Епископ Петергофский СИЛУАН, ректор Санкт-Петербургской духовной академии |
«Канонизация старца Софрония (Сахарова) и валаамского старца Иоанна (Алексеева) в свете современных межцерковных отношений»
Доклад в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Конференция «Прославление и почитание святых»
28 января 2020 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
В 2019 г. Константинопольский патриархат прославил в лике святых двух подвижников русского происхождения — архимандрита Софрония (Сахарова) и схиигумена Иоанна (Алексеева). Непростые отношения между Православными Церквами наталкивают на мысль, что данные действия могут иметь «политические основания». Чтобы внести ясность в данный вопрос, необходимо рассмотреть особенности жизни и духовного пути отца Софрония и отца Иоанна, описать их почитание и процессы канонизации.
Жизнеописания
Схиигумен Иоанн (в миру — Иван Алексеевич Алексеев) родился 14 февраля 1873 года в Тверской губернии в крестьянской семье. Окончив курс местной церковно-приходской школы, отрок Иоанн начал периодически паломничать в Нилову Пустынь и читать жития святых, что определило его жизненный путь. Вскоре он переехал к старшему брату в Петербург и после нескольких лет работы в трактире, принял решение посвятить свою жизнь монашескому служению. В 1889 г. в возрасте 16 лет он впервые прибыл на Валаам и нес там сельскохозяйственные послушания. Затем последовала военная служба в стрелковом батальоне и несколько лет жизни в родной деревне. Окончательно он прибыл на Валаам 28 мая 1901 г., а 21 декабря 1906 года Иван был зачислен в послушники Валаамского монастыря. 22 мая 1910 года его постригли в монашество с именем Иоакинф. В этот период он нес многочисленные послушания: работал в экономической конторе на главном острове, трудился в часовне Валаамского монастыря в Петербурге, был смотрителем Предтеченского скита. После событий Гражданской войны в России территория Валаама стала частью независимой Финляндии, а значит, монастырь вошел в состав создаваемой национальной Финляндской Православной Церкви. Монахи Валаамской обители должны были принять финское гражданство, и часть монахов последовала постановлению, вследствие чего они были обязаны жить по финскому церковному законодательству. Переход на новоюлианский календарь был обязательным для насельников монастыря, поскольку на него перешла вся Финляндская Церковь. Схиигумен Иоанн не возражал против этого. В 1921 году состоялось новое его назначение – настоятелем далекого северного монастыря – Трифоно-Печенгской обители, в которой он трудился в течение 10 лет. Прямо из простых монахов его посвятили в сан игумена с возложением наперсного креста. Вернувшись на Валаам отец Иоакинф принял великую схиму с именем Иоанн и вновь стал смотрителем Предтеченского скита, где были особо строгие правила духовной жизни. С 1937 г. отец Иоанн нес послушание главного духовника монастыря. В 1940 году отец Иоанн вместе с братией был вынужден эвакуироваться с Валаама из-под огня войны. Последние 18 лет свой жизни старец Иоанн провел в Ново-Валаамской обители, где был духовником не только братии, но и вел обширную переписку со своими духовными чадами. Оставаясь послушным священноначалию и уклоняясь от церковно-политических вопросов, старец не участвовал во внутренних нестроения между братией вплоть до 1945 г. В октябре этого года после визита в Финляндию митрополита Ленинградского Григория (Чукова) произошло объединение Ново-Валаамского монастыря с Московским Патриархатом. Братия вернулась к старому стилю, благодаря чему раскол был преодолен. До своей кончины в 1958 г. старец Иоанн был духовником объединенного братства[1].
