Красова Маргарита Владимировна, регент храма св.Илии Пророка (г. Сантк-Петербург), |
«Песнопения православного Средневековья – святоотеческий завет нашему современнику»
Доклад в рамках XXVI Международных рождественских образовательных чтений
«Нравственные ценности и будущее человечества»
Конференция «Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России»
23 января 2018 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
Аннотация.
В данной статье исследуется проблема сохранения нашими современниками фундаментальных жизненных опор: духовных, нравственных, цивилизационных. Обосновывается идея о том чтовизантийская и древнерусская певческие традиции, хранящие истины веры из глубины веков, актуальны сегодня. Статья посвящена феномену востребованности средневековых песнопений как в клиросной практике Санкт-Петербурга, так и в концертной жизни северной столицы. В статье обобщается практический опыт регентов и хормейстеров,обращающихся к святоотеческому певческому наследью,рассматриваются пути и проблемы освоения византийской и древнерусской певческой традиции в культуре современного Петербурга.
Ключевые слова:цивилизационная идентичность, истоки православной культуры, актуализация византийской певческой традиции, самобытность древнерусского церковного наследия, школы византийского пения в культуре современной России ,византийские и древнерусские песнопения.
- Krasova,
the Regent of the Temple of Elijah the Prophet,
postgraduate studentRussian Institute of art history
THE MEDIEVAL ORTHODOX HYMNS — THE PATRISTIC COVENANT TO OUR CONTEMPORARY.
Abstract.This article explores the problem of our contemporaries searching for the fundamental pillars of life: spiritual, moral, civilizational. The article substantiates the idea that Byzantine and old Russian singing traditions that preserve the truths of faith from time immemorial are relevant today. The article is devoted to the phenomenon of demand for medieval chants both in the practice of St. Petersburg and in the concert life of the Northern capital. The article addresses the experiences of conductors and choirmasters ,choral referring to the patristic heritage. The article discusses the ways and problems of development of Byzantine and old Russian singing traditions in the culture of modern St. Petersburg.
Key words:civilizational identity, the origins of the Orthodox culture, the actualization of the Byzantine singing tradition and identity of the ancient ecclesiastical heritage of the school of Byzantine singing in the culture of modern Russia, Byzantine and old Russian chants.
Давно ушедшая с исторической арены Византийская цивилизация продолжает привлекать внимание учёных: искусствоведов, теологов, философов, культурологов, – исследователей, работающих в разных методологических парадигмах. Однако в настоящее время в отечественной культуре острую актуальность с очевидностью приобретает антропологическое измерение в постижении византийского наследия. «Сегодня борьба за будущее – это борьба за антропологию. Это борьба за определение того, что есть «человек», – сказал святейший патриарх на заседании XXI Всемирного русского народного собора.[7]Обращение к собственной певческой традиции, к её корневой, византийской, системе представляет собой важнейшую опору, необходимую для развития и движения вперёд.
Глубинный смысл обращения к истокам православной культуры состоит в поиске ценностно-жизненных устоев – духовных, нравственных, цивилизационных. Именно в православном средневековье были выработаны духовные первоосновы человеческого бытия, которые воплотившись в художественных образах стали вечными символами, созвучными русской душе, по-своему их претворившей, по-своему переработавшей. Вечные сокровища Духа продолжают и сегодня спасать человека от мировой глобализации.
