Мурашкина Наталия Викторовна, учитель русского языка и литературы
|
«Духовная литература в современной школе: проблемы изучения и специфика преподавания»
Доклад в рамках XXIХ Международных образовательных чтений
«Александр Невский: Запад и Восток: историческая память народа»
Конференция «Значение литературы в воспитании исторической памяти народа»
19 мая 2021 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
Каждый раз, начиная разговор о литературе на первом уроке в 5 классе, мы с ребятами обсуждаем, с чего, собственно, литература началась, что стало её фундаментом (без фундамента – какое строение?). И если о фольклоре говорить просто, ребята активно приводят примеры произведений, называют особенности, то разговор о духовной литературе в современной школе ОЧЕНЬ СЛОЖЕН. Он требует от учителя специфических знаний и особого такта, поскольку связана с этической категорией «духовность», а это очень интимное понятие. При обсуждении произведений ДЛ следует учитывать светский характер образования в РФ и религиозные чувства обучающихся. Для этого следует обращать внимание на общечеловеческие ценности, раскрытые в произведениях, проводить параллели с произведениями ДЛ других религий.
Кроме того, при изучении ДЛ учитываем сложность темы и используем наглядность «по максимуму» (иконы, гравюры Гюстава Доре, репродукции картин Рембрандта, Н.Ге, В.М.Васнецова, М.В.Нестерова и др.), привлекаем музыкальный материал. Обращение к разным видам искусства способствует лучшему восприятию и запоминанию сложного материала, позволяет расширить кругозор обучающихся, заинтересовать их.
Важно познакомить ребят с жанрами ДЛ (житие, хождение, слово, повесть), проанализировать их особенности, ведь эти жанры способствовали развитию светской литературы. В 5 классе следует «проработать» жанр притчи: без осознания смысла термина трудно будет понять притчевую в своей основе литературу XX –XXI вв.: произведения А.Платонова, С.Есенина, А.Блока, Е.Замтина, У.Голдинга и др.). Интересно, что жанр притчи включен в прогамму 5 класса, хотя для понимания смыла, скажем, притчи о сеятеле, необходим серьёзный жизненный опыт. Особое внимание следует обратить на композицию. Так, при изучении «Повести о житии Александра Невского» обращаем внимание на житийную структуру: рождение от благочестивых родителей, бранные подвиги и подвиг самопожертвования, — при этом акцентируем внимание на то, что жизнь князя- воина не шла вразрез с заповедями, напротив, все его действия были направлены на защиту народа и христианской веры. Анализ структуры позволяет осознать, что достижение святости возможно для любого человека, но при соблюдении заповедей и свершений во имя веры. Особое внимание следует уделить и анализу структуры «Повести о Петре и Февронии Муромских»: 1 часть – волшебная сказка, 2 часть – бытовая сказка, 3 часть – житие. Такое расположение частей, на мой взгляд, определяется идеями автора: 1) показать, что идеал святости достижим для каждого (и для князя, и для крестьянки); 2) единичные отступления от норм нравственности (Феврония не доверяет князю, оставляя струп; князь не держит слово) не становятся препятствиями на пути к святости; 3) естественное «перетекание» одного жанра в другой (естественное развитие литературы) показательно, точно так же язычество должно естественно смениться христианством, т.к. это продиктовано историческим развитием. Т.е. перед нами пример «тихой», неагрессивной пропаганды религии на подсознательном уровне.
Но с проблемами учёта чувств представителей разных религий, сложности ДЛ справиться можно. Есть другая проблема.
В школьной программе по литературе отведено очень мало часов на изучение духовной литературы Т.Ф.Курдюмовой -2 произведения в 8 классе, в программе Б.Л.Ланина – одно в 5 классе, в программе В.Я.Коровиной – 2 произведения в 7 и 8 классах, лишь в программе А.Н.Архангельского в каждом классе отведено время на изучение произведений. В результате к 9-10 классам ребята о духовной литературе не знают почти ничего, это серьёзно затрудняет изучение литературы: как понять Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого без знания духовной литературы? А еще серьезно страдает нравственность. Проблема серьезная.
