Иеромонах Иаков (Воронцов), преподаватель Алматинской духовной семинарии, Секретарь Комиссии по канонизации святых Казахстанского Митрополичьего округа,
|
«Митрополит Иосиф (Чернов): неканонизированный местночтимый святитель»
Доклад в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Конференция «Прославление и почитание святых»
28 января 2020 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
Митрополита Иосифа (Чернова) широко почитают в Казахстане и за его пределами как угодника Божия, исповедника и старца-святителя, наделённого от Бога многими духовными дарами. К нему молитвенно обращаются православные христиане в духовных и житейских нуждах, получая благодатную помощь и утешение. В адрес Комиссии по канонизации святых Казахстанского Митрополичьего округа поступают письма со свидетельствами о чудесах и исцелениях, совершившихся по молитве к митрополиту Иосифу.
Митрополит Евсевий (Саввин) пишет: «и сердцем, и душой поддерживаю канонизацию исповедника веры и Церкви Русской митрополита Иосифа (Чернова). В жизни и в служении он пользовался неподдельной любовью особенно казахстанской православной паствы, являя свою преданность Богу и святой Православной Церкви Христовой, и своему православному народу, о чём я свидетельствую как бывший служитель Казахстанской митрополии» [2].
А вот слова митрополита Мефодия (Немцова): «митрополита Иосифа называли одним из самых одухотворённых архиереев последнего времени. Это, несомненно, так. Своей страдальческой жизнью он стяжал дар совершенной любви и святость, которую невозможно скрыть. И как при жизни он помогал своей пастве, так, уверен, продолжает быть молитвенником за град Алма-Ату и всю Казахстанскую землю до сего дня» [8].
Митрополит Ириней (Середний) в неопубликованных воспоминаниях о святителе Иосифе рассказывает о нём, как о прозорливце и молитвеннике, являвшем христианскую мудрость и многочисленные добродетели. «Я верю и надеюсь, что придет время, когда, милостью Божией Митрополит Иосиф будет прославлен в лике святых и имя его сольётся с Собором новомучеников и исповедников, в земле Казахстанской просиявших» [4], – завершает свои воспоминания иерарх.
Свидетельством почитания митрополита Иосифа церковным народом служит трепетное отношение к месту его погребения, где не утихают молитвы и всегда можно видеть живые цветы. К могиле владыки Иосифа стекаются многочисленные верующие не только во дни его памяти и особого поминовения усопших, но ежедневно. Сюда притекают жители Алма-Аты, казахстанцы и паломники издалека. По многочисленным просьбам духовенства и мирян по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Астанайского и Казахстанского Александра честные останки почитаемого иерарха были перенесены с центрального кладбища города Алма-Аты в Софийский собор Иверско-Серафимовского женского монастыря, где почивают в благоукрашенной мраморной раке в северном пределе храма.
Верующие приходят почтить святителя как в Софийский собор, так и на кладбище. Над его могилой регулярно совершаются панихиды. В день памяти владыки Иосифа с особенной торжественностью при стечении многочисленного духовенства и мирян служится заупокойная Божественная литургия. В частном порядке верующие читают написанный анонимным автором и широко распространившийся в самиздате акафист «святителю Иосифу Алма-Атинскому».
В домах православных христиан фотографии и портретные изображения митрополита Иосифа размещают рядом со святыми ликами. В частном порядке пишут его иконы. Иконы святителя Иосифа можно встретить не только в домах православных христиан, но и в храмах. Мне известно как минимум три храма, в росписях которых есть икона святителя Иосифа.
О жизненном пути и служении митрополита Иосифа написаны три книги: архимандритом Макарием (Веретенниковым), монахиней Сергией (Королёвой) и Ольгой Рожнёвой, а также многочисленные статьи и воспоминания. Снято несколько документальных фильмов. Однако этими материалами не исчерпывается личность и жизненный путь исповедника веры Христовой и почитаемого святителя. Митрополит Иосиф прожил трудную полную испытаний жизнь в эпоху гонений на Церковь и разделил исповеднический подвиг многочисленного сонма святых новомучеников и исповедников.
Родился он в Могилёве в Белоруссии в семье военного в 1893 году в день памяти великомученика Иоанна Сочавского, чьё имя и получил во святом крещении. В 3 года Иван Чернов лишился матери и испытал все тяготы жизни в казарме с отцом. С юных лет он полюбил церковное богослужение и всем сердцем устремился служить Богу. В семилетнем возрасте Иван сподобился видения преподобной Евфросинии Полоцкой, после чего принял решение избрать монашеский путь. Он поступил в Белыничский Рождество-Богородицкий монастырь, где исполнял различные послушания. А впоследствии стал келейником настоятеля архимандрита Арсения (Смоленца).