Средневековье создало сакральные пространства для общения человека с Богом, объединив в одно художественное целое архитектуру, иконопись, культовые жесты, драматургию света, смену запахов во время богослужений, экфонетические возгласы духовенства и церковное пение. Древнее церковное пение являет собой православную аскетическую дисциплину(В.И. Мартынов), в основе которой находится молитвенная практика, подвиг созерцания высшей Красоты[6]. Если в основе европейского искусства лежат эстетические принципы, художественное восприятие и выражение земной красоты, то аскетические каноны византийского искусства отражают способность человека к постижению глубинной сущности мира, к восприятию Божественной благодати. Таким образом, византийская и древнерусская певческие модели представляют собой особый тип художественного сознания и практики, используя выражение Х.Бельтинга, «образ до эпохи искусства».[1,с.87] Перефразируя князя Е.Н.Трубецкого, назвавшего древнерусскую икону «умозрением в красках», средневековые богослужебные песнопения можно назвать «умозрением в звуках»,«звуковоплощенной молитвой»[8]. Это органичная часть Предания, хранящая истины веры, открывающая человеческой душе путь ко Спасению, приобщению к вечным ценностям. Такие духовные дары Византии, как Литургия, учение о нетварных Божественных энергиях и священном безмолвии (Исихазм), а также Осмогласие св.ИоаннаДамаскина, воплотившись на русской ниве, расцвели в чине распевов, шедеврах зодчества и иконописи,а также способствовали появлению выдающихся святых подвижников благочестия.
Начало нашего церковного пения освящено примером Христа Спасителя, который окончил Тайную Вечерю пением псалмов: «И воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф.26:30;Мк.14:26).Это пение Иисуса Христа и есть начало новозаветного богослужебного пения. По словам св. Иоанна Златоуста: «Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом»[3]. Существует мнение исследователей, что была воспета общеизвестная мелодия Псалма 118 «Блаженнинепорочнии».
Почитание раннехристианских традиций продолжает сохраняться на протяжении многих веков. Литургия совершается по чину Василия Великого или Иоанна Златоуста. Авторами богослужебных песнопений: стихир, канонов, кондаков, тропарей являются греческие святители и гимнографы. Византийские гимны на протяжении огромного исторического периода более, чем тысячелетней эпохи являются тем языком, на котором апостольская Церковь говорит с Живым Богом. Это незамутнённый источник из недр апостольской Церкви.
Параллельно с партесным стилем русского богослужебного пения, во многих церквях Румынии, Болгарии, Сербии, Греции, а также в пении старообрядцев сохраняется древняя монофоническая певческая традиция –Псалмодия,имеющая общие корни с латинским григорианским хоралом,с древними песнопениями сирийской и армянской церкви.Корни псалмодии происходят из древних музыкальных традиций, как иудейских, так и языческих традиций стран Восточного Средиземноморья.Для сакрального пения, развитого в Средневековье, создавались особенные формы нотации. Обозначения, разработанные на протяжении веков, сложились в сложную систему знаков, способных выражать тонкие нюансы мелодического движения, интонации и выразительности. В IIIвеке стало развиваться искусство нотной скорописи, состоящее из множества знаков в виде чёрточек, прямых, искривлённых, косых. Эти знаки назвали невмами.Самая древняя из существующих нотаций – невменнаястаровизантийская, родственная древнерусской кондакарнойнотации. Крюковое или невменное нотописание сохраняется и доныне в церквях греческих, армянских и у старообрядцев.Веками в богослужебном опыте церкви отбирались мелодические обороты и интонации,способные выражать духовное. Постепенно создавался драгоценный мелодико-попевочный фонд, определяемый церковным каноном. Византийская музыка – это музыка слова, которое в православном Богослужении занимает первое место. Простые гласовые мелодии незаметно одевают гимны и способствуют более полному пониманию содержания, помогают человеку достигать чистоты сердца, просвещения ума и святости. Размышляя о смысле богослужебного пения, св.Григорий Нисский задается вопросом: «В чем суть той несказанной и божественной сладости, которую примешал к своим наставлениям великий Давид? – и отвечает: философия, явленная в мелодии, есть более глубокая тайна, чем о том помышляет толпа… Быть может мелодия есть не что иное, как призыв к более возвышенному образу жизни» [2,с.129]. Распетое слово затрагивает самые сокровенные основания человеческого духа в его движении ко вселенскому первоисточнику.