Что делать? Конечно, возвращать произведения духовной литературы: притчи, жития, библейские предания – в школьную программу. Но создание программы – дело серьезное, трудно совместимое с преподаванием. Было бы хорошо, если бы результатом этих чтений стало обращение к Министерству образования. Пока исхожу из той ситуации, которая сложилась. Что может уже сейчас сделать учитель на своих занятиях?
Думаю, вполне реально включать в уроки русского языка и литературы фразеологизмы, афоризмы, тексты из ДЛ, проводить параллели между изучаемыми произведениями и произведениями духовной литературы. Например:
Библейская битва Давида с Голиафом, житие Александра Невского, русская сказка о бое Алёши Поповича и Тугарина Змиевича (мотив подвига, защиты Родины);
Библейская история Иова, греческий миф об Одиссее и повесть М.Шолохова «Судьба человека (мотив рока, преодоления эгоизма).
Как именно вести работу, учитель, конечно, определится и сам: проведёт урок внеклассного чтения, попросит подготовить индивидуальное сообщение, предложит проанализировать текст на уроке… Главное – ребята прочитают тексты, узнают нечто новое, смогут уловить связь эпох. А ещё такое сопоставление просто интересно, обычно вызывает дискуссии, ребята начинают сами искать произведения для сопоставления.
Еще можно использовать курсы «Проектная деятельность» и «Функциональная грамотность (читательская)», которые недавно включены в школьную программу. Программы по этим курсам стандартные, рекомендованные, но ведь тексты для анализа учитель волен подбирать сам?
Выбирая материал для занятий по этим предметам, следует, на мой взгляд, учитывать взаимосвязь художественной литературы и литературы духовной, т.е. проводить сопоставительный анализ произведений разных видов искусства и разных жанров. Это позволит развить навыки анализа, подготовить обучающихся к экзаменам по гуманитарным предметам (современные ОГЭ и ЕГЭ по литературе, например, содержат обязательные задания на сопоставление), сформировать читательскую грамотность. Лучше всего на таких занятиях проводить работу в группах постоянного состава по технологии учебно-группового сотрудничества (ТУГС), чтобы формировать навыки коллегиального принятия решений.
Для начала подбираем материал: фрагменты произведений ДЛ и фрагменты /произведения художественной литературы, основанные на библейских сюжетах, например: Библейское сказание о Каине и Авеле, древнеримский миф о Реме и Ромуле, басня Эзопа «Убийца», репродукции гравюр Гюстава Доре (мотив «Не убий!», отношение к преступлению в разные эпохи развития человечества).
Далее выбираем форму работы в рамках курса «Основы проектной деятельности»? Думается, это работа в группах постоянного состава по созданию презентаций, «изданию» альманахов, созданию лэпбуков или литературного лото.
- Создание презентаций. Например, презентация «Рождественский рассказ». Сначала определяется структура презентации, потом задания распределяются между группами: 1 группа- определение понятия, специфика жанра; 2,3,4 группы — анализ рассказов по предложенному плану, подбор иллюстраций, создание макета слайда. Далее ребята представляют результаты, обсуждают, как изменялся рождественский рассказ на протяжении веков (от детализированного изображения, создающего ощущение личного присутствия (Библейская история) до снижения образа Рождества за счёт иронии у М.Зощенко. Коллективно создаётся макет итогового слайда, в котором фиксируются выводы. Дома ребята создают компьютерную презентацию, отсматриваемую и анализируемую на следующем уроке.
- Издание альманаха. Например, «Жизнь жанра притчи в литературе». Работа схожа с работой над презентацией. Обсуждаются название структура альманаха всем классом. Затем распределяемся по группам: 1) создание макета обложки, 2) написание предисловия, 3) письменная адаптация для альманаха «Притчи о сеятеле», 4) письменная адаптация для альманаха стихотворения А.С.Пушкина «Свободы сеятель пустынный…»+ создание иллюстраций, 5) письменная адаптация для альманаха стихотворения И.Бунина «И цветы, и шмели, и трава…»+ создание иллюстраций. Представление результатов работы, определение аспектов притчи, важных для поэтов.
