Павел Бобрышев,
казак-вожатый кадетского казачьего класса
школы № 1905 г. кластера НКО,
младший урядник; студент 3 курса направления
«Психолого-педагогическое образование»
ИСГТ МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)
Тезисы доклада на дискуссионной площадке
«Ассоциация исследователей казачества: молодежные исследовательские проекты»
«Тематическое содержание и подготовка исследовательских материалов для кадет по программе «Казачество на службе России»
В настоящее время казачество все более укрепляет свои позиции в качестве одной из наиболее передовых частей российского общества. Увеличивается численность казачьих корпусов и казачьих кадетских классов. Для обучения и воспитания достойных представителей казачества в МГУТУ имени К.Г. Разумовского – Первом казачьем университете – была разработана дополнительная образовательная программа «Казачество на службе России» в системе казачьего кадетского образования. Программа «Казачество на службе России» предназначена для теоретической и практической подготовки учащихся к участию в деятельности объединений, осуществляющих государственно-общественное управление образованием в организациях, ориентированных на сохранение и укрепление культурно-исторических традиций казачества.
Целью Программы является оснащение кадетов знаниями и практическими умениями в области истории, духовно-нравственной культуры, народных традиций, военно-патриотической и художественно-эстетической культуры казачества. Это позволит кадетам-казакам через изучение и исследование исторических материалов сформировать объективные представления о значении казачества в России.
Для реализации Программы «Казачество на службе России»
в МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ), проводится специальная дополнительная подготовка казаков-вожатых в рамках проектной деятельности студентов психолого-педагогического направления Института социально-гуманитарных технологий Университета. Занятия проводятся в качестве одного из видов социального служения студентов-казаков (Казак-вожатый). Разработка и провидение занятий осуществляется по согласованию с педагогами МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ) и офицерами воспитателями казачьих кадетских классов.
Подготовка материалов и проведение уроков с кадетами казачьих классов осуществляется в соответствии с основными педагогическими принципами:
- Принцип единства сознания и деятельности,
реализующийся в том, что сознание и личностные качества юных казаков формируются в процессе совместной деятельности для достижения единых социально значимых целей, на основе традиционных ценностей, в условиях братской консолидации, самоорганизации, творческого взаимодействия и сотрудничества.
- Культурно-исторический подход
предполагает знание и понимание культурно-исторических предпосылок и факторов, влияющих на формирование и развитие казачьей ментальности, психологической специфики мировосприятия и мировоззрения казака в традициях православной веры и служения Отечеству как своей главной миссии.
- Принцип сознательности и активности.
Развиваясь в казачьем сообществе, ученик формирует свою гражданственность, ценностное отношение к себе и другим, реализует социальное чувство взаимопомощи и сотрудничества с представителями разных культур, национальностей и вероисповеданий.
- Принцип наглядности обучения
На занятиях, предусмотренных настоящей Программой, кроме обязательных видео- и презентационных материалов, предусмотрено проведение выездных занятий и их проведение в культурно-исторических центрах, музеях, картинных галереях, выставочных центрах. Кроме того, используются такие формы обучения, как дискуссия, полемика, проблемный диалог, демонстрация, тренинг. Данные методы способствуют комплексному восприятию и эффективному освоению материала.
Реализация данного принципа повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, позволяя оптимизировать процесс обучения.
- Принцип систематичности и последовательности
способствует постепенному, поэтапному овладению учащимися различными знаниями, приёмами и способами действий.
- Принцип прочности усвоения учебного материала
реализуется в ходе встреч с видными представителями казачества, экскурсионно-выездной деятельности, тренировок, походов выходного дня и выездных тематических мероприятий.
- Принцип доступности
подразумевает разработку содержания процесса обучения с учётом индивидуально-психологических особенностей обучаемых их интеллектуальных возможностей, возрастных и психофизических особенностей.
- Принцип научности.
Многообразие идей и мнений по ряду историко-культурных вопросов подвергаются научному анализу и обсуждению на основе официальных документов, конкретных цифр и фактов.
- Принцип связи теории с практикой.
Программой предусмотрены следующие формы работы: общественно-организаторская, художественно-эстетическая, научная, участие в трудовой деятельности, физкультурно-оздоровительная, участие в деятельности выборных органов в школе.
Теоретическая и практическая подготовка вожатых включает разработку проектов по основным разделам программы «Казачество на службе России».
Тематика разделов:
- История казачества.
2. Военно-патриотическая культура.
3. Духовно-нравственная культура: Казачество и Православие.
4. Традиционная культура казачества и семейное воспитание казаков.
5. Художественно-эстетическая культура.
Обучение и воспитание юных представителей казачества — многогранная, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность педагогического коллектива по формированию у казачат высокой духовно-нравственной культуры, высокого патриотического сознания и гражданской позиции, чувства верности своему Отечеству и служения своему народу, готовности к выполнению морального долга по защите интересов и сохранению национального культурного наследия России.
Данные разделы распределены на определенные темы конкретных занятий, которые проводятся в школах еженедельно.
Тематика проведенных занятий:
- Правовые основы казачества.
2. Казачество: история, культура, традиции.
3. Военное искусство казаков: Шашка.
4. Казаки-герои разных эпох.
5. Православные праздники.
6. Обычаи казаков и семейное воспитание.
7. Образ казака и казачки.
8. Художественная культура казачества.
По разделам программы проводятся тесты и викторины.