Донской императора Александра III казачий кадетский корпус. Исход.
Войсковой священник Всевеликого войска Донского
протоиерей Георгий Сморкалов,
кандидат богословия
Ключевые слова: святой благоверный князь Александр Невский, цивилизационный путь России, русская эмиграция, русский исход, история казачьих кадетских корпусов России, эвакуация Донского кадетского корпуса, восстановление Донского Императора Александра III кадетского корпуса, этапы эмиграции кадетского корпуса
Key words: the Holy Prince Alexander Nevsky, the civilization path of Russia, Russian emigration, Russian Exodus, the story of the Cossack cadet corps of Russia, evacuation of the don cadet corps, the restoration of the don Emperor Alexander III cadet corps, stages of emigration cadet corps
Аннотация: статья посвящена казачьему исходу на примере пребывания воспитанников Донского кадетского корпуса в Египте, в Турции, в 1920–1922 гг., в Черногории в 1922-1933 годах, основным вехам эмиграции казачьего воинского коллектива. На протяжении двухлетней эмиграции в Египте, переименовании и восстановлении корпуса на черногорской земле кадеты проявили стойкость духа, верность традициям и заветам старины. В Египте они обеспечивали правопорядок и помогли английскому военному командованию прекратить корыстные преступления местного населения. Кадеты регулярно принимали в богослужениях, а их хор участвовал в праздничных службах в Иерусалиме. В Черногории коллектив корпуса, его учебные помещения и театр превратили в центр культуры для местного населения. В корпусе издавали рукописные журналы «Орленок» и «Донец на чужбине», тем самым поддерживалась традиция регулярных печатных изданий, основанная в Новочеркасске. Особо уделяется значению коммуникации кадет в период после Второй мировой войны. На примерах журнала «Кадетская перекличка», издававшегося в США, рассматриваются актуальные и насущные вопросы воспитания кадет в современных условиях после восстановления в 1993 году учебной и общественной жизни воспитанников корпуса в России. На основании воспоминаний кадет, опубликованных в различных изданиях XX в. авторы прослеживают развитие Донского Императора Александра III кадетского корпуса.
Abstract: the article is devoted to the Cossack Exodus on the example of the stay of the don cadet corps students in Egypt, Turkey, in 1920-1922, Montenegro in 1922-1933, the main milestones of the emigration of the Cossack military team. During the two-year emigration in Egypt, the renaming and restoration of the corps on the Montenegrin land, the cadets showed fortitude, loyalty to the traditions and precepts of antiquity. In Egypt, they provided law and order and helped the British military command to stop the self-serving crimes of the local population. Cadets regularly participated in worship services, and their choir participated in festive services in Jerusalem. In Montenegro, the staff of the building, its educational facilities and theater were turned into a cultural center for the local population. The building published handwritten magazines » Orlyonok «and» Donets in a foreign land», thus maintaining the tradition of regular publications, founded in Novocherkassk. Special attention is paid to the importance of cadet communication in the post-world war II period. Using the examples of the magazine «Cadet roll call», published in the United States, we consider the current and pressing issues of cadet education in modern conditions after the restoration in 1993 of the educational and social life of students of the corps in Russia. Based on the memoirs of cadets published in various publications of the XX century, the authors trace the development of the don Emperor Alexander III cadet corps.
Эти дни не могут повторяться, —
Юность не вернется никогда.
И туманнее и реже снятся
Нам чудесные, жестокие года.
С каждым годом меньше очевидцев
Этих страшных, легендарных дней.
Наше сердце приучилось биться
И спокойнее и глуше и ровней.
Что теперь мы можем и что смеем?
Полюбив спокойную страну,
Незаметно медленно стареем
В европейском ласковом плену.
И растет и ждет ли наша смена,
Чтобы вновь в февральскую пургу
Дети шли в сугробах по колена
Умирать на розовом снегу.
