Иеромонах Антоний (Малинский), председатель Епархиальной комиссии по канонизации святых Армавирской епархии
|
«Кубанское духовенство в Великой Отечественной войне. Наброски к биографиям протоиерея Леонида Дмитриевского и протоиерея Василия Никульчева»
Доклад в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Конференция «Прославление и почитание святых»
28 января 2020 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
В настоящее время продолжают активно расследоваться дела о преступлениях нацистов. Так, недавно рассекреченные документы ФСБ России позволили пролить свет на детали преступлений нацистов в Краснодарском крае. Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту геноцида воспитанников Ейского детского дома в октябре 1942 года. 77 лет назад Зондеркоманда СС-10 «а» за два дня вывезла и уничтожила 214 мальчиков и девочек разного возраста, которых затем похоронили в групповой могиле на окраине города.
В самой Германии сегодня также расследуются более 20 дел в отношении нацистских преступников. Это в правовом плане происходит в тесной связи с положениями Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечества, принятой большинством голосов 26 ноября 1968 г. на XXIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Если нет срока давности для преступления, тем более нет срока давности для подвига! В период Великой Отечественной войны свой общественный, а порой и неприметный «тихий» жизненный подвиг несли многие священнослужители Русской Православной Церкви.
Протоиерей Леонид Феодорович Дмитриевский родился 21 апреля 1875 года в селе Овсянниково Ковровского уезда Владимирской губернии в семье священника Феодора Филипповича и его супруги Пелагии Михайловны Дмитриевских [1]. В 1885 году мальчика постигла невосполнимая утрата: 20 мая скончалась мать [2], а 16 июля того же года скончался и его отец [3].
Полным сиротой Леонид Дмитриевский был принят в Шуйское духовное училище, По окончании которого в 1890 году он был принят в I класс Владимирской Духовной семинарии, которую окончил в 1896 году. В 1896 году Дмитриевский поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1900 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Основные начала нравственного учения св. Иоанна Златоустаго» [4]. Важно отметить, что вместе с Леонидом Феодоровичем учебное заведение окончил Михаил Георгиевич Пхаладзе, будущий Патриарх Грузинский Мелхиседек (1952-1960 гг.).
24 октября 1900 года выпускник Казанской духовной академии утвержден в должности столоначальника Уфимской духовной консистории. В данной должности Дмитриевский состоял до 12 мая 1901 года, когда был определен на должность помощника инспектора в родную Владимирскую духовную семинарию [5].
Во Владимире Леонид встретил Веру Васильевну Шепелеву, которую полюбил всем своим сердцем. На Ставрополье в 1904 году Леонид Феодорович приехал уже женатым человеком [6]. 06 ноября 1904 года Преосвященным Агафадором, епископом Ставропольским и Екатеринодарским , Дмитриевский принят в клир Ставропольской епархии [7]. Первый опыт священнослужения отец Леонид получил в стенах Иоанно-Марииинского женского монастыря города Ставрополь [8].
03 ноября 1909 года священник был перемещен на первый штат Николаевской церкви села Армавир Кубанской области [9].
В Армавире священник состоял в должностях уездного наблюдателя церковно – приходских школ Кавказского отделения Ставропольского Епархиального Училищного Совета, был членом первой городской Думы от духовного ведомства [10].
Гражданская война стала для отца Леонида временем тревог и лишений: в селе Соломенское Ставропольской губернии был убит его брат– священник Григорий Дмитриевский, сам отец Леонид Великим постом 1918 года подвергался заключению, 05 июля 1919 года в результате переживаний о муже и детях от кровоизлияния в мозг скончалась матушка Вера Васильевна [11]. Священник не терял присутствия духа, помогал окружающим, в том числе заботился о жизни обреченных на смерть, больных и раненых бойцов Красной армии [12].
После Гражданской войны отец Леонид положил все свои силы на поддержание власти епископа Армавирского Симеона (Никольского). После его смерти, происшедшей в результате холеры 27 июня 1922 года, некоторые представители Армавирского духовенства признали Высшее Церковное Управление, которое назначило преемником епископа Симеона уклонившегося в обновленчество протоиерея Михаила Орлинского [13].
В биографических документах протоиерея Леонида Дмитриевского имеются сведения о его подчинении обновленческому епархиальному управлению в период до августа 1923 года [14].
После освобождения Патриарха Тихона из-под ареста община Николаевской церкви вернулась под омофор законного Предстоятеля, за этим событием последовало смещение отца Леонида с должности настоятеля.
