С.Е. Шишов,
д.п.н., профессор, директор ИСГТ,
зав. кафедрой «Педагогика и психология
профессионального образования»
МГУТУ им. К.Г. Разумовскаого (ПКУ);
Н.Е. Шафажинская,
д.к.н., профессор кафедры «Педагогика и психология
профессионального образования»
ИСГТ МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)
ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ:
К ХХVII МЕЖДУНАРОДНЫМ РОЖДЕСТВЕНСКИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ЧТЕНИЯМ — 2019
Актуальность темы нынешних Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность» очевидна и знаменательна – особенно в контексте общественно-политических, экономических, духовно-нравственных и морально-этических отношений современного мира, главным потенциальным ресурсом которого является молодежь. При этом именно представителям молодого поколения бывает весьма трудно соотнести проявление реализуемой свободы, часто понимаемой как своеволие, и ответственности как неизбежной платы за сделанный выбор. Приступая к обсуждению важнейших аспектов человеческого бытия, следует обратиться к содержанию и сущности понятий «свобода» и «ответственность», осмысление и неоднозначная интерпретация которых на протяжении тысячелетий позволяет человечеству определять цели, смыслы и ценности своего существования в разных философских парадигмах.
Владимир Иванович Даль трактует свободу как собственную волю индивида, простор и возможность человека действовать по своему усмотрению. В авторской трактовке указывается на «отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле». Таким образом, свобода предполагает проявление индивидуального сознания, которое не сводится к сознанию коллективному.
В древнегреческой философии свобода человека определялась таковой, если была направлена на достижение коллективного блага. Данный подход, как известно, предложил Платон, но его ученик Аристотель выдвинул противоположную идею – о свободе индивидуального мышления. По его мнению, высшее проявление свободы – это достижение счастья путем возможности руководствоваться собственными желаниями и действовать в соответствии с собственной волей. Одним из условий свободы Аристотель называл возможность по очереди быть управляемым и править.
Возникновение христианской антропологии, христианской философии с основополагающей идеей христоцентризма внесло концептуальное изменение в понимание свободы и ответственности, благодаря чему главным мерилом сущности данных понятий стали евангельские идеалы. Августин Блаженный – выдающийся богослов эпохи Патристики – руководствовался текстом Священного писания, в котором говорилось, что Верховный творец добр по своей природе и все, что он творит, творит по образу и подобию своему.
Поэтому Бог создает определенный порядок и форму вещей в соответствии со своими идеями, которые являются образцами для любой сотворенной вещи. Следовательно, присутствующее в человеческом сообществе зло – это отсутствие добра, а не нечто самостоятельное. Августин стремится снять ответственность за зло в мире с Бога, так как божественные идеи творят только добро, а зло возникает вследствие искажения материей божественного образа и уменьшения добра в вещах. Бог, согласно Августину, творит только добро, зло же, которым наполнен мир, всецело на совести человека, который злоупотребляет дарованной ему свободой. Человек, отступивший от Бога и проявивший свою свободную волю, несет полную ответственность за результат своих деяний. Фактически, в рамках такого подхода, понятия свобода и ответственность становятся тождественными.
Интереснейшую интерпретацию категории «ответственность» в контексте христианского богословия предлагает русский религиозный философ И.А. Ильин, идентифицируя ответственность с понятием веры. Мыслитель полагает, что с умалением чувства духовности, неспособности к переживанию религиозного опыта, «в человечестве поколебалось и чувство ответственности», а именно чувство ответственности есть вернейший признак духовности.
Следует отметить, что чувство ответственности принадлежит к первичным, аксиоматическим проявлениям духовности и религиозности. В соответствии с постулатами христианской философии, дух есть творческая энергия, и для него естественно отвечать за совершенные действия. Приближаясь к высшим духовным идеалам, человек испытывает повышенное чувство ответственности. С точки зрения И.А. Ильина, именно поэтому религиозность всегда была настоящим источником этого духовного самочувствия, без которого на земле невозможна никакая добродетель, никакая культура и никакая государственность.
Категория свободы – одна из главных в философии выдающегося русского мыслителя Н.А. Бердяева, который предлагает свое понимание и интерпретацию данного феномена.
Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом, а первичным хаосом, «ничто». Поэтому Бог не имеет власти над свободой, властвуя лишь над сотворенным миром, бытием. При этом Бердяев подчеркивает, что свобода — положительна и содержательна: «Свобода не есть царство произвола и случая». Бердяев утверждает, что Бог не ответственен за зло в мире, он не может предвидеть действия людей, обладающих свободной волей, и лишь способствует тому, чтобы эта воля преобразовалась в добро. Христианско-религиозная свобода у Н.А. Бердяева основана на любви к Богу, а так называемая рациональная свобода (по определению Н.О. Лосского) связана с выбором и принятием человеком определенных морально-нравственных ценностей общества.
Определяя философский смысл свободы и ответственности, нельзя обойти вниманием интерпретацию виднейших представителей немецкой классической философии И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Кант определяет свободу как причинно-следственное понятие, исходящее из законов природы и космоса: «Нет никакой свободы», «все в мире совершается по законам природы».
В работе «Критика Практического разума» И. Кант указывает на свободу как фундамент нравственной, правовой деятельности человека. Чрезвычайно важным положением И. Канта, на наш взгляд, является понимание свободы как соблюдения долга и способности брать на себя ответственность за поступки. Только истинно свободные люди могут принимать на себя ответственность за себя и других индивидов, более того быть критерием морально-нравственного поведения. Главной силой свободы выступает воля, автономная воля, т.е. не зависящая от внешних причин. Хорошо известно знаменитое изречение Канта, хоть и оспариваемое другими философами: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».
В трудах Г.В.Ф. Гегеля понятие «свобода» занимает одно из главенствующих мест. Приобретая свободу, дух, с точки зрения Гегеля, может наполнить реальность своим содержанием, полностью понимая всю ответственность за совершенные им действия. Но чем больше свободы получает дух, тем неопределеннее она становится. Это явление и лежит в основе произвола, который, как правило, обыденным сознанием и представляется истинной свободой.
Говоря о сложности идеи свободы, Гегель писал: «Ни об одной идее нельзя с таким полным правом сказать, что она неопределенна, многозначна, доступна величайшим недоразумениям и потому действительно им подвержена, как об идее свободы» (Гегель 1956, с.291). По убеждению Гегеля, истинная свобода – это осознание разумной воли необходимости придерживаться всеобщего, объективного, а не слепо подчиняться собственному субъективному. Но возможен ли такой постулат по отношению к понятию «свободной воли»? Разумная воля необходимости свободной все же не является.
В мире философии одним из ярких исследователей феномена свободы и ответственности в середине ХХ века, безусловно, является представитель атеистического зкзистенциализма Жан-Поль Сартр.
Для Сартра свобода – некая абсолютная данность, поэтому «человек осужден быть свободным». Философ и писатель убежден в том, что пока человек не живет своей жизнью, «она ничего из себя не представляет». Только сам индивид, благодаря свободному выбору, должен придать ей смысл, а «ценность есть не что иное, как этот выбираемый смысл». Сартр понимает свободу как свободу индивидуального, персонального выбора, которую никто не может отнять у человека: каждый принимает то, или иное решение — и в этом сугубая ответственность индивида, сделавшего свой выбор, не приемлющий никаких оправданий. Ценной идеей такого подхода к трактовке «свободы воли» в теории Сартра является понятие «проекта», согласно которому индивид проектирует, создает себя сам. Таким образом, он полностью отвечает за себя и за свои поступки («Экзистенциализм — это гуманизм»). Именно человеческая деятельность, по Сартру, придает смысл окружающему миру. Предметы – это знаки индивидуальных человеческих значений, которые представляют собой некую данность, пассивные и инертные обстоятельства. Только придавая им то или иное индивидуально-персональное значение, особый личностно значимый смысл, человек формирует себя в качестве рельефно выраженной, «очерченной» индивидуальности.
Свобода — одна из главных, наиболее притягательных общечеловеческих ценностей, и как ею распорядиться – задача не из легких, особенно если учесть, что может быть больше или меньше свободы, но абсолютной – не существует. По своей сути, свобода, как и ответственность – незыблемая и неотъемлемая прерогатива человека, которая присуща только ему, невзирая на объективные обстоятельства любого осуществляемого выбора.
