцы!
Дорогие братья и сестры!
Сегодня все больше людей в России и за рубежом узнают о жизни и духовном наследии преподобного Гавриила Седмиезерного и становятся почитателями этого великого старца. Старец Гавриил на протяжении многих лет особо почитается и в нашей Санкт-Петербургской общественной организации
«Общество памяти игумении Таисии».
Наследие преподобного Гавриила несомненно должно быть сохранено для созидания духовной жизни в современном обществе и ради будущих поколений как среди монашествующих, так и среди мирян. Трудная монашеская жизнь и духовные подвиги помогли старцу Гавриилу достичь той духовной высоты, которая именуется в Церкви святостью, и стать одним из благодатнейших старцев своего времени, собравшим вокруг себя множество духовных чад и возрастившим немало учеников, некоторые из них были прославлены в сонме новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви.
Раскрывая тему духовного наследия преподобного Гавриила, нужно особо отметить силу его пастырских наставлений, очищающих сердца и открывающих пути для ищущих спасения, увещевающих к молитвенному деланию. «Кто освящает свое сердце именем Господним, у того все чувства бывают святы и для врагов спасения неприступны. У такого сердце делается исходищем живота, из сердца такого человека истекут, по обещанию Господа, реки воды живой, т. е. мысли духовные, полные жизни и мира», – писал в своих наставлениях преподобный Гавриил.
Свою духовную молитвенную жизнь преподобный Гавриил, став настоятелем Седмиезерной пустыни, сумел успешно совместить с широкой хозяйственной деятельностью. В отличие от существовавшей в то время традиции собирать по селам и деревням подаяние для нужд монастыря во время крестных ходов, он предпочел в первую очередь наладить собственное монастырское хозяйство, чтобы монахи своими трудами могли обеспечить все самое необходимое для монастырской жизни, а также были ограждены от многих искушений, которые ожидали их в миру и притом с деньгами в руках.
Сам старец Гавриил был хорошо знаком с тяжелой духовной борьбой со страстями и по себе знал, какими скорбями происходит их преодоление. «Познав на опыте, что значит цепи страсти, Батюшка впоследствии всегда был сострадателен к работствующим какой-либо страсти, и никогда не осуждал их, а только всем сердцем соболезновал и старался своими советами, и особенно молитвами, ослабить узы вражеского плена», – писал об этом архимандрит Симеон (Холмогоров).
Для осуществления поставленной задачи старец Гавриил направил свое внимание вначале на сельское хозяйство: монастырские земли вместо дешевой аренды стали обрабатываться, усовершенствовались способы и орудия обработки земли, появился собственный скотный двор, а вместе с этим и немалые доходы от продажи сельскохозяйственной продукции в городе. Для ремонта и постройки новых храмов старец завел свои обжигательные печи для известки и алебастра и обновил кирпичный завод. Многие дела в монастырском хозяйстве пошли в гору благодаря тому, что преподобный Гавриил лично занимался ими. Было открыто множество ремесленных мастерских, которые очень быстро окупили себя и стали приносить доход. Ко всем этим трудам старец старался максимально приобщить братию, чтобы приучить их добывать средства для существования монастыря собственным трудом. И, конечно же, вести такое большое хозяйство, означало для самого преподобного Гавриила круглосуточную работу, без отдыха и перерывов на протяжении длительного времени, требующую большой концентрации умственных и душевных сил. Но именно такое устроение монашеской жизни в обители привело к процветанию Седмиезерной пустыни.
Наравне с заботами и трудами по хозяйству старец Гавриил много сделал и для духовного воспитания братии и обращавшихся к нему за наставлением мирян. Преподобный Гавриил своим духовным чадам советовал идти путем «смиренного делания», которым следовал и сам. Старец Гавриил считал, что личный пример христианского подвига, несомненно, принесет больше пользы, чем мудреные увещевания или жаркие споры. И, конечно, одним из основополагающих принципов его духовничества была любовь. Наставления и письма старца Гавриила были пропитаны любовью к Богу. «Эту любовь ты должен воспитывать в сердце своем, согревать и стараться довести ее до такой степени совершенства, чтобы ей уступала всякая любовь иная», – писал преподобный Гавриил. Именно такую любовь имел и сам старец, и именно она зажигала в сердцах людей ответную любовь и объединяла вокруг него множество учеников и обычных мирян, утешенных и отогретых состраданием и молитвой своего духовного наставника.
Мое знакомство с жизнью и подвигами схиархимандрита Гавриила состоялось в самом начале монашеского пути, когда я еще был послушником в Валаамском монастыре, в котором только возрождалась монашеская жизнь и только начинались работы по восстановлению обители; игуменом монастыря тогда был отец Андроник (Трубачев). В это время я прочитал книгу о схиархимандрите Гаврииле, и меня глубоко впечатлила иноческая судьба старца Гавриила, его судьба как игумена монастыря, то, как он управлял монастырем и братией. Все это очень сильно затронуло меня до самой глубины души.
