Учитель русского языка и литературы,
педагог – организатор школы №2089
Любовь Владимировна Шаталова
Душа кадета: духовно-нравственные аспекты в воспитании личности.
Мы кадеты, кадеты, кадеты!
Сердце гордо и радостно бьется.
Как награда нам звание это,
А она только лучше дается.
Сегодня возросла востребованность и популярность кадетского образования, способного дать своим воспитанникам качественное среднее образование, уберечь детей от соблазнов улицы и привить им навыки патриотизма, дружбы и честности. Необходимость возрождения кадетского образования неразрывно связана с историей России, которой со дня возникновения приходилось отстаивать свои границы и утверждать свое место в мировом сообществе.
Система кадетского образования нашей школы направлена на воспитание хорошо образованных граждан — патриотов России, способных правильно, нравственно и эффективно выстраивать собственную жизнь, активно участвовать в общественной жизни государства.
Воспитание строится на исторических традициях русской армии, кадетских ценностях и этике служения Отечеству, что обеспечивает привитие кадетам с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам, уставным и нравственным требованиям, при развитии и возвышении чувства чести и собственного достоинства.
Фактически кадетское образование является одним из видов профильного обучения, и все больше школьников выбирают этот сложный путь, что дает возможность в будущем выбрать профессию, стать сильными, выносливыми, грамотными и культурными гражданами.
С чем связан интерес к кадетскому образованию у современных школьников? Кадеты нашей школы по-разному отвечают на этот вопрос. «Для меня кадетство – не просто слова… И я могу смело заявить, что кадетство дает многое: дисциплину, хорошую физическую подготовку, ответственность, — говорит Евгения Л., — и я по-настоящему горжусь, что учусь в кадетском классе!» А Полина Б. подчёркивает значимость кадетского образования: «На протяжении двух лет это является неотъемлемой частью моей жизни. Быть кадетом – значит не отступать и всегда добиваться своей цели, не бояться трудностей и преодолевать их». Первым шагом к осуществлению мечты стало кадетство для Виктора С.: «Я и не знал, что в мою жизнь придет кадетство. Но я очень горд, что это случилось. Это лучший и незабываемый опыт в жизни. Мы развиваем в себе патриотизм, любовь к Родине, дисциплину» и Елены Ф. «Моей основной целью является получить хорошее образование и быть достойным гражданином своей страны».
Кадет – звучит гордо, это означает ответственность, дисциплинированность, честь, достоинства, твердость духа. И наши ребята оправдывают свои звания поступками и достижениями: победы в проектно-исследовательской деятельности, в соревнованиях по дрон–рейсингу, в олимпиадах «Музеи. Парки. Усадьбы», «Не прервется связь поколений», в смотре-конкурсе казачьих кадетских классов, «Кадетская звездочка».
Немаловажным является и готовность родителей к специальному распорядку и режиму ребенка, их вера и поддержка. Родители, которые приводят в кадетский класс не только мальчиков, но и девочек, понимают, что кадетское воспитание сегодня — это, в первую очередь, хорошее знание отечественной истории, этикета, воспитание нравственной стойкости, привитие любви к спорту и уважения к воинскому делу. «Видя с какой гордостью сын носит форму, я спокойна за его будущее, а главное за его душу», — говорит мама Андрея К.
1 сентября 2017 года в Школе № 2089 уютного района Москвы открылся кадетский казачий класс. С уверенностью можно сказать, что этот проект оказался удачным. Это не просто классный коллектив, это общее дело, объединившее 33 горячих сердца.
Этому важному событию в жизни каждого кадета предшествовала тщательная подготовка. Для учащихся 7 класса настала жизнь, насыщенная новыми эмоциями и впечатлениями. Смена обстановки, окружения, привычного образа жизни, первые трудности, связанные с ношением военной формы и необходимостью подчиняться строгому режиму, распорядку дня и командирам — все это потребовало от них полной мобилизации сил, волевых и физических. Каждый день в жизни кадет не менее интересный и результативный, чем предыдущий и начинается с торжественного построения личного состава.
А давайте ранним утром, встретив во дворе школы ученика в кадетской форме, возьмем у него интервью. Так какой же он — день кадета в школе?
Раннее утро: 8.15-построение, сдача рапорта, поднятие флага. Всего за месяц занятий строевой подготовкой мы научились маршировать, тянуть носок и не сбиваться с ритма. Не будем скрывать, сначала все воспринималось как игра: подумаешь, опоздал на построение, забыл ремень, нет белого банта… Но время все расставляет на свои места, и выглядеть «белой вороной» никому не хочется. Кадетство — это состояние души, каждый чувствует ответственность за себя и товарищей, что он не пропадет, рядом настоящие друзья. Мы не стали сразу взрослыми — так не бывает. Иногда нарушаем дисциплину, можем не выучить урок, забыть сменную обувь, однако девиз мушкетеров жив в нашем классе: «Один за всех, и все за одного»! Свободного времени стало меньше, поэтому ценим его. Успеваем поучаствовать в сборе макулатуры, поехать на экскурсии в рамках олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Учитывая отличные результаты прошлого года и желание продолжить традицию, создали две команды. Нам интересно вместе, и жаль расставаться даже на выходные. Программа занятий достаточно сложная, насыщенная и разнообразная. Помимо общеобразовательных дисциплин введены спецпредметы:
-строевая подготовка;
-основы воинских знаний;
-история казачества;
-этикет;
-рукопашный бой;
-хореография и вокально-хоровое пение;
-программирование и робототехника;
— управление беспилотными летательными аппаратами.
Учебный день в кадетском классе заканчивается построением. Офицер — воспитатель разбирает наши промахи и ставит задачи на новый день. Опускаем флаг, расходимся. У многих еще занятия в кружках и секциях. Нашу школьную жизнь нельзя назвать легкой и беззаботной, но это наш выбор!
Содержание образования ориентировано на высокий уровень обучения при взаимодействии и сотрудничестве с организациями высшего образования (МГУТУ им. К.Г. Разумовского), Центральным казачьим войском, окружным военным комиссариатом, советом ветеранов района Некрасовка.
Основная цель обучения – это решение важнейшей задачи страны по подготовке военной и государственной элиты России. Воспитание у кадет осознанного стремления к созиданию и защите своего Отечества, становление их как высоконравственных личностей, уважающих традиции и знающих историческое и культурное прошлое своей Родины.
Ученики, имея высокий уровень мотивации, показывают хорошую успеваемость по учебным предметам, достигли побед во Всероссийской олимпиаде школьников и Московской филологической олимпиаде, стали участниками городских конкурсов проектов, имеют высокие показатели независимых диагностик.
В рамках реализации гражданско–патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания уделяется большое внимание конкурсам, фестивалям, проектам городского уровня, где кадеты стали активными участниками. Главными достижениями считаем победы в городской интеллектуальной филологической олимпиаде имени М. А. Шолохова, в историко-патриотическом квесте на территории Донского монастыря, в соревнованиях по плаванию, конкурсе, посвященном 205 годовщине войны 1812 года, участие в традиционном Кремлевском бале, в военно-патриотических слетах казачьих кадетских классов. Уделяя особое внимание изучению культурно-исторического наследия Москвы, кадеты стали абсолютными победителями олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Важным событием в их жизни стало принятие торжественной присяги в Донском ставропигиальном мужском монастыре, где кадеты получили благословение отца Марка и напутствие заместителя войскового атамана ЦКВ, пообещав служить Вере Православной, казачеству и Отечеству.