Отношения между Финляндской Церковью и Константинопольским Патриархатом были изучены в работах Татьяны Ивановны Шевченко[2], из которых видно, что в целом Финляндская Православная Церковь после 1945 г. всячески пыталась сохранить свою самостоятельность. В то же время неопределенный статус Валаамского и Коневского монастырей осложняли ее взаимоотношения с Русской Церковью, поскольку братия подчинялась Московскому Патриархату в юрисдикционном отношении, а в административно-хозяйственном — Финляндской Церкви Константинопольского Патриархата. За исключением единичных контактов братии монастыря с представителями Фанара, посещавшими Финляндию в тот период, никаких взаимоотношений не было. Константинопольские печатные издания пытались преподносить жизнь братии Валаамского монастыря как братии, испытывающей огромную любовь к Константинопольской Церкви, при этом будто бы в этническом отношении насельники имели финско-карельские корни, а не русские[3]. Епископат Финляндской Церкви и ее духовное управление занимали по отношению к монастырю вполне определенную позицию, рассматривая его как некую пятую колонну, не живущую интересами большинства православных Финляндии. Исключение составляет личность архиепископа Павла (Олмари), главы Финляндской Православной Церкви в 1961-1987 гг., который сам, будучи выходцем из Ново-Валаамского монастыря, заботился о сохранении обители и ее монашеских традиций, а также увеличении числа насельников.
Архимандрит Софроний (в миру — Сергей Семенович Сахаров) родился 22 сентября 1896 г. в Москве в верующей, состоятельной и просвещенной семье. В молодости он много читал русских писателей, а также различную мистическую литературу. Уже в сознательном возрасте он увлекся живописью, и с 1918 г. учился Московском училище живописи. Поскольку он был из благородной семьи, в ближайшие годы органы ВЧК в Москве дважды арестовывали его. Вследствие такой политической обстановки Сергей Сахаров эмигрировал из России в 1921 г. и переехал в Париж, где работал художником и выставлял свои картины в салонах.
На Пасху 1924 г. он пережил благодатное посещение, после чего принял решение посвятить себя Богу. Он поступил на подготовительные курсы в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, который на тот момент входил в состав Западноевропейского митрополичьего округа во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) и подчинялся Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви Заграницей. Однако вскоре он уехал на Афон, где 8 декабря 1925 г. был принят в Пантелеимонов монастырь, а через полтора года 18 марта 1927 г. был пострижен в монашество с именем Софроний. Он был рукоположен во иеродиакона сербским епископом Николаем (Велимировичем) в 1930 году и с этого же года стал духовным учеником старца Силуана Афонского, наставления которого пронес через всю жизнь. Отец Софроний пребывал на Афоне в течение 22 лет, послушался в разных скитах, и даже был духовников греческого монастыря св. Павла, что свидетельствовало о его высоком авторитете среди греческих монахов.
Во время Второй мировой войны афонские насельники пытались обезопасить Святую Гору от разорения фашистами, поэтому они с уважением принимали представительную делегацию немецких солдат. Среди принимавших был и иеромонах Софроний, который владел европейскими языками и внес свой вклад в защиту Афона от разорения. После войны часть насельников Афона обвинила его и других монахов, например, монаха Василия (Кривошеина), в сотрудничестве с оккупантами. Эти обвинения, тяжелое состояние здоровья, а также благословение старца Силуана издать книгу вынудили отца Софрония покинуть Афон[4].
С 1947 по 1959 гг. иером. Софроний жил во Франции, где перешел в клир Западно-Европейского Экзархата в составе Московского Патриархата, за что, между прочим, был исключен из Свято-Сергиевского богословского института. Он был помощником настоятеля Никольской церкви при Русском старческом доме в Сент-Женевьев-де-Буа. За этот период вокруг отца Софрония собрался круг духовных чад и учеников, стремящихся к монашеской жизни, и была основана община. Он также смог организовать издание книги «Старец Силуан», в которую вошли биография и поучения Афонского подвижника.