9 сентября 1923 года священник Леонид Дмитриевский был вновь арестован [15], поданная во ВЦИК жалоба жителей Армавира способствовала освобождению отца Леонида под подписку о невыезде, но следствие в его отношении продолжалось [16]. 14 октября 1924 года отец Леонид был утвержден настоятелем Николаевского молитвенного дома в Армавире в юрисдикции Патриарха Тихона [17]. По сведениям родственников в период с 1918 года до 01 августа 1935 года священник Леонид Дмитриевский арестовывался порядка семи раз.
01 августа 1935 года отец Леонид был в очередной раз арестован и особым совещанием НКВД СССР осуждён по статье 58.10 и сослан в город Каргополь Северного края на три года.
В период оккупации Армавира немецко-фашистскими захватчиками в 1942 году пастырь вернулся к священническому служению.
31 июля телеграммой из Ульяновска протоиерей Николай Колчицкий, Управляющий делами Московской Патриархии, сообщил об утверждении протоиерея Леонида Дмитриевского в должности настоятеля Николаевской церкви в Армавире [18]. В данное время все когда-то действующие православные храмы в Армавире были разрушены или находились в полном запустении. «В конце 1942 г. … уцелевший до карнизов корпус Троицкого храма был возвращен верующим. Заигрывая с религиозными чувствами православных жителей, гитлеровцы рассчитывали обеспечить лояльность населения оккупированных территорий. Однако эта политика не принесла сколько-нибудь существенных результатов. Возвращаясь в церковные стены, горячо молились о даровании победы Красной Армии и скорейшем освобождении Родины от немецко-фашистских захватчиков» [19].
Первое богослужение в частично восстановленном Троицком храме в Армавире состоялось уже после его освобождения, на День Святой Троицы в 1943 году.
По свидетельству уполномоченного по делам Русской Православной Церкви по Краснодарскому краю Литвинова, усиление религиозности в регионе в первые годы войны было связано с деятельностью духовенства. Религиозный подъем в Армавире в данный период уполномоченный относит исключительно к деятельности протоиерея Леонида Дмитриевского [20].
В январе 1943 года протоиерей Леонид был включён в комиссию по расследованию нарушений, грабежей, зверств, учиненных немецко-фашистской армией в г.Армавир.
После освобождения Армавира священник занялся привычной для него со времен Гражданской войны деятельностью: собирал вещи и продукты для нужд раненых бойцов и их семей; собирал средства на самолет для Красной Армии. Акт, содержащий информацию о сборе прихожанами Троицкой церкви продуктов, белья, медикаментов, денег, свидетельствует об отзывчивости паствы на призывы отца Леонида жертвовать все необходимое для нужд находящихся на лечении в больничных учреждениях бойцов Красной Армии. В списке пожертвований: «бинты – 5 шт.; вата – 200г.; блюдце – 5 шт.; мисочка – 1 шт.; носки – 1 пара.; мука соевая – 1 ,0 кг.; сало св. – 0,5 кг., сухари тёмн. 8,0 кг.» [21] и т.д.
В письме врача городской больницы А.Иванова в адрес протоиерея Леонида Дмитриевского от 21 февраля 1943 года говорилось: «Уважаемый отец Леонид! Разрешите мне, как врачу самого большого лечебного учреждения в городе, выразить Вам, Вашей общине верующих и всем верующим Вашего прихода искреннюю благодарность за ту помощь, которую Вы оказывали и продолжаете оказывать нашей больнице, где находятся на лечении Ваши братья, отцы, мужья, матери и дети…. Вы отец Леонид, Ваша община верующих и все верующие Вашего прихода своевременно подали братскую руку помощи нашим же братьям, отцам, матерям, сёстрам и сыновьям, защищающим нашу великую родину, оказали материальную помощь больным и раненым, находящимся на лечении в больнице, которую я возглавляю» [22].
В актах о сборе материальных средств в пользу семей военнослужащих значатся немалые для военного времени суммы. Так, в акте от 7-8 августа 1943 года указана сумма пожертвования в размере 1024 рублей, в акте от 27-28 августа 1943 года указана сумма в размере 1348 рублей [23].
Как свидетельствуют документы, для нужд обороны и в фонд помощи сиротам и инвалидам Отечественной войны протоиереем Леонидом Дмитриевским в годы Великой Отечественной войны было собрано более 100 тысяч рублей [24].
