Кураев Алексей Николаевич,
д-р ист. наук, профессор кафедры
«Общественные процессы, средства
массовой информации и рекламные технологии»
МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)
В ВУЗах неразрывно соединяется учебная и научная деятельность. Это в полной мере относится и к «Московскому государственному университету технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» — головному ВУЗу в системе казачьего образования в современной России. Изучение истории казачества идет рука об руку с научными исследованиями в данной области.
Вначале рассмотрим особенности самой дисциплины «история казачества». Во-первых, она носит интеграционный гибридный характер, то есть неразрывно связана со многими другими дисциплинами, которые изучают студенты. Это и общие социально-гуманитарные науки (история, философия, культурология, социология, политология, педагогика, психология), и специальные дисциплины о казачестве (духовно-нравственные основы и культура российского казачества, роль казачества в формировании и развитии Российской государственности, казачье хоровое пение), и дисциплины религиозного цикла (основы православного вероучения, основы христианской психологии, религиозная безопасность). Во-вторых, история казачества связана с современностью: ведь казаки были не только раньше, но есть и теперь. В-третьих, как и любая другая социально-гуманитарная наука, история казачества носит во многом дискуссионный характер. Особенно много споров вызывают следующие проблемы: происхождение казачества; оценка крестьянско-казачьих войн и бунтов; казачество и революция; роль казачества в современной России.
Обратимся к первой из этих дискуссионных проблем. Мы до сих пор точно не знаем, откуда произошли казаки. Теории здесь носят характер гипотез, то есть предположений. Согласно миграционной теории [7, с. 9], главную роль в формировании казачества сыграло беглое население (в основном крестьяне и военные люди), спасавшееся от феодальной эксплуатации, ужасов крепостничества, репрессий (в т.ч. опричнина, гонения на старообрядцев), голода и войн. Эта теория преобладала в советское время. Сейчас она часто подвергается критике, её презрительно называют «беглохолопской». В защиту миграционной теории скажем: бежали не худшие, а лучшие (во всех смыслах) люди, которые не хотели мириться с гнетом и унижениями и были готовы с оружием в руках отстаивать свободу и независимость для себя и своих семей. К тому же бежали из центра на окраины, что позволяло обустраивать новые территории. Автохтонные теории считают, что казачество произошло от местного населения: славянского [8] или азиатского и кавказского [1; 4, с. 230]. Синтезируя эти теории, Л.Н. Гумилев рассматривает возникновение казачества как симбиоз славян (бродники) и азиатов (касоги) [3]. Государственно-колонизаторская (сословная) теория [9] решающую роль в создании казачества, как в центре, так и на местах отводит государству. Ордынская теория [2; 5] истоки казачества видит в особых войсках, охранявших границы монгольской империи. После крушения империи русские князья взяли эти войска к себе на службу, а также начали создавать свои подобные же полки – т.е. казаков. Есть и другие теории. Необходимо сделать вывод, что все эти теории не противоречат, а успешно дополняют друг друга. У казачества был не один, а несколько источников происхождения [6]. В этом – одна из причин феномена казачества, его силы и непобедимости. У каждого их источников оно взяло всё самое лучшее. У славян – занятие земледелием и скотоводством; у азиатов – умение воевать на лошадях, передвигаться на большие расстояния; из опыта Золотой Орды – необходимость специальных войск, охраняющих границы; у беглых и переселенцев – привычку всегда жить и воевать вместе; у разбойников – тактику спецназа: неожиданно для врага нападать и также быстро скрываться.
Что же такое казачество? Термин «казачество» произошел от тюркских слов «казак», «козак», что в переводе на русский означает «вольный человек», «удалец». В дореволюционной России, с времен Петра I, казачество было военным сословием, в котором числилось население ряда местностей страны. Казачество несло обязательную и всеобщую воинскую повинность, и за это пользовалось особыми правами и преимуществами. Оно освобождалось от налогов. Казачьи войска наделялись землей. На них казаки имели привилегии в занятиях торговлей и предпринимательством.
Из всего этого вытекали следующие особенности дореволюционного казачества: 1) Оно успешно совмещало военную службу с экономической деятельностью. Это – уникальное явление в отечественной и мировой истории. Вспомним провал реформы А.А. Аракчеева по созданию военных поселений: крестьяне и солдаты никак не хотели совмещать сельскохозяйственный труд и армейскую службу, и поэтому военные поселения часто бунтовали. 2) Казаки никогда не были крепостными, тем более что многие из них бежали от крепостничества. У них всегда был дух свободы. 3) Казачество раньше постоянно жило и служило на границах России. В отличие от регулярной армии, которая уходила в походы, но всегда возвращалась в места своей дислокации, как правило, в центральные регионы страны, чтобы защищать существовавшую власть. Отметим, что постоянно жить на границе мог далеко не каждый! Ведь в случае нападения врагов помощи ждать было неоткуда, и надо было рассчитывать только на собственные силы. 4) В основе казачьего мировоззрения лежали: служба Царю и Отечеству и православие («казак без веры не казак»). В тоже время казаки отличались веротерпимостью. В их составе были также старообрядцы (7,5% от общего числа; около 50% старообрядцев в Уральском казачьем войске), а в национальных регионах — мусульмане, буддисты. У казаков были выборные священники, которые воспринимались не только как служители культа, но и как боевые друзья.
