Топалова Екатерина Алексеевна,
Шафажинская Наталья Евгеньевна
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАЗАЧЕСТВА КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. Статья посвящена анализу социализации и адаптации молодого поколения, смене культурного фокуса, который в значительной степени проявляется в мировоззрении поколения. Обозначена система ценностей современной молодежи и влияние духовной культуры своего народа и этноса на формирование этих ценностей. Так же описана роль национального языка, который является самым надежным и научно приемлемым свидетельством существования национального характера. В статье отражены наиболее значимые смыслы и ценностные доминанты, поддерживаемые и сохраняемые в языке, которые характеризуют языковую картину мира казачества и доминирующие когнитивные зоны, которые являются общими в языковой картине мира современной молодежи и казачества в условиях правильного выбора вектора духовно – нравственного и военно-патриотического воспитания. В статье уделяется внимание необходимости сохранения собственной социокультурной матрицы и укрепления её новыми духовыми и идейно-смысловыми основами.
Ключевые слова. Казачество, молодежь, этнокультура, картина мира, социокультура, язык, ментальность, традиционные ценности.
Topalova Ekaterina Alekseevna,
Shafazhinskaya Natalia Evgenievna
ETHNOCULTURAL FEATURES OF THE QUALITY AS A FACTOR OF PRESERVING TRADITIONAL VALUES IN THE LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD OF MODERN YOUTH
Annotation.The article is devoted to the analysis of socialization and adaptation of the younger generation, the change of cultural focus, which is largely manifested in the worldview of the generation. The system of values of modern youth and the influence of the spiritual culture of their people and ethnic group on the formation of these values are indicated. The role of the national language, which is the most reliable and scientifically acceptable evidence of the existence of a national character, is also described. The article reflects the most significant meanings and value dominants supported and maintained in the language, which characterize the linguistic picture of the world of the Cossacks and the dominant cognitive zones, which are common in the linguistic picture of the world of modern youth and the Cossacks in the right choice of the vector of spiritual, moral and military-patriotic education. The article pays attention to the need to preserve its own sociocultural matrix and strengthen it with new spiritual and ideological and semantic foundations.
Keywords.Cossacks, youth, ethnoculture, worldview, socioculture, language, mentality, traditional values.
Топалова Екатерина Алексеевна,
магистр психологии, аспирантка РГСУ
129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1, 2, 3, 5, 8;
viky-87@mail.ru
Шафажинская Наталья Евгеньевна,
доктор культурологии, к. психол н.,
профессор ИСГТ МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)
г. Москва, ул. Земляной Вал, д.73
Topalova, Ekaterina Alekseevna,
Master of Psychology, graduate student RGSU
129226, Moscow, Wilhelm Pick Street, 4, bldg. 1, 2, 3, 5, 8;
viky-87@mail.ru
Shafazhinskaya, Natalia Evgenievna,
doctor of cultural studies, Ph.D., psychology
Professor ISGT MSUT them. K.G. Razumovsky (PKU)
Moscow, Zemlyanoy Val Street, 73
Актуальность данной статьи заключается в необходимости изучения и сохранения традиционных культурных ценностей, которые часто нивелируются в современном процессе глобализации культуры, анализе ценностных ориентаций современной молодежи и сохранении языковой картины мира и национального языка – как квинтэссенции культуры народа. Изучения и сохранения традиций и культуры казачества как накопленного веками богатейшего опыта народного образования и воспитания.
Проблема: необходимость системного и комплексного решения задачи повышения уровня патриотического воспитания молодежи.
Методы — контент-анализ, описательный и аналитический методы, метод социокультурного исследования.
Обсуждение результатов. Молодежь и ее жизненные проблемы во многом определяются социально-демографическим, социально-культурным, социально-экономическим и другим развитием всего общества, и эти проблемы имеют весьма многообразный, и далеко не явный характер.