В 1959 г. с некоторыми своими духовными детьми отец Софроний переехал в Великобританию, в графство Эссекс, где было приобретено имение, которое легло в основу монастыря святого Иоанна Предтечи под омофором Константинопольского Патриарха. Монастырь стал важным центром православного присутствия в Великобритании. Святейший Патриарх Алексий I дал свое благословение на переход отца Софрония в другую юрисдикцию[5]. Переезд в Англию был продиктован поиском места под монастырь, однако смена юрисдикции стала итогом мировоззренческих взглядов архимандрита Софрония. Если в 1950 г. он издал в Вестнике Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата свою экклезиологическую статью, где решительно осуждал «Константинопольский неопапизм»[6], то в своих последующих трудах он при обсуждении «национальных тем» подчеркивал универсальность и вселенский характер православного вероучения[7]. Протоиерей Георгий Флоровский не стеснялся в письмах к старцу Софронию отрицательно отзываться о попытках русских епископов призвать их вернуться в лоно Русской церкви[8]. В Предтеченском монастыре отец Софроний подвизался до конца своих дней, сначала – в качестве настоятеля, а затем, с сентября 1974 г., – в качестве старца монастыря. Одно из писем старца Софрония в Россию свидетельствует, что, несмотря на переход в Константинопольскую юрисдикцию, он всегда с теплом и признательностью относился к Русской Церкви и осуждал любые действия раскольнического характера[9]. Архимандрит Софроний мирно скончался в Предтеченском монастыре 11 июля 1993 г.[10]
Почитание и прославление
Из жизнеописания схиигумена Иоанна мы узнаем, что, еще будучи насельником Предтеченского скита до 1939 г., он пользовался большим уважением среди братии обители, в то время уже расколовшейся на новостильников и старостильников[11]. Члены Русского Студенческого Христианского Движения, посещавшие Валаамский монастырь имели возможность встретиться с отцом Иоанном и способствовали его известности. Одним из них была Елена Акселевна Армфельт, возглавлявшая отделение РСХД в Хельсинки. Переписка с ней (171 письмо) и открыла всему миру духовный мир и опыт до этого мало известного подвижника. В 1950-е годы некоторые письма отца Иоанна были опубликованы в официальном периодическом издании Финляндской Православной Церкви «Аамун Койтто», перевод которых на финский язык был выполнен главным редактором журнала иеромонахом Павлом (Олмари). Благодаря этому финоязычные читатели могли познакомиться с наставлениями старца и его миропониманием. В дальнейшем, духовные чада и друзья отца Иоанна решили издать всю его переписку. Отбором и редактированием писем занялась группа, состоявшая из Елены Армфельт, Тито Коллиандера и Дмитрия Дорогана. Проект сборника появился осенью 1953 г. и предполагалось издание на русском языке. Работа над изданием дала старцу повод написать несколько дополнительных произведений о духовной жизни: «О Святых Тайнах», «О молитвенной жизни», «О сновидениях» и «О нападении помыслов». Летом 1956 г. сборник вышел из печати, внешне очень скромный, напечатан на машинке и размножен на ротапринте. Духовными чадами старца сборник был разослан в разные страны – в Швецию, Англию и даже в Аргентину. При этом реакция насельников Ново-Валаамского монастыря на издание сборника была неоднозначной.
Преставился старец 6 июня 1958 г., а спустя несколько лет книга «Письма валаамского старца» была переведена и издана на финском языке. В целом можно утверждать, что с момента кончины до прославления имя схиигумена Иоанна было свято и почитаемо для большинства православных Финляндии. Активное участие в сохранении светлого образа старца принимали как прихожане приходов благочиния Московской Патриархии в Финляндии (Елена Армфельт, Павел Шмальц), так и члены Финляндской Православной Церкви (монахиня Мария (Вырубова), Клавдия Карелина, Тито и Инна Коллиандер, митр. Пантелеимон (Сархо)).
