Подвиг Александра Невского как вдохновенный пример для современной миссии Сибирского казачьего войска
Руководитель епархиального отдела по работе
с казачеством Исилькульской епархии
иерей Сергий Абрамов.
Воспитание княжича и воспитание юного казака по своей системе очень схоже: раннее взросление, воинское воспитание, раннее знакомство с оружием. И там, и там центральное место занимает точно определенное предназначение будущего мужчины — служение на благо своего Отечества и своего народа. В деятельности по окормлению казачества епархии мы поставили работу с казачьей молодежью как основной приоритет деятельности.
Исилькульская епархия является и в территориальном, и в духовном плане форпостом. Если хотите, духовным форпостом. Располагаясь на юго-западе Омской области, наша епархия включает в себя 10 районов, 8 из них являются пограничными с другим государством, а именно с Республикой Казахстан. Исторически на территории современной Исилькульской епархии располагалась значительная часть Пресно-Горьковской укрепленной линии обороны, состоящей из казачьих форпостов и редутов, а позже станиц и хуторов. Крупнейшие из них: станица Николаевская, поселок Первотаровский, поселок Волчанский — дожили до наших дней в статусе расказаченных сёл и деревень. Казачье население нашей епархии разнообразно: часть – это потомки казаков Пресно — Горьковской линии, проживающие в селах, а также крупных районных центрах (в том числе кафедральном городе Исилькуле); часть — это мигрирующие из соседнего Казахстана потомки казаков местных многочисленных станиц и поселков; также значительной частью казачьего населения являются потомки репрессированных и депортированных после гражданской войны донских, терских и кубанских казаков.
Основные направления деятельности по работе с казачьей молодежью:
- Создание и развитие интернет-журнала «ДУХОВНЫЙ ФОРПОСТ», который имеет своей целью освещение духовного пути сибирских казаков. Данный проект является просветительско-духовным, поскольку в нём большое внимание уделяется как истории сибирского казачества, казачьей культуре и традициям, так и особенностям духовной жизни сибирских казаков прошлого и настоящего времени, особенности церковной обрядности, храмовой архитектуры и многое другое.
- Организация и проведение творческих конкурсов для детей разных возрастов по казачьей тематике, целью которых является формирование в сознании детей неразрывной связи истории Отечества, казачества и Православной веры. В декабре нами был успешно проведен конкурс детских творческих работ на тему «Святитель Николай Чудотворец в жизни сибирского казачества», приуроченный к войсковому празднику СКВ и дню памяти Святого Николая 19 декабря. В нём приняли участие более 70 детей со всей епархии. А на данный момент запущен следующий конкурс детских рисунков: «Святой Георгий на моей груди», посвященный казакам-георгиевским кавалерам.
- Окормление действующих казачьих кадетских классов, проведение духовных, огласительных бесед на темы, сопряженные с казачьей направленностью их обучения. Занятия по казачьей истории, беседы о духовных основах боевых подвигов героев-казаков и т.д.
Все вышеперечисленные пункты имеют единственной своей целью воспитание достойного казачьего поколения, имеющего серьезную фундаментальную подготовку в духовно-нравственном и военно-патриотическом аспекте. В этой связи хотелось бы уделить внимание тем проблемам, которые нас волнуют в плане реального предназначения воспитанной на казачьих традициях и культуре казачьей молодежи. Историческая слава казаков, героизмом которых пропитаны все истории о казачьей службе и подвигах, входят в резкий диссонанс с ролью отведенной современному казачеству. Необходимо честно признать, что в современной казачьей службе полицейская и охранная функции превалируют над военной, которая является по сути гипертрофированной.
Иными словами для реализации в полноте предназначения казачьего воинства на благо Отечества необходима правильная, основанная на традициях, соответствующая исторической практике система взращивания казаков.
Рассмотрим традиционную систему казачьего воспитания:
- Семья. Казак рождается в семье война, где он с молоком матери и словом колыбельной песни впитывает дух воинства, противостояния злу, борьбы, героизма.
- Община (станица), закрепляющая в детях их личную казачью самоидентификацию, показывающая пример старших поколений, укрепляющая на пути становления казака-воина, исключительности предназначения.
- Военное начальное образование, научающее детей – казаков дисциплине, выправке, начальным воинским навыкам. Оно-то окончательно и формирует психологию воина.
- Реальная военная служба в структуре действующих казачьих войск и соответственно традициям именно казачьего воинства.
