«“И Истина сделает вас свободными!”. Изучение русской литературы на занятиях по “Основам духовно-нравственной культуры народов России” в 5 классе»
Доклад в рамках секции
«Влияние литературы на нравственное развитие детей и молодежи»
XXVII Международных рождественских образовательных чтений
«Молодежь: свобода и ответственность»
30 января 2019 г., Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя г. Москвы
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) введена в образовательный процесс сравнительно недавно, и потому для многих образовательных организаций является экспериментальной. Особенно это касается научно-методического обеспечения, которое регламентируется Российским законодательством и должно отвечать высоким требованиям. В числе требований: наличие широкого круга духовно-нравственных и историко-культурных тем и многообразие средств для их раскрытия.
Важной особенностью предметной области «ОДНКНР» является ее культурологическая основа, которая должна способствовать «формированию ценностного отношения к социальной реальности» (Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 г. № 08-96 «О методических рекомендациях»).
Положение о том, что ОДНКНР является логическим продолжением ОРКСЭ, дает основание проектировать программы для 5 класса в модульном формате. В настоящей статье речь идет о модуле «Основы православной культуры» (далее – ОПК).
Обозначим цели реализации курса ОПК в 5 классе: 1) в широком плане – формирование школьниками православного мировоззрения как особого взгляда на реальность и свое пребывание в ней; 2) в узком и конкретном – приобщение школьников к ценностям культуры России и уяснение ими исконного значения понятия «ценности».
Как правило, отвечая на вопрос, что такое ценность, современные школьники называют материальные блага, и только после дополнительных уточнений, – духовные. Наиболее частыми синонимами к понятию «ценность» у современных пятиклассников звучат «сокровище» и «богатство», которые, по их мнению, делают человека свободным.
На закономерно возникающий вопрос – что такое свобода – школьники указывают возможность «делать, что хочется». Здесь уместно напомнить, что апостол Павел на заре христианства предостерегал: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 10:23), и помочь школьникам разобраться в ключевых понятиях, составляющих содержание ОПК.
Очевидно, что сформировать у школьников понятийный аппарат нравственных категорий оставляет первостепенную задачу курса ОПК.
Следующая задача вытекает из метапредметности курса ОПК, который включает: русский язык, литературу, историю, искусство, географию и др. Следует отметить, что если у пятиклассника не сформирован круг понятий, то все интегрируемые в курсе ОПК знания станут для него «пустым звуком». Поэтому русский язык и литература должны занимать важное место, а выработка умений читать текст и излагать свои мысли устно и письменно составить вторую главную задачу курса.
Утрата школьниками способности читать – актуальная проблема современного образования. Речь идет не об овладении техникой чтения, а о смысловом прочтении фраз, монологов и текста в целом – умении школьником выделять смысл и соотносить этот смысл со своей жизнедеятельностью.
Уникальные черты русской литературы – «православное миропонимание, религиозность отображения действительности» [3, с. 2] – зачастую не обнаруживаются в светской школе, но именно о них нужно помнить и говорить на уроках ОПК при обращении к русской классике. Именно православная точка зрения на человека и мир позволяют решать более глобальную, не столько образовательную, сколько общечеловеческую проблему – антропологическую, заключающуюся в неумении человека «быть человеком» на разных этапах своей жизни.
Для решения обозначенных проблем и задач на уроках ОПК особую целесообразность имеет использование литературных произведений, которые входят в образовательную программу средней школы и рекомендованы для внеклассного чтения.
Рассмотрим повесть Н.В. Гоголя «Шинель» в рамках ее изучения на уроках ОПК в 5 классе.
Первый раздел программы ОПК в 5 классе «Что в имени тебе моем?» предусматривает осмысление учащимися роли человека в истории и культуре как значимого звена в судьбе народа и Отечества, с последующей проекцией полученных смыслов на свой жизненный путь. Поэтому обращение к русской литературе, дающей многообразие примеров поведения человека в разных жизненных обстоятельствах, в этом разделе особенно востребовано.
В название раздела вынесена цитата из стихотворения А.С. Пушкина, содержащая вопрос, который должен закономерно возникнуть у каждого школьника: что дает мне мое имя, моя фамилия и, как следствие, семья, род, предки? как я должен вести себя, чтобы не омрачить имя своей семьи и рода?