Единственное замечание к духовному опыту старца Иоанна мы находим в сочинениях диакона Георгия Маркова, где схиигумен Иоанн противопоставляется иеросхимонаху Михаилу (Питкевичу), хотя в целом также описывается положительно. Противопоставление начинается с вопроса о календарном стиле. Схиигумен Иоанн принял переход братии Ново-Валаамского монастыря и всей Финской Церкви на новоюлианскую пасхалию, а старец Михаил (Питкевич) принадлежал к партии старостильников. Отцу Иоанну ставиться в укор, что он с безразличием отнесся к церковным канонам. Как раз на этом фоне и делаются замечания о его личных качествах, что он был простым благодушным старцем с более практичным, нежели аскетическим настроением духовной жизни, что выражалось в некоторой слабости к присылаемым почитателями угощениям[12]. Здесь стоит сказать, что на своей должности духовника отец Иоанн руководствовался желанием примирить противоборствующие стороны, потому и не высказывался однозначно по поводу календарного вопроса. Также нужно учитывать, что письма схиигумена редактировались, и его замечания по этому вопросу в целях примирения могли не опубликовать. Анализ оригиналов писем мог бы внести ясность в эту проблему и показать, был ли отец Иоанн обеспокоен этими вопросами.
Комиссия по канонизации была учреждена Архиерейским Собором Финляндской Православной Церкви 1 апреля 2014 г., инициатором ее стал епископ Йоэнсууский Арсений (Хейккинен). Он же стал председателем комиссии, а вместе с ним в состав вошли протоиерей Сергий Коллиандер и диакон Иоанн Корпела. В качестве приглашенных специалистов привлекались священник Марко Мякинен, монахиня Ксения (Ровамо) и митрополит Пантелеимон (Сархо). В феврале 2016 г. комиссия предложила к канонизации схиигумена Иоанна (Алексеева), а также учителя Иоанна Кархапяя. Архиерейский Собор вынес положительное решение, однако необходимые документы были отправлены в Константинополь лишь в сентябре 2018 г., и 29 ноября этого же года Синод прославил старца в лике святых. Существует мнение, что главным инициатором прославления схиигумена является лично знакомый со старцем его многолетний почитатель протоиерей Сергий Коллиандер. Большое значение в деле прославление сыграла братия Ново-Валаамской обители, на кладбище которой и был погребен старец. На его захоронении был установлен в свое время каменный памятник, и рядом с могилой построена часовня. Начиная с 2005 г. ежегодно на престольный праздник к этой часовне совершался крестный ход из монастыря, где пели молебен и панихиду на могиле схиигумена Иоанна.
Учитывая инициативу именно Финляндской Православной Церкви в вопросе прославления схиигумена Иоанна (Алексеева), начавшуюся еще с 2014 г., утверждения о каком-либо политическом интересе Константинопольского Патриархата в этом деле являются мало обоснованными. Факт почитания схиигумена Иоанна еще при жизни, как членами Финляндской Церкви, так и прихожанами старостильных приходов в Выборге и в Хельсинки (в дальнейшем Патриарших приходов в Финляндии), говорит в пользу прославления схиигумена Иоанна и в Русской Церкви. Он был подвижником высокой духовной жизни, примиряющий в себе сложившиеся богослужебные традиции, в том числе и календарные, на территории сегодняшней Финляндии.
Нет сомнений, что и архимандрит Софроний оставил после себя добрую память и почитание многих его духовных чад, среди которых много видных монахов и архиереев. Его литературное наследие активно издается и породило интерес среди верующих не только в Западной Европе, но и на канонической территории Русской Церкви. Основной труд отца Софрония сделал широко известным старца Силуана Афонского, потому уважение к автору книги неразрывно связано с почитанием самого старца Силуана. Взгляды же на духовную жизнь архимандрита Софрония, а также его церковная деятельность подвергались критике некоторыми отечественными авторами: А.И. Осиповым[13], протоиереем Михаилом Ходановым[14], архимандритом Рафаилом (Карелиным)[15], игуменом Никоном (Воробьевым)[16] и другими[17]. Зачастую критика имела предвзятый характер.
