В ходе работы XXVII Международных Рождественских образовательных чтений 30 января 2019 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялось заседание секции «Влияние литературы на нравственное развитие детей и молодежи». Заседание вели сопредседатели: протоиерей Александр Ранне, кандидат богословских наук, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, председатель отдела по религиозному образованию и просвещению Новгородской епархии, и Александр Моторин, д. филол. н., профессор, заведующий секцией нравственного и эстетического воспитания Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Организационную помощь в работе оказала куратор секции Елена Балашова, ответственный секретарь направления «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации», специалист по экспертно-аккредитационной деятельности Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
В работу секции включились около 150 участников из десятков городов России и зарубежья: представители духовных академий и семинарий, органов управления образованием субъектов РФ, профессора и педагоги образовательных организаций государственных учреждений высшего, среднего и дополнительного образования, представители епархиальных отделов религиозного образования, педагоги воскресных школ. В частности, были участники из Беларуси, Украины, Швеции, Германии, Литвы, Эстонии, Луганской Народной Республики а также из таких городов России, как Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Нижний Новгород, Тверь, Орел, Архангельск, Воронеж, Муром, Владимир, Томск, Казань, Арзамас, Уссурийск, Норильск, Мирный, Дзержинск, Саратов, Порхов, Тольятти, Тутаев, Пермь, Сургут, Старый Оскол, Борисоглебск, Пенза, Саранск, Красноярск и других.
К сожалению, в связи с изменением времени проведения мероприятия, не все желающие смогли присутствовать на секции, которая проводится в рамках Чтений уже третий год подряд. Нравственно-воспитательные возможности художественной словесности, значение творческого слова и его правильного толкования для духовного окормления народа и укрепления государственности ни у кого не вызывают сомнений. В ходе секции докладчики на конкретных примерах рассматривали непростой, порою трагический опыт свободного духовного выбора русского народа, отраженный в истории русской словесности от ее древних истоков до современности.
Содержание пятнадцати основных докладов (программа секции здесь, I направление, п. 1.12) стало откликом на общую тему нынешних Рождественских чтений: «Молодежь: свобода и ответственность».
Придерживаясь научной методологии, основанной на православном мировосприятии, докладчики рассматривают свободу как высший дар человеку от Бога. Важно понимать (и родная словесность тому помогает), как человек обращается с богоданной свободой и какова ответственность за выбор между служением Богу и отвержением Бога, между добром и злом. Этот выбор непрестанно совершается в человечестве, в народах, в поколениях, семьях и в жизни каждого человека. Опыт свободного нравственного (или безнравственного) выбора и соответствующую ответственность запечатлевает словесность народа, которая является сокровищницей проб, ошибок и побед на путях духовных исканий. Пока правильный свободный выбор преобладает, народ сохраняется на лице земли. Наиболее ответственен выбор, совершаемый в каждом новом молодом поколении, ибо общее направление его решений определяет всю жизнь народа в ближайших обозримых десятилетиях.
Общий вывод из докладов сводится к мысли о необходимости усиливать православное просвещение народа, православное направление русской словесности во имя правильного использования богоданной свободы в условиях возрождаемого симфонического взаимодействия Церкви и государства. Все новым и новым молодым поколениям России остается близкой мысль Пушкина о том, что свободный выбор веры нашими предками, принявшими Православие, предопределил направление исторического развития русской государственности, культуры, словесности: «Мы обязаны монахам нашей историею, следственно и просвещением».
МАТЕРИАЛЫ:
- Протоиерей Александр Ранне, кандидат богословских наук, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, председатель отдела по религиозному образованию и просвещению Новгородской епархии. Вступительное слово.
- Грот Лидия Павловна, к. ист. н., директор консалтингово-образовательного предприятия «НОРРКОН АБ» (Швеция). «Князь Рюрик не был викингом (свободный исторический выбор народа в свете древнерусской словесности и позднейшей духовной борьбы с мифотворчеством Запада)».
- Моторин Александр Васильевич, д. филол. н., профессор Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (Великий Новгород). «Историософия свободы в творчестве Пушкина».
- Парминг Светлана Борисовна, председатель Ассоциации преподавателей русского языка (Швеция). «Русская словесность как средство воспитания молодежи за рубежами Отечества».
- Гусакова Виктория Олеговна, методист отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии преподаватель Санкт-Петербургского суворовского военного училища МО РФ, кандидат искусствоведения. «“И Истина сделает вас свободными!”. Изучение русской литературы на занятиях по “Основам духовно-нравственной культуры народов России”».
- Архипова Наталия Александровна, индивидуальный предприниматель, автор методической тетради «Прописи Пушкина». «Учебно-методическое пособие для младшей школы “Прописи Пушкина”».