(Н. Туроверов. «Эти дни не могут повторяться…»)
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в двадцать девятый раз проходят Международные Рождественские чтения. В год 850-летия благоверного князя Александра Невского они организованы под знаком его памяти, памяти святого, чей подвиг вместил столь много, что имя князя в 2008 году стало для наших современников «Именем России». Александр Невский проявил себя как воин, мудрый государственный деятель, дипломат и радетель за государство Российское. Следование заповедям Священного Писания в государственной деятельности позволило ему добиваться побед там, где, казалось, они невозможны. На первый взгляд, мудрого государственного мужа — князя Александра Невского и казачество, появившееся на карте истории гораздо позже, внешне ничего не связывает. Однако, вспомним, что именно Александр Невский начал движение русской православной цивилизации на Восток: при его поддержке в 1261 году, в Золотой Орде была создана первая за пределами Руси епархия Русской Православной Церкви. И это движение на Восток через несколько столетий подхватили и продолжили казаки, своими ратными подвигами добившиеся того, что земли павшей империи Чингизидов стали православным русским миром. Утвердившемуся в качестве православной силы государства Российского казачеству было уготовано Промыслом Божиим вслед за благоверным князем Александром Невским существенно расширить территорию, начертать цивилизационные границы России, а в трудную для нее годину покрыть себя неувядающей воинской славой, покрывалом доблести и силы воинского духа.
Примеров казачьей доблести и славы из многовековой истории государства Российского и христолюбивого казачества можно привести неисчислимое количество. Но коль скоро в 2020 году мы отмечаем скорбную и трагическую дату в нашей истории – 100-летие казачьего исхода, обратимся именно к той эпохе. Тема казачьего исхода занимает особое место в историографии. Наряду с очевидными попытками очернить российских казаков, представить их как капитулянтов, не желающих защищать идеалы погибшего корабля российского государства и поддавшихся в более поздние исторические периоды давлению иноземной пропаганды, в исторической литературе слабо представлена тема осознания казаками и причин пагубы российского государства, и путей его защиты в исторической памяти потомков. Будучи православным Христовым воинством, православным народом, уникальным в своем единении под именем Христовым и в современный исторический период, и в период русского исхода, неоднократно подтвердившим высокое значение своей исторической миссии, вынужденно оказавшись в зарубежье, казаки продолжали осознавать себя творцами и защитниками русского государства, и таким образом внесли содержание своей миссии в пределы исторической памяти потомков.
Обратимся к исходу Донского императора Александра III казачьего кадетского корпуса, когда жизнью на чужбине изгнанные казаки-кадеты доказывали жизнеспособность веры православной, воплощали для будущих поколений образцы своего делания не только посредством исторических сочинений или воспоминаний, а напрямую, восходя к пределам обителей Небесных, в этом делании и подвиге. Напомним, что в 1917-1918 гг. именно молодые мальчишки-кадеты Донского императора Александра III казачьего кадетского корпуса в составе отряда полковника Василия Чернецова успешно выбивали части Красной армии из донских станиц и хуторов, по сути защищая Россию, защищая православный мир и свои убеждения с оружием в руках, следуя воинской казачьей традиции. Но история тогда распорядилась иначе, и выжившие в мясорубке Гражданской войны кадеты и их наставники оказались за пределами родной земли. И потому непременно хотелось бы отразить не только основные вехи этого подвига на чужбине, обратить внимание на то, как кадеты переносили воздвигнутые чужими землями трудности, но и в практических целях нашей конференции привлечь внимание к тому, что служило им сподручью на чужбине, чему они придавали значение, и что они старались передать нам. Перед нами не просто хронологические рамки казачьего исхода на примере Донского кадетского корпуса, не просто перечисление стран и городов, давших прибежище казакам, перед нами действительно время и грани подвига молодых казачат, патриотов донской земли.
