Шафажинская ,Наталья Евгеньевна,
доктор культур. наук, канд.психол. наук, проф.
кафедры «Педагогика и психология профессионального образования» МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ);
Усоян, Нуре Рустамовна, магистрант 1 курса МГУТУ им К.Г. Разумовского (ПКУ);
Колчина Е.И., студентка 2 курса МГУТУ им К.Г. Разумовского (ПКУ)
Аннотация. Статья посвящена вопросам духовно-нравственного кризиса современного общества. В тексте раскрываются задачи, касающиеся обеспечения прогрессивного развития общества и воспитании нового поколения России. Особое внимание уделяется обучению, базовым принципам и подходам к воспитанию детей в казачьей культуре. На основе результатов анализа, целью которого было изучение «Психолого-педагогических особенностей детско-родительских отношений в культуре семейного воспитания казаков», выявлена особая значимость религиозного воспитания в казачьих семьях различных регионов, а также наличие и созранение семейных и религиозных традиций.
Annotation: The article is devoted to the issues of spiritual and moral crisis. The tasks in ensuring the progressive development of society and educating the new generation are revealed. Special attention is paid to education, basic principles and approaches to raising children in the Cossack culture. Based on the analysis, the purpose of which was to study the «Psychological and pedagogical features of child-parent relations in the culture of family education of the Cossacks», the results revealed religious education in families, the presence of family and religious traditions
Ключевые слова: казак; православие; воспитание; возрождение; ценности.
Keywords: Cossack; Orthodoxy; education; revival; values.
В настоящее время наблюдается ситуация, когда в погоне за материальными благами, за благополучием, ультрасовременными технологиями человек деградирует, превращаясь в орудие потребления, забывая о своей духовной сущности, что сопровождается нарастанием жестокости и равнодушия. Это обусловливает отсутствие взаимопонимания и недостаток уважения к окружающим. Вместе с тем, нашему обществу требуется человек с развитым чувством собственного достоинства, с высоким уровнем самосознания, устойчивыми высоконравственными ориентирами и духовными потребностями. Чтобы избежать духовно-нравственного кризиса и обеспечить прогрессивное развитие общества, необходимо воспитывать новое поколение, опираясь на мудрые, проверенные временем традиции, формировавшиеся веками и опирающиеся на выработанные прошлыми поколениями общечеловеческие ценности.
По мнению отечественных (С. Н. Даньшов, Г. Н. Сараева и др.) и зарубежных исследователей (Б. Бек, К. Гёрек, Ф. Сысин и др.), эта проблема может быть решена посредством изучения богатого духовного наследия предшествующих поколений, оставивших богатый опыт воспитания детей.
Ценными, в связи с этим, представляются традиции обучения и воспитания, базовые принципы и подходы к воспитанию детей в казачьей культуре, исторически выработанные российским казачеством, которые можно считать сокровищницей национального педагогического опыта.
Казаки, (тюркск. казак – удалец, вольный человек) – этнокультурная народная общность в России, известная на протяжении длительного исторического периода. Точной теории происхождения казаков не существует. Уникальность казаков в том, что, несмотря на различные и сложные изменения в стране, они сохранили свои традиции благодаря бережному отношению к своему прошлому. До сегодняшнего дня истинный казак соблюдает все обычаи, переданные от родителей, при этом каждый из них знает, что «…дружба – обычай; Товарищество – традиции; Гостеприимство – закон». Истинный казак тот, кто сохраняет и передает потомкам все традиции и обычаи.5
По мнению С. Н. Кононова, С. Н. Лукаш, Т. В. Левченко, изучение традиционной культуы, возрождение методов и принципов воспитания подрастающего поколения российского казачества, содержавшего богатое духовное наследие, поможет существенно противостоять бездуховности и нравственной деградации общества в целом. В своих работах Т. В. Левченко отмечает, что в процессе воспитания нового поколения стоить обратить особое внимание на духовно-нравственный потенциал традиций российского казачества, основанный на народных и православных корнях, где важное место занимает, как свободное развития личности, так и нравственное воспитание и служение Отечеству. 3
«Казак без веры не казак!» … Приобщение детей к религии начиналось в раннем возрасте. Возраст трёх лет считался лучшим началом религиозного воспитания казака. С древних времен православие было духовной основой казаков, а они верными его защитниками. Как отмечают сами казаки, без православной веры казачество не может существовать, это основа их жизни. Большое значение в православном воспитании ребенка имеет крещение, являющееся началом духовной жизни детей. Через евангельские рассказы и церковные праздники дети узнавали о Боге. Праздничная атмосфера, подготовка к празднику, разучивание песнопений и молитв оказывало большое влияние на развитие духовного мира ребенка. Каждый казак с детство знал молитвы своих родоначальников. Одна из главных заповедей казака — «Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа».
На основе заповедей Христа формировался морально-нравственный устав казаков. С детства родители учили детей соблюдать заповеди и всегда говорили о необходимости сохранения православной веры, о важности посещать церковь, очищать душу от грехов через покаяние, соблюдать посты. Каждый казак посещал в дни богослужений и праздников (Пасха, Рождество, Троица, другие великие и престольные праздники) церковь. А родители, идя в храм на богослужения, брали детей с собой, рассказывая библейские истории.
Во время СССР значительная часть казаков, к сожалению, не смогла сохранить традиционные ценности семейного воспитания, что правомерно считать одной из главных причин снижения, а в некоторых случаях и утраты православных ценностей как важного элемента семейного воспитания.