Знаменательно то, что выдающийся философ и психолог, основатель логотерапии Виктор Франкл назвал духовность, свободу и ответственность основными, жизнеопределяющими экзистенциалами человеческого существования, которые не просто характеризуют человеческое бытие как бытие именно человека, скорее даже они конституируют его в этом качестве.
В этом смысле духовность человека — это не просто его характеристика, а конституирующая особенность: духовное не просто присуще человеку, наряду с телесной и психической составляющими, которые свойственны и животным. Духовное — это то, что отличает именно человека, что присуще только ему, и ему одному. По убеждению, Виктора Франкла, свобода – это ответственность.
Тема свободы и ответственности настолько обширна, что освятить ее в рамках краткой статьи невозможно. Однако считаем принципиально важным и обоснованным в завершающей части обзора кратко остановиться на том, как смыслы духовности, свободы, ответственности раскрываются в конкретных этнокультурных сообществах, в частности, в этнокультуре казачества, которое отличается своей уникальной историей, самобытным традиционным мировоззрением, ментальностью воина-защитника, комплексом неповторимых художественно-эстетических особенностей.
По словам Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, «именно в казачестве преемственно сохранились патриотизм, глубокая воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности».
Понятие «вольное казачество» — одна из исторически сложившихся красноречивых характеристик казаков, что отразилось на их нраве и свободолюбивом облике. Символично то, что казаки относилось к свободе («воле») и достоинству человека, даже самого низшего сословия, как самоценности и свидетельству равного положения всех людей перед Богом, что, конечно, не исключало признания строгой субординации в системе церковных, воинских и внутрисемейных отношений. Постепенно, в процессе эволюции традиционной культуры казачества, формировались качества, которые принято считать отличительными чертами казака и которые в значительной мере сохранили свою жизнеспособность в настоящее время – это высокое чувство личного достоинства, индивидуальной свободы, глубокой ответственности за судьбу Отечества, своего войска, станицы, семьи; трудолюбие и хозяйственность, владение воинскими навыками, дисциплина, любовь к родной земле, уважение к старшим, почитание обычаев и заветов предков. При этом понимание «свободы» носило глубоко христианский смысл: свобода не воспринималась как анархия или своеволие, а понималась, прежде всего, как осознанное, добровольное и жертвенное служение России – Престолу Пресвятой Богородицы: воинская защита ее от внешних и внутренних врагов; служение ближним защита обиженных и обездоленных. Православная вера занимает особое место в истории и культуре казаков, является связующим звеном и прочной основой их духовных и культурных традиций. И высшим мерилом свободы в ее христианском понимании была и остается жертвенная любовь, смысл которой отражен в словах Священного писания. По слову Христову, «нет больше той любви, чем положить душу свою за други своя» (Ин. 15, 13).
Таким образом, в обобщенном философском смысле, свобода, как и ответственность, выступает в качестве важнейшего саморегулятора жизнедеятельности личности, показатель ее социальной и духовно-нравственной зрелости. Духовность, свобода, ответственность в их экзистенциальном и онтологическом единстве предполагают наличие у человека чувства совести, долга, готовности и умения осуществлять самоконтроль и самоуправление в любой сфере своей жизни, деятельности, а в более высоком смысле — служении. Сделанный человеком выбор, любое принятое решение предполагает всю полноту ответственности индивида за любой результат, даже тот, который по объективным причинам не соответствует ожиданиям. Неизбежные риски требуют особого мужества, и в этом смысле человек всегда остается свободным. Важно помнить один из важнейших философских и психологических принципов: человек всегда ответственен за тот выбор, который делает сам.
Литература:
- Бердяев, Н.А. Философия свободы – М., Издательство: АСТ, 2005.
2. Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта – М., Издательство: Русская книга. 2002.
3. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. – М., Издательство: Вагриус, 2006.
4. Франкл, В. Человек в поисках смысла – М., Издательство: Прогресс, 1990.
5. Хрестоматия по истории философии /Сост. Шпилькин, Ю.И. , Шимкент, 2012
6. Шафажинская Н.Е. Этнопсихологические и духовные проявления российского казачества в системе межкультурных коммуникаций /Наталья Евгеньевна Шафажинская // Культурная жизнь Юга России. № 3, 2013. – С. 21-24. - Шишов С.Е. Образование как ценность: структура и смыслы// Ценности и смыслы, № 2 (5) / 2010.