Осмогласие (октоих) – это особая идея византийской певческой системы. Исторически оно восходит к ветхозаветному акцентному письму. Дальнейшее становление ладово-мелодической или модальной системы византийской гимнографии есть сложнейший процесс, суть которого заключается в соединении различных эллинистических, иудейских, сирийских, коптских и других национально-мелодических начал.Окончательное формулирование принципа пения на ихосы или гласы и превращение его в стройную и совершенную систему было осуществлено Иоанном Дамаскиным.Теория осмогласного пения изложена в его рукописи «Святоградец», хранящийся в Парижской библиотеке, а практика богослужения отражена в книге «Октоих».Вплоть до IX в. богослужебное пение существовало преимущественно в устной форме, как живая устная традиция,невозможная без общения с мастером-наставником.Триада: «глас-попевка-невма», составляли духовную и конструктивную основу византийской системы богослужебного пения.
Унисонное звучание Византийского пения служило выражением единомыслия и единения по принципу: «Едиными устами – единым сердцем». Символично и его мужское звучание, характерное как для западного, так и для восточного христианства.Безкульминационный характер византийской псалмодии придавал песнопениям спокойствие и бесстрастность,что способствовало возвышению над миром земных страстей. Св.Климент Александрийский (150–215)в богословском труде «Строматы» свидетельствует:«Надо употреблять напевы скромные и целомудренные – скромные перемены голоса обуздывают дерзость… Мы же в качестве инструмента пользуемся для прославления Бога единственно мирным словом (Логосом), а не псалтирью уже, какая иудеями в Ветхом Завете употреблялась, и не трубой, и не тимпаном, и не флейтой, которые обычно употребляют люди военные, но к которым прибегают и презрители страха Божия при праздничных своих хоровыхплясках, через разыгрываемые на этих инструментах мелодии уснувшую чувственность возбуждая…А из кого должен состоять хвалебный хор? Объясняет это сам Дух Святой: Хвала Ему в собрании святых; пусть они радуются о Царе своем… Ибо Господь благоволит к народу Своему. Мелодии же должны мы выбирать проникнутые бесстрастностью и целомудрием; мелодии же, душу разнеживающие и расслабляющие, не могут гармонировать с мужественным нашим и великодушным образом мыслей и расположением. Искусство, выражающееся в переливах голоса по разным коленам, есть лживое искусство; влияет оно на развитие склонности к жизни бездеятельной и беспорядочной. Мелодиями же строгими и серьезными бесстыдство и дикое пьянство, напротив, предупреждаются в самом зародыше. Разнеживающие звуки музыки хроматической посему мы предоставим людям, устраивающим грязные кутежи, и гетерам, имеющим обязанность украшать себя всем цветным»[5].
В творениях православных подвижников первых веков христианства даны духовные советы, как правильно молиться,соединяясь с благодатью Божией, и избегатьэмоциональной экзальтации, экстаза и субъективных фантазий.Святая Церковь всегда направляла верующих к просвещению ума и согреванию сердечного чувства веры. В V–VIII вв. произошло отмежевание церковно-певческого искусства от мирского путём ограничения числа ладов и строев музыки,допущенной до богослужебного применения. «Господь соединил с пророчеством мелодию для того, чтобы все, увлекаясь плавным течением стихов,с совершенным усердием возглашали священные песнопения. Ничто не возбуждает,не окрыляет так духа,ничто так не отрешает его от земли и уз телесных, ничто так не наполняет любовью к мудрости и равнодушием к житейским делам,как пение стройное, как песнь священная, сложенная по правилу ритма…Господьустановил пение псалмов,дабы из этого мы получали и удовольствие и пользу»,-наставляет паству св.Иоанн Златоуст[4,с.238].Роман Сладкопевец, Андрей Критский, Святитель Прокл, КосьмаМаюмский, Иустин Философ, Климент Александрийский, Мефодий Патарский,Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст, Блаженный Иероним, Блаженный Августин, Иоанн Дамаскин – это святые имена создателей канонического богослужебного пения Православной церкви.
Выделим культурные феномены, свидетельствующие о качественно новом уровне общественного и личностного интереса к византийскому наследию, в частности, в его певческой составляющей.