Однако, в последние десятилетия казачество не только возрождается, но и активно развивается. Реализуется все больше социальных проектов в целях развития и поддержки казачества. С 1992 году, как известно, было разработано постановление «О реабилитации казачества», а с 1996 года казаки были приняты на государственную службу. На сегодняшний день во многих регионах и городах России действует казачья полиция. Во многих школах открываются кадетские классы, расширяется система непрерывного казачьего образования, впервые созданная в Московском государственном университете имени К.Г. Разумовского – Первом казачьем университете, получившем это наименование в 2014 году при поддержке Президента России В.В. Путина.
С возрождением казачества восстанавливаются утерянные традиции. Молодые родители-казаки все больше используют народные традиции в воспитании подрастающего поколения. Православное воспитание, личный пример для детей, по мнению родителей, является основой правильного взаимоотношения в семье. Любовь, взаимная поддержка, уважение к родителям, старшим и всем членам казачьей семьи являются основой благополучных отношений между детьми и родителями.
В 2019 году мы проводили исследование, целью которого было изучение психолого-педагогических особенностей детско-родительских отношений в культуре семейного воспитания казаков. Диагностика была проведена на базе Первого казачьего университета — МГУТУ им К.Г.Разумовского, ГБОУ «Школа № 514», а также в хуторе Машевский в Гулькевичском районе Краснодарского края. В ходе работы были выявлены особенности религиозного воспитания в казачьих и других семьях, наличие семейных и религиозных традиций. Анализ результатов показал, что только 17% испытуемых из казачьих семей не стремятся сохранить семейные традиции. Остальные 83% подчеркивают значимость семейных ценностей и их важность. Для 75% подростков и 100% родителей семейными традициями являются православные праздники: Рождество, Пасха, Родительский день, день Донской иконы Божией Матери. Это еще раз подтверждает, что «казак без веры не казак!».
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил, что «нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке. Таких казаков в старое время высекли бы плетью. Сегодня никто плетьми за это не бьет и бить не будет. Сегодня принадлежность к Православной Церкви – это свободный выбор, так же, как свободным выбором является и принадлежность к казачеству. И если вы надеваете на себя казачью форму, то это означает, что ваше казачество будет подлинным только тогда, когда вы станете воцерковленными православными людьми. А без этого увлечение может скоро пройти.». 6
Рассматривая ответы детей на вопрос «Что для вас означает понятие «семейные ценности?» из не казачьих семей, мы столкнулись с проблемой, что 41% испытуемых не смог объяснить, что для них означают «семейные ценности» несмотря на то, что вопрос был один из обязательных. Остальные 59% подчеркнули, что традиции – это взаимоотношения в семье. Вот как ответил один ребенок: «Для меня важно, чтобы каждый член семьи чувствовал, что его любят. Уважение друг к другу».
По мнению 58% подростков в их семье нет традиций. Следует отметить, что религиозные праздники отмечают только 33%. В данном вопросе ответы детей и родителей совпадают. Результаты исследования, проведенного среди традиционных и нетрадиционных семей, показал, что дети, воспитанные на основе православной традиции, нравственно более развиты, а взаимоотношения между родителями и детьми благополучнее, чем в нетрадиционных семьях. Также исследование показало, что семьи, где в основе лежат народные традиции, более крепкие, и в таких семьях больше детей, чем в нетрадиционных семьях.
Таким образом, можно сказать что воспитание, основанное на религиозных нравоучениях, благоприятно влияет на духовное развитие человека. Мы считаем, что в современных семьях важно возобновить религиозное воспитание. И это не касается только православных семей. Если сравним, например, Коран (священная книга мусульман) и Библию (священная книга в иудаизме и христианстве), Евангелие (Новый Завет), то мы увидим много сходства. Обе религии говорят о высоких моральных стандартах: не обижать ближних, гуманное отношение к жизни, здоровье и собственности других людей – является законом для верующих. Все эти качества способствуют формированию доброжелательности, отзывчивости, добросовестности, ответственности и другим высоким духовно-нравственным качествам личности.
Список литературы.
- Левченко Т. В. Традиции российского казачества — духовный ресурс патриотического воспитания детей и молодёжи. — Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2013. — С. 5-6.
- Ушинский К.Д. Лекции в ярославском лицее. Избранные педагогические сочинения. — М: Изд-во Юрайт, 2018. — 363 с.
- Шамбаров В.Е. Казачество. История вольной Руси. – М.: Алгоритм, 2007. – 688 с.
- Шафажинская H. Е. Духовно-нравственные основы и потенциал российского казачества: вера, культура, патриотическое служение: монография. — М.: ИHФРA-M, 2014. — 204 с.
- Копанёва О. И. Казачество и российская государственность (Историко-правовой анализ): автореф. дис. …канд. юридич. наук. СПб., 2003. [Электронный ресурс]. URL: lawtheses.com / (дата обращения: 20.02.20).
- Патриарх Кирилл — о казачестве и задачах казачьего духовенства [Электронный ресурс], URL:https://mikhael-mark.livejournal.com/172489.html (дата обращения 20.01.2020)
5Копанёва О. И. Казачество и российская государственность (Историко-правовой анализ): автореф. дис. …канд. юридич. наук. СПб., 2003. [Электронный ресурс]. URL: lawtheses.com / (дата обращения: 20.02.20).
3Шамбаров В.Е. Казачество. История вольной Руси. – М.: Алгоритм, 2007. – 688 с
6Патриарх Кирилл — о казачестве и задачах казачьего духовенства [Электронный ресурс], URL:https://mikhael-mark.livejournal.com/172489.html (дата обращения 20.01.2020)