Селиванова Людмила Михайловна, учитель ГБОУ СОШ с. Алакаевка, м.р. Кинельский Самарской области
|
«Возрождение традиций православной русской литературы в творчестве самарских писателей»
Доклад в рамках XXIХ Международных образовательных чтений
«Александр Невский: Запад и Восток: историческая память народа»
Конференция «Значение литературы в воспитании исторической памяти народа»
19 мая 2021 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
Целью современной и православной, и светской литературы считаю возвращение в жизнь понятий благочестия, целомудрия, нестяжания, как определяющих истинную ценность личности, столь необходимую сегодня в укреплении российской государственности.
Русская литература – это всегда литература нравственного выбора. Выбора, к которому должен придти воспитанник. На занятиях факультатива «Литература родного Самарского края» он находит ответы на вопросы: Что такое совесть? Что важнее: закон или сердце? В чём смысл жизни человека?
Своеобразие внеурочной деятельности заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения детьми, требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Для этого систематически предоставляю им возможность участвовать в такой работе.
На одном из таких занятий мои ученики провели исследование присутствия христианских тем, идей, образов, мотивов, влияния православной традиции русской литературы на творчество разных по статусу писателей: православного самарского прозаика священнослужителя, протоирея Николая Агафонова и светского современного самарского писателя Сергея Жигалова.
Ознакомившись с жизнью писателей, их творческими исканиями, воспитанники пришли к выводу о том, что в произведениях писателей нет нравоучений, просто они показывают, как тяжело бывает человеку, пока он не сделает шаг к Богу, и тогда Бог обязательно идёт навстречу. Произведения писателей зовут читателя к преодолению своих слабостей, недугов, пороков, к стремлению к доброму и настоящему.
Приобщаю к чтению русской литературы, которая заставляет размышлять над глубокими общечеловеческими вопросами, разбираться в перипетиях жизни и в самих себе, с помощью проблемных вопросов:
1.Какие русские писатели оказали влияние на поиск нравственных вопросов?
2. Можно ли утверждать, что проблемы, обозначенные в произведениях Н. Агафонова и С Жигалова созвучны с «вечными» нравственными вопросами, ответы на которые искали мастера русской классической литературы?
Прививаю любовь к чтению с начальной школы, поэтому самостоятельное чтение произведений Н. Агафонова: «По щучьему велению», «Возмездие», «Победа над смертью» и С. Жигалова: «Сбор кукол в окрестностях», «Дар над бездной отчаяния» позволило им сформулировать тему исследования «Духовные ценности русской литературы, воплощенные в произведениях Н. Агафонова и С. Жигалова».
Совесть есть голос Божий, отвращающий от зла. Где чистая совесть, там радость и вера, поэтому так счастливы герои рассказа «По щучьему велению» Николая Агафонова. А разве мог оставить равнодушными роман С. Жигалова «Дар над бездной отчаяния», прообразом которого стал Григорий Журавлёв. Иконописец, которому суждено было родиться без рук и ног. Своей душой любовью к Господу он создал такие нерукотворные иконы, которые поставили его в ряд с выдающимися иконописцами. В предисловии к роману автор пишет: «Это он повёл меня путями Христовых заповедей, Свет его духовной свечи вырвал из тьмы моего неведения тысячелетние духовные сокровища православной культуры»
Аргументированный ответ на вопрос, пересказ с элементами анализа, высказывание личностных суждений, инсценирование эпизодов, позволяющих аргументировать высказывания, создание видеоматериала – всё это сопровождает презентации ребят.
Выводы, которые были сделаны обучающимися в результате исследования произведений
1. Творчество самарских писателей тесно связано с традициями русской литературы 19-20 веков. На вопросы «Что есть совесть? Что такое закон, преступление и наказание? Как наказать человека за преступление, не загубив в нём духовное начало, которое приведёт к возрождению?» ответы искали и А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, А. Платонов.
2.Творчество самарских писателей Н. Агафонова и С. Жигалова говорит о том, что единое православное мировоззрение может быть выражено в самых разных художественных формах. Объединяет их произведения общий признак – воплощённое автором православное мироотношение.
Литература — это крик, зов к человеку, призыв к лучшему в человеке. Изучение подобных произведений непременно выводит нас на анализ важнейших религиозно-нравственных проблем. Православная религия, богатейшая история христианской России — Руси питает творчество современных писателей.
Вопрос о духовно-нравственном воспитании является одним из важнейших в современном обществе и очень серьезно волнует учителей, родителей. В последнее десятилетие в России получает распространение Западная модель воспитания, которая заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, патриотическими чувствами. Большой процент учащихся теряет ориентир в жизни, испытывает разочарование, не видит смысла жизни, мы наблюдаем нравственные отклонения.
Задача учителя духовно обогатить личность, поднять ее к высотам духа, привить на всю жизнь высокие нравственные и моральные качества, увидеть в произведениях русской классики и самарских писателей учебник жизни при аналитическом подходе к ней.
Мои воспитанники с 2 по 11 классы являются победителями и призёрами очных международных, региональных, окружных НПК в области литературы. Я восхищаюсь их научными достижениями. Но гордость они вызывают у меня потому что ни один мой воспитанник никогда не проявил жестокости, агрессии по отношению к окружающим, не преступил закон.