Иерей Александр Юрьевич Александров, руководитель отдела по взаимодействию с казачеством Отрадненской и Похвистневской епархии.
Аннотация: Молодежь — наиболее приспосабливаемая и в то же время социально слабая и неустойчивая демографическая группа, несвободная от влияний и злонамеренного управления. Молодежи присуще отсутствие стойких ориентиров и поверхностность принимаемых решений, последствия которых зачастую наносят вред их духовной жизни. Взрослея, молодой человек сталкивается с проблемами самореализации (вхождение во взрослую жизнь, выбор правильного пути), социализации (непонимание со стороны взрослых, переоценка ценностей, противоречивые информационные данные, воздействие различных философий и видений мира и др.) и ищет себе единомышленников.
Ключевые слова: Гражданско-патриотическое, духовно – нравственное воспитание, принципы духовно-нравственного, гражданского и военно-патриотического воспитания кадет, задача воспитания, православная педагогика, условия образовательного процесса, святость, спецификации православной педагогики.
Казачье кадетство как основа духовно – нравственного просвещения.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского и патриотического воспитания. Патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью становления подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная работа.
Гражданско-патриотическое, духовно – нравственное воспитание сегодня — это социальная потребность нашего общества. В настоящее время важно возрождение богатых традиций военно-патриотического, духовного и гражданского воспитания детей в нашей стране. Если воспитание патриотизма у молодых воспитанников будет преобладать, то наше государство и будущее нашей страны будет великим.
Одним из главных направлений патриотического воспитания, в частности Борского района, является кадетское движение. Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны. Кадетство нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе, оно обеспечивает комплексное развитие личности. Большое внимание в работе с кадетами уделяется воспитательной и гражданско-патриотической работе.
Принципы духовно-нравственного, гражданского и военно-патриотического воспитания кадет были и остаются основным направлением формирования личности каждого обучающегося. А именно:
- Принцип регионализации нравственно-патриотического воспитания
Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в практическую деятельность.
- Принцип личностно-ориентированного общения
Индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
- Принцип доступности
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Принцип системности
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Принцип наглядности
Принцип наглядности предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии достопримечательностей, памятников и т.д.[6].
Важнейшей задачей воспитания на современном этапе его развития является формирование духовности и высокой нравственности наряду с формированием гражданской ответственности, правового самосознания, российской идентичности, культуры, самостоятельности, уважения традиций и культуры своего народа и других народов, формирование общих духовных и нравственных основ национального самосознания и т. д.[7]. Особо следует подчеркнуть значимость духовно-нравственного воспитания на основе национальных духовных и культурно-исторических традиций как определяющего, на наш взгляд, фактора гражданского становления личности обучающихся, поскольку изменение жизненных приоритетов и ценностей каждого человека в сторону смещения от чисто материальных к более высшим, духовным, неизбежно приводит к изменению всего самосознания и оздоровлению социально — общественного устройства. Именно эти философско-педагогические идеи и были положены в основу Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения. В аспекте современных проблем воспитания они рассматриваются как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общества, направленный на раскрытие национальных духовных и культурно-исторических традиций, формирование и развитие у российских школьников общей системы нравственных ценностей.[7].
Это не просто слова. Кадеты – это не только красивая форма, это ответственность перед Родиной за то, какими станут наши будущие поколения. И это формирование начинается с детства.
С 2013 года на территории Борского района сведёт свою деятельность Некоммерческий фонд «Детский епархиальный образовательный центр» учебный филиал «Борский». С 2015 года Администрацией Борского района и Борского образовательного округа было принято решение об открытии кадетских классов при образовательных центрах Борского района.
Главной особенностью образовательной системы в кадетских классах можно назвать патриотическое воспитание. Поэтому вполне оправдано введение в учебный план предмета «Основы православной культуры», предоставленного НФ «ДЕОЦ» учебный филиал «Борский». В настоящее время это реализуется программа дополнительного образования «Побеги православия», руководитель Дягилева Татьяна Афанасьевна.
Вспомним, что в царской России духовному образованию кадет, юнкеров и солдат уделялось много внимания. Чтобы обезопасить праздный ум от разных глупостей, военное духовенство организовывало досуг военнослужащих, проводило беседы, поддерживало боевой дух, следило за морально-нравственной чистотой и заботилось о наличии в частях полезной литературы.[5].
Сегодня с возрождением духовного наследия стало возможным говорить с будущими защитниками Родины о русской культуре, учитывая ее основу — православие. В этом деле помогает православная педагогика.
Православная педагогика дает возможность образовывать и воспитывать личность в гармоничном сочетании веры и научного познания.
Создание условий для пробуждения духовной жизни в ребенке и ее развития — первостепенная задача каждого педагога. Кадетские классы, благодаря установленному в них порядку, ими располагают.
Целями программы дополнительного образования «Побеги православия» стали предоставление кадетам обширных знаний о русской культуре и приобщение их к идеалам Православия – правдолюбию, миротворчеству, верности долгу, отваге, бескорыстию и скромности. Разделы включают занятия, на которых ребята получают знания о святых, пострадавших за веру в Древнем Риме, о прославленных русских князьях, о мучениках и чудотворцах, о небесных покровителях воинства, полковых святынях, о храмах, иконах, памятниках воинской славы, о государственной и христианской символике.
Главное достояние Руси — святость. Поэтому основной акцент сделан на изучение образа жизни святых воинов и подвижников. Среди них преподобный Илия Муромец, благоверные Александр Невский и Димитрий Донской, святой Федор Ушаков Санаксарский.
Должное внимание в программе уделено раннехристианским воинам, особо почитаемым в России. Это Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Федор Стратилат, Федор Тирон.