Со временем меняется не только социально-демографическая ситуация в обществе, но и само общество, его ценности, идеалы, нормы, образ жизни, традиции и привычки, стереотипы мышления, характер сознания и самосознания.
Представители одного поколения с полным на то основанием могут заявить представителям других поколений, что они в молодости были совершенно иными, да и нравы в обществе тогда царили совершенно иные, чем сейчас.
Отмечая эту социально-культурную особенность различных поколений, известный немецкий социолог Г. Зиммель полагал, что жизнь человека неизбежно облекается в ту или иную социально-культурную форму, выражающую суть определенной исторической эпохи [4].
Эти различия вполне зримы и при жизни поколений, живущих в одну и ту же эпоху. В данном случае речь идет об особой молодежной субкультуре и субкультуре других поколений в рамках культуры одного и того же общества, одной и той же исторической эпохи. При этом, ни о какой полной преемственности между этими субкультурами не может быть и речи. Для каждой субкультуры существуют свои ценности и социальные нормы, свои музыкальные и другие предпочтения, своя манера поведения и свой образ жизни, свои знания и опыт. Социализация молодого поколения и адаптация к предыдущим условиям, возникшим в процессе глобализации, развитие глобальной инновационной экономики, НТП, а также повсеместное развитие глобальной сети Интернет, стали основой текущей исторической ситуации. Кардинально меняющиеся условия социального бытия, современное движение к процессу требуют предметного анализа с точки зрения особенностей современного поколения многих людей и развития социально-экономических и общественных отношений. Смена культурного фокуса в значительной степени проявляется в мировоззрении поколения, социализация которого проходила в условиях кризиса или в послекризисный период. Согласно “Теории поколений”, разработанной Н. Хоувом и В.Штраусом, время формирования поколения Миллениум — с 1983 по 2000гг., и оно сейчас является молодежью в его социологическом определении.
В этот период в истории России происходили радикальные события, такие, как распад СССР, перестройка, дефолт, в условиях которых, многие, казавшиеся стабильными социальные институты, подвергались разрушению. Вследствие снятия информационного, политического и пограничного барьеров, изолирующих СССР, в жизнедеятельность постсоветских поколений проникли всемирная коммерческая глобализация и цифровые технологии (сеть Интернет, Мобильные средства связи).
Авторы “Теории поколений” утверждают, что ценности, сохраняются на бессознательном уровне и являются подсознательными, неявными для носителей. Индивид поступает согласно средствам и цели, вместе с тем действие приобретает нацеленность только на основании надиндивидуальных норм и ценностей, т.е. именно ценности определяют действия и поступки личности и поколения. Система ценностей поколения Миллениум выглядит следующим образом: “fun”(веселье), гражданский долг и моя ответственность, немедленное вознаграждение, оптимизм, уверенность в себе, творчество, фрилансинг, удовольствия, достижения, время, гибкость, свобода перемещения во времени и пространстве, качество жизни, общение и сотрудничество. На ценностные ориентации и установки поколения Миллениум во многом оказал влияние НТП. Но, национальное, профессиональное, региональное, поселенческое и другие виды самосознания индивида формируются, прежде всего, как самосознание представителя рода или социального типа: представителя того или иного этноса, представителя определенной профессии, социального положения или жителя региона. Однако, сама по себе этническая принадлежность того или иного индивида вовсе не является гарантом наличия у него этнического самосознания, так и принадлежность его к той или иной профессии ничего еще не говорит о его профессиональном уровне развития и профессиональном самосознании. Началом этой социализации становится усвоение духовной культуры своего народа и этноса. На этой основе и осуществляется взаимодействие с другими народами и этносами, людьми и социальными общностями других культур. Растворить этническую основу социального взаимодействия в ориентации лишь на общечеловеческие ценности еще никому и никогда не удавалось.
Многочисленные народы транслируют разнообразные культуры, так как разница культур в первую очередь ассоциируется с национальными различиями. Каждый этнос в зависимости от условий жизни формировал и формирует свою культуру и систему этнических ценностей, которые отражают специфику духовных отношений и ментальность, самым надежным и научно приемлемым свидетельством существования национального характера является национальный язык.