За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. протоиерей Леонид был удостоен одноименной медали. Уполномоченный, докладывая о награждении ряда священнослужителей медалями, сообщал о смущении протоиерея Леонида Дмитриевского на церемонии вручения наград, в результате которого он отказался надеть медаль, полагая, что «это может подорвать его авторитет среди верующих» [25]. Только после того как епархиальный архиерей объяснил священнику значение награды, отец Леонид надел медаль на грудь.
В Великой Отечественной войне погиб и один из сыновей отца Леонида – Николай Леонидович Дмитриевский. Исторические источники свидетельствуют о том, что это произошло 06 февраля 1943 года в боях под Новороссийском [26].
Будучи пожилым и «потрепанным жизнью» [27] (как писал сам священник), находясь в неприязненных взаимоотношениях с благочинным, отец Леонид Дмитриевский, не имеющий средств к существованию и лишенный права совершать Божественную литургию, был в 1950 году снят с регистрации и почислен за штат Краснодарской епархии. Умер протоиерей Леонид Дмитриевский в 1963 году.
Судьба священника Василия Тимофеевича Никульчева имеет небольшие сходства с судьбой вышеназванного отца Леонида Дмитриевского.
Священник Василий Никульчев родился 3 марта 1976 года в селе Иванькова Тульской губернии в семье Тимофея Ивановича и Пелагии Евдокимовны Никульчевых [28].
Крещен Василий был 4 марта в Петропавловской церкви вышеназванного села. Восприемниками младенца стали «… деревни Прилук Московской губернии казенный крестьянин Иван Петров и села Иванькова г[осподина] Золотарева временнообязанного крестьянина Дмитрия Яковлева жена Екатерина Николаева [29]».
О детстве его ничего не известно. В 1888 году Василий был отдан для обучения в Ставропольское духовное училище, I класс которого окончил первым по первому разряду [30]. В 1893 году юноша окончил обучение в духовном училище и был переведен в I класс Ставропольской духовной семинарии [31]. Учеба в семинарии давалось Василию Тимофеевичу с трудом. В 1893 году, по окончании I класса семинарии, Василий был оставлен на второй год, а в 1894 году Василий был уволен из семинарии «по неуспеваемости» [32].
В 1898 году Василий Тимофеевич обвенчался с Анастасией Кузьминичной Белецкой [33]. Спустя три года, 26 декабря 1901 года, Никульчев был рукоположен во диакона к Успенской церкви хутора Романовского [34].
В хуторе Романовском, по утверждению отца Василия, родились все его дети. «Там, — писал в 1946 году отец Василий, — я положил начало своей службы в духовном ведомстве и не по официальной только обязанности, но по влечению сердца … Там … я переживал всю полноту счастья жизни семейной…» [35]. 20 июля 1914 года в Кресто-Воздвиженской церкви города Ставрополя епископом Александровским Михаилом (Космодемьянским) отец Василий был рукоположен во пресвитера к Николаевской церкви села Новомихайловского Кубанской области [36].
В период Гражданской войны, не поддерживая ни одну из сторон конфликта, отец Василий выступал с ходатайствами о помиловании бойцов Красной армии [37]. В 1919 году в разгар войны священник Василий Никульчев испытал «всю тяжесть страданий физических, когда в течении двух недель похоронил взрослую дочь и жену, умерших от тифа» [38], оставшись с тремя детьми [39]. В 1921 году священник был сослан в Рязанский концлагерь, где находился в течение 19-ти месяцев. Там, в условиях, которые нам сложно себе представить, ещё молодой священнослужитель перенес цингу и возвратный тиф [40].
После освобождения из заключения отец Василий вернулся в станицу Новомихайловскую, где продолжил священническое служение, после был перемещен в станицу Ковалевскую. В 1927 году священнослужитель был переведен в станицу Пшехскую. В данный период времени, скорее всего, священник Василий Никульчев находился в подчинении обновленческому епархиальному управлению.
В 1930 году отец Василий сослан на Колыму. Из ссылки вернулся в 1934 году и поселился в городе Кропоткине, как теперь называется хутор Романовский, находясь на иждивении двух своих сыновей. Храмы в Кропоткине в данное время все были закрыты. В период немецко-фашистской оккупации в Кропоткине началось возрождение церковной жизни. Прихожане Успенской церкви, зная отца Василия по периоду его диаконского служения, пригласили его священником в вышеназванный храм. 12 ноября 1942 года Ставропольским епархиальным управлением священник был утвержен в должности настоятеля этого храма. 20 декабря 1942 года священник Василий Никульчев был принят из обновленческого раскола в общение с Русской Православной Церковью настоятелем Покровского собора города Кропоткин священником Саввой Змитюровым [41].