- Создание лэпбуков. Само название пособия переводят с английского то как «наколенная книга», то как «складная книга Лэпбуки имеют небольшие размеры (обычно формата А4 в сложенном виде). Эти чудо-книжки полны загадок и секретов, они раскладываются и имеют множество кармашков, вкладышей, блокнотов, которые в свою очередь раскрываются. Цели использования лэпбуков также очень разноплановые. Это и закрепление всего, что дети узнали в ходе осуществления проекта, и обучение сбору и систематизации информации, и развитие творчества и креативности, и воспитание бережного отношения к продукту, изготовленного коллективно, уважения к общему труду. Работа над лэпбуком похожа на работу над альманахом, разница лишь в том, что в лэпбуке больше занимательных, игровых заданий, тексты могут быть размещены не как в традиционной книге, могут использоваться кроссворды, иллюстрации могут быть «скрытыми». Подобную форму работы можно использовать при обсуждении текстов об образе дерева в Библии и мировой литературе, об истории Каина и Авеля, Ромула и Рема.
- Литературное лото. Эта форма работы хороша на итоговых занятиях. Карточку-образец может предложить учитель (См.Приложение). Главное – представить определённую логику создания карточки, выделить темы. Например, на карточке будет 6 квадратов, т.е. предполагается знание 6 тем: 1) названия книги и автор, 2) иллюстрации, 3) имена героев, 4) фразеологизмы, 5) названия произведений и имена авторов, 6) жанры. Потом по образцу ученики в группах создают свои карточки (можно предложить списки изученных произведений, репродукций, терминов). Карточки распечатываем, разрезаем, раздаём – и играем. Интересно и поучительно.
Материал для сопоставительного анализа можно использовать не только на спецпредметах, но и и при подготовке проектных работ в 8, 10 классах , а также на итоговых уроках изучения художественных произведений – как урок-проект или урок-внеклассное чтение. А ещё можно использовать данные форм ы работы на классных часах в блоке «Духовное воспитание».
Материал для сопоставительного анализа:
1) Библейская история о Самсоне, русская сказка о Кощее Бессмертном, греческий миф об Ахиллесе (мотив неуязвимости); Библейская история о Самсоне и греческий миф о Прметее (титанические герои);
2) Библейская битва Давида с Голиафом, житие Александра Невского, русская сказка о бое Алёши Поповича и Тугарина Змиевича (мотив подвига, защиты Родины);
3) Библейская история Иова, греческий миф об Одиссее и повесть М.Шолохова «Судьба человека (мотив рока, преодоления эгоизма);
4) Библейская «Песня Песней», «Соломон» М.Волошина и «Суламифь» А.И.Куприна, иллюстрация к «Песне Песней Ю. Шнорр фон Карольсфельда «Роза Шарона»;
5) Библейская притча о сеятеле, стихотворения А.С.Пушкина «Свободы сеятель пустынный…» и Н.А.Некрасова «Несжатая полоса»;
6) Библейская притча о блудном сыне, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», «Станцонный смотритель» А.С.Пушкина, «И цветы, и шмели, и трава» И.Бунина;
7) Библейская история о Рождестве Христовом, «Ванька» А.П.Чехова, «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М.Достоевского, «Дары волхвов» О.Генри, « Сусальный ангел» А.Блока, «Последнее рождество» М.Зощенко, «Юркино Рождество» Н.Ключаревой;
8) Библейский образ Девы Марии (Евангелие от Иоанна), иконописное изображение Богородицы, К.С.Петров-Водкин «Петроградская Мадонна», В.Набоков «Мать», Н.А.Некрасов «Внимая ужасам войны», А.А.Ахматова «Реквием»;
9) Евангельские истории, А.П.Чехов «Студент», «Архиерей», Л.Андреев «Иуда Искариот», В.Быков «Сотников», Х.Борхес «Три версии предательства», К.Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» — мотив жертвы и предательства, мотив крестного пути, богочеловека в человеке;
10) Апокалипсис и «Божественная комедия» Данте Алигьери, «Пир во время чумы» А.С.Пушкина и др.