Позже в моей жизни произошли некоторые события, в которых, я думаю, не обошлось без молитвенного участия схиархимандрита Гавриила. В 1995 году, когда я служил на Санкт-Петербургском подворье Валаамского монастыря, в храме Казанской иконы Божией Матери, ко мне приехали из Москвы раба Божия Алла со своей знакомой и настоятельно просили поехать вместе с ними в Казань. Поскольку я был совсем не склонен к поездкам, то поначалу долго отказывался, и даже не мог понять, почему они так сильно упрашивают меня. Но т. к. Алла помогала мне исполнять послушание в трапезной, когда я еще был послушником на Валааме, и у нас с ней сложились добрые отношения, я чувствовал себя немного обязанным ей и в итоге уступил. На тот момент у нас уже была небольшая община, и в Казань я поехал не один, а с группой из 12 человек. По прибытии мы оказались на празднике Казанской иконы Божией Матери с крестным ходом в одном селе, недалеко от Казани. И все это время меня не оставляли мысли, почему все так сложилось и для чего я сюда приехал.
В один из дней нашей поездки спутница Аллы предложила нам посетить еще одно из святых мест Казанской земли. Когда мы приехали к этому месту, то увидели полуразрушенный храм, как оказалось, это была бывшая Седмиезерная пустынь. После того, как мы помолились, немного убрались в храме и пропели акафист, она показала нам могилку и сказала, что там был похоронен схиархимандрит Гавриил. И для меня это было такое ошеломляющее событие, что я сразу понял, для чего была вся эта поездка, что это старец Гавриил по молитвам Божией Матери сам так устроил, чтобы я приехал к нему на могилку помолиться. Я был настолько впечатлен, что это событие буквально все перевернуло в моей душе. Помолившись схиархимандриту Гавриилу, мы вернулись в Казань, где нас ждала еще одна неожиданная встреча. Так совпало, что мы приехали в храм в честь Седмиезерной иконы Пресвятой Богородицы, и оказалось, что в этот день был престольный праздник, и все смогли приложиться к чудотворному образу Божией Матери, который в честь праздника был вынесен из алтаря. Радости нашей не было предела.
Таким образом произошла наша поездка к преподобному Гавриилу, которая оставила у нас массу неизгладимых впечатлений. Практически сразу же, как только мы вернулись из недолгой поездки, у нас неожиданным образом появилась возможность издавать книги, и одной из самых первых мы издали книгу
«Схирхимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пустыни» в 1996 году. И впоследствии мы не раз ее переиздавали, выпуская в дополненном виде. Помимо жития, книга включает в себя духовные наставления старца, его письма, завещание духовным детям, а также акафист, посвященный преподобному Гавриилу. Жизнеописание составлено его ближайшим учеником архимандритом Симеоном (Холмогоровым), который достойно передал будущим поколениям дивный образ этого исключительного подвижника. Как при жизни своей преподобный Гавриил, согревая всех теплотой своей любви и сердечного участия, многих вел ко спасению путем духовной мудрости и простоты, так и в настоящее время его житие является примером для наших современников. Причем оно одинаково полезно как для монашествующих, так и для мирян, поскольку являет нам образец истинного христианства, исполненного кротости, смирения и терпения, преодоления страстей и телесной немощи.
Во время становления нашей общины с нами случались различные инциденты, но, слава Богу, все удачно способствовало их благополучному разрешению, и мы до сих пор трудимся. И, видимо, по молитвам старца Гавриила так все сложилось, что городская администрация пошла нам навстречу, и мы получили для нашей деятельности здание с условием его восстановления, где обосновалась наша обитель. И правила, по которым схиархимандрит Гавриил управлял монастырем и братией, мы, конечно, тоже для себя во многом приняли, и они стали основополагающими и для нашего общежития.
Наше Общество, названное в память великой подвижницы и духовной дочери святого праведного Иоанна Кронштадтского игумении Таисии (Солоповой), главным образом занимается изданием богослужебной, богословской и святоотеческой литературы, в том числе акафистов и книг Священного Писания. У нас также работают золотошвейные и иконописные мастерские, где создаются уникальные плащаницы Божией Матери. А в последнее время целью нашего издательства стало ознакомить народы республик и других стран с интереснейшей историей становления Российского государства, местом Церкви в жизни народа, и также представить для современников выдающихся богословов в истории Русской Церкви, отвоевавших ценою своей жизни и страданий для нас возможность сохранить связь с Богом, со Христом, спасающим нас, все человечество из рук лицемерия. И нам навстречу пошли переводчики разных стран и национальностей, которые приняли совместное
участие в этой нелегкой работе и порадовали нас непредвзятым интересом к Православию и к внезапно открывшемуся им новому православному миру.
Работы по переводам и изданию книг на разных языках мира ведутся уже давно, и за эти годы были сделаны переводы Жития преподобного Серафима Саровского, преподобного Сергия Радонежского, старца Силуана Афонского и других книг. И осознавая ценность духовного наследия схиархимандрита Гавриила, в том числе ведется работа и по переводу его жития и наставлений на разные языки. В настоящее время завершен перевод книги на якутский язык и продолжаются работы по переводу книги о преподобном Гаврииле на другие языки. Мы стараемся познакомить с прекрасной историей жизни схиархимандрита Гавриила не только русскоязычное население, но и все народы на нашей малой планете Земля, во всех уголках, чтобы как можно больше людей читало и вдохновлялось жизнью, подвигами и молитвами преподобного Гавриила Седмиезерного, великого угодника Божия и строителя монастырской жизни.