Святые – идеал человечества. В их делах и поступках юные кадеты видят примеры для подражания и совершенствования.[3].
Знакомство с отечественными святынями, оказавшими непосредственное влияние на ход военной истории России, позволяет формировать у кадет интерес к духовному наследию Родины. Например, на занятиях, объединенных темой «Покров Пресвятой Богородицы над Россией», говорится о Казанской, Тихвинской, Смоленской, Федоровской и Державной иконах Божией Матери, их роли в отечественной истории, участии в военных кампаниях и прославлении в народе.
Преимущество программы дополнительного образования «Побеги православия» заключено в том, что образование и воспитание кадет происходит на основе постижения своего духовного наследия, лучших примеров героизма, силы духа, отваги, мужества, служения Родине, столь необходимых каждому воину. Введение кадет в мир русской православной культуры, дающей многочисленные примеры воинской славы, способствует патриотическому воспитанию. Согласно православной педагогике, «быть русским – значит быть жителем не России, а Святой Руси» (архимандрит Георгий Шестун). Святитель Феофан Затворник пишет: «Главная цель христианского воспитания, чтобы человек вследствие этого сказал в себе, что он христианин… возникши к самостоятельности, или к своеличному разумному учреждению жизни, он поставит для себя первым существенным делом — самостоятельно хранить и взгревать дух благочестия, в котором ходил прежде, по чужому руководству».[1].
Проблема православного образования и православной школы в основном состоит в подготовке квалифицированных православных педагогов. Имея веру, они также должны обладать высоким интеллектуальным и методическим уровнем и достаточным уровнем готовности к реализации в школе условий процесса духовно-нравственного становления детей в рамках православной традиции. Школа в России постсоветского периода переживала последствия атеистической эпохи, для которой характерно насильственное отлучение школы от Церкви. Конституционную норму «светскости» современной школы следует понимать как ее деликатное невмешательство в религиозное воспитание, осуществляемое семьей. Но это не может обозначать полного отказа от религиозных начал в образовании.[2].Светский характер образования заключается в том, что школа признает субъектом образовательного процесса не ребенка, а семью и строит свои отношения в вопросах религиозного воспитания на основании волеизъявления родителей. Тем самым соблюдается принцип свободы вероисповедания и предоставления семье возможности религиозного образования и воспитания своих детей. Это становится реальным, если школа кропотливо работает с семьей, помогает ей строить свою жизнь на правильных началах, объясняет мотивы реформ в образовании, а не скрывает их. Таким образом, светский характер образования определяется тем, что государство обеспечивает семье как социальному организму и своим гражданам возможность полноценного образования и воспитания, включая и религиозное, и духовно-нравственное.[4]. Исходя из реалий современной школы, работа подготовленных квалифицированных педагогов НФ «ДЕОЦ» учебный филиал «Борский», знающих специфику православного компонента в образовательном процессе дополнительного образования очень востребована.
Стоит напомнить о спецификации православной педагогике:
- Развитие человека с точки зрения православной традиции есть становление самим собой, или реализация истинного Я, через сотворение себя в синергии с действием благодати, что означает в то же время открытие в себе образа Божия, в самосознании, в жизни и деятельности человека. Синергия рассматривается как соработание, как следование нравственным предписаниям, воздержание от зла, раскрытие в себе всех сил и способностей в деятельной жизни ради других. Результатом соработничества является особый тип личности, проявляющий себя в наличии качеств, называемых добродетелями.
- Духовно-нравственное становление есть процесс, цель, устремление и доминанта развития, при этом развитие захватывает все силы и способности человека, как плотские, так и разумные силы души, а духовное становление понимается как обретение целостности и превосхождение естества в личностном бытии.
- Воспитание в православной традиции понимается как спасение. Только в такой постановке воспитание обретает свой смысл как подготовка к жизни в вечности уже здесь, на земле. Создание условий для духовно-нравственного становления человека, для обретения им личностного бытия, усвоение личностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта составляет сущность процесса воспитания в православной педагогике.[6].
Подводя итог вышеизложенного, становиться понятно, что воспитание — забота о будущем. Но не меньшее значение оно имеет для настоящего. Содействуя духовно-нравственному развитию обучающегося, ярким примером которого является кадет, делающий заявку на лидерство в культурологическом просвещении. Он сам преображается, многое переосмысливает, духовно укрепляется, становясь достойными гражданами земного и небесного Отечества.
Список используемой литературы
- Богов А.С., иерод. Православная педагогика, православное образование, православное воспитание: границы и содержание дефиниций. – [электронный ресурс] – Режим доступа: http://micorg.ru/8-nomer-2014/272-pravoslavnaya-pedagogika pravoslavnoeobrazovanie-pravoslavnoe-vospitanie-granitsy-isoderzhanie-definitsij
- Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: Учебное пособие. – М.: Изд-во ПТСГУ, 2011;
- Георгий (Шестун), игум. Православная педагогика. Издание 4-е. – М.: ПРОПРЕСС, 2010. – 672 с.;
- Зеленко А., прот. О концепции православной педагогики и ее основополагающих принципах. – [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37866.php
- Каледа Г., прот. Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях. – [электронный ресурс] –
Режим доступа: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8659
- Киселева О. Традиции православного воспитания. – [электронный ресурс] – Режим доступа: http://azbyka.ru/deti/
traditsii-pravoslavnogo-vospitaniya-olga-kiseleva
- Ничипоров Б., прот. Принципы христианской педагогики 64 65
и нравственное воспитание русских детей // Вестник духовного просвещения. №1, М.: 1994;
- Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. Изд-во САТИСЪ. СПб, 1999.