Наше миропонимание частично находится в плену у языковой картины мира. Каждый конкретный язык заключает в себе национальную, самобытную систему, которая определяет мировоззрение носителей данного языка и формирует их картину мира. Культура определяет, а язык отражает жизнь и поведение человека во всех сферах его деятельности. Многочисленные народы транслируют разнообразные культуры, так как разница культур, в первую очередь ассоциируется с национальными различиям [2].
Таким образом, языковая картина мира — есть исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ концептуализации действительности. Язык–это квинтэссенция культуры любого народа и его величайшая ценность. Лингвистическое манипулирование основывается на ломке привычной языковой картины мира человека, на замене опорных элементов ценностного мировосприятия. Особенно ярко этот процесс заметен в молодежных СМИ. Происходит это следующим образом: в речевой текст искусственно вводится новая лексическая единица, обозначающая доминантную ценность (наиболее важную на данный момент для социальной группы). Например, такие слова, как «крутой», «реальный» и т.п. В то же время они обозначают новые аспекты позитивности и негативности. Наблюдается намеренно пренебрежительное отношение к русской лексике, использование максимально возможного числа иноязычных заимствований в повседневной речи, фонетических написаний слов, сокращений, так называемый язык интернетобщения, ненормативной лексики и т.п. В итоге молодое поколение россиян получает в пользование эрзац культуры, все больше отрываясь от национальной этнокультурной идентичности. Очевидна явная тенденция отторжения молодежи от национального культурного наследия [6].
Нестабильность обстановки в жизни современного общества диктует весьма широкий спектр проблем, среди которых и межнациональные конфликты, и сохранение культурных и духовных традиций, военно-спортивное и патриотическое воспитание молодежи.
Патриотическое воспитание молодежи сегодня это серьезная и весьма актуальная проблема, требующая системного и комплексного решения. Сегодня одним из основных направлений патриотического воспитания молодежи является использование культуры и традиций казачества, накопленного веками богатейшего опыта народного образования и воспитания.
На сегодняшний день в ситуации тотальной бездуховности современного общества силовикам не хватает духовности, а духовным людям силы. Казачество представляет собой уникальное слияние двух этих важнейших воспитательных аспектов залог счастливого будущего православных славянских народов. Речь идет об огромном — около 7 миллионов человек, неоднородном, очень патриотично настроенном, но зачастую раздираемом внутренними противоречиями сообществе россиян. И дело здесь не в традиционной казачьей «вольнице». Тяга казаков к внутренней духовной свободе как раз объединяющее их начало. Взаимоотношения власти с казачеством — это исторически особые отношения. Они выстроены, прежде всего, на идеалах служения Отечеству, ответственности перед страной, стремлении к укреплению государства [7].
Наиболее значимые смыслы и ценностные доминанты, поддерживаемые и сохраняемые в языке, характеризуют языковую картину мира казачества такими чертами казачьей ментальности как Православие, защита Отечества, Соборность, родовые и семейные связи, свобода и воля честь и ответственность.
Казачество всегда было стволом Российской Государственности. Традиционно, не претендуя ни на какую власть, казак всегда поддерживал существующий в стране порядок, был оплотом стабильности. Потому член любого казачьего объединения должен быть безупречным гражданином, примером нравственности в быту и службе.
Для казаков Православие — это не просто религиозное учение, не только совокупность догм и канонов в виде заповедей. Это целостная система мировосприятия, которая формировалась на протяжении всей истории казачества. Веками Православие служило и служит духовной основой казачества, а казаки, в свою очередь, являются верными защитниками своей Веры- Веры своих предков.
Основой любого казачьего общества (землячество, станица, хутор и т.п.) является семья. Брак — христианское таинство, семья его святыня и никто не имеет право вмешиваться в жизнь семьи без её просьбы. Ответственность за всё, что происходит в семье, несут все её члены, но в большей степени глава семьи — отец.