Остановимся теперь на периодизации истории российского казачества. Выделяются четыре главных периода. 1) XIV — XV вв. – XVIII в. Было ли казачество до XIV в.? Может, и было, но мы об этом точно не знаем. Тогда казачество еще нельзя было четко выделить из общей массы военных, служилых людей и разбойников. А в XIV — XV вв. уже появляются первые точные данные о казаках. Служилое казачество начало складываться с XIV в., когда по окраинам русских княжеств стали селиться служилые люди для несения сторожевой («станичной») и пограничной («полевой») службы. Позже их назвали казаками. С конца XIV в. появились наблюдательные посты (разъезды) по рекам Хопёр, Дон и др.; по южной и юго-восточной границе Московского государства образовалась линия (Засечные черты) с населением из служилых казаков. К 1444 г. относится первое упоминание о казаках в русской летописи (рассказ о набеге ордынского царевича Мустафы на Переяславль-Рязанский). Со 2-й половины XV в. за линией сторожевых укреплений на южной и юго-восточной окраинах польско-литовского и русского государств начали скапливаться спасавшиеся от крепостной зависимости беглые крестьяне и посадские люди, которые называли себя «вольными людьми» — казаками («вольное» казачество). В 1538 г. в русских летописях встречается упоминание о «вольных» казаках в южных пределах Руси. Непрерывная борьба против соседних государств и полукочевых народов способствовала объединению этих людей в общины. Организационное оформление сторожевая и станичная служба получила по «Уставу сторожевой станичной службы» (составлен воеводой князем М.И. Воротынским и утверждён 16 февраля 1571 г.), который разделил служилых казаков на городовых (полковых) и станичных (сторожевых). Казаки использовались для защиты соответственно городов и сторожевых постов, за что получали от правительства жалованье и землю в пожизненное пользование на условиях поместного землевладения. XVIII в. — это последний бунтарский век в истории казачества: Крестьянско-казачья война 1773 – 1775 гг. под руководством Е.И. Пугачева.
2) XIX в. – 1917 г.: казачество полностью стало частью регулярной армии и государственного аппарата Российской империи. Это имело и положительные последствия. Казачество больше не участвовало в антиправительственных выступлениях. Благодаря хорошей боевой подготовке и военным традициям казачьи части играли видную роль в войнах России, особенно в Отечественной войне 1812 г., Крымской войне 1853-1856 гг., Русско-турецкой войне 1877–1878 гг., Русско-японской войне 1904-1905 гг., Первой мировой войне. Но были и серьезные негативные последствия. В конце XIX – начале XX вв. правительство широко использовало казачьи войска для несения полицейской службы. 26 ноября 1905 г. всем казачьим войскам была объявлена особая Высочайшая благодарность за «неутомимую и верную службу царю и Родине, как на театре войны, так и при поддержании порядка внутри империи», то есть за участие в подавлении Первой революции. Во время декабрьского 1905 г. вооруженного восстания в Москве пять казачьих полков воевали против восставших. Чрезмерная вовлеченность казачества в политику, особенно его участие в подавлении революционных выступлений, справедливо вызывали резко негативную реакцию со стороны пролетариата, крестьянства, интеллигенции и средних городских слоёв. Всё это явилось одной из причин дальнейшей трагической судьбы российского казачества.
3) 1917 – 1991 гг.: казачество в советский период. Это – наиболее кровавый и противоречивый период в истории казачества. В период Гражданской война казачество разделилось на «белых», «красных» и «зеленых». Порой члены одной семьи воевали друг против друга. Казачество подверглось массовым репрессиям: «расказачивание», насильственная коллективизация и др. Но с 1935 г. казакам позволили служить в Красной Армии. Подавляющее число казаков воевало в ее составе в Великой Отечественной Войне против немецко-фашистских оккупантов.
4) С 1992 г. начался современный период в истории российского казачества. Активно происходит процесс реабилитации и возрождения казачества. В различных регионах (даже в тех, которые не являются традиционно казачьими), создаются казачьи общества и войска. Но до сих пор не принят Федеральный закон о казачестве, что сильно затрудняет его финансирование. Перед современным российским казачеством стоят и другие серьезные проблемы: о казачьей земле, самоуправлении, образовании; соотношение реестрового и нереестрового казачества; принимать ли не православных в казачество?; неоднородность социального состава казачьего движения; и др.
В МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ) создается учебник «История казачества». Различные аспекты истории и культуры казачества активно разрабатываются Ассоциацией исследователей казачества, в Музее истории казачества, на ежегодных Международных Рождественских образовательных чтениях, где проходят конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества».
Литература
- Быкадоров И.Ф. История казачества. Т. I. – Прага: Библиотека Вольного
казачества, 1930. – 177 с.
- Гордеев А.А. История казачества. – М.: Вече, 2014. – 640 с.
- Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Астрель, 2012. – 839 с.
- Карамзин Н.М. История государства Российского. — М.: Книга, 1989. — Кн. 2. — Т. 5.
- Кожинов В.В. История Руси и русского Слова. – М.: Алгоритм, 1999. — 480 с.
- Кураев А.Н. Происхождение казачества// Человеческий капитал. – 2015. — № 6. –
С. 101-104.
- Российское казачество: государственная служба и кадровая политика. – М.:
Международный издательский центр ЭТНОСОЦИ-УМ, 2008.
- Савельев Е.П. Древняя история казачества. – М.: Вече, 2012. – 660 с.
- Синеоков В. Казачество и его государственное значение/ С предисл. ген. Краснова.
– Париж: [б. и.], 1928. – 46 с.