Вопросом канонизации старца Софрония (Сахарова) занимались в Константинополе в течение нескольких лет. В 2014 году в греческих СМИ появлялись сведения о возможных препятствиях для канонизации старцев Паисия Святогорца и Софрония, которые были развеяны «высокопоставленными источниками из Константинопольского Патриархата»[18]. В 2016 г. преподаватель исторического факультета МГУ Афанасий Зоитакис сообщал, что в Константинополе «рассматриваются документы» о возможной канонизации отца Софрония[19]. Посещая Афон в конце октября 2019 года, патриарх Варфоломей объявил о прославлении 4 старцев-святогорцев: Иосифа Исихаста, Даниила Катунакского, Ефрема Катунакского и Иеронима Симонопетрского. В течение этой поездки 22 октября патриарх также сообщил, что на Фанаре готовится канонизация старца Софрония (Сахарова). Как прославление четырех преподобных, так и объявление о грядущей канонизации отца Софрония, по свидетельству греческих СМИ, оказались неожиданностью и сюрпризом для афонских монахов[20]. Решение о канонизации архимандрита Софрония Эсексского было принято на заседании Синода 27 ноября 2019 г.
Как мы видим, идея канонизации старца Софрония родилась задолго до печально известных событий на Украине. Однако в целом остается не ясным, кто именно является инициатором данного процесса и почему процесс продолжался длительное время. Русский Пантелеймонов монастырь и Иоанно-Предтеченский монастырь в Эссексе не были инициаторами дела. Возможно, данную канонизацию можно считать политизированной в том смысле, что Константинопольская Патриархия старается задобрить афонские монастыри канонизацией афонских святых, чем и объясняется некоторая поспешность и неожиданность таких решений. Неоднозначность прибавляют некоторые свидетельства об отрицательном взгляде старца Софрония на экуменистический диалог с католиками[21] и на критику политики Константинопольских патриархов[22]. Однако в целом нет оснований говорить о том, что канонизация архимандрита Софрония (Сахарова) имеет исключительно политическую цель.
Подводя итог, можно сказать, что нет никаких причин, которые могли бы послужить препятствием для рассмотрения нашим священноначалием вопроса канонизации или включения в месяцеслов схиигумена Иоанна (Алексеева) и архимандрита Софрония (Сахарова).
Примечания:
[1] Схиигумен Иоанн (Алексеев) // Сайт Валаамского монастыря. URL: https://valaam.ru/starets/5526/
[2]Шевченко Т.И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви 1917-1957 гг. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 500 с.
[3]ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 222. Л. 103.
[4] См.: Ириней, иером. Почему отец Софроний покинул Афон // Игумен Ефрем Виноградов-Лакербая. Сокровенный Афон. М., 2002. С. 61-64; Николай (Сахаров), иером. Об отце Софронии (Сахарове) и монастыре в графстве Эссекс // Сайт «Правмир». URL: https://www.pravmir.ru/ob-otce-sofronii-saxarove-i-monastyre-v-grafstve-esseks-chast-1/
[5]Софроний (Сахаров), архим. Письма близким людям: Переписка с семьей протоиерея Б. Старка. М., 1997. С. 170.
[6]Софроний (Сахаров), архим. Единство Церкви по образу Единства Святой Троицы (Православная Триадология как основа Православной Экклезиологии) // Сайт Отдела Внешних церковных связей РПЦ. URL: https://mospat.ru/ru/2019/10/28/news179227/
[7] «Если вы Христа сведете до уровня национальности, то знайте, что вы во тьме» См.: Софроний (Сахаров), архим. Духовные беседы. Т. 1. Беседа 4-я (10 сентября 1990 г.). Эссекс-М., 2003. С. 54, 53; «…мне говорят некоторые люди, преодолеть и себе национализм невозможно, а тогда, я думаю, невозможно и спасение» Софроний (Сахаров), архим. Духовные беседы. Т. 1. Беседа 2-я (4 декабря 1989 г.). Эссекс-М„ 2003. С. 44.
[8]Софроний (Сахаров), архим. Переписка с протоиереем Георгием Флоровским. Изд. 1-е. Эссекс – М., 2008. С. 164-165.