Большим вкладом в развитие музыкальной культуры Петербурга являются: возрождение традиции«Великопостных концертов», «Крещенских вечеров» в концертном зале «Октябрьский», организация композиторского конкурса «Роман Сладкопевец», «Валаамского певческого международного фестиваля», концертов духовной музыки в Исаакиевском соборе. В рамках фестиваля «Академия православной музыки»,который курировала А.Н.Кручинина, слушатели могли познакомиться с лучшими исполнителями Сербии, Греции, Грузии и России, поддерживающими древние певческие традиции, такими, как группа певчих «Фомадес» кельи святого Фомы скита св. Анны Свято-Афонского монастыря, протопсалтом из Сербии Николой Попмихайловым и его замечательным сербским хором «Моисей Петрович», архимандритом Серафимом Бит-Хариби, возрождающим древнюю арамейскую певческую традицию и другими. Вокальный ансамбль из ассирийского посёлка Канда (Грузия) под руководством архимандрита Серафима порадовал слушателей на праздничном концерте в Храме Христа Спасителя 26 января 2018годав честь закрытия XXVIРождественских чтений в Москве.
Прекрасная профессиональная школа византийского пения создана 27 лет назад в 1990 году выпускницей консерватории, регентом и композитором Ириной Валентиновной Болдышевой при храме Владимировской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге. Хор был создан по благословению владыки Иоанна Снычёва, в те годы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Постепенно хор преобразовался в церковно-певческую школу.
В последние годы византийские распевы в нашем городе постоянно звучат в исполнении хора «Пахомий Логофет»,созданного в 2012 году юным целеустремлённым протопсалтом Серафимом Астаховым, студентомтеологического факультета РХГА, в храме Фёдоровской иконы Богородицы(ул.Миргородская д.1), в домовом храме во имя святителя Спиридона Тримифунтского в Адмиралтействе на Дворцовой набережной,а также на Тихвинском подворье(ул.Дегтярная 18а).Хор назван именем афонского инока и знаменитого гимнографа ХVвека.
Репертуар русского византийского хора «Пахомий Логофет», ставшего неотъемлемой частью культурного пространства Санкт-Петербурга, неизменно украшают песнопения Иоанна Кукузеля, Петра Лампадария, Иакова Протопсалта и других знаменитых гимнографов и мелургов. Песнопения звучат как на церковно-славянском,так и на греческом языке. К 2017 году мужской византийский хор насчитывает 12–15 певчих,с которыми регент регулярно принимает участие в богослужениях и даёт концерты.
Византийская традиция пения поддерживается на архиерейском афонском подворье в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на ул.5-й Советской (бывшей Рождественской) 31–33 литера А, где управляет хором энергичный регент Алексей Жуков, выпускник хорового училища им. М.И.Глинки, более 20 лет возглавлявший Праздничный хор Валаамского монастыря. В настоящее время в храме поют за богослужениями два хора: мужской и женский, организована школа церковного пения.
На базе Российского института истории искусств (РИИИ) в Петербурге 17–18 октября 2016 г. проходила Международная научно-практическая конференция «Духовные ценности Афона и Русский Север». Участники имели возможность услышать византийские песнопения в исполнении протопсалта из Греции Дмитрия Манусиса, художественного руководителя хора «Филатоните» подворья Сименопетрского афонского монастыря в Салониках, Греция.
Отдельно следует отметить певческие заслуги Валаамских регентов, которые нашли пути интерпретации средневековых византийских распевов и постижения древнерусской монодии – основы основ русского певческого стиля. В середине 1990-х годов братия Валаамского монастыря совершила паломничество на Святую землю и Афон, откуда были принесены традиции византийского пения на клиросы Валаама. В наши дни за богослужениями помимо валаамского обихода весьма употребительны мелодии греческие, болгарские, сербские, т.е. византийской традиции, что подчёркивает значение Валаамского монастыря как Северного Афона.