«В приходе о.Никульчев пользовался любовью и уважением как хороший службист и как человек почтенного возраста, очень скромный, внимательный и добрый. Его отеческие старческие беседы за богослужением никогда не выходили из приделов Евангельских поучений веро и нравоучительного содержания» [42] — писал близко знакомый с отцом Василием протоиерей Александр Беневольский.
22 января 1943 года отец Василий, как писал он позднее, «изнуренный непрерывными бомбежками, убоявшись приближения фронта, оставил свой приход и выехал из него искать для себя более спокойной жизни» [43]. Поступок отца Василия уже в послевоенное время объяснял отец Александр Беневольский. Основываясь на частных разговорах со священником, отец Александр пояснял, что отец Василий перенес ряд ссылок и боялся, что может вновь оказаться в заключении. «Возможно, — писал протоиерей Александр Беневольский, — что под влиянием такого страха и особенного окружающей паники в момент отступления немцев, он и решился уйти» [44]. Начался двух с половиной годичный период странствования священника Василия Никульчева.
По прибытии в Мариуполь, 14 марта 1943 года митрополитом Ростовским Николаем (Амасийским) отец Василий был принят в клир Мариупольский епархии и назначен вторым священником Николаевской портовой церкви Мариуполя [45]. В Николаевском храме пастырь служил до 05 октября 1943 года, когда выехал из Мариуполя в город Одессу, куда прибыл 27 октября. 1 ноября священник Василий Никульчев был главой православной миссии румынской провинции Транснистрия митрополитом Виссарионом (Пую) назначен священником Михаило-Архангельской церкви города Одесса [46].
В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля 1944 года, священник переехал в Браилов, где был помещен в общий немецкий лагерь. В мае 1944 года арестант был переведен в лагерь на территорию Германии, где работал чернорабочим в карьере по добыче камня.
В 1945 году освобожден и отправлен в Кропоткин, куда прибыл 17 июля победного 1945 года. Вспоминая годы своего странствования, отец Василий писал епископу Флавиану: «в то время сбылись на мне слова апостола «Окаянен аз человек! Не еже бо хочу доброе творю: но еже не хочу злое, еже содеваю». И вот два с половиной года пришлось мне странствовать по белу свету, при чем и в земле «чуждей» пришлось побывать; два с половиной года мое сердце ныло и болело по оставленным мною родным местам; два с половиной года я мучился и терзался сознанием, что я нарушил долг пастыря, перестал питать хлебом духовным своих пасомых, перестал вразумлять их в их заблуждениях, перестал исцелять болезни их душ. Заботы о своем собственном благополучии и о сохранении своей жизни затмили во мне истины Евангельского учения о самоотверженных подвигах служения пастыря, о самоотверженных подвигах его среди словесных овец. И ни на одну минуту не умолкал во мне некий голос, напоминающий мне об этом. Сознание моей виновности настолько тяготило мою совесть, что я со страхом и трепетом ожидал моего возвращения в родные места» [47].
Возвращенный в клир Краснодарской епархии, священник был назначен в станицу Кавказскую. По свидетельству самого отца Василия,он так же, как и отец Леонид Дмитриевский, потерял на войне сына, погибшего под Сталинградом. Умер священник в 1949 году.
Все вышеперечисленное позволяет сделать, пожалуй, лишь один вывод о том, что духовенство Русской Православной Церкви всегда было неотъемлемой частью народа с его нуждами и тревогами, страхами и лишениями.
Примечания:
- Клировая ведомость Николаевской церкви города Армавира Кубанской области за 1916 год. // Государственный архив Ставропольского края (далее – ГАСК). Ф.135. Оп.74. Д.1039. Л.4 об-11.
- Фролов Н. В., Фролова Э. В. Ковровско-Судогодский. некрополь. Ковров, 2005. C.21.
- Там же.; Владимирские епархиальные ведомости.1885. №16. С.498
- Отчет о состоянии Казанской Духовной Академии за 1899-1900 учебный год. Казань, 1900. С.20.
- Клировая ведомость Николаевской церкви города Армавира… // ГАСК. Ф.135. Оп.74. Д.1039. Л.4 об-11.
- Погорелова И.В. Дорогою служения. Тосно, 2015. С.11-13.
- Клировая ведомость Николаевской церкви города Армавира… // ГАСК. Ф.135. Оп.74. Д.1039. Л.4 об-11.