[9] В 1991 г. старец Софроний написал архимандриту Адриану (Кирсанову), в котором горячо призывал последнего «Держитесь всеми силами Патриаршей церкви. Она, и только Она найдет Свой верный путь». Софроний (Сахаров), архим. Письмо архимандрита Софрония (Сахарова) архимандриту Адриану (Кирсанову) о церковном единстве // Сайт «Православие.ру» URL: http://www.pravoslavie.ru/104508.html
[10] Биография по: Ермишина К.Б., Кузнецова А.А. Из переписки архимандрита Софрония (Сахарова) и архиепископа Василия (Кривошеина). // Ежегодник Дома русского зарубежья им. Александра Солженицина. 2017. № 7. С. 329-337.
[11] См.: Письма о духовной жизни / Сост. В. Дегтерёв. М.: Изд-во Сретенского монастыря,
- 688 с. URL: https://e-libra.ru/read/467953-pis-ma-o-duhovnoy-zhizni.html
[12] Любовь покрывает все…: Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Петкевича), старца валаамского и псково-печерского. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 147-148.
[13] Он сопоставляет труды старца с идеями Франциска Ассизского. См.: Алексей Ильич Осипов — о трудах архимандрита Софрония Сахарова, митрополита Антония Сурожского и протоиерея Александра Шмемана // Сайт «Мой путь к Богу». URL: http://afon-ru.com/afon-palomnichestvo.russkaya-nedelya.aleksej-ilich-osipov-o-trudah-arhimandrita-sofroniya-saharova-mitropolita-antoniya-surozhsk
[14] Он критикует мистический характер книги. См.: Ходанов М., прот. Книга «Видеть Бога как Он есть» архимандрита Софрония (Сахарова) в свете святоотеческой традиции // Православный крест. 2010. № 23. С. 12; № 24. С. 12; 2011. № 1. С. 12, № 2. С. 12.
[15]Рафаил (Карелин), архим. Да никтоже прельстит Вас. Самара, 2008. С. 48-50.
[16]Никон (Воробьев), игум. Комментарии игумена Никона (Воробьева) к книге иеромонаха Софрония “Старец Силуан” // Он же. Как жить сегодня? Письма о духовной жизни. М.: Оранта, 2011. С. 419-430.
[17]Андриан (Павлов), игум. Увидеть архимандрита Софрония (Сахарова) как он есть:
неизвестная биография арх. Софрония (Сахарова) // Сайт Кожеезерского монастыря. URL: http://kozhozero.ru/upload/iblock/022/Видеть%20архимандрита%20Софрония%20(Сахарова)%20как%20он%20есть.%20(8%20февраля%202019).pdf
[18] Известные старцы XX века будут прославлены в лике святых // Сайт «Церковный вестник». URL: http://e-vestnik.ru/news/izvestnye_startsy_kanonizacia_7945/
[19]Зоитакис А. Афон – витрина православия // Сайт «РИА Новости». URL: https://ria.ru/20160524/1438996896.html
[20] См., например: Όσιος Σωφρόνιος του Έσσεξ: Ο Θεολόγος της Υποστατικής Αρχής στην χορεία των Αγίων της Εκκλησίας // Сайт общества друзей Священной Великой Обители Ватопед «Пемптусия». URL: https://www.pemptousia.gr/2019/10/osios-sofronios-tou-essex-o-theologos-tis-ipostatikis-archis-stin-choria-ton-agion-tis-ekklisias/
[21]Софроний (Сахаров), архим. Письмо о единстве Церкви // URL: https://soulibre.ru/Письмо_о_единстве_Церкви_(архимандрит_Софроний_(Сахаров))
[22]Софроний (Сахаров), архим. Единство Церкви по образу Единства Святой Троицы (Православная Триадология как основа Православной Экклезиологии) // Сайт Отдела Внешних церковных связей РПЦ. URL: https://mospat.ru/ru/2019/10/28/news179227/
Источники и литература:
- Όσιος Σωφρόνιος του Έσσεξ: Ο Θεολόγος της Υποστατικής Αρχής στην χορεία των Αγίων της Εκκλησίας // Сайт общества друзей Священной Великой Обители Ватопед «Пемптусия». URL: https://www.pemptousia.gr/2019/10/osios-sofronios-tou-essex-o-theologos-tis-ipostatikis-archis-stin-choria-ton-agion-tis-ekklisias/
- Алексей Ильич Осипов — о трудах архимандрита Софрония Сахарова, митрополита Антония Сурожского и протоиерея Александра Шмемана // Сайт «Мой путь к Богу». URL: http://afon-ru.com/afon-palomnichestvo.russkaya-nedelya.aleksej-ilich-osipov-o-trudah-arhimandrita-sofroniya-saharova-mitropolita-antoniya-surozhsk
- Андриан (Павлов), игум. Увидеть архимандрита Софрония (Сахарова) как он есть: неизвестная биография арх. Софрония (Сахарова) // Сайт Кожеезерского монастыря. URL: http://kozhozero.ru/upload/iblock/022/Видеть%20архимандрита%20Софрония%20(Сахарова)%20как%20он%20есть.%20(8%20февраля%202019).pdf
- ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 222. Л. 103.