Регент о.Герман( Рябцев), возглавлявший с 1991 по 2003 год Валаамский хор, ввёл в практику исполнение песнопений различных распевов с исоном. Эта традиция прочно закрепилась в современной певческой практике Валаамского монастыря. Неоценимую помощь в изучении знаменного распева оказала певчим профессор Санкт-Петербургской консерватории А.Н.Кручинина,которая обучила о.Германа расшифровке крюковой нотации и постижению музыкальной формы древнерусских распевов. Много времени провёл регент в рукописном отделе РНБ и на лекциях в консерватории, изучая крюковую нотацию. Плодом столь кропотливой работы стал выпуск 35 аудио альбомов древних песнопений,в том числе с братским хором Валаамского монастыря. По благословению священноначалия ныне о.Герман пребывает на Московском подворье Валаамского монастыря, продолжая управлять хором и совершать дьяконское служение. В настоящее время замечательный братский Валаамский хор создаёт неповторимый колорит звучания под управлением иеромонаха Давида, большого знатока древних византийских распевов, обучавшегося в Ватопедском монастыре на Афоне.
Многие современные церковные композиторы в своём творчестве обращаются к средневековым музыкальным интонациям, подчас, к прямому цитированию древних распевов. Владимир Мартынов, монахиня ИулианияДенисова, игумен Силуан (Туманов) – авторы замечательных музыкальных стилизаций,столь полюбившихся на клиросах православных храмов. О.Силуан – настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке СПб, составитель учебников по катехизису и литургике, автор нотного сборника «Сочинения и переложения для однородного хора» в 11-ти частях. В своём творчестве о.Силуан обращается к попевкам знаменного, византийского и прочих древних напевов,близких духу православного человека.
Итак,подводя итоги вышеизложенному, следует заметить. В общем ценностном поле современной русской культуры отмечается возрождение интереса к национальным духовным корням, обращение широких слоёв общества к существовавшим на Руси с давних времён народным традициям, нравственным заповедям. Выросшее из недр Византийского православия, средневековое певческое искусство Руси обогатилось художественными традициями народной песенной культуры и процвело в уникальном чине распевов. Приметами нашего времени являются: возрастающий интерес молодого поколения к духовной музыке средневековья. Древнее пение из археологического музейного экспоната,доступного научным исследованиям учёных-медиевистов, изучающих крюковую нотацию, с успехом переместилось в живую богослужебную практику церкви и в концертные залы, что необычайно способствует культурной самоидентификации современной России и сохранению смысложизненной вертикали общества. Особый мелодический и интонационный язык распевов является неким звуковым кодом, позволяющим соединиться с древней культурой своего народа и осознать своё великое историческое прошлое.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
- Бельтинг Х. Образ и культ: история образа до эпохи искусства / Ханс Бельтинг; Пер. с нем. К.А. Пиганович [Федерал.программа книгоизд. России]. – М : Прогресс-Традиция, 2002. – 748 с.
- Григорий Нисский.Творения.Ч1.Об устроении человека.М.1861 – 469с
- Иоанн Златоуст.О Музыке(отрывки из творений) – М.: Музыка, 1966.– 385с.
- Иоанн Златоуст. Собрание сочинений в 12 т.. Т.5 – М.: Эксмо, 2017
- Климент Александрийский. Строматы кн.7. // [Электронный ресурс] URL:https://predanie.ru/kliment-aleksandriyskiy/book/69135-tvoreniya/; http://itexts.net/avtor-kliment-aleksandriyskiy/245802-stromaty-1-7-tom-kliment-aleksandriyskiy.html
- Мартынов В.И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси.– М.: Прогресс-Традиция, Русскийпуть, 2000. – 224 с.
- РИА Новости // [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/religion/20171101/1508003379.html
8.Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе: «Умозрение в красках» (1915), «Два мира в древнерусской иконописи» (1916), «Россия в ее иконе» (1918).– М.: «Сибирь – XXIвек,1991. – 110 с.
ССЫЛКА на статью:Красова М.В. Песнопения православного Средневековья – святоотеческий завет нашему современнику// Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истории и культуре России: сборник научных трудов и материалов ХХVI Рождественских образовательных чтений 2018 года / Отв. ред. О.В. Розина. М.: ИИУ МГОУ, 2018. – 140 с. – С.43–50