- Там же.
- Там же.
- Там же.
- Антоний (Малинский), иеромонах. Православная Церковь в Армавире в годы Гражданской войны (по данным неопубликованного источника). // Армавир в трех столетиях истории России: XIX – XX – XXI вв. (к 180-летнему юбилею города): Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / гл.ред. А.Р. Галустов; науч. ред. С.Н. Ктиторова. – Армавир, С.122-126.
- Антоний (Малинский), иеромонах. Опыт печалования Русской Православной Церкви в годы Гражданской войны (к истории Русской Православной Церкви в восточных районах Кубани в начале XX века). // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии, №1 (4), 2020. В печати.
- История иерархии Русской Православной Церкви: комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. М., 2006. С.29.
- Личное дело протоиерея Леонида Дмитриевского. // Архив Екатеринодарского епархиального управления.
- Переписка ВЦИК с Наркоминделом, Наркомюстом, ГПУ об объединении православной и католической церквей, об арестах служителей культа, о жалобах на неправильные действия местных властей по отношению к религиозным объединениям и по др. вопросам культа. // ГАРФ. Ф.Р-5263. Оп.1. Д.55. Л.204-205 об., 336, 338-338 об.
- Там же.
- Личное дело протоиерея Леонида Дмитриевского. // Архив Екатеринодарского епархиального управления.
- Документы из архива семьи Дмитриевских.
- Очерки истории православия Средней Кубани (территория Армавирской епархии). Армавир, 2020. В печати.
- Докладная записка председателю Совета по делам Русской православной Церкви при Совете Министров СССР. // ГАКК. Ф.Р.-1519. Оп.1. Д.56. Л.48, 55, 61.
- Документы из архива семьи Дмитриевских.
- Там же.
- Документы из архива семьи Дмитриевских.
- Список лиц представляемых к вручению медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». // Государственный архив Краснодарского края (далее – ГАКК). Ф.Р.1519. Оп.1. Д.1. Л.33.
- Информационный доклад председателю Совета по делам Русской православной Церкви при Совете Министров СССР о работе за IV квартал 1946 г. // ГАКК. Ф.Р.-1519. Оп.1. Д.28. Л.114, 126-127, 135.
- Донесения о безвозвратных потерях. // Центральный архив Министерства Обороны. Ф.58. Оп.18001. Д.178. Л.21.
- Личное дело протоиерея Леонида Дмитриевского. // Архив Екатеринодарского епархиального управления.
- Клировая ведомость церкви Успения Пресвятой Богородицы хутора Романовского Кавказского отдела Кубанской области за 1902 год. // ГАСК. Ф.135. Оп.60. Д.528н. Л.88 об.; ГАКК. Ф.Р.1519. Оп.2. Д.301. Л.35.
- Метрическая книга Тульской духовной консистории Петропавловской церкви села Иваньково Каширского уезда Тульской губернии за 1876. // Государственный архив Тульской области. Ф. 93. Оп. 1. Д. 2589. Л. 63об.-64.
- Ставропольские епархиальные ведомости. 1889. №14. С.253.
- Ставропольские епархиальные ведомости. 1892. №13. С.214.
- Ставропольские епархиальные ведомости. 1893. №13. С.162.
- Личное дело протоиерея Василия Никульчева. // Архив Екатеринодарского епархиального управления.
- Клировая ведомость церкви Успения Пресвятой Богородицы хутора Романовского ….. // ГАСК. Ф.135. Оп.60. Д.528н. Л.88 об.
- Личное дело протоиерея Василия Никульчева. // Архив Екатеринодарского епархиального управления.
- Ставропольские епархиальные ведомости. 1914. №.32. С.896.
- Антоний (Малинский), иеромонах. Опыт печалования Русской Православной Церкви в годы Гражданской войны (к истории Русской Православной Церкви в восточных районах Кубани в начале XX века). // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии, №1 (4), 2020. В печати.
- Личное дело протоиерея Василия Никульчева. // Архив Екатеринодарского епархиального управления.
- Прошение в Рязанскую Губернскую Чрезвычайную комиссию заключенного в Рязанском концентрационном лагере священника Василия Никульчева. // Государственный архив Рязанской области. Ф.Р.-2817. Оп.1. Д.204. Л.9.
- Там же.
- Личное дело протоиерея Василия Никульчева. // Архив Екатеринодарского епархиального управления.
- Там же.
- Там же.
- Там же.
- Там же.
- Там же.
- Там же.