Эвакуировавшись в Крым из Новочеркасска, 22 февраля 1920 года кадеты погрузились на пароход «Саратов» и после ряда остановок прибыли в порт Александрии. После карантина и смены лагеря кадеты численностью в 450 человек расположились вблизи города Исмаилии. Корпус был распущен по инициативе английского правительства в 1922 году вследствие нежелания британцев более нести расходы на содержание корпуса. Кадеты, завершавшие образование в корпусе, были отправлены в Болгарию и Чехословакию, где действовали русские гимназии. Младшие кадеты продолжили обучение в английской школе, расположившейся в трех домах летней резиденции русского посла в Константинополе. Казалось бы, Донской Императора Александра III кадетский корпус перестал существовать. Но Господу было угодно, чтобы этот славный воинский коллектив сохранился и вобрал в себя и старых кадет, воспитанников первого Донского кадетского корпуса, оставшихся по болезни в Новороссийске и отставших от основного коллектива, и новых кадет, воспитанников других кадетских корпусов и военных школ России, героев Русской армии генерал-лейтенанта Врангеля. Согласно приказу атамана А.П. Богаевского, находившегося в армии барона Врангеля, из кадет Донского Императора Александра III корпуса, переболевших тифом, был образован 2-й Донской кадетский корпус под командованием генерал-лейтенанта Ивана Ивановича Рыковского. Генерал Врангель летом 1920 года издал приказ об отчислении из рядов Русской армии всех несовершеннолетних, не окончивших средние учебные заведения. Эти по сути, как сегодня принято говорить, подростки направлялись в Евпаторию, во 2-й Донской корпус. Вследствие осложнившейся обстановки на фронте корпус был эвакуирован из Евпатории на военном транспорте «Добыча» в Константинополь, куда и потянулась вслед за ним флотилия русского исхода — 126 судов, 145693 человека, а также члены судовых команд. Среди эвакуировавшихся были 50000 солдат и офицеров, 6000 раненых, гражданские лица, включая 27000 женщин и детей.
В Константинополе кадетам предоставили судно «Великий Князь Владимир». После высадки в порту Бакар кадеты прибыли в Стрнище, в Сербии, затем в ноябре 1921 года корпус был переведен в местечко Билече, на границе Черногории и Герцеговины. Вместе с корпусом эвакуировалось часть преподавателей и вспомогательного персонала. В сентябре 1922 года 2-й Донской Кадетский Корпус приказом Войскового Атамана получил вензель на погоны и снова наименование «Донской Императора Александра III Кадетский Корпус». Корпус обрел новых воспитанников в количестве 120 человек и вторую жизнь [*].
Конечно, кадеты трудно переживали расставание с Родиной, но тогда еще не было известно, что они смогут увидеть родной Новочеркасск, памятник Ермаку, от которого уходили они в эмиграцию, только уже убеленными сединами, пожилыми казаками. Конечно, в 14-15 лет, несмотря на трудности перехода, молодые сердца радовались новому, увиденным городам и странам, но непреходящим было чувство воинского братства, осознание принадлежности к казачьему роду и родному Дону.
Прежде всего обращает внимание верность кадет традициям, осознанное понимание причин произошедшей катастрофы. Как вспоминает кадет Н. Воробьев на литературном вечере в Египте читались стихи русских поэтов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, далее перешли к поэтам начала XX в. А.А. Блоку, А.А. Ахматовой, но затем прозвучали «вдруг резким диссонансом, дошедшим до нас, несмышленышей, …брюсовское: «Каменщик, каменщик в фартуке белом …» [6, с. 93]. Как отмечает автор воспоминаний, «во время чтения этих стихов кадетом, раздались недовольные замечания, потом шиканье, свистки и, наконец, требование прекратить эту «пропаганду». Кричали с мест: «Долой декадентщину — мы из-за нее здесь сидим! Да, несмотря на возраст, даже мы распознали в этих строках что-то похожее на то, что каждый почти слыхал где-то из уст агитаторов. … Я с гордостью вспоминаю это теперь, смотря на девиз нашего корпуса: «Верны заветам старины!» [6, с. 93].