Еще одним из главных принципов казачьего образа жизни является Соборность, уходящая корнями в вечевое прошлое и которая проявляется в виде сбора всей казачьей общины – Круга или Рады. Несмотря на то, что на Кругах (Радах) решались вполне земные вопросы: выборы атамана и казачьей старшины, перераспределение земли, вопросы войны и мира, Православие здесь играет ведущую роль. По казачьим законам Круг (Рада) начинается с торжественного богослужения, а само собрание проводится в присутствии казачьего священника. С древних времен казаки верили, что сам Господь благословляет их собрание и направляет умы к принятию правильного решения.
Казачество как исключительный феномен человеческой истории, как особый служилый субэтнос могло возникнуть и возникло в русском православном мире. Без православной духовно-нравственной основы невозможны были возникновение, становление, то огромное значение и роль казачества в русской истории. Основным условием приёма человека в казачье братство было исповедание им православной веры — истинного христианства.
Выводы. Именно «свобода» и «ответственность» — это те доминирующие когнитивные зоны, которые являются общими в языковой картине мира современной молодежи и казачества в условиях правильного выбора вектора духовно–нравственного и военно-патриотического воспитания, который присутствует в казачестве. Особенно привлекает молодежь возможность открыто высказать свое мнение, даже, если оно не всегда верное и обсудить его, услышав конкретную аргументацию и конструктивную критику. Данный механизм реализуется в системе организации общественной жизни казачества через принятие коллективных решений на Кругах, сходах, советах стариков, где важным и значимым является решение всего коллектива и авторитет старших людей, а не индивидуализм и авторитаризм, с чем зачастую сталкивается молодежь, высказывая свою точку зрения или сомнения относительно различных вопросов, как общественно – политического так и личностного характера. Такой подход учитывает возрастные особенности молодого поколения и воспитывает уважение к старшим.
А делом нравственного выбора каждого является: какую свободу мы выбираем, какую и как несем за это ответственность.
Сохраняя собственную социокультурную матрицу, укрепляя её новыми духовыми и идейно-смысловыми основами, народ сберегает себя и обеспечивает будущее своей молодежи.
Литература
- Базовые ценности россиян. Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. По материалам проекта «Томская инициатива». М., 2003 – 448с.
- Вайсбергер Л. Родной язык и формирование духа / пер. с нем., вступ. ст. и коммент. O. A. Радченко. – 2-е изд.,испр. и доп. [Текст] / Л. Вайсбергер. – М. :Едиториал УРСС, 2004. – 232 с.
- Губарев, Г.В. Книга о казаках. Материалы по истории казачьей древности. Париж: Издательство редакции газеты «Казак», 1957. — 330 с.
- Зиммель Георг. Избранное. Проблемы социологииМ.; СПб.: Университетская книга, Центр гуманитарных инициатив, 2015. — 416 с.
- Исаева М. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува / М. Исаева // Знание. Понимание. Умение. -2011. -No -С. 290-295.
- Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием – ЭКСМО, Алгоритм – Москва, 2008. – 864 с.
- Культура казачества: история и перспективы развития. Монография. / Под редакцией проф., д.э.н. В.Н. Ивановой – Москва: МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ). 2016. – 600 с.
- Московичи С. Век толп. М.: 1996. Текст из хрестоматии Д. Я. Райгородского «Психология масс» Бахрах-М, 2010. – 592 с.
- Озеров А.А., КиблицкийА.Г.История современного Донского казачества. Исследования и документы. Монография, Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2000-320 с.
- Тарасов Е.Ф. Язык и культура: Методология проблемы язык Культура Этнос. М., 1994. – 175с.
