| Парминг Светлана Борисовна, председатель Ассоциации преподавателей русского языка (Швеция)
|
«Русская словесность как средство воспитания молодежи за рубежами Отечества»
Доклад в рамках секции
«Влияние литературы на нравственное развитие детей и молодежи»
XXVII Международных рождественских образовательных чтений
«Молодежь: свобода и ответственность»
30 января 2019 г., Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя г. Москвы
Учитель воспитывает личностью своей,
своими знаниями и любовью,
своим отношением к миру.
Д.С. Лихачёв
Первое наше направление: работа с учителями.
Немного информации.
В Швецию, начиная с 60-х годов, когда индустрия начала расти, а рабочих рук не хватало, стало прибывать очень много иностранных рабочих, в первую очередь из Финляндии, Греции, Испании. Огромное количество иностранцев приехало из Турции – так называемых ассирийских христиан. Встала необходимость обучения вновь прибывших шведскому языку. Опыт подсказал, что если для взрослых можно было организовать специальные курсы, то их детей, чтобы они не теряли время, помещали сразу в шведские классы, но приставляли к ним учителя с его же языком. Этот же учитель мог вести уроки родного языка раз в неделю, если в школе набиралось хотя бы 5 ребят одного и того же языка. Это могли быть ученики разных классов и разных уровней.
Сейчас, в начале 2019 года, после многих войн на Ближнем востоке и на Балканах, а до этого в Латинской Америке и Африке, вы, наверное, можете себе представить, как выглядит население Швеции, где самым большим по численности употребления считается арабский язык.
И мы, учителя русского языка в Швеции, принадлежим к той огромной дисциплине, которая прописана в учебном плане Департамента школьного образования – Родной язык.
Нужно сказать об особой роли преподавателя родного языка за рубежом. Он является звеном не только между определённой семьёй и школой, но и является связующим компонентом между двумя культурами, незаменимым помощником в решении многих школьных проблем.
Я не буду перечислять все сложности этой работы, скажу одно. Лет 10 тому назад я с группой таких же учителей создала нашу Ассоциацию, так как нам надо было понять, как преподавать, чему учить и как оценивать учеников.
Для учителей в Швеции организуются конференции и семинары, которые являются информативными: выставление оценок, составление плана, заполнение бумаг, всевозможные формы интернет программ и приложений к телефону для всепоглощающей информации на уроках и дома.
Но становление человека предполагает не только развитие его умственных возможностей, цель которых – успешная работа, признание в обществе или среди окружающих, некий икомфорт.
Сейчас происходит утрата ценностей. Особенно это видно за рубежом. У детей зачастую нет представления о том, что есть системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры. Школьная информация, во многом насыщая ум, в меньшей степени затрагивает мир эмоций и чувств. Хотя правильнее сказать, что и эмоции, и чувства прививаются детям через массовую культуру идолов во всех направлениях: спортивных, эстрадных, скандальных.
А ведь особую роль в нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он детям для взросления души. Идеал служит ориентиром для человеческой жизни и поведения, он является той высшей целью, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью.
Никому не секрет, что образ России преподносится за рубежом только в чёрных красках: как страна-завоеватель и страна странностей и непредсказуемостей.
Вот почему на нас, учителей, ложится огромная ответственность за то, что мы говорим на уроках, чему мы учим, как мы учим.
Воспитательные задачи, снабжение учеников объемом нравственных представлений, приобщение к ценностям русской культуры – это то, что мы, учителя, можем дать своим ребятам через уроки русского языка.
И конечно, особое место среди всех учебных дисциплин занимает литература, и именно те произведения, которые близки детям по своему уровню восприятия. Её уроки жизненно важны, т.к. именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе.
Литературное образование – это человекоформирующий процесс. Его целевые ориентации: субъектно-смысловое общение учителя и учеников, самореализация личности, освоение культурных и социально значимых ценностей.
Избрание положительного героя – непреходящая ценность нашей литературы, одна из лучших ее традиций. Подростковое время – время быстро меняющихся оценок, суждений, увлечений. В этот период ребята хотят как можно больше узнать об окружающей жизни, почувствовать себя значительными, авторитетными среди товарищей.
Именно эти особенности и дают широкие возможности для воспитания наших учеников на примере положительных героев. Но если в России для понимания учащихся доступны былинные герои, героические личности, совершающие подвиги в труде, науке, бою, то для зарубежного ребёнка всё это труднопонимаемо!
Без христианского осмысления героев литературных произведений, которое не присутствует в образовательном плане шведской системы, привить любовь к России у школьников очень трудно.
Сейчас выходит много учебников и учебных пособий, предназначенных для двуяхычных детей. Но они направлены на простое изучение русской грамматики.
Не так давно мне попался учебник адаптированных текстов русских классиков. Я была несказанно счастлива, что мои ученики смогут прочитать и понять (там есть и перевод многих непонятных слов) повесть ”Станционный смотритель” Александра Пушкина, но на мой вопрос, какие картинки висели на стенах квартиры Самсона Вырина, никто мне ничего не ответил. Когда я раскрыла учебник, то увидела, что текст сократили (открытки из Библии «Возвращение блудного сына»). А ведь здесь и был заложен основной смысл повести. Но как всегда в пояснительнй статье для читающего во всём виновато ужасное царское правительство. Эти оценки литературных героев до сих пор пишутся и пишутся в критической литературе. И получается, что опять Россия ужасная и непригодная для проживания нормальных людей.