А потом кадеты пели песню: «Ах ты батюшка наш, славный тихий Дон! Ты кормилец наш Дон Иванович! О тебе лежит слава добрая — да эй! Слава добрая, речь пригожая …» [6, с. 93]. Ее слова расстилались по берегу Крокодильего озера, доносились до берега Суэцкого канала, расположенного в ста метрах от лагеря. Родная культура, родной Дон помнились и изливались из сердца благодаря православной вере и присутствию даже на чужбине казаков-кадетов за литургией. Еще в первые дни в Египте, будучи в карантинном лагере, в праздник Входа Господня в Иерусалим кадеты принимали с визитом патриарха Александрийского. Кадеты участвовали в торжественной службе под открытым небом. Как отмечал в своих воспоминаниях воспитатель Г. Филин, прекрасно пел «кадетский хор, греки с изумлением слушают, «патриарх лично оделял всех пальмовыми ветвями» [6, с. 106].
В одном из шести бараков была оборудована церковь, причем все ее внутреннее устройство и украшение было сделано самими кадетами. Служил в церкви священник отец Димитрий Троицкий, регентовал Н. М. Верушкин, уральский казак. Он организовал хор, выступавший в Палестине [1, с. 97]. Хор кадетов пел за литургией в храме Гроба Господня, когда служил патриарх Иерусалимский. «После службы патриарх отколол от Гроба Господня кусочек, специальным золотым молоточком, и преподнес его представителю нашего корпуса с тем, чтобы он был вложен в основание иконы» [1, с. 97]. Впоследствии этот образ Воскресения Христова был передан 2-му Донскому кадетскому корпусу, ставшему обновленным казачьим корпусам Императора Александра III. Образ всегда находился в центре храма на аналое [6, с. 110].
Подвергаясь обработке представителей баптистов, кадеты и их учителя проявляли смекалку. Общество христианской молодежи в Каире через английскую администрацию (лагерь находился на содержании английской армии) приглашало в лагерь лекторов, среди которых был баптистский проповедник, вернувшийся из Китая. Языком межнационального общения был французский язык [**]. Лекция проводилась на английском языке, а единственными кто знал его были полковник Невядомский и хорунжий Чеботарев, который и переводил кадетам лекцию. По воспоминаниям Н. Воробьева «баптист рассказывал между прочим о русской девушке, которая с готовностью отказалась от своей веры, как только услыхала проповеди баптистов», а хорунжий перевел — «Несмотря на все ухищрения проповедников, русская девушка не отреклась от своей православной веры», чему и рукоплескали кадеты. Обрадованный проповедник, закончив речь, предложил «Отбросьте веру отцов, присоединяйтесь к нам!», что в переводе хорунжего Чеботарева получило следующее продолжение: «Будьте стойки — никогда и ни за что не изменяйте вере своих отцов!». И вновь кадеты наградили баптистского проповедника громом аплодисментов. Представителям английской администрации, присутствовавшим на лекции, полковник Неведомский объяснил, что подобные неточности в переводе были просто необходимы, поскольку «не будь этого — в лучшем случае проповедник был бы препровожден за черту лагеря под усиленным конвоем — донцы бы его поколотили, и как!» [6, с. 93].
Подобный настрой кадетов поддерживался мудрым и строгим руководством корпуса со стороны его руководителя генерал-лейтенанта А. В. Черячукина. Он был инициатором того, чтобы кадеты в Египте сменили место своего пребывания, расположенного поблизости лагеря со взрослыми беженцами, на лагерь у Исмаилии. По мнению А.В. Черячукина, соседство кадетов со взрослыми беженцами там, в Телль эль-Кебире, «таило неисчерпаемые источники соблазнов и разлагающе влияло на молодежь» [4, с. 19].
Генерал А.В. Черячукин составил и памятку кадета: «1. Веруй в Бога и молись Ему, чтобы Он сохранил тебя на пользу твоей Родины. 2. Не забывай свою Родину, наш Тихий Дон и своих родных. 3. Будь всегда честен и говори правду. 4. Старайся помочь своему товарищу, тогда и товарищ всегда тебя поддержит. 5. Не обижай более слабого и новичка, тогда и более сильный тебя не обидит. Если не хочешь себе никакого зла, то не делай его никому. 6. Никогда не ленись. Будь готов делать всякую работу, а не быть белоручкой. 7. Уважай добрые желания других, тогда и твои желания будут уважены. 8. Не соглашайся исполнять что-либо вредное для себя и товарищей. 9. Твоя родина, Дон, понесла большие испытания и своей честной работой ты можешь помочь забыть их» [2].
