Комаров Сергий, иерей. Казаки-старообрядцы: служение Отечеству
Руководитель отдела по взаимодействию с
казачеством Нижнетагильской епархии РПЦ
(подъесаул Оренбургского ВКО),
Настоятель православно-старообрядческого
(единоверческого) храма Архангела Михаила
города Верхнего Тагила,
иерей Сергий Комаров
Не удаляйся от предания старцев, ибо и они
научились от отцов своих, и ты научишься от них…
братия, стойте и держите предания,
которым вы научены или словом или посланием нашим
Апостол (2 Фес. 2:15)
Казачество — это удивительное явление русской цивилизации, которое на окраинах Руси сформировало некую военно-экономическую систему, способную не только защитить свои внутренние интересы, но и совместно с государством отстоять общие интересы Отечества.
Главным исповеданием казаков было православие; именно то, которое ещё при князе Владимире пришло на Русь из Византийской империи. Тогда византийская традиция богослужения и обрядов распространилась по всем русским княжествам.
Когда новгородские ушкуйники, родоначальники казачества, странствовали по рекам, они распространяли Веру Православную среди тех народов, в чьи земли прибывали. Впоследствии, когда казачество сформировалось как сословие, оно впитало в себя часть культуры разных народов, но Православие оставалось незыблемым, как нерушимый камень Веры, о который разбивались волны иных религий. Те, кто присоединялся к казакам, становились единым народом божиим, честным казачеством.
События XVII века потрясли всё русское государство. Церковная реформа была воспринята подозрительно, так как в ней виделось отступление от отеческих традиций. Кроме того, гонения, производимые властями, усиливали волнения, народ бежал на окраины государства, в земли, населенные казаками. Благодаря этому возникали приводимые к неповиновению властям очаги протестов. Этой ситуацией и воспользовались враги Отечества, спровоцировав казаков на бунты и вооружённые восстания.
Репрессии ненадолго успокаивали казаков, но всё больше усиливали раскол.
Да и как мог русский человек забыть заветы и придания своих отцов, которые хранились и передавались как драгоценное сокровище! Не принявших реформу стали называть старообрядцами. Так казачество и весь народ разделили.
Казаки — старообрядцы были ограничены в правах, чинах и должностях, многих переселяли в малообжитые места, где они и несли свою службу. Но,
несмотря на всё это, они любили свое Отечество и всегда защищали его от внешних врагов.
Тот пример, когда казаки за свою службу просили не чины и награды, а свободно молиться по старому обряду, носить бороду, что было для них честью и достоинством, и не вводить в их селениях заморских обычаев говорил, что любовь к традициям предков была превыше всего.
При несении государственной службы казаки — старообрядцы в совместных походах к другим верованиям относились уважительно, поскольку их всех объединяла цель служения Отечеству. Всё новое принималось осторожно, иногда враждебно, так как они опасались за свои традиции и свободу.
После введения единоверия в 1800 году (свобода молиться по старому обряду в греко-российской церкви), казаки стали постепенно вливаться в церковную жизнь, что давало возможность развиваться по карьерной лестнице, получать высокие чины и должности. В казачестве наступал процесс примирения, что давало им новые силы для военных походов. Казаки — старообрядцы участвовали во всех войнах и походах русской армии, показывая свою отвагу и подвиги, защищая Российское государство. Отражая набеги басурман на границах своих земель, они присоединяли всё новые и новые земли, несли проповедь Православной Веры.
Приведу один пример донского казака — старообрядца, Кузьмы Крючкова, героя Первой Мировой войны, полного Георгиевского кавалера, которого в то время знали многие. Крючков родился в старообрядческой семье. Грамоте учился дома. Не силен, но очень гибок, увертлив и настойчив. Разведочный отряд из четырех казаков, в котором находился Кузьма Крючков, бился с разъездом прусской кавалерии в 27 человек. Кузьма Крючков один свалил 11 немцев и сам получил 16 ран. Он погиб в 1919 году, не предав ни веры, ни советов отцов ради безбожного будущего.
Да, Советская власть много потрудилась, чтобы разрушить всё старое на своем пути, принося в жертву пролетариата миллионы жизней русских людей.
О казачестве вспомнили, когда Родина была в опасности. Казаки громили врагов в годы Второй Мировой войны, проявляя свой героизм и жертвенность, защищая страну.
В 1971 году на поместном соборе РПЦ было принято решение, которого старообрядцы ждали более 300 лет.
В нём говорилось:
Признать старые русские обряды спасительными, как и новые обряды, и равночестными.
Вменить «яко не бывши» порицательные выражения, относящиеся к старому обряду в особенности, к двуперстию, где бы ни встречались и кем бы они ни изрекались.
Упразднить клятвы Московских соборов 1656 и 1667 г.г., наложенные на старые русские обряды и на придерживающихся их православных верующих христиан, и считать эти клятвы «яко не бывши».
После падения Советского строя казачество с новой силой начало возрождаться. Многие люди стали вливаться в ряды казачества. К сожалению, многие невоцерковлённые и не знающие традиции и обычаи люди, вносят смуту. И тут большая роль отводится духовникам, которым надлежит знать историю церкви и казачества, уметь правильно и согласованно направлять к истине.
Проходят годы, и казачество становится силой внутри народа, способной придти на помощь и защитить ближнего, встать за Веру и Отечество.
И тогда казаки — старообрядцы в совместном строю смогут достойно проявить себя в деле становления Русского казачества.