Следует заметить, что пятиклассники еще не изучали «Петербургские повести» Н.В. Гоголя и устойчивого мнения о герое у них нет. Имя Акакия Акакиевича Башмачкина, как правило, вызывает у них смех, а вопрос – был ли у Акакия Акакиевича небесный покровитель – разные ответы, в которых доминирует отрицательный, так как по мнению большего числа опрашиваемых святого Акакия не может быть.
После ознакомления с фрагментом повести о выборе имени новорожденному Акакию его матушкой по святцам, мнению школьников меняется. У них возникает интерес к небесному покровителю Башмачкина. Но прежде чем, говорить о святом Акакии, полезно познакомить школьников с самим героем Гоголя.
Необходимо дать школьникам расшифровку имени «Акакий», которое с греческого языка означает «мирный, незлобный».
Особого внимания заслуживает эпизод о службе Акакия Акакиевича: «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, – нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его» [1, с.117].
Важно обратить внимание школьников на качества характера Акакия Акакиевича – старательность, ревностное отношение к службе, любовь к выполняемой работе, которые обнаруживаются читателем в небольшом, но очень емком по смыслу, тексте.
Затем можно познакомить школьников с житием святого Акакия Синайского в кратком его изложении и акцентировать их внимание на послушании и смирении – качествах, свойственных святым людям.
Для формирования устойчивого знания понятий «смирение» и «послушание» и с целью раскрытия и уяснения многогранного смысла русского языка школьникам полезно обратиться еще к одному источнику – Толковому словарю В.И. Даля.
В нем даны следующие толкования: «Смирение – «сознание слабостей своих и недостатков, чувство сокрушения; раскаяние, скромность» [2, Т. 4, с. 235.] и «послушание – «покорность, исполнение всех приказания; в монастырях, послушанье, всякая работа, труд ради смирения и покорности… Послушанье корень смирения» [2, Т. 3, с. 335.]. В некоторых случаях рекомендуется обратиться и к церковнославянскому словарю: «смирение – примирение, мир [4, с. 622.], а «послушание – обновление» [4, с. 461.].
Расширение спектра значений этих понятий помогает школьникам уяснить принципиально важный момент, что Акакий Башмачкин дает пример душевных переживаний, а святой Акакий Синайский – духовной силы, и что этой духовной силы и не хватало герою Гоголя.
Для активизации рефлексивной деятельности школьников целесообразно задать им следующие вопросы:
- Можно ли назвать Акакия Акакиевича смиренным?
- Воспринимал ли он свою службу как послушание?
- Воспринимал ли святой Акакий послушание как службу?
- Чем послушание отличается от службы?
- Может ли смиренный и послушный человек быть ответственным?
- Каких качеств характера не хватало Акакию Акакиевичу, чтобы пережить жизненные невзгоды?
- В чем он мог взять пример у своего небесного покровителя?
- Кто был более свободен в жизни Акакий Акакиевич или святой Акакий?
По итогам проведенных занятий можно отметить, что у пятиклассников жизнь Акакия Акакиевича и житие святого Акакия вызывают чувство сострадания, им жалко обоих, но если святой Акакий, несмотря на сохраняющее недопонимание жизненного выбора, вызывает восхищение, то Акакий Акакиевич – сожаление. В числе необходимых качеств герою Гоголя школьники посоветовали силу воли и силу духа, а на вопрос – «кто был более свободен» – ответили, что «в полной мере, никто», однако счастливым назвали святого Акакия, потому что он в конце житийного повествования воскрес.
Именно этот вывод позволяет подвести школьников к осмыслению главной ценности человека – Богом данной жизни и возможности ее продолжения в вечности в зависимости от собираемых здесь сокровищ: материальных или духовных.
Литература
- Гоголь Н.В. Шинель // Н.В. Гоголь. Петербургские повести. Собрание сочинений в 7 томах. Т. 3. – М.: Художественная литература, 1976. – С. 116–144.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. – М.: Русское слово, 2002.
- Дунаев М.М. Православная русская литература. В шести частях. Ч. 1–2. – М.: Христианская литература, 2001.
- Дьяченко Г. (протоиерей). Полный церковнославянский словарь. – М., 1900.