Отец Арсений дал послушнику Иоанну хорошее монастырское образование. Когда архимандрит Арсений стал епископом Пятигорским, Иван Чернов был его келейником и иподиаконом. С владыкой Арсением он разделил служение в Пятигорске, Твери, Таганроге и Ростове-на-Дону. Когда в первые дни Гражданской войны в Таганроге моряки-революционеры приговорили епископа Арсения к смертной казни, молодой послушник в личной беседе с моряками сумел убедить их не убивать архипастыря, проявив смелость и смекалку и показав готовность по евангельской заповеди о любви к ближнему отдать жизнь за своего духовного наставника.
В 1918 году в Таганроге Иван Чернов принял монашеский постриг с наречением имени в честь св. праотца Иосифа Прекрасного. В Таганроге Бог судил отцу Иосифу пройти путь от монаха до епископа. С началом нестроений в Церкви, связанных с распространением обновленческого раскола, игумен Иосиф проявил себя как борец за верность св. патриарху Тихону и ревностно противостоял расколу. По доносу обновленцев отец Иосиф был арестован в 1925 году и обвинён «в хранении контрреволюционной литературы», каковой ОГПУ признало документы архиерейской канцелярии. Коллегией ОГПУ отец Иосиф был приговорён к 3 годам ссылки, которую отбывал в деревне Кольёль Усть-Сысольского уезда Автономной области Коми (Зырян).
Отбыв ссылку, в 1927 году отец Иосиф вернулся в Таганрог, где епископом Арсением был возведён в архимандрита и назначен на служение в Никольский собор и экономом архиерейского дома. 27 ноября 1932 года он был хиротонисан во епископа Таганрогского, викария Ростовской епархии. Впоследствии временно управлял Донской и Новочеркасской епархией. Он был единственным православным архипастырем в Ростовской области, который противостоял церковному расколу и укреплял паству в верности Матери-Церкви.
Зимой 1935 года епископа Иосифа снова арестовали. Он был обвинён по 58 статье и приговорён к 5 годам заключения. С 1936 по 1940 годы находился в Ухто-Ижерском ИТЛ в Коми АССР. Находясь в лагере, владыка сохранял жизнелюбие, проявил незлобие и покорность воле Божией. Он исполнял разные обязанности, в том числе работал на лесоповале, где обморозил пальцы на руках и ногах, работал медбратом в лагерном лазарете.
Отбыв срок заключения, епископ Иосиф вернулся в Таганрог. По дороге он заехал в Москву к митрополиту Сергию, но назначения на кафедру не получил, так как в Таганроге все храмы были закрыты. Вскоре власти запретили ему жить в Таганроге и он вынужден был уехать в Азов, где работал сторожем в детском саду. Епископ Иосиф сблизился с местной общиной иоаннитов, проживал и служил в тайном монастыре «Белый дом».
В годы Великой Отечественной войны владыка Иосиф разделил с паствой тяготы жизни в оккупации. Немцы стали открывать закрытые ранее большевиками храмы. Историк М. Шкаровский в книге «Крест и свастика» рассказывает о возрождении религиозной жизни на оккупированных территориях [11]. Владыка Иосиф стал исполнять обязанности по управлению своей бывшей Таганрогской епархией, совершал богослужения, освящал храмы, проповедовал, принял покаяние у обновленческого архиерея Владимира (Кириллова). В этот период епископ Иосиф составил акафисты: преп. Пелагии, Свят. Павлу Исповеднику, архиеп. Константинопольскому, вмч. Иакову Персиянину.
Оккупационными властями был инициирован перенос памятника Петру I в центр города, на его прежнее место. Данное событие сопровождалось служением молебна и митингом, в которых участвовал владыка. Также епископ Иосиф написал две статьи в таганрогскую газету «Новое слово», издававшуюся фашистами. В статьях не было ничего, что могло бы свидетельствовать о его симпатиях к фашистам, лишь факты: большевики закрывали храмы, ломали кресты, сажали в тюрьмы священников, а при немцах богослужения снова совершаются. Однако именно эти статьи, равно как и участие в молебне и митинге, впоследствии были расценены репрессивными органами в качестве «антисоветской» «вражеской» деятельности.
Есть данные, что владыка «помог некоторым евреям спастись от фашистов, а также активно помогал партизанам. Сбор средств в помощь советским войскам шёл в окормляемых владыкой Иосифом областях. Все суммы переправлялись через партизан, с которыми епископ был связан напрямую» [5]. Оккупанты пытались вынудить архипастыря признать берлинского митрополита Серафима и отказаться от поминовения за богослужениями московского патриарха Сергия. Епископ Иосиф был непреклонен. 6 ноября 1943 года в Умани его арестовало гестапо. Владыку обвиняли в связях с патриархом Сергием и шпионаже в пользу России и Англии. Чудом он избежал расстрела.