Но вот высказывания Александра Сергеевича Пушкина (очень актуально, не правда ли?): «Мне казалось, что подчинение закону есть унижение, всякая власть — насилие, каждый монарх — угнетатель, тиран своей страны, и что не только можно, но и похвально покушаться на него словом и делом. Не удивительно, что под влиянием такого заблуждения я поступал неразумно и писал вызывающе, с юношеской бравадой, навлекающей опасность и кару. Я не помнил себя от радости, когда мне запретили въезд в обе столицы и окружили меня строгим полицейским надзором. Я воображал, что вырос до размеров великого человека и до чертиков напугал правительство. Я воображал, что сравнялся с мужами Плутарха и заслужил посмертного прославления в Пантеоне!
Но всему своя пора и свой срок. Время изменило лихорадочный бред молодости. Все ребяческое отлетело прочь. Все порочное исчезло. Сердце заговорило с умом словами небесного откровения, и послушный спасительному призыву ум вдруг опомнился, успокоился, усмирился; и когда я осмотрелся кругом, когда внимательней, глубже вникнул в видимое, — я понял, что называвшееся доныне правдой было ложью, чтимое — заблуждением, а цели, которые я себе ставил, грозили преступлением, падением, позором! Я понял, что абсолютная свобода, не ограниченная никаким Божеским законом, никакими общественными устоями, та свобода, о которой мечтают и краснобайствуют молокососы или сумасшедшие, невозможна, а если бы была возможна, то была бы гибельна, как для личности, так и для общества; что без законной власти, блюдущей общую жизнь народа, не было бы ни родины, ни государства, ни его политической мощи, ни исторической славы…» (Из мемуаров графа Струтынского о Пушкине).
Да, мы не имеем права призывать к Вере, но Вера, переданная через писателя – это самый главный помощник к пониманию истины.
Я не пропагандирую Христианство на уроках, но я могу подвести своих учеников к пониманию добра и зла, к выбору иных идеалов, нежели тех, которые диктует нам общество.
Второе наше направление: работа с учениками.
Дети, что в России, что за рубежом, открыты к поиску смысла жизни, их сердца чувствительны к чужой боли, их души чисты и наивны.
Ученики наши очень живо интересуются историей России, хотят понять ход происходящих событий, с большой радостью узнают о людях, которыми гордится наша страна – В. Даль, Суворов, Менделеев, Кулибин, Ушаков, Александр Невский и многие многие другие.
В наше время, когда на нас валится огромный поток информации, направленный в большинстве своём на упрощение человеческой сущности, на воспитание нового типа человека, полностью подчинённого управлению над ним, на нас, людей думающих, ложится ответственость за спасение духовной и нравственной личности человека.
Можно создать проектные учебники по русскому языку и литературе для двуязычных детей с включением в них лучших произведений с обучающей формой прочтения и понимания текста, с возможностью дискутирования поднятой проблемы.
Теоретический курс русского языка, который достаточно труден, особенно нашим детям, поэтому часто не интересен, не привлекателен –переработать в увлекательное путешествие в «Страну Русской грамматики». И тексты должны использоваться не случайные, не непонятно откуда и для чего взятые, а доступные для понимания детей.
И очень важно создать проектные интересные курсы по истории России, включающие историю городов, знакомство с русскими героями и открывателями, учёными и военными. Для справки. Даже история России в Швеции даётся как вынужденное приглашение братьев Рюриков из шведского района Русслаген, который, если обратиться к топонимике, был в то время под водой.
Таким материалом сможет пользоваться каждый учитель, где бы он не находился. Такие курсы в группе одной страны могут идти параллельно с другой группой из другой страны. А то и из двух-трёх. А в завершение – возможность встретиться в одном из древних городов России. У детей появится гордость за Россию, общность с другими ребятами, возможность научного подхода к изучаемой теме, к внедрению её на уроках в своих школах.
Самые полезные решения практически всегда простые в своем исполнении. Очень давно Леонардо да Винчи сказал, что «простота – это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения». И с этим невозможно не согласиться. Поэтому при создании новых учебников и учебных пособий надо опираться на логичность подачи материала, который должен быть интересен, доступен и идеально прост!
Что касается работы со старшеклассниками, то для них существует огромное количество предложений развлекательных лагерей на берегу моря всех стран, курсы по лидерству. Это скорее всего направлено на воспитание русскоговорящей элиты.
Для гимназистов несколько лет тому назад существовал форд Якунина Центр Национальной Славы. Наши ребята с удовольствием ездили на раскопки в Новгород и Старую Ладогу. Но теперь его нет, почему — я не знаю. А ведь не поработав, не вбив гвоздя в стране, не научишься любить её.
Мне известно, что большим интересом сейчас пользуются поездки по восстановлению храмов. Надо поставить это на более профессиональный уровень, чтобы это были не только группы людей, заинтересованных в восстановлении храмов, а и в воспитательной работе. Если будут соблюдены все страховочные и прожиточные законы, я думаю, что очень многим нашим ребятам за рубежом будет интересно в них поучаствовать. Молодости присуще стремление создавать в первую очередь, давайте это и поддержим! Иначе она будет только развлекаться!
Очень печально, что на развитие русского языка за рубежом выделяются большие средства, но они расчитаны уже на заранее запланированные проекты, которые нам спускаются. К сожалению, никто и никогда не позволит этим средствам идти на приходы, где можно было бы грамотно и разумно направлять их на воспитательный процесс.
НО! Ещё не вечер и всё в наших руках! Главное – найти таких же по духу и направлению людей, с которыми можно изменить пусть не весь мир, а то, что вокруг нас!
Светлана Парминг: «Мои ученики борются за русский язык». Статья на информационном портале Фонда «Русский мир».