Иеромонах Гавриил (Мельников), кандидат богословия, насельник Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря.
Доклад на конференции «Святоотеческое наследие и воспитание детей и юношества» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений.
Москва, Белый зал Храма Христа Спасителя, 27 января 2016 года
Дорогие архипастыри, Владыка Игнатий, Владыка Питирим, досточтимые отцы и матушки, братья и сестры!
- Традиция Церкви есть Новация. Предание Церкви само есть такая Традиция, которая является одновременно бесконечной Новацией, способной бесконечно оживотворять все сферы нашей жизни, в частности, образование и воспитание.
- В Задонске Липецкой области группа монахов нашего монастыря 17 лет сотрудничает с образовательными учреждениями, основная форма – факультатив «Основы православной культуры».
- В первую очередь мы старались опираться на огромное богатство Церковного Предания, Библейскую историю, жития святых, историю Церкви, основными принципами положив 1) Простоту изложения (по святому Иоанну Кронштадтскому: «Душа – простое существо, изложенные просто истины остаются надолго, мудреные уроки не достигают цели»); 2) Доброту и любовь на уроке, чтобы дети полюбили Бога, чтобы в учителе дети видели образ Христов; 3) Интересность урока (Святейший Патриарх Кирилл, еще будучи митрополитом, сказал однажды, что революция бы не произошла, если бы Закон Божий преподавался интересно). 4) Воцерковление детей – цель урока, для этого и экскурсии, а главное, участие в Таинствах Исповеди, Причастия. 5) Полнота Предания, когда на одном уроке реализуется параллельное изложение нескольких пластов Предания: Событие или пророчество Ветхого Завета, тут же его исполнение в Новом Завете, в этом контексте раскрывается некая вероучительная Истина (элемент догмата) и некое практическое приложение (этика, молитва, борьба с грехом), возможно с иллюстрацией из Истории Церкви. Получается четырех-пятичастная структура: Ветхий Завет–Новый Завет–догмат–практика (иногда с Историей Церкви), это очень обширно, поэтому не все элементы могут обязательно присутствовать на каждом уроке, но такой многослойностью достигается насыщенность урока, многогранность охвата Предания, такая многогранность есть источник постоянной новизны, каждая тема может даваться под разными углами зрения: Манна – Тайная Вечеря – Таинство Причастия – Причастие в нашей жизни, или Древо Жизни – Тайная Вечеря – понятие Пресуществления – Причастие как залог бессмертия. Таких сочетаний бесконечно много, Предание оказывается бесконечной новизной, неисчерпаемым материалом урока. 6) Только мы подходим к важности говорить с детьми на их уровнео страстях и добродетелях, следуя идее одного педагога, что если дети научатся видеть свои недостатки, то скорее всего из них получатся православные люди.
- На уроках по теме «Живые догмы» мы рассматривали с детьми основные догматы веры – тайны Святой Троицы, Богочеловека, сотворения мира из ничего, Искупления, Воскресения, Вознесения, Церкви, Последнего Суда, Будущего века и некоторые другие. Мы выясняли, что это не мертвые, косные догмы, мешающие жить, как например, отжившая гипотеза о происхождении человека от обезьяны, ставшая мертвой догмой в сознании групп людей. Догматы веры – Истины, которые оживотворяют нас, дают надежду, радость, смысл, вдохновение, образцы любви, жертвенности, дружбы. Каждый их этих догматов можно применять как образцы для жизни, для радости, для надежды. Так традиция обновляет нашу жизнь как вечная инновация.
- Интегрированные уроки литературы также пример инновационного воздействия Православной традиции. Например, Екатерина из «Грозы» Островского, всем известный персонаж, оказывается в свете церковного Предания не «лучом света в темном царстве», а человеком глубоко несчастным, оторванным от Предания, от Церкви, она в храме не молится, а скорее мечтает, не научена прибегать в борьбе с искушением к Таинству Исповеди, она не научена открывать свою душу перед священником, это ее трагедия. Стараясь на уроке осмыслить это произведение в духе учения старца Паисия Святогорца о жертвенности в семье, священник вызвал удивление учителя литературы: «Батюшка, вы одну за другой поломали все схемы, все подходы к этому произведению из наших методических рекомендаций». То есть для школы такой подход действительно является новацией. В области преподавания литературы, истории инновационный потенциал Традиции Церкви громаден и еще плохо освоен.
- Сюда относятся и образы новомучеников, на житиях которых можно о многом говорить с детьми, это только осваивается. Новомученики жили не так давно, их пример для нас особенно убедителен. Адаптация святоотеческих сочинений для детского возраста, т.е. патрология для детей, вообще почти не начата, на мой взгляд, а это огромный пласт, он сложен для освоения из-за глубины наследия Отцов, трудности отбора материала. Даже студентам семинарии не легко дается патристика, но там можно найти такие замечательные крупицы. Этим обязательно надо заниматься. Также Патрология для учителей – не освоенная целина.
- Темы целомудрия, девственности (а так же идеал семьи как жертвенного служения) сейчас столь не известны широким слоям молодежи, так далеки от их повседневной практики, что если бы удалось в масштабах всей страны говорить с обществом о традиционном целомудрии, то это стало бы мощной живоносной инновацией в нашем обществе.
- В Задонске есть и оригинальный учитель-новатор, монах, который посещает уроки учителей литературы, чтобы поучиться у них, он все время ищет новые подходы, чтобы на уроке заговорили сами дети, чтобы их умы и сердца на уроке раскрылись и наполнились смыслами, чувствами и желаниями из Бога исходящими. Это монах Алипий – простота и глубина сочетаются в его опыте. Он считает, что с детьми можно говорить на самые сложные темы в диалоговой форме. Он подключает и опыт Колчеевых «Театрализованные игры в школе» к изучению Библейских сюжетов, воцерковляет опыт Амонашвили и других великих педагогов. Традиция Церкви распознает как свое и преображает все ценное в человеческой культуре, ибо все хорошее исходит от Христа.
Благодарю за внимание!