После освобождения Умани советскими войсками в апреле 1944 года владыка Иосиф обратился с воззванием к жителям города с призывом помочь советской армии. От себя он пожертвовал панагию и крест, чем подал пример жертвовать деньги и ценности на нужды фронта. В этот период Владыка был членом комиссии по расследованию зверств, совершенных фашистами. О пережитых ужасах и преступлениях нацистов он писал патриарху Сергию в Москву [3]. Военный корреспондент Б. Полевой в книге «В большом наступлении» оценил труды епископа Иосифа в период оккупации как проявление «гражданского мужества» [9, с. 228].
В июне 1944 года в Киеве владыка Иосиф был арестован НКГБ СССР. Следствие продолжалось до февраля 1946 года, когда Военным Трибуналом по обвинению в контрреволюционной деятельности в Ростовской области накануне войны и «вражеской работе» на оккупированной территории он был осуждён к 10 годам ИТЛ с последующим поражением в правах на 5 лет.
В 1948 году он был доставлен этапом в Карагандинский лагерь. С тех пор вся жизнь архипастыря связана с Казахстаном. Освободившись из заключения в 1954 году, он остался в ссылке в Акмолинской области. Впоследствии владыка жил в Кокчетаве и был прихожанином Михайло-Архангельского храма. Со временем он стал настоятелем этого храма. А в 1956 году получил назначение в Алма-Атинскую епархию, служил епископом Петропавловским, викарием Алма-Атинской епархии. В 1957 году Петропавловская епархия стала самостоятельной, а в 1960 году была присоединена к Алма-Атинской епархии. Тогда владыка Иосиф получил титул архиепископа Алма-Атинского и Казахстанского, а в 1968 году – митрополита.
На Алма-Атинской кафедре владыка понёс труды по искоренению нестроений и раскольнических шатаний. С большой мудростью и христианской любовью он примирял враждующих. По свидетельству современника он «имел любовь к церковным службам и усердие к проповеданию. Проповеди его отличаются образностью, поэтичностью и живостью». На Поместном Соборе 1971 года имя владыки называлось в числе кандидатов в патриархи. Однако митрополит Иосиф, сославшись на недостаток образования, взял самоотвод.
4 сентября 1975 года последовала мирная и благочестивая кончина святителя. О своей смерти владыка Иосиф знал заранее и почил в молитве.
Духовенство и паства Казахстанского Митрополичьего округа помнят своего архипастыря как незаурядного делателя нивы Христовой, заботливого отца и молитвенника, усердного исполнителя заповедей Евангелия. Владыка умел вдохновлять паству на добродетель. После общения с ним люди преображались, менялись к лучшему, обретали веру.
По молитвенной помощи владыки Иосифа подаётся чудодейственная помощь, совершаются исцеления. Свидетельства о прижизненных и посмертных чудесах митрополита Иосифа были опубликованы в книге монахини Сергии (Королёвой) «Свет радости в мире печали», в альманахе «Альфа и Омега» за август 2012 года, журнале «Свет Православия в Казахстане», на сайте «pravoslavie.ru». Сбор свидетельств продолжается.
Именем митрополита Иосифа назван духовно-культурный центр Казахстанского митрополичьего округа в Алматы. Решением Синода Православной Церкви Казахстана 13 сентября 2016 года с последующим одобрением и благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для поощрения деятелей науки, культуры и искусства, духовного просвещения и социально-благотворительной сферы была учреждена ежегодная премия имени митрополита Иосифа (Чернова).
Владыка Иосиф пользуется в Казахстане всенародной любовью и безусловным почитанием как святой.
Литература и источники
- Архив УФСБ по Ростовской обл. Д.49272 (следственное дело 1944-46 гг.).
- Евсевий (Саввин). Письмо о канонизации митрополита Иосифа (Чернова). Архив Комиссии по канонизации святых Казахстанского Митрополичьего округа.
- Иосиф (Чернов), епископ. Письма к патриарху Сергию (Страгородскому) // URL https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:yW2QU2pO1FgJ:https://mospat.ru/church-and-time/90+&cd=13&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
- Ириней (Середний), митрополит. Воспоминания о митрополите Иосифе (Чернове). Архив Комиссии по канонизации святых Казахстанского Митрополичьего округа.
- Кириллова К. Митрополит Иосиф (Чернов): неизвестные воспоминания // URL https://www.pravmir.ru/mitropolit-iosif-chernov-neizvestnye-vospominaniya/
- Королёва В. Свет радости в мире печали. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф. – М., 2012.
- Макарий (Веретенников), архимандрит. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов). – М., 2005.
- Мефодий (Немцов), митрополит. Письмо о канонизации митрополита Иосифа (Чернова). Архив Комиссии по канонизации святых Казахстанского Митрополичьего округа.
- Полевой Б. В большом наступлении. – М., 1970.
- Рожнёва О. Митрополит Иосиф (Чернов). – М., 2016.
- Шкаровский М. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь // URL https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/krest-i-svastika-natsistskaja-germanija-i-pravoslavnaja-tserkov/3_4