Критически анализируя современную внутреннюю структуру казачьей общности, отмечаем, что ни одна из вышеуказанных составляющих традиционного казачьего воспитания не реализована в полной мере, а некоторые отсутствует вообще.
- Институт казачьей семьи фактически упразднен. За 30 лет возрождения казачество предстает перед нами мужской полувоенизированной организацией с утерянной ролью женщины: матери, жены казака-воина.
- Казачьи общности рассеяны в городах или крупных поселках, не имеют военных поселений, которые могли бы быть базой для возрождения системы традиционного казачьего воспитания воинства.
- Военное начальное образование сегодня существует в рамках работы казачьих кадетских школ и классов, которые зачастую имеют значительные проблемы с окормлением этих классов самими казаками, со снабжением учеников необходимым оборудованием и предметами казачьей направленности, страдает дисциплина, отсутствует идея и четкая казачья самоидентификация у воспитанников данных учебных заведений.
- Военная функция практически отсутствует.
Когда мы сегодня идем с беседой в казачий кадетский класс, то не можем им сказать: растите дети настоящими казаками, храбрыми и совершенными воинами какими были славные казаки прошлого, и тогда вы сможете охранять камеры при дороге или охранять общественный порядок на улицах города. Историческая высокая роль казачества никак не состыковывается с современным состоянием дел в данном аспекте казачьей службы.
Мы, Церковь, окормляющая казачество, как очень важное для нашей Родины и уникальное для всего мира явление, должны по-отечески строго, но с не меньшей любовью призывать казаков, в особенности занимающих руководящие должности, к соответствию исторической славе предков. Подчеркивая, что в этом есть Божье благословение; талант данный Богом, который должен быть приумножен. Тем более, что «Стратегия развития российского казачества», утвержденная Президентом, предполагает всё вышесказанное, и именно в возможности организации реальной военной службы. Тогда нам есть для чего учить детей, есть, зачем зажигать их сердца примерами самоотверженности и отваги, по подобию жизни и служения предков-казаков.
Ещё одним приоритетом в деле окормления казаков для нас является взывание к исторической памяти казачества в первую очередь как народности, возрождение основ потомственности, семейственности в казачьем служении. Именно родовые казаки во все времена являлись ядром казачества, как более крупной и разнородной социально-культурной общности (которая включала в себя поверстанных и приписных казаков, и даже иноверцев). Потомственные казаки являлись носителями той самой культуры воспитания войной от утробы матери, впитывающего колыбельные о своём будущем предназначении, до военной славы в зрелости лет; культуры, которая зиждилась именно на православной вере и невозможности исповедовать другую или вообще не иметь её в своём сердце. О необходимости поддержания вышесказанной идеи ради благополучия казачьей службы свидетельствует практика дореволюционной организации казачьих станиц в Сибири. Она демонстрирует вполне отлаженную практику, когда при основании нового казачьего поселения к поверстанным казакам подселялись, как правило, около 30 семей родовых донских или уральских казаков, для придания «казачьей закваски» остальным. Вот эта потомственность, которая зачастую отвергается и опровергается, и является одним из ключевых факторов успешного возрождения славы казачьих войск и военного уклада традиционных казачьих поселений.
Таким образом, делая вывод из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть три основополагающих принципа (три кита), на которых стояло и должно стоять казачество.
- Ядро казачества — казачья народность: как носитель культуры, традиций, веры.
- Община, семья, дающие воинское воспитание казаку с рождения, как исполнение предназначения его воинского духа, а девочке казачке, как исполнение её роли жены и матери война.
- Реальная военная служба как единственная приоритетная сфера применения казачьей воинской природы.
Укрепление казачества по данным принципам является способствованием укреплению обороноспособности Российского государства в целом. В условиях современной духовно-нравственной агрессии западной атеистически-аморальной системы ценностей, и естественного распространения иноверческих культур народов Востока, вдохновенным и напутствующим для нас является жизнь и личность благоверного князя Александра Невского, проведшего всю свою жизнь в брани с Западом и смирении на Востоке, сохранившего Отечество, православным, духовно — независимым и непобежденным. А сильное, верующее и боеспособное казачество могло бы стать залогом мира в нашем государстве, как и Сибирское казачье войско, по-прежнему стоящее на стыке двух миров Запада и Востока, может снова стать оплотом русской силы, русского духа и русской веры!