И кадеты поступали в соответствии с этой памяткой своего воспитателя. Их крепкий воинских дух и выучка не только способствовали сохранению учебного коллектива, но и помогали наладить должный порядок в местности, где располагался их лагерь. В частности, они помогли английской администрации и пресекли разворовывание местным населением обмундирования со складов английской армии. Все попытки были пресечены достаточно жестко. По воспоминаниям кадет после того как местная полиция проявила халатность и бездействие в отношении перекупщиков, торгующих английским обмундированием, генерал-лейтенант Черячукин отправился со взводом кадет, вооружѐнных винтовками, в квартал перекупщиков, «произвѐл осмотр и отнял краденое и скупленное и наказал виновных», которые были «жестоко избиты, а их тележки выброшены в канал» [6, с. 108].
О разнообразии трудов кадетов свидетельствует выставка их работ. Это были мастерски исполненные географические карты, шахматы, выточенные из местного мелового камня, много различных рисунков, картин, деревянной посуды [6, с. 110].
Расписание дня выглядело следующим образом. В 5.30 — подъем. С 6 до 7 — купание в озере. Затем молитва, утренний осмотр и перекличка. С 7.20 — чай. С 8.00 начинались занятия, четыре урока по 45 минут. После этого купание в море, обед и отдых. В 16.00 и 17.00 — еще два урока. В половине седьмого — ужин, затем вечерняя молитва. Потом приготовление уроков, игры, отдых. В 21.00 — отбой [3].
Порядок в лагере поддерживался следующим образом. Генерал Черячукин ввѐл переходный русский флаг, который получала самая чистая и аккуратная палатка [6, с. 108]. «Лагерь стоял в красивом месте за городом, — вспоминал один из кадетов, А. Плешаков. — Впереди него была аллея, шириною в пять или шесть сажен, за аллеей сейчас же начиналось озеро, которое отходило от Суэцкого канала (Крокодилье озеро). Суэцкий канал был от нас всего в полумиле, сзади была пустыня, по которой тянулась железная дорога, а за железной дорогой шла опять бесконечная Ливийская пустыня, направо виделся город, а за городом — большой роскошный пальмовый парк…» [5, с. 194].
Однако, это не означало, что жизнь в лагере была лишена проблем. Особенно досаждала сорокоградусная жара, ведь лагерь располагался в пустыне. Недаром, после того, как корпус в Египте был расформирован то «турецкие», «болгарские» и «чешские» воспитанники в своих воспоминаниях, изданных на чужбине, больше всего уделяли внимание обстоятельствам жизни в Египте, ее радостям, победам и трудностям [5].
Донской Императора Александра III кадетский корпус был восстановлен в 1922 году в Герцоговине, начался учебный процесс, а численный состав пополнился 120 воспитанниками Омского и Хабаровского корпусов. Во время гражданской войны на Дальнем Востоке старшие классы Хабаровского кадетского корпуса вместе с армией с боями отступали. Теперь потомкам храбрых казаков-первооткрывателей суждено было влиться в коллектив Донского корпуса.
В Египте не хватало учебников и тетрадей, занятия зачастую велись не профессиональными педагогами, а доброхотами из числа русской и французской диаспоры. Иначе дело обстояло после воссоздания корпуса. Его разместили в помещениях бывшей австрийской крепости, здесь в достатке было учебных принадлежностей, а педагогический коллектив полностью укомплектован. Особенно хорошо давались донцам точные науки и математика, те науки, в которых они особенно успевали и на Родине.
Для жителей небольшого городка Билече корпус превратился в культурный центр. В корпусе был создан театр, который расписали художники-любители из числа кадет предыдущих выпусков. Его театральные постановки стали культурным событием для горожан.
Именно здесь кадеты стали выпускать свои рукописные журналы «Орленок» и «Донец». Последний издавался с 1906 года в области Всевеликого войска Донского, а в Египте кадеты стали издавать «Донец на чужбине». Журнал издавался до самого роспуска корпуса в 1933 году.
