Александр Невский в богословском диалоге с католиками
протоиерей Марк Косолапов
преподаватель факультета религиоведения и теологии
ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет»
настоятель храма св.блг. кн. Александра Невского г. Иркутска
В середине 40-х гг. XIII в., после того как монгольские завоеватели стали требовать от русских князей признания их власти, Иннокентий IV проявил значительную инициативу в налаживании контактов с сильнейшими князьями, рассматривая ситуацию как подходящую для распространения католичества на русские земли и желая иметь в лице Руси заслон против возможного нового татарского вторжения в Центральную Европу.
Наиболее тесные связи установились у Иннокентия IV с галицким князем Даниилом Романовичем » и его братом Васильком (княжившим во Владимире-Волынском). В 1246—1247 гг. папа направил к Даниилу и Васильку несколько булл, которыми оформлялось принятие их и их земель под покровительство римской церкви.
Новое сближение Даниила с Римом имело место в 1252—1254 гг., и вновь на почве надежд на помощь против усилившегося натиска Орды; оно увенчалось коронацией галицкого князя, но реальной поддержки он опять не получил и в результате во второй половине 50-х гг. прервал связи с Римом и был вынужден подчиниться власти монголов.
В 1246 г. вступил в переговоры с представителем папы и великий князь владимирский Ярослав Всеволодич отец Александра Невского. Это произошло в столице Монгольской империи Каракоруме, куда Ярослав был направлен для утверждения в своих правах.
Здесь он встречался с послом папы ко двору великого хана Плано Карпини; согласно информации, сообщенной Карпини папе, Ярослав дал согласие перейти под покровительство римской церкви; было ли это так или Карпини выдал желаемое за действительное, можно только гадать.
30 сентября 1246 г. Ярослав Всеволодич умер в Каракоруме, отравленный великой ханшей Туракиной. После этого Туракина направила к Александру посла с требованием явиться в Каракорум, но князь отказался ехать.
Именно полученные от Карпини сведения о готовности Ярослава принять покровительство папы и об отказе Александра подчиниться воле великой ханши и побудили Иннокентия IV (согласно его прямым указаниям в булле от 22 января 1248 г.) направить свое первое послание новгородскому князю.
Однако, когда булла от 22 января дошла до Руси, Александра там уже не было: в конце 1247 или самом начале 1248 г. он отправился вслед за своим младшим братом Андреем к Батыю. От последнего оба брата поехали в Каракорум, откуда возвратились только в конце 1249 г.
Но первоначально столь далекая и длительная поездка не планировалась. Дело в том, что Батый находился в состоянии войны с великим ханом Гуюком: дорога в Каракорум стала открытой только после получения вести о смерти монгольского императора. Он умер в апреле 1248 г., следовательно, вопрос об отъезде Ярославичей в Каракорум решился, по-видимому, летом.
Очевидно, незадолго до этого, Александру сумели доставить из Руси папскую грамоту. Находясь в крайне неопределенной ситуации, князь дал, скорее всего, нейтрально-дружественный ответ, чтобы сохранить возможность выбора в зависимости от результатов своей поездки по степям.
Ответ папе был дан не непосредственно, а (как следует из второй буллы) через архиепископа Прусского. В интерпретации же Иннокентия IV (получившего информацию не из первых рук) дружественный тон превратился в готовность присоединиться к римской церкви, а храм — в кафедральный собор.
Сентябрьское послание папы не могло в срок дойти до адресата, т. к. Александр отбыл в Монголию. посольство, о котором говорится в Житии, как раз и привезло эту вторую папскую буллу, после того как Александр вернулся в Новгород в начале 1250 г.— предложение папы было им отвергнуто и контакты с Римом более не возобновлялись.
Чем было обусловлено решение Александра?
1) В ходе двухгодичной поездки по степям Александр смог, с одной стороны, убедиться в военной мощи Монгольской империи, делавшей невозможным противостояние ей своими силами, с другой — понять, что монголы не претендуют на непосредственный захват русских земель, довольствуясь признанием вассалитета и данью, а также отличаются веротерпимостью и не собираются посягать на православную веру.
2) После возвращения на Русь в конце 1249 г. к Александру, скорее всего, дошли сведения о безрезультатности для дела обороны от монголов сближения с Римом Даниила Галицкого.
3) В 1249 г. фактический правитель Швеции Ярл Биргер начал окончательное завоевание земли еми (Центральная Финляндия), причем сделано это было с благословения папского легата. Земля еми издревле входила в сферу влияния Новгорода и Александр имел основания расценить происшедшее как недружественный по отношению к нему акт со стороны курии.
Таким образом, решение Александра прекратить контакты с Иннокентием IV было связано с осознанием бесперспективности сближения с Римом для противостояния Орде и с явными проявлениями своекорыстных мотивов в политике папы.
Но это только исторические факты и выводы! Гораздо интереснее богословский аспект. На слайде 6 приведен пространный ответ Александра Невского. На первый взгляд даже очень пространный и переполненный фактами, и непонятный для светского читателя.
Богословский смысл его ответа чрезвычайно прост – благоверный князь излагает Священную Историю взаимоотношений Человека и Бога от сотворения мира через Вселенские соборы до Крещения Руси.
Богословская гениальность состоит в том, что дискуссия православных с католиками всегда строилась вокруг обсуждения конкретных отступлений католичества – филиокве, опресноки и т.д.. естественно что, не имея системного образования у Александра Невского было мало шансов преуспеть в такой дискуссии, тем более что даже византийские богословы не смогли здесь добиться успеха.
Князь выбирает путь стратегический: обозначив важнейшие вехи Священной Истории задает вопрос: «а Вы кто такие?» После того как откололись от решений Вселенских соборов и магистрального исторического пути христианства, о Боге разговаривать с вами не о чем.
В послании к Коринфяном (1Кор.1:27) ап.Павел говорит: «..но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное…» эти слова сбылись как на самом Александре Невском, так и во всей дальнейшей истории России.
Тот же выше упоминавшийся Даниил Галицкий, взяв курс на замену Православия унией, а потом как показала история и полного окатоличивания, вместо славного и могущественного княжества получил территорию полностью утратившую политическое влияние и живущую только негативными чувствами к соседу, как они считают более удачливого и незаслуженного, но так и не понимая, что не в силе Бог, а в правде.