- Топалова Е.А. Языковая картина мира. Художественное пространство культуры третьего тысячелетия: проблемы науки и образования: Cб. науч. тр. Высшей школы музыки им. А.Шнитке (институт) РГСУ. Вып.III. — М.: ООО «Буки- веди», 2017. С.97 -103
- Фомина Н.А. Свойства личности и особенности речевой деятельности. Рязань: Узоречье, 2002. – 362с.
- Шафажинская Н.Е. Монастырская просветительская культура России.
М.: Издательство «Инфра – М», 2013.
References
- Bazovy`ecennostirossiyan. Social`ny`eustanovki. Zhiznenny`estrategii. Simvoly`. Mify`. Po materialamproekta «Tomskayainiciativa». [The basic values of Russians. Social attitudes. Life strategies. Characters Myths. According to the materials of the project «Tomsk Initiative».] M., 2003 – 448p.
- Vajsberger L. Rodnojyazy`kiformirovanieduxa / per. s nem.,vstup. st.ikomment. O. A. Radchenko. – 2-e izd.,ispr. idop. [Tekst] / L. Vajsberger. [Native language and the formation of the spirit / Per. with him. Art. and comments. O. A. Radchenko. — 2nd ed., Corr. and add. [Text] / L. Weisberger.] — M.: Editorial URSS, 2004. — 232 p.
- Gubarev, G.V. Kniga o kazakax. Materialy` poistoriikazach`ejdrevnosti.[ The book is about the Cossacks. Materials on the history of the Cossack antiquity.] Paris: Publishing House of the Cossack newspaper, 1957. — 330 p.
- Zimmel` Georg. Izbrannoe. Problemy` sociologii [Favorites. Sociology problems] M .; SPb .: University Book, Center for Humanitarian Initiatives, 2015. — 416 p.
- Isaeva M. Pokoleniyakrizisai pod«ema v teorii V. Shtrausai N. Xouva [Generations of Crisis and Recovery in the Theory of V. Strauss and N. Howe] / M. Isaeva // Knowledge. Skill. -2011. -No3. — P. 290-295.
- Kara-Murza S. G. Manipulyaciyasoznaniem[ Mind manipulation] — EKSMO, Algorithm — Moscow, 2008. — 864 p.
- Kul`turakazachestva: istoriyaiperspektivy` razvitiya. Monografiya. / Pod redakciej prof., d.e`.n. V.N. Ivanovoj [Culture of the Cossacks: history and development prospects. Monograph. / Edited by prof., Doctor of Economics. V.N. Ivanova] — Moscow: Moscow State University of Technology K.G. Razumovsky (PKU). 2016. — 600 p.
- Moskovichi S. Vektolp. [Century Crowds] M .: 1996. Text from the anthology of D. Ya. Raygorodsky «Psychologyofthemasses» Bakhrakh-M, 2010. — 592 p.
- Ozerov A.A., KibliczkijA.G.IstoriyasovremennogoDonskogokazachestva. Issledovaniyaidokumenty`. [The history of the modern Don Cossacks. Studies and documents.] Monograph, Rostov-on-Don: Rosizdat LLC, 2000-320 p.
- Tarasov E.F. Yazy`kikul`tura: Metodologiyaproblemy` yazy`kKul`turaE`tnos. [Language and Culture: The Methodology of the Problem Language Culture Ethnos.] , 1994. – 175p.
- Topalova E.A. Yazy`kovayakartinamira. [Language picture of the world.] The artistic space of the culture of the third millennium: problems of science and education: Cb. scientific tr. Graduate School of Music. A. Schnittke (Institute) RSSU. Issue III. — M .: LLC «Buki-vedi», 2017. P.97 -103
- Fomina N.A. Svojstvalichnostiiosobennostirechevojdeyatel`nosti.[Personality properties and features of speech activity.] Ryazan: Uzoreche, 2002. — 362s.
- Shafazhinskaya N.E. Monasty`rskayaprosvetitel`skayakul`turaRossii.[ Monastic educational culture of Russia.] M .: Infra-M publishing house, 2013.