- Ермишина К.Б., Кузнецова А.А. Из переписки архимандрита Софрония (Сахарова) и архиепископа Василия (Кривошеина). // Ежегодник Дома русского зарубежья им. Александра Солженицина. 2017. № 7. С. 329-350.
- Зоитакис А. Афон – витрина православия // Сайт «РИА Новости». URL: https://ria.ru/20160524/1438996896.html
- Известные старцы XX века будут прославлены в лике святых // Сайт «Церковный вестник». URL: http://e-vestnik.ru/news/izvestnye_startsy_kanonizacia_7945/
- Ириней, иером. Почему отец Софроний покинул Афон // Игумен Ефрем Виноградов-Лакербая. Сокровенный Афон. М.: Даниловский Благовестник. 2002. 240 с.
- Любовь покрывает все…: Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Петкевича), старца валаамского и псково-печерского / авт.-сост. Диакон Георгий Малков, П.Ю. Малков. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. 400 с.
- Николай (Сахаров), иером. Об отце Софронии (Сахарове) и монастыре в графстве Эссекс // Сайт «Правмир». URL: https://www.pravmir.ru/ob-otce-sofronii-saxarove-i-monastyre-v-grafstve-esseks-chast-1/
- Никон (Воробьев), игум. Как жить сегодня? Письма о духовной жизни. М.: Оранта, 2011. 432 с.
- Письма о духовной жизни / Сост. В. Дегтерёв. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2019. 688 с.
- Рафаил (Карелин), архим. Да никтоже прельстит Вас. Самара, 2008. 352 c.
- Софроний (Сахаров), архим. Духовные беседы. Т. 1. Эссекс-М., 2003. 383 с.
- Софроний (Сахаров), архим. Единство Церкви по образу Единства Святой Троицы (Православная Триадология как основа Православной Экклезиологии) // Сайт Отдела Внешних церковных связей РПЦ. URL: https://mospat.ru/ru/2019/10/28/news179227/
- Софроний (Сахаров), архим. Переписка с протоиереем Георгием Флоровским. Изд. 1-е. Эссекс – М., 2008. 176 с.
- Софроний (Сахаров), архим. Письма близким людям : Переписка с семьей протоиерея Б. Старка. М.: Отчий дом, 1997. 172 с.
- Софроний (Сахаров), архим. Письмо архимандрита Софрония (Сахарова) архимандриту Адриану (Кирсанову) о церковном единстве // Сайт «Православие.ру» URL: http://www.pravoslavie.ru/104508.html
- Софроний (Сахаров), архим. Письмо о единстве Церкви // URL: https://soulibre.ru/Письмо_о_единстве_Церкви_(архимандрит_Софроний_(Сахаров))
- Схиигумен Иоанн (Алексеев) // Сайт Валаамского монастыря. URL: https://valaam.ru/starets/5526/
- Ходанов М., прот. Книга «Видеть Бога как Он есть» архимандрита Софрония (Сахарова) в свете святоотеческой традиции // Православный крест. 2010. № 23. С. 12; № 24. С. 12; 2011. № 1. С. 12, № 2. С. 12.
- Шевченко Т.И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви 1917-1957 гг. М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. 500 с.