В журналах рассказывалось о жизни кадет, печатались юмористические заметки и фельетоны. В Билече, после Рождества, на собранные кадетами и священником Иосафом деньги начал издаваться духовный журнал «Святая Русь».
Подлинно духовной связью кадет стал журнал «Кадетская перекличка», который издавался выпускниками кадетских корпусов в США. Первый номер журнала вышел в 1971 году и был посвящен Первому съезду кадет. Основными темами журнала стали вопросы организации кадетских объединений, освещение истории первых вооруженных конфликтов, в которых принимали участие кадеты (русско-японская война) и событий Гражданской войны. Особо освещались вопросы коммуникации и взаимодействия казачьих обществ, нашедших приют и в США, где и издавался журнал, и в Южной Америке, в Африке, в Азии и Австралии.
В воссоздании корпуса уже в России в 1993 году большую роль сыграл генерал А.В. Лебедь, приехавший на Родину, в Новочеркасск, в краткосрочный отпуск. Военный совет 14-армии оказал значительную финансовую помощь корпусу, которая позволила начать учебные занятия и содержать воспитанников. В следующем 1994-1995 учебном году по требованию казаков корпус взят на баланс Министерства образования Ростовской области и стал государственным образовательным учреждением. К сожалению, до сегодняшнего дня возрожденному корпусу, отметившему свое 135-летие, по-прежнему не дают вернуться в свое историческое здание, которое, к слову сказать, полностью сохранилось в Новочеркасске и на данный момент пустует. Постепенно восстанавливается история корпуса, его традиции, формируются традиции новые. Так, в 2019 году под эгидой общества русского исторического просвещения «Двуглавый Орел» кадеты под руководством директора А.А. Рембайло в составе делегации под руководством председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла предприняли научную поисковую экспедицию в Сербию, где по частицам восстановили историю учреждения после исхода: нашли историческое здание, где корпус завершил свою деятельность, обнаружили интересные документы и фотографии, рассказывающие о героическом пути кадет. И эта исследовательская работа продолжается на Родине, а исторические материалы собираются в музее возрожденного Донского императора Александра III казачьего кадетского корпуса.
Корпус возвращает и дореволюционные традиции. С 2018 года мальчишки-кадеты, как их наставники, несколько раз в год участвуют в общем говении в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе, где исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн, как и те, кто учился в корпусе дореволюционном. Торжественное обещание казака кадеты снова дают под сводами соборного казачьего храма, из-под них выходят во взрослую жизнь, получая аттестаты и казачью шашку, по Соборной площади также проходят прощальным маршем. И через благодать Духа Святого получают силы быть достойными продолжателями дел и подвигов своих предков-казаков, шедших вслед за благоверным князем Александром Невским – святым защитников Русской земли, начинателем Русского мира.
ЛИТЕРАТУРА
- Беляков В. В. Донской кадетский корпус в Египте. Вестник Института востоковедения РАН. 2020. № 1. С. 93–99.
- [ГАРФ. Ф. р7065. Оп. 1. Д. 44. Л. 220].
- [ГАРФ. Ф. р7065. Оп. 1. Д. 44. Л. 49].
- Гончаров Ю. Донской кадетский корпус в Египте // Африка глазами эмигрантов. Россияне на континенте в первой половине 20 века. М., Восточная литература, 2002. 216 с.
- Дети русской эмиграции. М., Терра, 1997. 496 с.
- Донской Императора Александра III Кадетский корпус. Воспоминания кадет Донского корпуса. Мадрид, 1974.
ПРИМЕЧАНИЯ
* Преемственность в восстановлении корпуса в Сербии подчеркивает то, что в Египте Донской корпус был распущен, не выпустив кадетов 33 выпуска. Именно они продолжили обучение в Болгарии и Чехии. В Сербии первый выпуск кадетов был назван 34 выпуском.
** Впервые в качестве международного языка дипломатии английский стал использоваться на Парижской мирной конференции, которая подвела итоги Первой мировой войны, так как президент США Вудро Вильсон не знал французского языка.